Педагогический проект
тема:
«Поварята»
Исполнитель:
Воспитатель
МБДОУ № 7
Шахова С.А.
Паспорт проекта.
Тема: «Поварята»
Проблема: вызвать интерес к изобразительной деятельности через интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов.
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь
Вид проекта: творческо-познавательный
Актуальность: Ребёнку младшего дошкольного возраста интересно всё, что его окружает: игрушки, предметы быта и материалы, с которыми можно что-то сделать, поиграть. Этими материалами мог быть: краски; цветные мелки; мыльная вода; песок и глина, пластилин и солёное тесто и т. д. Ребёнок с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, а взрослый может поддержать этот интерес и обучить его рисовать различными средствами, лепить, конструировать. Работы с пластичными материалами развивают и обучают детей.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста является тесто и современный пластилин (он имеет более пластичную консистенцию).
В условиях детского сада программой предусмотрены занятия лепкой из пластилина один раз в неделю. Исходя из приоритетного осуществления деятельности по художественно-эстетическому развитию МБДОУ № 56 выбор пал на работу по развитию творческих способностей детей в виде проекта.
Новизна: Лепка из слоеного теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель проекта: Создание условий по развитию творческих способностей и элементов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с приёмами и способами лепки из солёного теста и мягкого пластилина.
Поиск эффективных методов и приёмов развития творческих способностей детей.
Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка.
Развивающие :
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.
Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, мышление и любознательность и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Воспитывать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать основы безопасного поведения с различными материалами.
Этапы работы:
I этап – подготовительный: сентябрь.
II этап – основной: сентябрь –1-я половина ноября
III этап – завершающий: ноябрь.
Ожидаемые результаты:
Дети знакомы со свойствами соленого теста.
Сформированы умения работы с соленым тестом.
Развита познавательная активность.
Развитие мелкой моторики и координации рук детей.
Развит и пополнен словарь детей.
— Подбор методической литературы по данной теме и её изучение.
— Составление плана работы над проектом.
— Подбор дидактического материалов, оборудования, инструментов.
— Подбор художественного слова для создания игровой ситуации.
Перспективное планирование проектной деятельности
1-й этап - подготовительный
№ | мероприятия | сроки | результат |
С педагогами |
| Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала | сентябрь | Повышена компетентность педагогов по теме |
| С воспитанниками |
| Разработка содержания проекта: «Поварята» | сентябрь | Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
| Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | сентябрь | Определен объем и содержание работы по проекту. |
| С родителями |
| Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к творческой деятельности» | сентябрь | Выявлены знания родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. |
| С социумом |
| Создание странички на сайте ДОУ | сентябрь | Налажено взаимодействие с родителями через интернет. |
2-й этап – практический
№ | мероприятия | сроки | результат |
| С педагогами |
| Семинар – практикум «Лепка из теста» | Октябрь | Повышен уровень педагогического мастерства по вопросам творческого развития детей. |
| Консультация « Как вызвать интерес к лепке у детей младшего дошкольного возраста» | | Повышена компетентность педагогов по вопросам нетрадиционной лепки |
| С воспитанниками |
| НОД «Тюшки – титюшки». | | Дети знакомятся с тестом как с художественным материалом, в ходе экспериментирования с ним узнают о свойствах теста. |
| НОД «Колбаски для Трезора». НОД «Бублики – баранки». | | Дети умеют лепить образы на основе валика, умеют раскатывать тесто прямыми движениями ладоней. |
| НОД «Прянички». | | Дети умеют создавать изображение на пласте теста с помощью пуговиц с рельефной поверхностью. Развивается мелкая моторика. |
| НОД «Печенье для кисок Борисок». | | Дети умеют создавать силуэтные изображения из теста, с помощью формочек для теста. |
| Дидактические игры: «Дорисуй предмет» «Составь узор» «Разноцветные шары» «Собери гусеницу» | | У детей развивается мелкая моторика, творческое воображение и т.д. |
| С родителями |
| Памятка для родителей: «Организация самостоятельной творческой деятельности детей» | сентябрь | Родители имеют информацию об организации изобразительной деятельности детей дома. |
| Консультация для родителей: «Не мешайте расти юному гению» | октябрь | Повышен уровень педагогической компетентности родителей в вопросах нетрадиционной лепки. |
| Организация выставки совместных работ детей и родителей по нетрадиционной технике лепки. | Октябрь, ноябрь | Вызван интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми. |
| Мастер – класс для родителей по теме: «Лепим из соленого теста». | Октябрь | Повышен уровень педагогической компетентности родителей в вопросах лепки из соленого теста. |
| Консультация для родителей оформление в папках передвижках: «Лепка как способ развития мелкой моторики» | | Повышен уровень педагогической компетентности родителей в вопросах нетрадиционной лепки. |
| Фотовыставка «Наша жизнь день за днем» | В ходе реализации проекта | Родители имеют представление о реализации проекта |
| С социумом |
| Обновление странички на сайте | В ходе реализации проекта | Открытость деятельности по реализации проекта. |
| | | |
3-й этап – заключительный
№ | мероприятия | сроки | результат |
С педагогами |
| Презентация проекта на педсовете | Ноябрь | Педагоги ДОУ имеют представление о проекте. |
| С воспитанниками |
| Развлечение «Поварята» | | Дети имеют возможность закрепить навыки нетрадиционного рисования и возможность использования его в различных ситуациях. |
| С родителями |
| Презентация проекта на родительском собрании. | Ноябрь | Родители имеют представление о результатах проекта. |
| Организация выставки «Угощения для наших любимцев» | Ноябрь | Родители имеют интерес к совместной продуктивной деятельности с детьми. |
| | | |
Список литературы.
1 . Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
2. Давыдова, Г.Н. Лепка из соленого теста в детском саду/Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
5. Субботина Л. Развитие воображения у детей раннего возраста Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
6. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники лепки в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007.
Материалы:
— Солёное тесто, пластилин.
— Клеёнки для покрытия стола.
— Формочки для вырезания теста.
— Печатки, пуговицы.
— Фартуки.
— Влажные салфетки.
— цветной картон.
— Дидактические игрушки для мотивации детей.
Вид проекта: подгрупповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Ожидаемый результат:
Этапы реализации проекта «Поварята»
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Основной.
НОД «Художественное творчество». Лепка из солёного теста и пластилина.
«Тюшки – титюшки».
Задачи. Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства.
Словесное сопровождение.
Тюшки – титюшки –
Испечём ватрушки!
Тёшки – тетёшки –
Испечём ленёшки!
Тюшки – титюшки!
Испечём ватрушки –
Всем дадим!
«Колбаски для Трезора».
Задачи. Учить лепить образы на основе валика: раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «туда – сюда». Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Мотивационный момент.
Возле будки дремлет пёс,
Спит, закрывши лапой нос.
Накормить его забыли,
С поводка не отпустили,
И голодный наш Трезор
Грустно охраняет двор.
Я налью побольше щей,
Накормлю его скорей!
«Бублики – баранки».
Цель. Учить лепить образы на основе валика.
Задачи. Продолжать учить детей раскатывать столбики между ладонями «туда-сюда» и видоизменять форму – загибать в форму кольца, прищипывая в местах соединения. Развивать координацию движениё обеих рук, мелкую моторику.
Словесное сопровождение.
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
«Прянички».
Цель. Учить создавать изображения на пласте теста.
Задачи. Учить детей скатывать шарики и сдавливать между ладонями, создавая пласт. Учить создавать изображение на пласте теста с помощью пуговиц с рельефной поверхностью. Развивать мелкую моторику.
Мотивационный момент.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка!
А ребяток позову —
Пирожками угощу.
«Печенье для кисок Борисок». Картинки на тесте.
Цель. Учить выполнять силуэтные изображения из теста.
Задачи. Вызвать интерес к созданию силуэтных фигурок из теста. Обучить способам получения изображения с помощью формочек для выпечки. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
Мотивационный момент.
Две киски – две Бориски
На досточках сидя,
Перед ними две ириски –
Они их не едят.
Они глядят на пуделя
По имени Антон,
Который булку кушает
По имени — батон.
И слюнки у Борисок –
Лишь успевай глотать…
— Антон, возьми ирисок,
Дай хлеба пожевать…
В. Симонов.
6. Картинка «Виноград». Рельефная лепка из пластилина (коллективная композиция).
Цель. Учить детей создавать коллективные рельефные изображения из пластилина.
Задачи. Продолжать учить детей отщипывать кусочки пластилина от куска и скатывать из него шарики и прикреплять к фону способом надавливания. Вызвать интерес к созданию коллективной картинки. Развивать тактильные ощущения, чувство цвета. Укреплять пальцы и кисть руки.
Художественное слово.
Что сказать про виноград.
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный.
В. Степанов.
7. Картинка «Петушок Золотой гребешок». Рельефная лепка из солёного теста (коллективная композиция).
Цель. Учить детей создавать коллективное рельефное изображение из солёного теста.
Задачи. Закреплять умение раскатывать валики между ладонями (туда-сюда) и прикреплять их к фону. Вызвать интерес к созданию коллективной картинки. Развивать мелкую моторику.
Художественное слово.
Петушок, петушок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес,
За реку
Покричи:
— Ку-ка-ре-ку!
8. Картинка «Солнце на небе ярко сияло…». Рельефная лепка из цветного солёного теста (коллективная композиция).
Цель. Продолжать учить создавать коллективное рельефное изображение из цветного солёного теста.
Задачи. Учить детей использовать в выполнении композиции разные способы лепки (раскатывание валика между ладонями, катание шариков между ладонями). Продолжать учить создавать композицию, опираясь на силуэтное изображение.
Художественное слово.
Солнце на небе ярко сияло,
Своими лучами нас согревало.
Тучи по небу быстро бежали,
Лучики в тучах надолго застряли.
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
9. «Я маму научу». Совместная деятельность детей и родителей.
3 этап.
Выставка творческих работ.
Презентация краткого содержания проекта для родителей.
Детско-родительское развлечение «Весёлый поварёнок».
Предполагаемый результат:
В процессе взаимодействия «педагог – дети – родители»:
Дети:
-Овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональных назначениях художественных материалов (солёного теста и пластилина).
-Возрастает речевая активность в разных видах деятельности.
-Проявляют доброту , заботу, бережное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни.
Родители:
-Приобретают опыт творческого взаимодействия с ребёнком.
-Осознают значимость сотрудничества «педагог – дети – родители» для гармоничного развития личности ребенка.
Дошкольное
детство – это
период, предназначенный самой природой, для творчества и активного познания мира
.
Л.С.
ВЫгодский
Особое
значение в
художественно – эстетическом развитие
детей занимают наблюдения в
природе, рассматривание
предметов
декоративно -
прикладного
творчества
, иллюстраций и
картинок.
Художественно-эстетическое
развитие детей
1
младшей
группы.
Задачи проекта:
Способствовать формированию эстетического восприятия детей.
Уточнять представления о мире искусства.
Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности.
Способствовать Формированию ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Продолжать развивать мыслительные процессы, мелкую моторику рук, способствовать развитию наблюдательности, любознательности.
Способствовать Умению Использовать нетрадиционную форму в художественной деятельности.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках; поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Цель проекта:
Организовать деятельность детей для Совершенствования всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс ;
Способствовать формированию у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Учимся- играя.
Дидактические игры по ознакомлению с цветом, формой, размером.
Актуальность
данного проекта состоит в том, что в последние
годы возрастает внимание к проблемам теории и
практики художественно-эстетического развития,
как важнейшему средству формирования
отношения к действительности, средству
формирования всесторонне развитой, духовно
богатой личности. Но невозможно представить
процесс этого формирования при каждодневном
«удалении человека от своей колыбели – природы,
которая поистине прекрасна…». И начинать
приобщать человека к прекрасному, надо как
можно раньше – с дошкольного возраста, причем
воспитывать его не только как созерцателя и
слушателя, но и как активного творца красоты.
В ходе таких наблюдений и рассматриваний у детей развиваются такие
Качества, как умение замечать и любоваться красотой родного края,
знакомится и восхищаться работами художников и мастеров,
узнавать в них знакомые образы и в дальнейшем использовать полученные
знания в своих работах.