СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Дневник как литературный жанр и его реализация во временных рамках."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектное исследование жанра дневника. Попытка стилизовать дневник Татьяны Лариной

Просмотр содержимого документа
«доклад в таблице 2»

Слайды

Текст

1 заголовок

Актуальность.

Несмотря на век техники и интернета, человек нуждается в выплеске эмоций. Не всегда это возможно сделать в личной беседе, не всегда это хочется делать. Поэтому достаточно актуальна точка зрения: «Бумага стерпит», а форма дневника помогает реализовать желание поделиться чем-либо.

2 цель и задачи

Цель:

  • Выяснить , ведут ли дневники современные подростки и что они вкладывают в понятие дневникового жанра.

  • Определить основное назначение дневника

  • Можно ли стилизовать дневник литературного героя.

Задачи:

  • Исследовать мнение обучающихся.

  • Исследовать текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  • Создать стилизованный дневник Татьяны Лариной.

Гипотеза:

  • Дневник актуален и по сей день. Создать дневник литературного героя на основе полного текста произведения возможно.



3 Лихачев

На пользе создания дневника настаивал Дмитрий Сергеевич Лихачев


4 Чудакова

Личный дневник — это анализ самого себя. Ведь оглядываясь на свое прошлое, изучая свое поведение можно определить, как правильно повести себя в будущем.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное. Оно показано на экране.

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. По дневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки .Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие.

5 История дневниковой формы 

История дневниковой формы начиналась от подневных автобиографических записей, до литературных произведений.

Историю бытования дневниковых записей условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных

6. X–XVI века

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования,


7. XVII век. 

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.


8 XVIII — начало XIX века

9



10

XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок


к примеру, произведение Гильденштедта или


Вяземского П. 

11

5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

12.

Следует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.



13

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

14

Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

15

Литературные произведения в форме дневника представлены на слайде («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.




16

Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов

17, 18


19, 20

Мы взяли на себя смелость предположить, как бы выглядел дневник одной из самых чудесных героинь русской литературы Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Ведь Татьяна была достаточно замкнута в себе, не имела подруг, ей не с кем было поделиться чувствами, которые «теснили грудь» и требовали выхода.

За основу мы взяли оригинал текста романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», исследовали главы, в которых присутствует данная героиня или гипотетически могла бы присутствовать, и составили литературную стилизацию личного дневника. В нем представлены события и связанные с ними переживания героини. Ссылки на главы указаны под каждой дневниковой записью.

Приведем несколько записей Татьяны Лариной в сопоставлении с оригиналом текста бессмертного роман.



В заключение хотелось бы дать несколько советов тем, кто решит вести дневник.

Выводы

  • Мы можем сделать вывод: наша гипотеза подтвердилась. Дневник актуален и по сей день. Создать дневник литературного героя на основе полного текста произведения возможно.

21

  • Материал нашего проекта можно использовать

  • На элективном курсе по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров»

  • В работе Литературного кружка.

  • Как иллюстративный материал при изучении романа А.С.Пушкина (подготовка к сочинению)

Кроме того, можно попробовать создать серию дневников различных литературных героев.


Просмотр содержимого презентации
«Дневник Татьяны»

Дневник как литературный жанр и его реализация во временных рамках           Проект

Дневник как литературный жанр и его реализация во временных рамках

Проект

  • Предмет – литература
  • Автор – Петрова Ангелина, МАОУ СОШ №4 г. Черняховск.
  • Руководитель – Маринчук С.М., учитель русского языка и литературы
Цель: Выяснить , ведут ли дневники современные подростки и что они вкладывают в понятие дневникового жанра. Определить основное назначение дневника Можно ли стилизовать дневник литературного героя. Задачи: Исследовать мнение обучающихся. Исследовать текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Создать стилизованный дневник Татьяны Лариной. Гипотеза: Дневник актуален и по сей день. Создать дневник литературного героя на основе полного текста произведения возможно.
  • Цель:
  • Выяснить , ведут ли дневники современные подростки и что они вкладывают в понятие дневникового жанра.
  • Определить основное назначение дневника
  • Можно ли стилизовать дневник литературного героя.
  • Задачи:
  • Исследовать мнение обучающихся.
  • Исследовать текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Создать стилизованный дневник Татьяны Лариной.
  • Гипотеза:
  • Дневник актуален и по сей день. Создать дневник литературного героя на основе полного текста произведения возможно.
Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например.  (Д.С. Лихачёв)
  • Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например.  (Д.С. Лихачёв)
“ Дневник  — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц”   М. Чудакова
  • Дневник  — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц”  
  • М. Чудакова
История дневниковой формы  

История дневниковой формы  

  • 1.  Дохристианская Русь
2.  X–XVI века.   Андрей Курбский «История о великом князе Московском...».

2.  X–XVI века.  

Андрей Курбский «История о

великом князе Московском...».

3.  XVII век.  

3.  XVII век.  

4.  XVIII — начало XIX века.  

4.  XVIII — начало XIX века.  

«Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»;

«Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»;

Вяземский П.  «Из старой записной книжки»).

Вяземский П.  «Из старой записной книжки»).

5.  XIX — начало XX века.  Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. 6.  XX–XXI века.  Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.
  • 5.  XIX — начало XX века.  Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.
  • 6.  XX–XXI века.  Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.
«LiveJournal» («ЖЖ»)

«LiveJournal» («ЖЖ»)

Собственно дневник  

Собственно дневник  

Дневник писателя.  

Дневник писателя.  

Литературные произведения в форме дневника  

Литературные произведения в форме дневника  

Дневник Татьяны Лариной XXI И сердцем далеко носилась  Татьяна, смотря на луну...  Вдруг мысль в уме ее родилась...  «Поди, оставь меня одну.  Дай, няня, мне перо, бумагу,  Да стол подвинь; я скоро лягу;  Прости». И вот она одна.  Все тихо. Светит ей луна.  Облокотясь, Татьяна пишет,  И все Евгений на уме,  И в необдуманном письме  Любовь невинной девы дышит.  Письмо готово, сложено...  Татьяна! для кого ж оно?

Дневник Татьяны Лариной

XXI

И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну... Вдруг мысль в уме ее родилась... «Поди, оставь меня одну. Дай, няня, мне перо, бумагу, Да стол подвинь; я скоро лягу; Прости». И вот она одна. Все тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме, И в необдуманном письме Любовь невинной девы дышит. Письмо готово, сложено... Татьяна! для кого ж оно?

XXXVI Но день протек, и нет ответа.  Другой настал: все нет как нет.  Бледна, как тень, с утра одета,  Татьяна ждет: когда ж ответ?  Приехал Ольгин обожатель.  «Скажите: где же ваш приятель? —  Ему вопрос хозяйки был. —  Он что-то нас совсем забыл».  Татьяна, вспыхнув, задрожала.  — Сегодня быть он обещал, —  Старушке Ленский отвечал, —  Да, видно, почта задержала. —  Татьяна потупила взор ,

XXXVI

Но день протек, и нет ответа. Другой настал: все нет как нет. Бледна, как тень, с утра одета, Татьяна ждет: когда ж ответ? Приехал Ольгин обожатель. «Скажите: где же ваш приятель? — Ему вопрос хозяйки был. — Он что-то нас совсем забыл». Татьяна, вспыхнув, задрожала. — Сегодня быть он обещал, — Старушке Ленский отвечал, — Да, видно, почта задержала. — Татьяна потупила взор ,

Практическое применение представленного материала.

Практическое применение представленного материала.

  • Элективный курс по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров»
  • Литературный кружок.
  • Иллюстративный материал при изучении романа А.С.Пушкина (подготовка к сочинению)
Источники.

Источники.

  • http://lit.1september.ru/article.php?ID=200601914 Журнал «Литература» № 19 2006 г.
  • https://sunmag.me/sovety/02-02-2014-lichnyj-dnevnik-kak-vesti-i-kak-oformit.html
  • http://www.kakprosto.ru/kak-910875-kak-vesti-lichnyy-dnevnik
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»