Министерство образования и науки РБ
Республиканский конкурс учителей «Педагогическая элита Бурятии»
«Компетентностный подход в современном образовательном пространстве»
Проект
Эко – ном
Выполнила: Русанова Татьяна Леонидовна,
учитель математики МОУ «СОШ № 57 г.Улан-Удэ»,
отличник просвещения РФ
Экономическая компетентность – необходимое условие социализации учащихся.
Краткое описание проекта
Модернизация образования предполагает развитие у учащихся ключевых компетентностей:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных (сбор материала, отражающего экономическое развитие предприятия, значение экономики на производстве и в быту);
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). На их формирование направлен данный проект.
Анализ результатов сдачи ЕГЭ и ЕМЭ показал, что одной из проблем являются трудности решения текстовых задач. Это объясняется тем, что ученикам предлагается «сухой кусок теории», оторванный от жизни, и малой долей времени, отведённого на отработку навыков решения задач. Анализируя содержание учебников, можно сказать, что программа шестого класса, где, в основном, формируется навык решения текстовых задач, включая задачи на проценты, содержит всего 10 % от количества всех заданий курса, в 7-8 классах - всего 5 %, в 9 классе – 3 %. В 10-11 классах – таких заданий в программе нет. Творческое составление текстовых задач на основе собранного самостоятельно материала и их решение будет способствовать формированию ключевых компетентностей.
Задача руководителя проекта – поиск новых эффективных норм и методов формирования навыков решения текстовых задач. Главным составляющим проекта является не простое решение задач, а деятельность по составлению задач самими учащимися. Так как эта работа формирует у учеников критического отношения к предложенному, знакомит с экономической стороной производства, развивает творческие способности.
Близость с предприятием ТЭЦ-2, на котором работают 40 % родителей школьников, способствует сбору необходимого материала, связанного с экономикой и экологией, включению в учебный курс необходимого числа примеров и задач, относящихся по форме и содержанию к различным вопросам производства. Сбора статистических данных, характеризующих экономическое развитие предприятия. Создавая задачи прикладного характера, убедить учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, пробудить интерес к предмету, доказать его практическую значимость.
Заинтересованность всех участников проекта очевидна – дети знакомятся с профессией родителей, родители, общаясь с детьми, помогают составлять задачи, учитель, корректируя работу, повышает качество образования.
Таким образом, проект «ЭКО-НОМ» необходим всем!
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование компетентностного подхода при решении текстовых задач у учащихся
Задачи проекта:
формирование умения строить математические модели;
показать прикладную значимость математики в практической деятельности человека;
создание условий, позволяющих ученику определиться с выбором профессии;
усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами: экономикой, информатикой, физикой, химией, экологией, технологией;
формирование компетенции в самостоятельной познавательной деятельности.
III. Описание проекта (стратегия, механизм достижения поставленной цели)
Подготовительный этап
1) Проведение на базе 9 «Б» класса серии уроков с целью ознакомления с типами текстовых задач, методикой их составления, алгоритмами их решения;
2) Разделение класса на группы и назначение лидеров групп;
Основной этап
1) Проведение комплекса экскурсий на предприятие – ТЭЦ-2, с целью сбора информации, знакомства с производством, основами технологии, видами профессий;
2) Групповая проектная работа по анализу собранного материала, составлению и решению текстовых задач различных типов;
3) Оформление проекта, подготовка к защите.
Заключительный этап
1) Публичная защита проектов;
2) Составление электронного сборника проектов;
3) Тиражирование опыта.
IV. Рабочий план организации проекта
V. Ожидаемые результаты
1) Усвоение учащимися некоторые способы приобретения знаний (экскурсия, лекция, беседа, групповая работа);
2) Приобретение навыков лидера;
3) Совершенствование навыков самоорганизации, оценка собственных профессиональных возможностей;
4) Применение экономических и экологических данных к составлению текстовых задач;
5) Формирование навыков решения текстовых задач;
6) Повышение качества знаний.
VI. Учет рисков
Возможен ограниченный доступ к объектам и информации ТЭЦ-2, во избежание этого необходимо заранее оговорить объем доступной информации с администрацией предприятия.
Со стороны родителей, учащихся, администрации школы негативная реакция исключена, т.к. эти участники проекта напрямую заинтересованы в повышении качества знаний учащихся.
VII. Дальнейшее развитие проекта
В перспективе предполагается расширение круга партнеров: привлечение учащихся 5, 6, 7, 8 классов, учителей других предметов, расширение источников сбора информации, организация исследовательской деятельности учащихся.