СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Экологическая тропа"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная Экологическая Тропа - одно из средств приобщения детей к природе имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Экологическая тропа"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Воя

Пижанского района Кировской области










КОНКУРС ПРАКТИЧЕСКИХ

ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОЕКТОВ

Номинация

«Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»

Экологическая тропа

«Живой Букварь»




Авторы-составители:

Члены экологического клуба

«Хранители природы»

МКОУ ООШ с. Воя

Руководитель

Ведерникова Юлия Владимировна

Учитель биологии и географии











2015 г.


Актуальность проекта

Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы. Учебная Экологическая Тропа - одно из средств приобщения детей к природе имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.



Основные цели.

1. Расширение  сведений учащихся о  природе,  ее  объектах,  процессах  и  явлениях  окружающей  среды.

2.   Формирование  умений  проводить наблюдения,  исследования,  анализировать  и  сравнивать  данные,  полученные  в  ходе работы.

3.        Организация  мероприятий  по  охране  природных  объектов.

4.        Развитие  творческих  и  интеллектуальных  способностей.

5.        Воспитание  экологической  культуры  поведения человека  как  части  общей  культуры,  взаимоотношений  людей  друг  с другом  и  отношений  человека  к  природе.


Предмет исследования: Экологическая тропа.


Место реализации проекта: с. Воя

Срок реализации проекта: сентябрь 2014г – октябрь 2015г.


Союзники:

Учителя, учащиеся, родители, администрация сельского поселения, библиотекарь.

Методы:

  1. Опрос населения

  2. Работа с определителями растений и животных

  3. Изучение специальной литературы

  4. Наблюдения.

  5. Создание буклетов просветительского характера..


Прогнозируемые результаты проекта:
  1. Экологическая тропа при МКОУ ООШ с. Воя

  2. Разработка экскурсий на станциях

  3. Выступление в сельской библиотеке и размещение информации на сайте школы.

  4. Овладение членами школьного экологического клуба «Хранители природы» практических навыков работы в природе.

Имеющиеся ресурсы:

  1. Группа учащихся школьного экологического клуба.

  2. Заинтересованные учащиеся, педагоги, население .

  3. Компьютер, принтер.

  4. Канцтовары.

Необходимые ресурсы:

  1. Доски для баннеров на станции.

Бюджет проекта

Статья расходов

Сумма, руб.

Источник

1.



2.

3.

4.

Доски



Канцелярские товары

Бумага

Итого:

2000



100

300

2400

Администрация сельского поселения

Школьная администрация


Подготовительный этап.

 Была сформирована команда заинтересованных лиц в реализации проекта. Создана группа разработчиков проекта. При выборе маршрута учитывались следующие основные условия: доступность, эстетическая привлекательность, многообразие природных объектов. Была проведена работа по выявлению экологических проблем местности.

Мероприятие

Срок

Ответственный

Формирование группы разработчиков.

Апрель – 2015

Ведерникова Ю.В.

Конкурс на самую интересную станцию

Май – 2015

Ведерникова Ю.В.

Разработка маршрута

Июнь – 2015

Ведерникова Ю.В.

Изготовление информационных щитов

2015-2016 учебный год

Ведерникова Ю.В.

Подведение итогов

Август - 2015

Ведерникова Ю.В.


Для создания такого типа познавательных троп существует ряд важнейших исходных положений. Наиболее целесообразно прокладывать подобные тропы вблизи интенсивно посещаемых рекреационных районов. Мы решили проложить свою тропу по бывшей тропе здоровья. Это позволяет направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. Посетители могут пополнять свои природоведческие знания.

При его выборе маршрута важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим качеством тропы является ее информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, особенно в зонах отдыха. Поэтому важно, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно показать его роль в создании или поддержании экологического состояния среды. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт.


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП



2. Маршрут учебной экологической тропы

 

Маршрут учебной экологической тропы проходит по окрестностям с. Воя, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 1,7 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 2 часа; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях используется лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию не включается.



Паспорт на учебную экологическую тропу

 

 

1

Местонахождение

С. Воя Пижанский район Кировская область

2

Землепользователь

Администрация сельского поселения Войского сельского совета

3

Значение тропы

Просвещение, обучение, воспитание по вопросам    окружающей среды

4

Направление маршрута

Территория школы – ул. Советская – Река – Школьный лес

 

5

Режим использования                 

Учебные исследования, экскурсии, отдых.

6

Необходимые мероприятия

Благоустройство территории, установка щитов и знаков

7

Ответственный за охрану тропы

Администрация  сельского  поселения Войского сельского  совета,             МКОУ СОШ с. Воя

8

Шефствующие учреждения

Администрация  сельского  поселения Войского сельского  совета,


9

Приложения

 а) карта-схема маршрута

б) описание экскурсионных объектов

в) конспекты экскурсий

10

Дата  создания  тропы

01.06.2015

11

Руководитель

Ведерникова Юлия Владимировна



Характеристики экологической тропы 

Географическая и климатическая характеристика экологической тропы

Маршрут тропы проходит большей частью по окраине с. Воя Территория тропы представляет собой извилисто-холмистую равнину, изрезанную долиной реки Войки и оврагами. Климат может быть охарактеризован как тёплый с неравномерным но достаточным увлажнением. Вегетационный период продолжается 160-165 дней, из которых 1222-130 дней среднесуточная температура воздуха выше 10 градусов, что благоприятно для роста и развития сельскохозяйственных культур.

Средняя продолжитьельность безморозного периода состовляет 123 дня. Средняя дата последних весенних заморозков в воздухе приходится на 18 мая, а на поверхности почвы – на 27 мая. Осенью заморозки в воздухе и на почве начинаются во второй декаде сентября.

Обеспеченность осадками вегетационного периода неравномерная. В среднем выпадает 250-275 мм осадков.

Господствующими ветрами в районе являются южные. Средняя скорость ветра 4,5 метра в секунду.

Зимний период обычно наступает в районе обычно 24-28 октября, но устойчивый снежный покров образуется в среднем к 15 ноября. Средняя высота воздушного покрова - 45-50 сантиметров.

Первые оснние оттепели начинаются 18-20 марта, а средняя дата разрушения устойчивого снежного покрова 20 апреля. Микроклиматические особенности района экологической тропы не особенно существенны. Наиболее выражены незначительные колебания влажности воздуха и степень защищенности от ветра.

 

2.1.2.Геологическая и эдафическая характеристика экологической тропы 

В геологическом отношении район прохождения тропы характеризуется обилием осадочных пород: глинами, суглинками.

Почвы представлены подзолами, суглинками, есть участки аллювиальных почв в долине реки; сильное влияние человеческой деятельности заметно на всем протяжении тропы.

 

2.1.3.Экологическая характеристика экологической тропы

 

Экологическая тропа «Живой Букварь» проходит по окрестностям с. Воя и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. Главными лесообразующими породами являются: ель, сосна, пихта с примесью берёзы, осины дуба, липы, клёна, вяза. Подлесок состоит из рябины, липы мелколиственной, лещины и других. По берегу реки Войки можно увидеть иву, черёмуху, ольху и шиповник.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном злаковыми и сложноцветными. В меньшей степени бобовых, розоцветных и других семейств.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

Большой интерес представляет пруд и река Войка, пересекающие тропу. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными, проследить за их размножением.

Близость к селу имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится доступность тропы для посетителей, ко вторым – антропогенную нагрузку, местами до неузнаваемости меняющей природу. Но даже этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать детям, что означает бережное отношение к природе.





Оценка результатов проекта

При проведении занятий на тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой.

Опыт работы показал, что для закладки и организации работы школьных экологических троп не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений и оборудования. Благодаря экскурсиям, проводимым рядом со школой, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания. Таким образом, школьная тропа становится действенным средством экологического образования.

В заключение хотелось бы сказать еще о перспективах развития нашей тропы. В связи с выборами в сентябре 2015 года нового главы администрации сельского совета у нас появился новый друг. Черных Николай Фролович обещал содействие в благоустройстве тропы. Мы можем заменить информационные бумажные листовки на деревянные щиты, а так же поставить лавочки на лесной поляне.





Приложение 1.























































































































Приложение 2.

Описание станций.

На протяжении маршрута экологической тропы «Живой Букварь» мы запланировали 12 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.

Всего маршрут тропы включает 12 станций:


Школьный двор как экологическая среда.

«Школа – хранительница села»

Школьный двор прекрасен в любое время года: нежной весенней зеленью, золотистой осенней листовой и белоснежной зимой. Здесь растут разновозрастные деревья: берёзы и сосны, лиственницы, ели, клёны. На территории школьного двора растут кустарники и различные травянистые растения. Ежегодно весной в клумбы учащиеся высаживают цветы. Именно здесь начинается знакомство с природой, проводятся исследовательские работы, практические занятия.

Имеется отдельно отведённое место для почвенного разреза.


Берёза

«Берёза рядом с домом посаженная, зло отпугивает»

С давних пор берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными целебными свойствами. Не случайно её называют дерево жизни. Практически всё, что способна дать берёза – кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) в виде уродливых наростов на стволе – находит применение в народной медицине. Берёзовая пыльца является не только лечебным средством, но и незаменимым для здоровья продуктов питания. При добавлении её к обычной пище возникает ощущение бодрости, жизненной силы. Берёзовые листья обладают мощным бактерицидным действием. Берёзовый дёготь обладает сильным противомикробным и антисептическим действием. Это далеко не полный перечень заболеваний, которые лечит берёза. Это далеко не полный перечень заболеваний, которые лечит берёза. Найдётся ли хоть одна химическая таблетка, которая обладала бы таким же широким спектром действия? Вряд ли.


Пасека.

«Будет пчела на цветке — будет и яблоко на столе»

В нашей школе имеется собственная пасека. Конечно, мы решили включить её в нашу экологическую тропу. Пчёлы очень интересные насекомые. Исследование генетики пчёл и окаменелостей указывает, что они появились вместе с появлением цветковых растений около 140 миллионов лет назад. Предки современных пчёл являлись хищными насекомыми. Их жертвами становились другие насекомые, которые сами посещали цветки и поэтому частично покрывались пыльцой. Таким образом в результате эволюции пчелы перешли от хищного образа жизни к питанию пыльцой растений. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг мёда. Для получения одной ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в

течении часа. Семьи медоносных пчёл можно отнести к общественным колониям. В семье каждая пчела исполняет свою функцию. Функции пчелы условно определяются её биологическим возрастом:

  • Во время взятка рабочая пчела живёт от 30 до 35 дней;

  • Во время зимовки пчела остается биологически молодой до 9 месяцев;

  • Молодые рабочие пчёлы (возраст до 10 дней)составляют свиту матки, кормят ее и личинки. Так как у молодых пчёл хорошо выделяется маточное молочко;

  • Примерно с 7-дневного возраста на нижней части брюшка пчелы начинают работать восковые железы и начинает выделяться воск в виде небольших пластинок;

  • Приблизительно к 14-15 дням пчёлы переключаются на следующие виды деятельности по уходу за гнездом – они производят чистку ячеек, уборку и вынос мусора;

  • С возраста примерно 20 дней пчёлы переключаются на вентиляцию гнезда и охрану летка;

  • Пчёлы возрастом старше 22-25 дней в основном занимаются медосбором. Чтобы сообщить о месте расположения нектара другим пчёлам пчела-сборщица использует визуальную биокоммуникацию;

  • Пчёлы свыше 30 дней переключаются с медосбора на сбор воды для нужд семьи.


Школьный огород

«Не потрудиться, так и хлеба не добиться»

Что может быть более обыденным и самым насущным, как выращивание необходимых продуктов питания. Как вырастить их экологически чистыми, какие условия их существования, Что мы вообще знаем об «обычных» растениях.

Сад, поле, огород – хороший пример агробиоценозов; здесь мы увидим основные овощные культуры, познакомимся с принципами их возделывания: со вспашкой, с боронованием, обработкой от вредителей и болезней, чередованием культур в севообороте. На этих участках можно наблюдать основных садовых и полевых вредителей: тлей, листоедов, плодожорок, слизней, медведок на полях бывает много прямокрылых, например саранчи. Мы встретим основные сорняки полей и садов.

Все эти вредные для человека виды процветают здесь, в искусственном биоценозе, несмотря на всю борьбу с ними. Это связано прежде всего с тем, что здесь для этих вредителей много пищи и отсутствуют хищники и паразиты, сдерживающие численность видов в природе. На заброшенных участках хорошо видно, что, когда человек уходит и прекращает культивировать нужные ему растения, исконный биоценоз тем не менее там уже не восстанавливается – такие участки заросли пыреем, лопухом, осотом и другими сорными травами.


Мир – цветной луг

«Апрель с водой, а май с травой»

Здесь мы встретим множество насекомых: ос, пчел, шмелей, муравьев (отряд Перепончатокрылых), Бабочек, различных Двукрылых, можно увидеть и менее известных представителей этого самого большого в животном мире класса. А так же познакомиться с видовым составом флоры и фауны: огромным количеством Злаков, множеством видов Сложноцветных, Бобовых, Зонтичных. Ребята знакомятся с типами листьев, строением цветка, корневой системой. Здесь мы встречаем: землянику и малину, одуванчик и подорожник, мать-и-мачеху и крапиву. Большинство растений на этой остановке обладают лекарственными свойствами. Чтобы растения приносили пользу, необходимо знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений.



Колодец журавль.

«Сидеть у родника и воды не пить – так не бывает»

Жура́вель означает «колодезный рычаг». Колодец журавль — это не просто красиво, от этих слов веет чем-то глубоко народным, романтичным, жизненным. И подзабытым, а зря. Сегодня колодец журавль — явление достаточно редкое, хотя не так давно, каких-то лет 30 тому назад, этими сооружениями можно было любоваться чаще.

Колодцы, как родники, озера и реки считались священными, они являлись местам поклонения. Почти в каждой деревне имелся свой святой источник, вода которого считалась целебной.

Возникновение того или иного святого источника связывалось с именем Парскевы - Пятницы (в народе Прасковеи), культ которой сливался с культом Богородицы. По преданиям, распространенным по всей России, родничок появлялся там, где прошли или присели отдохнуть святая Параскева или Божья Матерь.


Ореховая роща

«Жизнь дана на добрые дела»

Эту станцию нам подарила местная жительница Черных Зоя. Она посадила аллею лесной лещины. Рядом находится аллея калины. А перпендикулярно им молодая посадка ёлочек и сосенок. Эта станция учит на наглядном примере заботе об окружающей среде.

Во время вегетационного сезона растительность обогащает воздух кислородом и поглощает углекислый газ. С каждого гектара, занятого деревьями, выделяется в год до 30 кг полезных для человека эфирных масел. 1 га деревьев и кустарников только за один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми. Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объем отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч км пробега. Зеленые массивы хорошо снижают шумовое загрязнение. Растительность благотворно влияет на микроклимат. Растения выделяют летучие биологически активные вещества - фитонциды, убивающие и подавляющие рост и развитие микроорганизмов.. В последние 10-15 лет расширение площади под озелененными территориями происходит медленнее, чем растет численность населения. В результате обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования несколько снижается. В начале 70-х годов на каждого жителя приходилось 20 кв. м зеленых насаждений общего пользования, а в настоящее время - около 16 кв. м. Очевидно, что такая площадь растительности не в состоянии полностью поддерживать естественный состав воздуха в населенных пунктах. Поэтому очень важно детям на наглядном примере показывать добрые дела в отношении природы.


Река Войка

«Каждая река к морю течет»

Протяженность речки по территории Войского сельского поселения 25 км. Скорость течения – 0,5 км/ ч, средняя ширина – 2 м, средняя глубина – 1 м. Тихо журчащая вода. Течение крайне слабое. Происходит зарастание водоема. По берегам речки Войки особенный растительный мир. Растут деревья и кустарники: осина, ива, олбха. Встречаются сосна, береза, осина Набрав с собой воды из пруда, можно наблюдать под микроскопом множество низших растений и микроскопических животных: ракообразных, коловраток, инфузорий.

После длительной экскурсии на этой станции хорошо просто отдохнуть, посидеть у воды, прежде чем двинуться в обратный путь.




Школьный лес

«На горе шумит, а под горой молчит»

А каких только ягод нет под сосной, И разнотравье парит здесь весной; Здесь седмичник белым глазом Смотрит весело на нас, То черника, то брусника Нас зовут к себе подчас, И с грустинкой смотрит черный Вороний ядовитый глаз.

Лесообразующие древесные породы смешанного леса данного насаждения – это сосна, береза, осина, дуб занимают первый ярус, во втором ярусе лещина, бузина, рябина, бересклет. Сосна обыкновенная – светолюбивое дерево. Кроны сосен рыхлые, ажурные, пропускают много света. При наличии света остальные условия внешней среды не препятствуют ее росту. Она может расти и на самых бедных песчаных или болотистых почвах, малотребовательна к теплу, зимо- и заморозоустойчивая. Растет быстро, максимальный прирост в высоту наблюдается в возрасте 10-30 лет. Живет до 300-600 лет.

В лесополосе можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых – главным образом жуков и перепончатокрылых.

Осенью тут бывает много грибов, в основном несъедобных, на стволах и ветвях деревьев растут удивительные организмы – лишайники, на их примере удобно знакомить слушателей с понятием симбиоза. Здесь можно познакомиться и с таким типом экологических взаимоотношений между организмами, как паразитизм: увидеть на тополях и иногда на других деревьях омелу белую, познакомиться с иван-да-марьей; можно увидеть на листьях галлы, образованные личинками насекомых, встретить наездников и даже проследить за откладкой ими яиц в насекомых-хозяев.


Муравейник

«Муравьи спешат к муравейнику – на дождь»

Нам встретилось очень много муравейников. К сожалению, большинство из них было не огорожено Ребята огородили огораживают муравьиные поселения. Учащиеся младших классов приняли участие в конкурсе плакатов «Знаешь ли ты все о муравье». "Они должны жить"


Птичья столовая.

«Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною»

Птиц на земле очень много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми.

Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.

Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов.

Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны.

А без птиц нам людям не прожить!

У нас большой сад. В саду растут разные плодовые деревья. Чтобы на деревьях стало меньше вредителей, надо жить в дружбе с пернатыми друзьями - птицами. Люди давно уже придумали, как помогать зимовать полезным птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей.


Свалка

«Засорить можно и за один раз, а очищать придется годы»

Название это относительно условно и связано с тем, что здесь происходит стихийный вывал мусора, которого накопились целые горы. Несмотря на отталкивающее впечатление этого пейзажа, эта станция имеет для нас большое познавательное и воспитательное значение, т.к. здесь дети могут увидеть процесс антропогенного загрязнения природы, воочию убедиться, как долго не разлагается пластик – один из основных загрязнителей, каков экологический вред от кострищ; именно здесь следует ознакомить экскурсантов с правилами поведения на природе, необходимостью беречь и охранять окружающую среду.

Все учащиеся школы участвовали в акции,   посвященной сбору бытовых отходов (бумага, бутылки, батарейки, банки алюминиевые).








14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!