Эмоциональное развитие дошкольников один из важнейших компонентов работы воспитателя в детском саду. Хочется подчеркнуть, не только психолога, но и воспитателя, поскольку работа эта постоянная, присутствующая во всех видах деятельности воспитателя. Но для того, чтобы в работе эмоционального развития детей возникла система, был создан проект.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Эмоциональное развитие дошкольников"»
Проект «Эмоциональное развитие дошкольников»
Актуальность: тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития-воспитание способности контролировать свои чувства. Отсюда вытекает и соответствующая воспитательная позиция - подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей способами выражения эмоций. Как следствие - психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. Как показывают исследования психологов, современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой опыт. Игра - наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой входит в окружающий мир, знакомиться с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания - характерная особенность детей дошкольного возраста. У дошкольника эмоциональные переживания успешно формируются в игровой деятельности. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольника формируются умения и качества необходимые современному человеку: - адаптивность; - коммуникативные умения; - межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, во-вторых – управлять своими эмоциями. Понимание собственных чувств – важный момент в становлении личности. Наиболее адекватное средство выражения чувств и переживаний – эмоциональная лексика. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и уровня развития. Чем больше ребенок знает о том, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством различных видов деятельности.
Задачи:
- учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; - формировать умение выражать своё эмоциональное состояние в рисунке; - развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции вербально; - закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики; - учить определять эмоциональное состояние по пантомимике; - развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания; - формировать умение находить способы улучшения настроения; - способствовать повышению положительного эмоционального тонуса; способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами; - учить владеть чувствами.
Гипотеза - активное включение детей в игровую, музыкальную, творческую деятельность будет способствовать их эмоциональному развитию.
Участники проекта:
- дети 6-7 лет
- родители
- воспитатель.
Вид проекта по продолжительности проведения – среднесрочный, 2 месяца
Реализация проекта осуществляется на основе принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию).
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
Реализация проекта
Подготовительный этап |
Подготовка консультации для родителей Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, художественная литература, художественные произведения искусства. Интернет-ресурсы методические пособия и игры по теме, наглядный материал; мультимедиа, СD и DVD- диски Изготовление необходимой наглядности. |
Основной этап |
Игровая деятельность | Упражнение «Какая рука у соседа?» «Комплименты» «На что похоже настроение?» «Есть или нет?» «Наседка и цыплята» «Капитан» «Спаси птенца» «Выбросить плохое настроение» «Облака» «Дождик». «Тень» "Слоны и бабочки" «Запрещенное движение» «Передай мячик» «Апельсин». «Поводыри» «Жмурки» «Кто громче крикнет». «Продолжи предложение» «Расскажи свой страх» «Курицы и петух» «Два барана» «Тишина» «Запретное слово». |
Комплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, слушание музыки, беседы, релаксацию. | Радость Выражение радости Печаль Выражение печали Страх Выражение страха Выражение страха Гнев Выражение гнева Выражение гнева Удивление |
Ознакомление с художественной литературой | М. Потоцкая "Что такое радость" А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..." Русск. нар. ск. "Царевна-лягушка" Русск, нар. ск. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка") Радость В. Лунин "Теремок" "Заюшкина избушка", "Краденое солнце" "Волк и семеро козлят" К.И. Чуковский "Федорино горе". А.С. Пушкин "Сказка о царе Сатане..." Страшная птица А. Барто А.Л. Кушнир "Что в углу?" К.И. Чуковский "Мойдодыр", Сережа и гвозди В. Берестов |
Музыка | П.И. Чайковский "Новая кукла"«Детский альбом». пьес С. Майкапара "Тревожная минута" и "Раздумье" Брамс И. «Вальс». Штраус И. «Вальсы», «Полька «Трик-трак». Мусоргский М. «Картинки с выставки». Вивальди А. «Времена года». Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк». Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо». Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка». Шопен Ф. «Вальсы». Лядов А. «Музыкальная табакерка». |
Заключительный этап |
Выставка рисунков Презентация проекта |