Тема проекта: «Формирование системы выявления и поддержки талантливых и высокомотивированных обучающихся».
Актуальность проекта:
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Тематика данного проекта соответствует 11 мероприятию подпрограммы «Общее образование» программы «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование».
Новизна проекта представляется мне в создании среды для выявления потенциальной одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости, национальной принадлежности и социальной активности. Данный проект по основным моментам соответствует образовательным стандартам второго поколения, поскольку в планах его реализации заложен личностно-деятельностный подход, создание модели образовательной среды школы при плотном взаимодействии с системой дополнительного образования и акцентом на аутентичную систему оценивания результатов разнообразной деятельности ребенка через технологию «Портфолио».
Пояснительная записка.
Цели проекта: Стратегическая цель - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их способностями.
Дидактическая цель проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при систематизации работы с одарёнными детьми.
Задачи:
1. Подготовка пакета нормативно-правовых актов, предусматривающих:
включение в федеральные государственные образовательные стандарты педагогического образования требований к результатам освоения соответствующих образовательных программ, предусматривающих формирование у педагогических работников необходимых компетенций в сфере выявления, развития, сопровождения одаренных детей и молодежи (п.1, абз.1,2);
2. Сформировать единый банк образовательных программ для обучения одаренных детей и молодежи, предусмотрев его обновление на постоянной основе и обеспечение к нему свободного доступа образовательных учреждений (п.8);
3. Создать на базе нашего образовательного учреждения ресурсный центр по оказанию методической и консультативной помощи педагогическим работникам в работе с талантливыми детьми и молодежью (п.9);
4. Предусмотреть в проекте, мероприятия по:
-созданию на базе образовательного учреждения консультативного сервиса для родителей в целях оказания им методической помощи в обучении, воспитании и развитии детей (в том числе раннего возраста) и молодежи;
-организации межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения одаренных детей (п.19, абз.14, 17).
Сроки:
Внедрение проекта работы с талантливыми детьми выполнимо в течение 2012 – 2016 гг.. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки талантливых детей является непрерывным.
Участники проекта:
Педагоги и учащиеся Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 626 имени Н.И. Сац».
Ценностные приоритеты проекта:
1 модуль: талантливый ребенок в различных социокультурных пространствах

2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми

Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
1. совершенствование существующей в школе системы работы с потенциально одаренными обучающимися;
2. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
3. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
4. стимулирование мотивации развития способностей;
5. проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
6.увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной , спортивной деятельностью;
7. разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми; 8.создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми; 9. удовлетворение спроса родителей и обучающихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников; 10. создание электронного банка данных «Одаренные дети».
Наиболее значимые продукты проекта:
1. Создание открытого интернет портала «Одарённые дети ЮЗАО». 2. Разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми, формирование банка технологии и программ для выявления и развития одаренных детей.
3.Создание электронного банка данных «Одаренные дети ЮЗАО»;
4. Увеличения количества учащихся - участников и победителей в олимпиадах, конкурсах, смотрах и конференциях, что приведёт к повышению имиджа школы и увеличению её конкурентоспособности.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап (2012–2013 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2013-2015 гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2015-2016 гг.): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Технология реализации проекта:
Создание открытого интернет портала «Одарённые дети ЮЗАО», где все заинтересованные стороны (научные работники, педагоги, родители, обучающиеся) будут иметь возможность обсудить вопросы, связанные с выявлением и поддержкой высокомотивированных обучающихся ЮЗАО, получить психолого-педагогическую консультацию, ознакомиться с методиками выявления высокомотивированных детей, с особенностями работы с ними, получить информацию о мероприятиях проводимых в ЮЗАО.
1 раздел. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи.
1. Разработка требований к результатам освоения соответствующих образовательных программ, предусматривающих формирование у педагогических работников необходимых компетенций в сфере выявления, развития, сопровождения высокомотивированных детей и молодежи для включения в федеральные государственные образовательные стандарты педагогического образования.
2. Разработка методических рекомендации о включении при проведении аттестации педагогических работников критериев, стимулирующих активную работу по развитию высокомотивированных детей, а также показателей их результативности в работе с одаренными детьми и молодежью;
3. Разработка дополнений к Модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования и Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации.
Мероприятия:
1. организация курсов по подготовке педагогических кадров для работы с высокомотивированными детьми с привлечением научных и педагогических сотрудников МГПУ занимающихся вопросами обучения высокомотивированных детей;
2. проведение интернет- конференций участников педагогического сообщества.
3. проведение открытого постоянно действующего форума «От качества образования - к качеству жизни».
2 раздел. Банк образовательных программ.
Создание постоянно пополняющегося банка образовательных программ для обучения и развития высокомотивированных детей.
Мероприятия:
1. Открытие окружной экспериментальной площадки для разработки новых образовательных программ;
2. проведение окружного конкурса образовательных программ.
3 раздел. Банк «Одарённые дети».
Создание банка высокомотивированных детей в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры.
Мероприятия:
1. организация межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения одаренных детей с учреждениями среднего и высшего образования.
4 раздел. Консультативный центр.
Мероприятия:
1. Организация консультативного сервиса для родителей в целях оказания им психолого-педагогических консультаций по вопросам воспитания и развития высокомотивированных детей;
2. Организация консультативного сервиса для оказания методической помощи педагогическим работникам в работе с талантливыми детьми и молодежью.
5 раздел. Олимпиады, конкурсы, проектно- исследовательская деятельность.
Организация взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования и высшего образования в вопросах сопровождения высокомотивированных детей.
Мероприятия:
1. проведение олимпиад по направлениям ранней профессиональной ориентации школьников (журналистике, социологии, менеджменту, медицине, геологии, моделированию и конструированию и др.);
2. расширение участия высокомотивированных детей в международных интеллектуальных и творческих состязаниях, (проведение регионального форума «Одарённые дети ЮЗАО» на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 626 имени Н.И. Сац»., сотрудничество с Московским международным форум «Одарённые дети России»);
3. развитие системы командных интеллектуальных состязаний учащихся общеобразовательных школ (проведение городского конкурса проектных работ «Стремление» имени Н.Г. Алексеева)
Все вышеперечисленные мероприятия строго соответствуют Комплексу мер
по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в реализации данного проекта.