СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Его величество граф"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию проект моих учеников 7-классников "Его величество граф", с которым они стали призерами в городском конкурсе проектов.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Его величество граф"»

     Проект  по теории графов    «Его величество граф»      Выполнила: ученица 7Б класса,  АОУ школы № 6  Исхакова Дания Учитель: Кондрашова С.И. г. Долгопрудный, 2016 г.

Проект по теории графов «Его величество граф»

Выполнила: ученица 7Б класса, АОУ школы № 6 Исхакова Дания

Учитель: Кондрашова С.И.

г. Долгопрудный, 2016 г.

проект  «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАФ»

проект «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАФ»

Введение Наш мир полон не только букв и цифр, но и самых разных изображений. Это картины, фотографии, произведения искусства, многочисленные схемы... Вспомните схему вашей линии метро или автобусного маршрута — это всего лишь линия с точками, рядом с которыми подписаны названия остановок. Подобные схемы из точек и линий называются графами.

Введение

Наш мир полон не только букв и цифр, но и самых разных изображений. Это картины, фотографии, произведения искусства, многочисленные схемы... Вспомните схему вашей линии метро или автобусного маршрута — это всего лишь линия с точками, рядом с которыми подписаны названия остановок. Подобные схемы из точек и линий называются графами.

История возникновения графов Основы теории графов как математической науки заложил в 1736 г. Леонард Эйлер , рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической.

История возникновения графов

Основы теории графов как математической науки заложил в 1736 г. Леонард Эйлер , рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической.

Что такое граф В математике определение графа дается так: Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями. Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами . Рёбра графа Вершина графа

Что такое граф

В математике определение графа дается так:

Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями.

Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами .

Рёбра графа

Вершина графа

Что такое граф Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины . Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной , а чётную степень – чётной . Нечётная степень Чётная степень

Что такое граф

Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины . Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной , а чётную степень – чётной .

Нечётная степень

Чётная степень

ГАМИЛЬТОНОВЫМ ПУТЕМ (ЦИКЛОМ) ГРАФА называется путь(цикл), проходящий через  каждую его вершину только один раз. Граф, содержащий гамильтонов цикл, называется гамильтоновым . A B (C, D, A, B, E) – гамильтонов путь D E C

ГАМИЛЬТОНОВЫМ ПУТЕМ (ЦИКЛОМ) ГРАФА

называется путь(цикл), проходящий через

каждую его вершину только один раз.

Граф, содержащий гамильтонов цикл, называется гамильтоновым .

A

B

(C, D, A, B, E) – гамильтонов путь

D

E

C

B u r t A s C ЦИКЛ – ПУТЬ, У КОТОРОГО СОВПАДАЮТ НАЧАЛО И КОНЕЦ. 8

B

u

r

t

A

s

C

ЦИКЛ – ПУТЬ, У КОТОРОГО СОВПАДАЮТ НАЧАЛО И КОНЕЦ.

8

Деревом называется связный граф, не имеющий циклов D F B C E A G, H, E, B, A - ВИСЯЧИЕ ВЕРШИНЫ H G 9

Деревом называется связный граф, не имеющий циклов

D

F

B

C

E

A

G, H, E, B, A - ВИСЯЧИЕ ВЕРШИНЫ

H

G

9

Одним росчерком Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым.  Решая задачу О кенигсбергских мостах,  Эйлер сформулировал свойства графа: « Невозможно начертить граф с нечетным числом нечетных вершин»   9

Одним росчерком

Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым.

Решая задачу О кенигсбергских мостах, Эйлер сформулировал свойства графа:

« Невозможно начертить граф с нечетным числом нечетных вершин»

9

Задача о Кенигсбергских мостах Кенигсбергцы предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз. 9

Задача о Кенигсбергских мостах

Кенигсбергцы предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз.

9

Задача о Кенигсбергских мостах Пройти по Кенигсбергским мостам, соблюдая заданные условия, нельзя. Прохождение по всем мостам при условии, что нужно на каждом побывать один раз и вернуться в точку начала путешествия, на языке теории графов выглядит как задача изображения «одним росчерком» графа. 9

Задача о Кенигсбергских мостах

Пройти по Кенигсбергским мостам, соблюдая заданные условия, нельзя. Прохождение по всем мостам при условии, что нужно на каждом побывать один раз и вернуться в точку начала путешествия, на языке теории графов выглядит как задача изображения «одним росчерком» графа.

9

Задача о Кенигсбергских мостах Но, поскольку граф на этом рисунке имеет четыре нечетные вершины, то такой граф начертить «одним росчерком» невозможно. 9

Задача о Кенигсбергских мостах

Но, поскольку граф на этом рисунке имеет четыре нечетные вершины, то такой граф начертить «одним росчерком» невозможно.

9

Практическое задание: 9

Практическое задание:

9

Логические задачи 9

Логические задачи

9

Перечислить все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго и одного третьего блюда), если в меню столовой имеются два первых блюда: щи (щ) и борщ ( б) ; три вторых блюда: рыба (р), гуляш (г) и плов (n) ; два третьих: компот (к) и чай (ч) . Решение. 9

Перечислить все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго и одного третьего блюда), если в меню столовой имеются два первых блюда: щи (щ) и борщ ( б) ; три вторых блюда: рыба (р), гуляш (г) и плов (n) ; два третьих: компот (к) и чай (ч) .

Решение.

9

 Задача:  Шахматный турнир проводится по круговой системе, при которой каждый участник встречается с каждым ровно один раз.  Известно, что в настоящий момент: Ваня сыграл шесть партий; Толя  сыграл пять партий; Леша  и  Дима сыграли по три партии; Семен и Илья сыграли по две партии; Женя сыграл одну партию. Пригласить старшеклассников для показа. Лена Павловна им торжественно вручает: ватман, ручку, клей, кружки и серпантин Требуется определить:  с кем сыграл Леша. 9

Задача:

Шахматный турнир проводится по круговой системе, при которой каждый участник встречается с каждым ровно один раз.

Известно, что в настоящий момент:

  • Ваня сыграл шесть партий;
  • Толя сыграл пять партий;
  • Леша и Дима сыграли по три партии;
  • Семен и Илья сыграли по две партии;
  • Женя сыграл одну партию.

Пригласить старшеклассников для показа. Лена Павловна им торжественно вручает: ватман, ручку, клей, кружки и серпантин

Требуется определить:

с кем сыграл Леша.

9

Для решения задачи будем использовать геометрическое представление графа  Изобразим участников турнира точками Для каждой точки укажем ее имя  и количество партий, сыгранные этим игроком Т оля (5) Л еша (3) В аня (6) Д има (3) Число в скобках  называют  степенью вершины, оно показывает сколько ребер выходит из данной вершины Ж еня (1) С емен (2) И лья (2) 9

Для решения задачи будем использовать геометрическое представление графа

Изобразим участников турнира точками

Для каждой точки укажем ее имя

и количество партий, сыгранные этим игроком

Т оля (5)

Л еша (3)

В аня (6)

Д има (3)

Число в скобках называют степенью вершины, оно показывает сколько ребер выходит из данной вершины

Ж еня (1)

С емен (2)

И лья (2)

9

Теперь однозначно  определяются ребра  вершины Т. С учетом ребра ВТ надо построить четыре ребра Начать построение ребер следует с вершины В, так как это единственная вершина, которая соединяется со всеми другими вершинами графа Т оля (5) Л еша (3) В аня (6) Д има (3)  Все возможные ребра  теперь построены для вершин Ж, В, Т,  и для вершин С и И Ж еня (1) С емен (2) И лья (2) 9

Теперь однозначно определяются ребра вершины Т.

С учетом ребра ВТ надо построить четыре ребра

Начать построение ребер следует с вершины В,

так как это единственная вершина,

которая соединяется со всеми другими вершинами графа

Т оля (5)

Л еша (3)

В аня (6)

Д има (3)

Все возможные ребра теперь построены для вершин Ж, В, Т,

и для вершин С и И

Ж еня (1)

С емен (2)

И лья (2)

9

Теперь становится очевидным, каким должно быть недостающее ребро. Оно должно соединить вершины Л и Д Т оля (5) Л еша (3) В аня (6) Д има (3) Ж еня (1)   Леша играл с Толей, Ваней и Димой С емен (2) И лья (2) 9

Теперь становится очевидным, каким должно быть недостающее ребро.

Оно должно соединить вершины Л и Д

Т оля (5)

Л еша (3)

В аня (6)

Д има (3)

Ж еня (1)

Леша играл с Толей, Ваней и Димой

С емен (2)

И лья (2)

9

Практическое задание: Задача :  В пяти корзинах лежали яблоки пяти разных сортов. Яблоки первого сорта лежат в корзинах Г и Д; яблоки второго сорта - в корзинах А. Б, Г; в корзинах А, Б, В имеются яблоки пятого сорта, в корзине В имеются к тому же яблоки четвертого сорта, а в корзине Д - третьего. Пронумеруйте каждую корзину так, чтобы в корзине №1 были яблоки первого сорта (хотя бы одно); в корзине № 2-второго и т.д. Решение: Составим граф: 9

Практическое задание:

Задача : В пяти корзинах лежали яблоки пяти разных сортов. Яблоки первого сорта лежат в корзинах Г и Д; яблоки второго сорта - в корзинах А. Б, Г; в корзинах А, Б, В имеются яблоки пятого сорта, в корзине В имеются к тому же яблоки четвертого сорта, а в корзине Д - третьего. Пронумеруйте каждую корзину так, чтобы в корзине №1 были яблоки первого сорта (хотя бы одно); в корзине № 2-второго и т.д.

Решение: Составим граф:

9

Применение графов Лабиринт - это граф.  А исследовать его - это найти путь в этом графе. 9

Применение графов

Лабиринт - это граф. А исследовать его - это найти путь в этом графе.

9

Первый многосвязный садовый лабиринт был сооружён в 1820-е годы в Чевнинге в Великобритании. 9

Первый многосвязный садовый лабиринт был сооружён в 1820-е годы в Чевнинге в Великобритании.

9

Граф для садового лабиринта 9

Граф для садового лабиринта

9

В 1857 году ирландский математик Гамильтон предложил игру, названную «Путешествием по додекаэдру». Игра сводилась к обходу по ребрам всех вершин правильного додекаэдра, при условии, что ни в одну из вершин нельзя заходить более одного раза. 9

В 1857 году ирландский математик Гамильтон предложил игру, названную «Путешествием по додекаэдру». Игра сводилась к обходу по ребрам всех вершин правильного додекаэдра, при условии, что ни в одну из вершин нельзя заходить более одного раза.

9

Выводы Графы – это замечательные математические объекты, с помощью, которых можно решать математические, экономические и логические задачи. Также можно решать различные головоломки и упрощать условия задач по физике, химии, электронике, автоматике. Графы используются при составлении карт и генеалогических древ. В математике даже есть специальный раздел, который так и называется: « Теория графов ». 9

Выводы

Графы – это замечательные математические объекты, с помощью, которых можно решать математические, экономические и логические задачи. Также можно решать различные головоломки и упрощать условия задач по физике, химии, электронике, автоматике. Графы используются при составлении карт и генеалогических древ.

В математике даже есть специальный раздел, который так и называется: « Теория графов ».

9

9

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!