Проект по теории графов «Его величество граф»
Выполнила: ученица 7Б класса, АОУ школы № 6 Исхакова Дания
Учитель: Кондрашова С.И.
г. Долгопрудный, 2016 г.
проект «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАФ»
Введение
Наш мир полон не только букв и цифр, но и самых разных изображений. Это картины, фотографии, произведения искусства, многочисленные схемы... Вспомните схему вашей линии метро или автобусного маршрута — это всего лишь линия с точками, рядом с которыми подписаны названия остановок. Подобные схемы из точек и линий называются графами.
История возникновения графов
Основы теории графов как математической науки заложил в 1736 г. Леонард Эйлер , рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической.
Что такое граф
В математике определение графа дается так:
Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями.
Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами .
Рёбра графа
Вершина графа
Что такое граф
Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины . Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной , а чётную степень – чётной .
Нечётная степень
Чётная степень
ГАМИЛЬТОНОВЫМ ПУТЕМ (ЦИКЛОМ) ГРАФА
называется путь(цикл), проходящий через
каждую его вершину только один раз.
Граф, содержащий гамильтонов цикл, называется гамильтоновым .
A
B
(C, D, A, B, E) – гамильтонов путь
D
E
C
B
u
r
t
A
s
C
ЦИКЛ – ПУТЬ, У КОТОРОГО СОВПАДАЮТ НАЧАЛО И КОНЕЦ.
8
Деревом называется связный граф, не имеющий циклов
D
F
B
C
E
A
G, H, E, B, A - ВИСЯЧИЕ ВЕРШИНЫ
H
G
9
Одним росчерком
Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым.
Решая задачу О кенигсбергских мостах, Эйлер сформулировал свойства графа:
« Невозможно начертить граф с нечетным числом нечетных вершин»
9
Задача о Кенигсбергских мостах
Кенигсбергцы предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз.
9
Задача о Кенигсбергских мостах
Пройти по Кенигсбергским мостам, соблюдая заданные условия, нельзя. Прохождение по всем мостам при условии, что нужно на каждом побывать один раз и вернуться в точку начала путешествия, на языке теории графов выглядит как задача изображения «одним росчерком» графа.
9
Задача о Кенигсбергских мостах
Но, поскольку граф на этом рисунке имеет четыре нечетные вершины, то такой граф начертить «одним росчерком» невозможно.
9
Практическое задание:
9
Логические задачи
9
Перечислить все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго и одного третьего блюда), если в меню столовой имеются два первых блюда: щи (щ) и борщ ( б) ; три вторых блюда: рыба (р), гуляш (г) и плов (n) ; два третьих: компот (к) и чай (ч) .
Решение.
9
Задача:
Шахматный турнир проводится по круговой системе, при которой каждый участник встречается с каждым ровно один раз.
Известно, что в настоящий момент:
- Ваня сыграл шесть партий;
- Толя сыграл пять партий;
- Леша и Дима сыграли по три партии;
- Семен и Илья сыграли по две партии;
- Женя сыграл одну партию.
Пригласить старшеклассников для показа. Лена Павловна им торжественно вручает: ватман, ручку, клей, кружки и серпантин
Требуется определить:
с кем сыграл Леша.
9
Для решения задачи будем использовать геометрическое представление графа
Изобразим участников турнира точками
Для каждой точки укажем ее имя
и количество партий, сыгранные этим игроком
Т оля (5)
Л еша (3)
В аня (6)
Д има (3)
Число в скобках называют степенью вершины, оно показывает сколько ребер выходит из данной вершины
Ж еня (1)
С емен (2)
И лья (2)
9
Теперь однозначно определяются ребра вершины Т.
С учетом ребра ВТ надо построить четыре ребра
Начать построение ребер следует с вершины В,
так как это единственная вершина,
которая соединяется со всеми другими вершинами графа
Т оля (5)
Л еша (3)
В аня (6)
Д има (3)
Все возможные ребра теперь построены для вершин Ж, В, Т,
и для вершин С и И
Ж еня (1)
С емен (2)
И лья (2)
9
Теперь становится очевидным, каким должно быть недостающее ребро.
Оно должно соединить вершины Л и Д
Т оля (5)
Л еша (3)
В аня (6)
Д има (3)
Ж еня (1)
Леша играл с Толей, Ваней и Димой
С емен (2)
И лья (2)
9
Практическое задание:
Задача : В пяти корзинах лежали яблоки пяти разных сортов. Яблоки первого сорта лежат в корзинах Г и Д; яблоки второго сорта - в корзинах А. Б, Г; в корзинах А, Б, В имеются яблоки пятого сорта, в корзине В имеются к тому же яблоки четвертого сорта, а в корзине Д - третьего. Пронумеруйте каждую корзину так, чтобы в корзине №1 были яблоки первого сорта (хотя бы одно); в корзине № 2-второго и т.д.
Решение: Составим граф:
9
Применение графов
Лабиринт - это граф. А исследовать его - это найти путь в этом графе.
9
Первый многосвязный садовый лабиринт был сооружён в 1820-е годы в Чевнинге в Великобритании.
9
Граф для садового лабиринта
9
В 1857 году ирландский математик Гамильтон предложил игру, названную «Путешествием по додекаэдру». Игра сводилась к обходу по ребрам всех вершин правильного додекаэдра, при условии, что ни в одну из вершин нельзя заходить более одного раза.
9
Выводы
Графы – это замечательные математические объекты, с помощью, которых можно решать математические, экономические и логические задачи. Также можно решать различные головоломки и упрощать условия задач по физике, химии, электронике, автоматике. Графы используются при составлении карт и генеалогических древ.
В математике даже есть специальный раздел, который так и называется: « Теория графов ».
9
9