16
Муниципальное казенное учреждение
«Управления образования администрации города Феодосии
Республики Крым»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г.Феодосии Республики Крым
Городской конкурс исследовательских
проектов младших школьников «Юный исследователь»
Секция: «Научно-техническое творчество, техника и технологии»
Детская зависимость компьютерными играми
Работу выполнил:
Кобернюк Арсений Витальевич,
Ученик 3-а класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Школа №17 г. Феодосии
Республики Крым»
Научный руководитель:
Огиенко Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Школа №17 г. Феодосии
Республики Крым»
Феодосия 2016
Содержание работы:
Что это такое – детская зависимость?...............................................................2
Компьютерная и игровая зависимость………………………………………….3
Факторы риска…………………………………………………………………….5
Что делать?.........................................................................................................6
Эксперимент и результаты……….………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………………13
7. Рекомендации…………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………..16
ЧТО ЭТО ТАКОЕ - ДЕТСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ?
Проблема детских зависимостей стоит сейчас очень серьезно. Она усугубляется еще и тем, что многие родители просто не понимают, что это не хобби и не увлечение. Часто к взрослым только уже на последних стадиях приходит осознание, что их ребенок не просто таким образом проводит досуг, а действительно имеет психологическую зависимость. Многие родители считают, например, что проводить время за компьютером для ребенка гораздо безопасней, чем находиться на улице. Они не будут волноваться о том, где он находится, ведь ребенок спокойно сидит за компьютером, который, как правило, ассоциируется с культурным времяпрепровождением, и никому не мешает. Более того, в последнее время появились новые серьезные зависимости, с которыми пока не только родители, но и специалисты не знают, как бороться.
Сам термин – «зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к чему-либо. Например, раньше была распространена телевизионная зависимость, сейчас у детей она встречается крайне редко. Всем известна такая страшная зависимость как наркомания. Она просто уносит жизни молодых людей. Есть и алкогольная зависимость, и курение, к которым привыкают уже в подростоково-юношеском возрасте. Все эти зависимости должны стать проблемами национальной безопасности, особенно в нашей стране, где присутствует демографический кризис, ведь если будет столько психических инвалидов, кто будет продолжать род?
КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Если говорить о компьютерной зависимости, то это, в основном, зависимость от компьютерных игр. Очень важное признание сделал несколько лет назад в одном из интервью выдающийся военный психолог Дэвид Гроссман.
Он сказал, что компьютерные игры, которые относятся к так называемым «стрелялкам», вообще не имеют ничего схожего с детскими играми. Это тренинги для подготовки военных. Нужда в них появилась после войны во Вьетнаме, когда у американских солдат, пришедших с этой войны, наблюдались разнообразные психические сдвиги, которые были обозначены в психиатрии как «вьетнамский синдром». Оказалось, что даже хорошо обученные солдаты не могут без отрицательных последствий для своей психики уничтожать по приказу военного начальства мирное население, а во Вьетнаме им приходилось это делать. Тогда перед американскими военными психиатрами и психологами встала задача придумать такие тренинги, чтобы впоследствии солдаты могли уничтожать мирное население, когда им это прикажут, без ущерба для своего психического здоровья. И так появились «стрелялки».
Дэвид Гроссман заявил, что эти тренинги попали в руки коммерсантов, которые позже наводнили ими весь мир, выдав за забаву и игру. Вот во что играют современные дети. Так что это не просто зависимость пребывания у экрана компьютера, это зависимость от демонического самоощущения всевластия над миром. Специалисты ставят игровую зависимость в международном классификаторе болезней в один ряд с такими заболеваниями как пиромания и клептомания. Человек, попадая в зависимость от игры, желает постоянно вернуться к ней, это для него становится главным приоритетом и протестом против окружающей действительности, которая не дает ему возможности реализовать фантазии. И следовательно человек все больше и больше «побеждая» в игре, все сильнее хочет туда вернуться, с одной стороны, с другой - даже проигрывая, он желает вернуться, но только в этом случае, для того чтобы наверстать «упущенное», отыграться. Получается замкнутый круг.
Вследствие этого появляется патологическое равнодушие к каким-то несчастьям в реальной жизни, ведь что они по сравнению с тем, что происходит в виртуальном мире. Многие психоневрологи говорят, что часто легче справиться с тяжелой формой наркотической зависимости, чем с компьютерной. Мальчики, севшие на «компьютерную иглу», могут уже никогда не стать нормальными мужами и отцами и даже просто гражданами. Пока нет настоящего понимания о том, насколько это опасно. У компьютерозависимых детей исчезают даже жизненные потребности в еде, сне и отдыхе. Они могут устроить истерику, когда мама настаивает на том, что пора пообедать или выйти на улицу. Они ведут образ жизни, который угрожает этой самой жизни. Специалисты, занимающиеся проблемой компьютерной зависимости, которая по-научному называется кибераддикция, считают, что если ребенок проводит ежедневно два часа и более за компьютером, это уже можно расценивать как зависимость. Компьютер действительно очень удобен и для работы, и как способ общения, и как источник огромного количества информации, но ребенку давать компьютер опасно, потому что он может использовать его не по назначению, что может привести к большим проблемам.
Если поговорить с детскими психиатрами, которые работают с этой проблемой, понимаешь, что это такая страшная форма психической инвалидности, которую во многих случаях можно излечить, только уповая на чудо. У детей, которые постоянно играют в эти жестокие игры, очерствляется сердце, это происходит из-за самозащиты. Нормальная защита заключалась бы в отказе от таких игр, но поскольку это зависимость, ребенок не может этого сделать. И на какие-либо ситуации в реальной жизни он уже не реагирует так, как должен, не испытывает сострадания или сопереживания. Я думаю, что если бы взрослые осознавали, насколько все это серьезно, они бы не спрашивали у специалистов, что делать с этим.
Ведь никто не спрашивает, как спрятать от детей алкоголь или лекарства. Они спрашивают, что можно поделать, и сами тут же себе отвечают: «Ничего не поделаешь, попробуй отнять у него компьютер, он такое может сотворить!»
ФАКТОРЫ РИСКА
Встает резонный вопрос: «Какие факторы влияют на развитие детской зависимости»? С моей точки зрения, сегодняшняя ориентация детей на первенство и лидерство, стремление быть везде первым, главным и лучшим, губительна. И она может вызывать зависимости. Не могут все быть главными и первыми. Я уверен, что множество детей, у которых это столь модное сегодня лидерство не осуществилось в жизни, компенсирует его через компьютерные игры, где ничего не надо делать, надо только владеть простейшим навыком нажимания кнопок. Тут они могут быть и первыми, и главными.
Очень важно, что сейчас в больших городах перестали выпускать детей во двор. Детей даже не пяти лет, но и двенадцатилетних, и тринадцатилетних. Дворы пустые, зато дети проводят свою досуговую жизнь за компьютером, и многие из них превращаются в психических инвалидов. Сегодня взрослеющие дети нередко предоставлены сами себе. Не находя поддержки ни в семье, ни в школе, они сбиваются в стаи и взрослеют в субкультуре. То, что сейчас называют молодежной субкультурой – это никакая не субкультура, а выгребная яма, от которой тоже появляется зависимость.
Правда не всем детям хочется бесноваться на дискотеках, не всем детям нравится развязно себя вести и ругаться матом даже в разговоре с девочками. Есть много детей, которых эта вульгарность и грубость жизни отвращает. Им уютней проводить время перед компьютером.
Такие дети необязательно играют в жестокие игры, но они таким образом аутизируются. Они, может быть, читают какие-то сайты, ходят по ссылкам, просто заполняют время всякой ерундой и сидят тихо у себя дома, потому что они не вписываются в реальность, которая агрессивно навязывается нашим юным гражданам. Может быть, многие из тех ребят, которые утешаются компьютером, с удовольствием ходили бы в кружки или студии, но у многих нет возможности ежемесячно платить деньги за культурный досуг ребенка. Или просто рядом с домом ничего нет.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Священники, к которым приходят с этими проблемами люди, считают, что зависимости – это не только душевное повреждение, но и тяжелейшая духовная зависимость, форма одержимости. И без Церкви справиться с этой зависимостью очень трудно. Если уж так случилось, что их ребенок стал зависимым от компьютера, прежде всего, родителям надо приложить все усилия, чтобы не допустить зависимости и отслеживать время провождения ребенка перед компьютером, а также чем именно он занят, во что он играет. Исправлять последствия упущенного случая будет, конечно, в разы тяжелее. Тогда нужно жестко отбирать компьютер у ребенка.
Сегодня родители часто очень напуганы тем, что они якобы не воспитывают детей в этом случае, а совершают над ними насилие, но эти меры никакого отношения к насилию не имеют, потому что насилие – это когда, как правило, психически неуравновешенный взрослый получает удовольствие, причиняя ребенку боль или какие-либо другие страдания. А то, о чем мы говорим, - это воспитание, в которое входит намеренное отнятие того, что приносит ему такой страшный вред. Те родители побеждают компьютерную зависимость, которые решаются на жесткие меры, а таких немого, большинство говорит: «Нет-нет, что вы, я не могу отнять у него компьютер, потому что он говорит, что покончит с собой» (или уйдет из дома, или будет целыми днями сидеть у друга, где они все равно будут проводить время за компьютером). И все-таки те родители, которые, несмотря на все эти угрозы со стороны детей, решаются пойти против него, выигрывают. И выигрывает, конечно, и сам ребенок, ведь он исцеляется от страшной зависимости. Сначала у него может быть так называемая «ломка», и он действительно может наговорить все что угодно, пытаясь таким образом напугать родителей, он может злиться и проявлять агрессию, но потом это состояние проходит. Взрослые, которые окружают такого ребенка, говорят о том, что он, как правило, не высказывает ничего непосредственно словами, но они чувствуют огромную благодарность, исходящую от ребенка, за то, что его избавили от того, от чего он сам был уже не в состоянии отказаться добровольно.
Нужно учитывать, что компьютерная зависимость, как правило, возникает в том возрасте, когда для ребенка актуальны не столько отношения с взрослыми, даже такими авторитетными и любимыми как родители, но со сверстниками. Компьютерное общение – это профанация дружбы, которая не может насытить детскую и подростковую потребность в личном общении. Если у ребенка какие-либо проблемы с общением, а у него есть возможность компенсировать эти проблемы в интернете, то он поначалу чувствует себя абсолютно счастливым, получив то, чего ему не хватало. Нужно понимать, что чаще всего зависимостью страдают дети, которые занимают слабую жизненную позицию, они трусоваты, им тяжело находить общий язык с окружающими, а в виртуальной реальности они чувствуют себя свободными и сильными, они могут через компьютерные игры, например, разрушать целые города и страны. Это в психологии называется гиперкомпенсация, когда у человека нет реального поля самоутверждения, а в юношеском возрасте это очень важно, и он ищет какие-то нездоровые и часто асоциальные способы самоутверждения.
Есть ли пути избавления от детских зависимостей? Мне бы очень хотелось, чтобы те люди, которые специализируются на правах детей, говорили не столько о физическом насилии в семье (физическое насилие в семье – это единичные случаи, если взять честную статистику), сколько об информационном насилии над детьми, о том, как растлевают детей и разрушают психику компьютерными играми. Ведь очень легко запретить продажу этих игр. Да, кто-то будет выпускать их подпольно, но это будут единицы. Когда сегодня предлагается что-то запретить, в ответ очень модно сказать: «Дайте свой позитив». Это такая лукавая формула, получается, что нельзя вообще говорить о запрете чего-либо, если ты тут же не предлагаешь что-то взамен. В очень многих случаях запрет – это и есть позитив. Я считаю, что нужно сократить часы информатики в школах. Ребенок может за 10-20 минут подготовиться к уроку информатики, а все остальное время использовать компьютер для других целей. А родители не могут стоять у него за спиной все время, у них нет такой возможности, тем более быть надсмотрщиком – это крайне не педагогично. Также было бы полезно вернуть урок труда. Дети еще и потому с таким удовольствием втыкаются в экраны, что они ничего не умеют делать руками. Ведь еще недавно много времени дети посвящали ручному труду дома. Кроме того, и сами уроки требовали работы дома. Это не только полезно для развития интеллекта, но и просто интересное занятие. Все считают, что усовершенствованная техника – главное оружие нового поколения, но в действительности это далеко не главное. Велика опасность компьютера, как и других устройств, влияющих на жизнь человека, для расчеловечивания людей. И сейчас самый важный вопрос – это останется ли вообще человек?
Эксперимент: Тест на одиночество
Современным детям просто необходима серьезная психологическая помощь. Оказывается, они уже не могут прожить без гаджетов и несколько часов. Специалисты говорят о психологической зависимости, это подтверждают последние исследование с участием подростков. Результаты эксперимента шокируют.
В данном эксперименте приняли участие 68 ребят возрастом от 12 до 18 лет. Они добровольно дали согласие на участие и провести 8 часов в одиночестве. При этом ребятам было запрещено использовать всевозможные средства коммуникации: телевизор, компьютер, мобильный телефон и прочие. При этом у них был полный допуск к ряду иных развлечений: они имели возможность читать, играть на музыкальных инструментах, писать, заниматься рукоделием, ходить на прогулки, играть в игры и тому подобное.
Руководителем опыта являлась семейный психолог. Её целью было доказать собственную рабочую гипотезу. Она состояла в том, что современные дети, хотя и развлечениям уделяют через-чур много времени, совершенно не могут занять себя самостоятельно, а так же ничего не знают о собственном внутреннем мире.
Согласно правилам этого эксперимента дети должны были прийти на следующий день и тщательно рассказать о том, как прошли эти 8 часов. Во время эксперимента дети должны были тщательно записывать все собственные действия, а так же ощущения и собственные мысли. Детям было сказано, что в том случае, если у кого-нибудь наступит излишнее волнение или же сильное напряжение, а так же неприятный дискомфорт, участникам незамедлительно надлежало прервать испытание, отметить время его остановки и обрисовать причину. Многие спросят: а что в этом плохого? На 1-ый взгляд исследование на одиночество может показаться весьма безвредным. Так же неверно сочла и специалист по психологии. Она думала то, что этот эксперимент абсолютно безопасный. Итоги эксперимента были настолько неожиданными и шокирующими, что никто даже и вообразить не мог. Из всех школьников – 68 человек – исследование смогли завершить только лишь три: 2 мальчика и одна девочка.
Другие участники заканчивали эксперимент по различным обстоятельствам: 5 человек стали ощущать наисильнейшие так называемые «панические атаки». Троих навещали мысли о суициде. 27 участников ощущали такие симптомы, как приливы жары, потливость, ощущения «шевеления волос», тошнота, острые боли в животе, головокружения и так далее. Практически каждый участник на себе испытал чувства беспокойства и страха. Начальная заинтересованность к эксперименту, предвкушение новизны пропало у участников через 1 – 2 часа. Из всех участников только 10 человек стали испытывать некоторое беспокойство через 3 или более часов, проведенных в полном одиночестве.
Девочка, которая оказалась способной довести исследование до окончания, прислала руководительнице ежедневник, в котором она в течение всех 8 часов тщательно описывала собственное состояние. После прочтение волосы стали шевелиться у психолога. Из этических соображений публикации ежедневник не подлежал. Однако стало известно о том, чем старались занять себя молодые люди, участвовавшие в опыте:
- многие попросту глядели в окно либо бесцельно бродили по квартире;
- рисовали либо предпринимали попытки рисовать;
- занимались физическими упражнениями либо упражнялись на тренажерах;
- заполняли ежедневник, вписывая собственные мысли либо попросту писали письма на бумаге;
- готовили еду либо употребляли пищу;
- делали школьные задания, принимая во внимание то, что на момент эксперимента были каникулы, дети с отчаяния стали заниматься уроками;
- пробовали складывать головоломки;
- проводили время с домашними животными;
- читали либо предпринимали попытки читать;
- принимали душ;
- 1 мальчик играл на флейте, многие – на гитаре либо пианино;
- одна девочка проводила время за вышиванием;
- ещё одна девочка молилась;
- мальчик прошел по городу пешком ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ км;
- многие сочиняли стихи;
- занимались уборкой квартиры;
- многие вышли на улицу, отправившись в кафе-бар либо торговые центры. Согласно правилам эксперимента контактировать с кем – либо было нельзя, однако эти участники, вероятно, решили то, что продавцы не в счет;
- 1 парень пошел в парк аттракционов и катался в течение 3-х часов. Дело окончилось тем, что его начало рвать;
- 1 паренек принял решение провести время в зоопарке;
- девочка пошла в Музей политической истории;
- парень в течение 5 часов катался по городу на троллейбусах и автобусах;
У каждого участника в какой-то момент появлялось желание уснуть, однако это не увенчалось успехом ни у кого. Как они писали, их начинали посещать «дурные» мысли. После того, как дети прервали исследование, 20 человек сразу, воспользовавшись мобильным телефоном, позвонили друзьям, 5 человек сразу направились в гости к друзьям, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ из них воспользовались интернетом и посетили социальные сети, 3 сделали звонок родителям. Другие участники без промедления начали играть в компьютерные игры либо смотреть телевизор. Кроме этого, почти каждый подросток включил музыку. Стоит отметить то, что сразу же после прерывания психологического опыта у всех участников все неприятные симптомы пропали. Через какое – то время, 63 бывших участника дали согласие с тем, что исследование не только интересное, но и весьма полезное, в особенности с целью познания себя. 6 человек приняли решение осуществить эксперимент самостоятельно, и сообщили, что, хотя и не с первого раза, однако им удалось — таки его с успехом окончить. Когда участники проанализировали собственное состояние в период эксперимента, выяснилось, что из них 51 человек употребил такие сочетания слов, как: «синдром отмены», «выходит, что я не могу жить без…», «зависимость», «ломка» и тому подобные.
Совершенно все признали то, что были крайне удивлены этими мыслями, которые посещали их во время эксперимента, однако они оказались не в состоянии сконцентрироваться на них, так как их общее состояние было ухудшено.
А вот чем занимались дети, которые с успехом завершили исследование на одиночество:
- 1 паренек занимался разбором и систематизацией своих коллекций. А уже после этого начал пересаживать комнатные растения;
- другой мальчик в течение 8 часов занимался строительством модели парусного корабля, прерываясь только лишь на прием пищи и прогулку с собакой.
Нужно отметить, что ни 1 мальчик из них не испытывал никаких отрицательных эмоций, а так же никакие странные мысли их не посещали.
Согласитесь, есть над чем задуматься…
Тогда я решил провести свой эксперимент. В этом мне помогла школьный психолог. Подобрав тест для учеников и их родителей, мы предложили ответить на ряд вопросов. В тестировании среди учеников, приняло 158 детей. Результаты таковы: 71% опрошенных детей не имеют компьютерной зависимости, 29% - расположены к зависимости от компьютерных игр. По результатам тестирования родителей показатели другие. В анкетировании приняли участие 84 родителя. 57% опрошенных родителей не выявили у своего ребенка зависимости. 26% заметили расположенность к зависимости и 17% утвердились, что их ребенок зависим!
После тестирования в классах на классном часе была проведена беседа. Цель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать эти опасности.
На школьном собрании родителям была прочтена лекция о проблемах игромании. Были предложены рекомендации, как постепенно без угрозы психическому здоровью отлучить ребенка от компьютера.
Основные признаки виртуальной зависимости следующие:
(проверьте себя и своего ребёнка!)
Человек не может контролировать время, проводимое за компьютером, хочет сократить его, выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, «виртуально зависимый» еще и очень сердится на тех, кто отвлекает, его от компьютера).
Лжет относительно времени, которое он провёл за компьютером, либо уменьшая длительность работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, что пять часов подряд делал уроки, в то время как на самом деле все это время он играл в сетевую игру).
Страдает от негативных последствий своей чрезмерной увлеченности играми (этими последствиями могут быть как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).
Переоценивает роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух к мнению окружающих.
Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за работу на компьютере – либо по причине потери времени, проведенного за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении с компьютером.
Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы играть (например, препятствует игре).
Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, думает о том, как пройти на следующий уровень компьютерной игры).
Использует компьютер как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.
Если 2-3 из перечисленных выше признаков относятся к вам, у вас еще есть время и возможность уйти от зависимости; если 4-5 – пора бить тревогу и искать иные сферы досуга; если же вам подходят 6-7 пунктов – немедленно придите в себя, оглянитесь вокруг и поймите, что вы находитесь в опасности!
Спасение – в семейном согласии
Родители должны время от времени играть с ребёнком в его любимую игру. Жизненный опыт и здравый смысл взрослых помогут быстро разобраться, что к чему, и объяснить все это ребёнку. Но следует предложить альтернативу – полезную и здоровую игру или интересное занятие. Тогда у ребёнка не возникнет чувства пустоты.
Поэтому так важно с раннего детства выделять время на общение с детьми. Не поучение и «чтение морали», а общие игры, развлечения, разговор о друзьях, работе, проблемах. Потом, когда сын или дочь подрастут, они будут видеть в родителях друзей, мнение которых будет авторитетным.
Рекомендации:
Нельзя то разрешать, то отвечать отказом в пользовании компьютером. После выполнения домашних заданий ребёнок имеет право поиграть в компьютере. Но всегда в определенное время.
Чтобы ребёнок не плакал, а вы не сердились, не прерывайте игру внезапно. Посмотрите на часы и за 10 минут до конца отведенного времени напомните ребёнку: «осталось 10 минут, осталось 5 минут, через минуту – выключаю».
Время за компьютером должно быть ограниченным. С 5-го класса – 30 минут, потом – не больше часа. Как награду можно иногда – по выходным дням – увеличивать это время, но не бесконечно.
Периодически интересуйтесь, какие игры увлекают ребёнка. Хвалите за успехи. И как результат – через какое-то время ваши замечания или запреты будут восприниматься более доброжелательно.
В Китае придумали «автоматический» способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа «стрелялок» или «бродилок» сервер сам вырубает компьютер. Причем сразу его не включишь.
Не дай бог, чтобы компьютер стал для кого-то из вас или ваших близких главной радостью жизни!
Список используемой литературы:
Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. –2-е изд., доп., перераб. –М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с., ил. – (Наука – здоровью).
В. Абраменкова Ребёнок в «зазеркалье». Кромешный мир компьютерных игр. – М.: Лепта Книга, 2009. – 112с. – (В помощь родителям).
Г. Г. Кулинич Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы. – М.:ВАКО, 2008. – 208с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Газета «Аргументы и Факты. Здоровье» № 51, 2009
Газета «Аргументы и Факты. Здоровье» № 29, 2010
Газета « Кафа» № 53, 2010
Газета «Комсомольская правда» № 100 (26428), 2015
Газета «Комсомольская правда» № 214/39, 2010
Газета «Победа» № 47, 2009