I. Введение
Тема моего проекта - бурятский национальный инструмент иочин.
Эта тема выбрана в связи с тем, что я уже 3 года занимаюсь в Детской Школе Искусств г.Кяхта на музыкальном отделении по классу национальные инструменты (иочин). Когда мы с папой впервые переступили порог музыкальной школы, то мы даже не знали о таком инструменте. После того, как меня прослушали, ко мне подошла молодая женщина и предложила записаться в класс национальных инструментов – иочин. Она показала нам иочин и продемонстрировала, как он звучит. После того как я услышала его, я не смогла отказаться. Кстати сказать, эта женщина стала моим ведущим преподавателем, и зовут её Дарима Ринчиновна. Сегодня я хочу, чтобы к искусству и к музыке в частности, прикоснулись и мои друзья, чтобы они тоже, как и я несли частичку света и добра.
Цель работы:
Познакомить с бурятским национальным инструментом иочином.
Изучить его внешний вид, устройство и звучание.
Обогатить знания о музыкальных инструментах и материальной культуре.
Проектным продуктом будет демонстрация иочина, рассказ об инструменте, исполнение двух композиций: Гайхмаараа (композитор З.Батсух) и Маленькая принцесса (композитор Е.Дербенко).
Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как мои одноклассники смогут наглядно увидеть инструмент, разобраться в его устройстве, услышать его звучание, удостовериться, что на данном инструменте играют не только национальный фольклор, но и исполняют мелодии современных европейских композиторов.
План работы:
Подготовительный этап:
1. Презентация иочина
2. Знакомство с историей инструмента
3. Обоснование темы проекта
Второй этап:
1. Выбор композиций
2. Исполнение композиций
Заключительный этап:
1. Подведение итогов
2. Презентация проекта
3. Ответы на вопросы
Выбор темы и уточнение названия
Название этой темы «Бурятский национальный инструмент иочин» обусловлено моим стремлением подчеркнуть важность национальной культуры в жизни жителей Бурятии, необходимостью разностороннего развития творческой личности, приобщением одноклассников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям
Сбор информации (где и как искал). Я воспользовалась знаниями, полученными на уроках музыки в общеобразовательной школе и музыкальной литературы и специальности в детской школе искусств. Также воспользовалась ресурсами сети Интернет такие как Википедия, сайт Байкалфонда, и литературой автора М. Ц. Гончиковой «История развития бурятских народных инструментов в курсе преподавания музыкальных дисциплин» и Банеева Ю. А. «Современные бурятские народные музыкальные инструменты».
II. Основная часть
Я начала свою работу с изучения устройства инструмента и его истории.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков: шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц.
Раньше всех возникли ударные, затем духовые, позже всех – струнные.
Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.
В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры.
Инструменты музыкальные,
Я скажу вам - уникальные
Их огромное количество
Увлекает ученичество.
- Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить,
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо-голоса!
Все инструменты можно разделить на 5 групп - ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые.
Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос. Постепенно люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки.
Удар камня о камень может издавать короткий четкий звук. Он хорошо поддерживает ритм танца или песни. Натянутая тетива лука “поет” даже от легкого прикосновения. Сама природа как бы разделила инструменты на группы: ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.
Ударные инструменты - самая древняя группа инструментов. Камень заменили колотушками, погремушками, трещотками. Потом появились барабаны, по существу, не изменились и до наших дней. То, что производит звук с помощью удара, мы можем назвать ударным инструментом.
Следующая группа – духовые музыкальные инструменты

Одни инструменты изготавливают из меди, другие из дерева.
Группа струнно-смычковых инструментов. Звук на этих инструментах воспроизводится с помощью смычка. Что из себя представляет смычок? Смычок – это длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса..
Следующая группа – струнно-щипковые музыкальные инструменты. Звук извлекают щипком. В Бурятии существуют свои национальные струнно-щипковые инструменты, такие как ятаг и иочин. Сегодня я познакомлю Вас с иочином.
Иочин - струнный щипковый инструмент, напоминающий гусли. Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у многих народов, как Востока, так и Запада. У персов это сантура, у китайцев- янцинь, у монголов ёчин. Иочин имеет деревянный трапециевидный корпус и изготавливается из твердых пород дерева, на котором натянуты несколько металлических струн (преимущественно из бронзы), устанавливается на специальную подставку. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах. На иочине можно исполнять аккорды из двух и более звуков.
Начиная с VI-го века до н. э. известно, что буряты, относящиеся к монгольским племенам, играли на струнных инструментах. Самым древним инструментом, вероятно, был цуур, изображенный на стене пещеры в четвёртом или третьем тысячелетии до нашей эры. Другие инструменты были переняты у соседних или покорённых стран (например, в эпохи империи Хунну и Монгольской империи) и изменены. До революции 1911 года, некоторые инструменты были ограничены для дворян или для использования в церемониях в монастыре. На инструменте обычным людям не позволялось иметь более восьми струн. Только при дворе можно было играть на одиннадцати- или двенадцатиструнных инструментах. В настоящее время нет никаких ограничений относительно того, кто и на каких инструментах может что-либо играть.
Следующим моим шагом был подбор репертуара. Для своего проекта я выбрала две композиции: Гайхмаараа (композитор З.Батсух) и Маленькая принцесса (композитор Евгений Дербенко).
Евгений Петрович Дербенко - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, один из популярных российских композиторов. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста, который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений. Интересна музыка этого автора и для других инструментов и ансамблей. Е. П. Дербенко, им создано более тысяча трехсот сочинений в различных жанрах, сто из них записаны солистами, ансамблями и оркестрами в фонд Всесоюзного радио, восемь произведений отмечены Почетными дипломами и премированы на Всероссийских конкурсах патриотической музыки. Пьесы Евгения Дербенко могут достойно пополнить репертуар любых исполнителей. В посвящение всем девочкам им была написана «Маленькая принцесса».
А композитор Батсух выразил свои чувства к девушке по имени Гайхмаараа, но эта мелодия ещё раз напоминает о том, как прекрасна наша земля и люди, живущие на ней.
Бурятия!
Край таежных дебрей и горных вершин!
Край прозрачных рек, живописных долин!
Край степных просторов и байкальских глубин!
Край мой родной, я твой любящий сын!
Я завершила свою работу пониманием того, что иочин является составной частью традиционного народного творчества, инструментальный фольклор наиболее эффективно способствует духовному развитию личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Нежные звуки иочина не могут оставить равнодушными ни одного слушателя. Мы живём и учимся в Бурятии, знать национальные истоки своей культуры необходимо и полезно, чтобы мы могли сохранять и преумножать традиции родной земли.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами как недостаток информации о национальном инструменте и его популярных исполнителях. Возможно, из-за того, что некоторое время назад была потеряна связь с национальными корнями, и сейчас она находится на стадии возрождения. Также, у многих людей нет возможностей заниматься музыкой и искусством в настоящее время.
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я обратилась к своему педагогу-наставнику и воспользовалась литературой из библиотечного фонда ДШИ.
III. Заключение
В данной работе рассмотрены бурятский народный музыкальный инструмент иочин, его устройство и история. На развитие бурятских народных инструментов повлияли культурные контакты и связи соседних народов. Изучение данной проблемы дает возможность оценить национальную специфику самого общества, его мировоззрения, что обусловлено историческим прошлым, природно- климатическими условиями, хозяйственно-культурным типом деятельности, национальной картиной мира.
Работа над проектом показала мне, что нам остро необходимо изучение родной культуры, возрождение национальных традиций и народного фольклора, так как являются культурным наследием, которое передавалось через поколения «из уст в уста». Фольклорные произведения не принадлежат конкретному сочинителю, сам бурятский народ был и автором, и исполнителем разнообразных песен, танцев, легенд, улигеров и преданий. Все они имели общие национальные черты, и в тоже время могли отличаться своими региональными особенностями.
Бурятия – это удивительный край, где встречается Восток и Запад, где переплетаются культуры, религии и мировоззрения. Все это отражается в культурном пространстве региона, создавая тем самым неповторимое пространство впечатлений.
Используемая литература
1. М. Ц. Гончикова. История развития бурятских народных инструментов в курсе преподавания музыкальных дисциплин
2. Дугаров Д. С. Традиционные народные инструменты бурят // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. «Звуки Евразии» / сост. и науч. ред. В. В. Китов. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. — С. 9–18.
3. Банеев Ю. А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. — Улан-Удэ, 1993.
4. Стоевезандт И. Многострунные безгрифные инструменты Азии / пер. с англ. Д. Огибалиной // Гусли. — 2007. — № 3. — С. 36–39.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИОЧИН»
Автор: ученица 5 класса Табиханова Анна
Руководитель проекта: Пестерева Т.В.
с.Хоронхой, 2017г.