СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " История моего села"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

«История возникновения села. Культурное наследие».

Просмотр содержимого документа
«Проект " История моего села"»


МОКУ Долдыканская СОШ




Проект

«История возникновения села. Культурное наследие».




Выполнили обучающиеся 4 класса: Гуляева Елизавета

Дементьев Даниил

Дьякова Елизавета

Климко Юлия

Кондратенко Анастисия

Иванова Светлана

Рогожкин Дмитрий

Стремков Константин

Хрусталев Данила

Чернова Анастасия


Руководитель: Чернышова Надежда Александровна





2017 г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

1 Понятие «культурное наследие»…………………………………………3

2. История с.Долдыкан ……………………………………………………..6

2.1 Первые жители села …………………………………………………….. 6

2.2 Развитие села …………………………………………………………... 7

3. Культурное наследие с. Долдыкан ……………………………………8

3.1 Музей детского сада №23 «Солнышко» …………………………….. 8

3.2 Обычаи и обряды наших дней ………………………………………...10

Заключение ……………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………..15






















Введение

  1. Понятие «культурное наследие».

Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

На информационную составляющею как базовый компонент наследия обращает внимание М.Е.Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [1]. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д.С.Лихачев в проекте Декларации прав культуры, понимая под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки) [2].

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Важным носителем материального наследия, является музей. Он рассматривается сегодня как важнейший институт, способный осуществить сохранение и актуализацию многих объектов культурного наследия.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования.

В настоящее время обучающиеся нашего класса и другие ребята нашего села не задумываются над тем, каким культурным наследием мы обладаем на данный момент и существуют ли у нас музеи или исчезнувшие памятники родного края.

Таким образом, считаю целесообразным начать поисково- исследовательскую деятельность культурного наследия в с. Долдыкан

Объектом исследования в данном случае являются, материалы и экспонаты музея в детском саду №23 «Солнышко», архивные данные администрации и библиотеки с. Долдыкан, беседа о культурном наследии с долгожителями села.

Предметом исследования является история развития села и анализ культурного наследия с. Долдыкан.

Цель данной работы заключается в изучении истории возникновения села и его культурного наследия.

Представленная цель определила следующие задачи:

- изучить культурное наследие и его значение;

- исследовать историю развития с. Долдыкан;

- изучение культурных традиций села;

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. Поэтому убучающиеся совместно с учителем собрали информацию о истории заселения села Долдыкан.

Поисково-исследовательская деятельность будет проводится в селе Долдыкан с 09.11.2017г. по 07.12.2017г.



























2. История с.Долдыкан.

2.1 Первые жители села.

История с.Долдыкан начинается с июня 1914 года. В конце месяца сюда прибыло восемь семей переселенцев, в основном из Белоруссии. Обоз состоял из 56 человек. 1 июля 1914 года на общем собрании был избран староста Федор Куприянович Мельников.

Тарас Николаевич Сазонов стал полицейским, а Павел Александрович Велешкевич – десятским сотником. Это была первая администрация Долдыкана. На этом собрании Иван Иванович Мошкин внес предложение дать селу название «Мошкино» в честь его фамилии, за что он после собрания купил мужикам полведра водки. Протокол собрания был отослан волостному начальству, которому название «Мошкино» не понравилось, и утверждено не было.

Село было названо по земельному участку Долдыкан. В переводе с эвенкийского слово «Долдыкан» означает вкусненькая, сладенькая водичка. На территории Долдыканского сельсовета протекает ручей под названием Долдыкан. [3]

Существует ещё одна «народная» версия образования села, которая передаётся из поколения в поколение , но официального подтверждения не имеет: «Когда-то давным-давно возле небольшой речки, вода из которой была просто необыкновенно вкусной, поселились два китайца. Они обнаружили в этой речушке крохотные частицы золота и вплотную занялись поиском драгоценного металла. Так и прошла их жизнь возле этой речки, а звали их Дол и Кан. Так и закрепилось в народе название Долдыкан за этим местом.»


2.2 Развитие села.

В 1925 году в селе была открыта школа. Первым учителем был Василий Марченко. С момента заселения до 1935 года в селе проживало 49 семей: 17-белорусских, 16 – русских, 15 – украинских, 1 – мордовская. В 1929 году в Долдыкане был образован колхоз «Успех».

Первым председателем стал Филипп Михайлович Чумаков, который руководил им до 1941 года. Колхоз существовал до 1950 года, а затем был присоединен к колхозу Верхнего Иркуна «Новая жизнь». Председателем колхоза был Петр Федорович Татаринов, а затем Иван Яковлевич Репин.

1 апреля 1964 года после реорганизации Долдыкан стал четвертым отделением совхоза «Бурейский», где управляющими были Валентин Петрович Петров, Евгений Игнатьевич Феоклистов. В 1977 году произошла очередная реорганизация и сельский Совет был перенесен в с.Малиновку –центральную усадьбу совхоза «Бурейский». В июне 1979 года на базе отделения был организован совхоз «Долдыканский». Первым директором стал Николай Леонтьевич Ворона. Под его руководством в Долдыкане велась большая работа по строительству жилья, объектов соцкультбыта. Интенсивно развивалось животноводство. После Николая Леонтьевича директорами совхоза работали Сергей Павлович Коростов, Павел Владимирович Немцов.

В 1979 году, при организации совхоза « Долдыканский» сельский Совет вновь был образован в с.Долдыкан. с 1958 по 1977 годы председателем сельского Совета народных депутатов работал Федор Сергеевич Савонин. Его семья приехала по переселению из Калужской области.

До сих пор дети, внуки и уже правнуки Федора Сергеевича живут в Долдыкане. В последующие годы председателем Долдыканского сельского Совета работали: Валентина Ивановна Овсянникова, Татьяна Арсентьевна Ворона, Ирина Лукинична Феоклистова, Павел Владимирович Немцов.

С 1996 по 2005 год главой администрации Долдыканского сельсовета работал Закирничный Сергей Анатольевич, а с 2005 года избрана Феоклистова Ирина Лукинична.

В 1992 году, при реорганизации совхоза «Долдыканский», все имущество и территория пахотных земель была разделена на несколько фермерских хозяйств. Многие прекратили свое существование. На данный момент на территории Долдыканского сельсовета работают 6 крестьянских фермерских хозяйств, 2 частных предпринимателя.

3. Культурное наследие с. Долдыкан.

3.1 Музей детского сада №23 «Солнышко»

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

В 2004 году заведующая детским садом Кириленко С.В. создала в детском саду мини-музей, экспонаты которого были собраны по крупицам от старожилов нашего села ,а также от всех желающих и понимающих всю ценность старых вещей и документов, людей.

Назначение нашего музея – патриотическое воспитание подрастающего поколения, суть которого, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, села, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность нашего мини-музея — участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Вся эта работа не простая, а трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

В нашем детском саду мини-музей играет большую роль в воспитании детей. Это ёщё одна возможность ввести детей в особенный мир путём действенного познания через предметы русского быта, изделия народных промыслов. Войдя в наш музей мы видим на полу доматканные дорожки ручной работы, а также салфетки, вышитые картины всё то, чем занимались наши предки. Ведь когда то этот труд носил очень жизненно-важный характер и считался неотъемлемой частью домашнего быта. Здесь же располагается и прялка, маслобойка, колыбель, с помощью этих экспонатов, детям легче ощутить атмосферу прошлого, понять как жили люди раньше. Кухонная утварь прошлого времени доказывает ребятам как жили наши предки, чем они пользовались и что носили.

Ветерану войны и труда Гаврилову А.И. посвящена небольшая экспозиция, где собраны документы, фотографии, медали и ордена ветерана. Односельчане гордятся тем, что такой знаменитый человек проживал в их селе. Сохранились до наших дней и множество документов, грамот, благодарностей за добросовестный труд и помощь в развитие села.

Большой интерес представляют собой дымковские игрушки и игрушки сделанные своими руками, дети улыбаются, когда им объясняют что раньше таких модных и различной степени игрушек не было, а были только те которые мастерили своими руками. В музее также имеются различные работы декоративно-прикладного искусства (гжель, хохломская роспись, дымковская и т.д.). Ёщё в музее не только экспонаты старинного времени, но и различные предметы военного и после военного времени, что даёт возможность окунутся и прочувствовать тот период нелёгкого времени для русской земли и её народа. Экспонаты нашего музея позволяют без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость, воспитывать доброту, отзывчивость, честность, справедливость, любовь к Родине, традициям ,народу, гордость за его достижения. Музей для детей является средством формирования патриотических чувств и развитие духовности , он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.

В нашем мини-музее экскурсии и организационная деятельность проводятся не только в дополнение к обязательной программе, но и как досуг, как средство соприкосновения с народными традициями, праздниками.

3.2 Обычаи и обряды наших дней.

С момента образования села, большую часть населения составляли белорусы, украинцы и молдаване, затем русские. Соответственно в каждой семье существовали и передавались из поколения в поколение свои обычаи и традиции. Со временем они изменялись, но суть их осталась прежней. На данный момент в нашем селе сохранились такие обычаи как коляда на Рождество Христово. Колядки проходят с 6 по 14 января с красивым песнопение, стихотворениями, потешками и шутками. Односельчане знают об этом празднике и заранее стараются приготовится к нему. Покупают различные сладости, готовят кутью (каша из пшеницы с халвой и маком), накрывают на стол скатерть под которой непременно кладётся немного сена, в знак того, что Иисус Христос родился в яслях, пекут кондитерские изделия и вдоволь угощают тех, кто приносит в их дом коляду. Коляда в свою очередь щедро посыпает жилище пшеницей чтобы, хозяева не знали нужды, а дом их был наполнен Божьим светом, прибылью и здоровьем. Ведь те, кто прославляет Рождество Христово и колядует, считают вестниками добра и счастья на весь грядущий год. 6января в народе ещё называют святым вечером и стол накрывают только постными блюдами, обязательным из которых считается кутья, а 7января на стол ставят уже самые различные лакомства.

Следующим сохранившимся праздником является «Масленица»,обряды которого происходящие в этот день удивляют своим великолепием. Празднуется она перед великим постом Пасхи. Всю неделю хозяйки пекут блины и ходят чаёвничать друг другу, устраивают весёлые посиделки семьями. А в воскресенье всё село собирается на всеобщее гулянье проводить зиму и встретить долгожданную весну. С особым трепетом все ожидают сожжение чучела, ведь существует такая примета, если чучело сгорит быстро, значит весна придёт без опоздания, а если чучело будет гореть медленно, значит зима не сразу уступит весне свои права и будут ещё и снег и гололёд и холода. Игры, веселье, хороводы сопровождают этот праздник весь день, но главным остается в этот день прощение всех людей, потому что в народе этот день ещё называют прощённым воскресеньем. Люди в этот день просят прощение друг у друга и целуются три раза в знак прощения всех обид.

Существует ещё один прекраснейший праздник, который не обходит своим вниманием ни один житель нашего села, это Великая Пасха. Красивый обычай совершаемый в этот поистине великий день, сохранился нашими предками для того чтобы, люди сохраняли толерантность друг к другу. Взрослые и дети на Пасху «бьются» яйцами при этом целуются и от души желают крепкого здоровья и благополучия. Картофель к праздничному столу в этот день не подают, считается, что картофель на Пасху отдыхает, для того, чтобы был урожайным год. Праздник этот семейный и когда вся семья собирается за праздничным столом, зажигается свеча, установленная в центре домашнего пасхального кулича. Самый старший в семье, т.е. глава семьи, первый откусывает яйцо и передаёт откусить следующему, до тех пор, пока не закончится яйцо. Первый тост всегда посвящается предкам. Всегда в этот праздник звучит музыка и веселье.

Без внимания не обходится и праздник Ивана Купала. Его обычаи пусть и не в полной мере, но всё же сохранились до наших дней. В ночь с 6 на 7 июля мы семьями выезжаем на речку Долдыканчик, где заранее приготовлены чучело для сжигания, травы из которых плетутся возле костра венки. Это и крапива и тонкие ветви белой берёзы, а также полынь. Венки нужно носить всю ночь, для того чтобы уберечься от злых чар и наполнить всё тело крепким здоровьем и хорошей энергетикой. Во время сжигания чучела ведётся хоровод, затем прыгают через костёр, при этом загадывают самые сокровенные желания. После проведения всех купаловских обрядов т.е. и катание по лугу по росе, обращение к земле матушке с просьбой об урожае и здоровье крепком, выполняется последнее, опускают венки в воду, загадывают желание и наблюдают за ними, если венок стоит на месте , значит в этом году особых изменений не будет, если же венок поплывет, значит желание сбудется.

Помимо всех обрядов и обычаев существует много примет о погоде, созревании тех или иных ягод в лесах, приметах связанных с земляными работами и т.д. которые передаются из поколения в поколение.



Заключение.

Для нашего села культурное наследие это и документы подтверждающие историю развития Долдыкана и мини-музей в детском саду и столетние покосившиеся дома, и конечно же обряды и обычаи доставшиеся нам от наших предков.

Первым, кто взялся написать историю села, был Мурашов Виктор Михайлович. На тот момент он занимал должность председателя сельсовета - это было в 1983 году. Он организовал поиски документов, фотографий, писем, подтверждающих все события развития села. Именно благодаря его собранным материалам, мы можем восстановить картины прошлых лет и наша задача теперь состоит в том, чтобы не только сохранить эти ценные материалы, но и постоянно пополнять их для будущих поколений.

Для сохранения объектов культурного наследия в современных условиях в нашем мини-музее экскурсии и организационная деятельность проводятся не только в дополнение к обязательной программе, но и как досуг, как средство соприкосновения с народными традициями, праздниками, жизнью прошлых лет. Для высокой осведомлённости населения по сохранению культурного наследия, неоднократно на родительских собраниях проводились консультации, темы которых были направлены на патриотическое, экологическое и духовное воспитание.

В 2014 году селу Долдыкан исполнилось ровно сто лет. В честь такого знаменательного события администрацией села, библиотекой, домом культуры, детским садом и школой в течении всего года запланированы много мероприятий, целью которых, является донести до жителей села всю информацию о первоначальном рождения села, историю прошедших лет и результат развития до нынешних дней.

Я считаю, что только совместными усилиями можно сохранить нашу историю, музеи, документацию, подтверждающую события прошлых лет, письма и фотографии. Благодаря своей поисково- исследовательской деятельности истории развития села культурного наследия с. Долдыкан, мы обнаружили много документальных фактов о развитие села. Опрос и беседы старожителей Долдыкана указывают на то, что культурное наследие нашего села свято хранится и передаётся из поколения в поколение.

Таким образом, считаю, что цель и задачи данной работы в изучении истории возникновения села и его культурного наследия, выполнен.





























Список литературы.

[1] Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Сборник научных трудов. М.: Из-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994. С. 41.

[2] Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 2000. С. 11.

[3] http://геоамур.рф/sources/d_28_04/district04-x=04.php

[4] http://www.amurvisit.ru/place/bureyskiy-rayon/114.html

Музей детского сада №23 «Солнышко» с. Долдыкан

Администрация с Долдыкан (архивные данные)

Библиотека с Долдыкан




























Первые жители нашего села

Первая свиноферма

Жительницы нашего села .Узницы лагеря «Освенцим»

Наш мини-музей

Наше село в наши дни.



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!