МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад №15 «Дельфин»

Проект
«Изучаем правила дорожного движения. Юные пешеходы»
Старшая группа
Подготовила:
воспитатель Рыжей Е.В.
Актуальность:
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.
Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения.
Часто трагедии на дорогах связаны с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Обучение правилам безопасного поведения является одним из требований ФГОС.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Для достижения более эффективного результата в работу с детьми необходимо вовлекать родителей. Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Одной из форм работы с родителями на основании ФГОС является реализация совместных образовательных проектов.
Участники проекта:
Воспитатели, родители, дети старшей группы
Сроки реализации:
05.09.16 - 31.05.17г.
Тип проекта:
Долгосрочный
Этапы проекта:
Подготовительный (аналитический);
Основной (реализация намеченных планов)
Заключительный (презентация, продукт деятельности)
Цель проекта:
Создание в группе максимально эффективных условий, для организации работы по формированию у детей основ безопасного поведения на дороге, в транспорте, знание правил дорожного движения.
Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Способствовать формированию у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить детей с правилами дорожного движения;
- Уточнить знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Итоговое мероприятие:
Выставка работ «Азбука дорожного движения»
Этапы проекта:
1 этап
(постановка проблемы)
- Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
- Определить продукт проекта:
а) создание макета улицы города;
б) знание правил дорожного движения.
(обсуждение проблемы, принятие задач)
- Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»
- Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.
- Составить перспективный план работы.
- Изучить методическую литературу: К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие.
- Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как вести себя на улице и в транспорте?».
- Пополнить предметно-развивающую среду.
- Провести с родителями анкетирование и родительское собрание.
2 этап (работа над проектом)
График проектных мероприятий с детьми
Дата | Тематика мероприятий |
Сентябрь | НОД «Улица» |
Дидактическая игра «Что такое улица» |
Октябрь | Беседа «Дорога до детского сада» |
Целевая прогулка «Наша улица» |
Дидактическая игра «Какие бывают машины» |
Ноябрь | Ролевая игра «Автобус» |
Дидактическая игра «Кто такой пассажир?» |
Декабрь | Дидактическая игра «Светофор» |
Загадки о светофоре, транспорте |
Аппликация «Светофор» |
Целевая прогулка «Светофор» |
Январь | Дидактическая игра «Пешеход» |
Аппликация «Поезд» |
Февраль | Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке |
Рисование «Дети вышли гулять» |
Конструирование «Мосты» |
Март | Целевая прогулка к перекрестку |
Беседа с полицейским-регулировщиком |
Апрель | Конструирование «Выставка машин» |
Сюжетно-ролевая игра «Машины и пешеходы» |
Экскурсия к автостоянке |
Май | Настольно-печатные игры по ПДД |
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм |
Сюжетно-ролевая игра «Умный светофор» |
Взаимодействие с родителями/социальными партнерами |
1.Анкетирование родителей по ПДД. 2.Папка – передвижка, памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма». 3.КВН «Знатоки Правил Дорожного Движения». 4.Привлечение родителей к изготовлению рисунков по ПДД. 5.Индивидуальная беседа «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом. 6.Интеллектуальная игра «Что, где, когда?». 7.Консультация «Безопасность детей - забота родителей». 8.Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения» 9.Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле». 10.Просмотр с детьми мультфильма или кинофильма о Буратино. Обсуждение поведения Буратино. 11. Оформление папки в приемной «Правила юного пешехода». |
Образовательная область | Совместная деятельность взрослых и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
НОД |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Соци-ально-коммуни-кативное развитие | Составление рассказа по картине «Случай в автобусе» Игры по словообразованию (словарик по ПДД) Пересказ рассказа «Заборчик вдоль тротуара» Г. Юрмин
| Составление рассказов: «Что случилось, если бы не было правил дорожного движения», «Если бы все знаки перепутались», «Истории в транспорте», «Игры зимой» (из опыта работы) Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке», «Юный пешеход» Игровая ситуация: «Расположи дорожные знаки правильно» (на макете улицы), «Как правильно перейти проезжую часть» Дидактические игры: «Дорожная азбука», «Основы безопасности во дворе и на улице», «Это я, это я…», «Безопасный путь» Настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами), пазлы. Беседы: «Улицы Керчи», «Как работают водители», «Волшебные цвета светофора». Ситуативный разговор: «Как правильно перейти через дорогу», «Чего не должно быть», «Какие знаки помогают пешеходу в пути», «Что надо знать, если находишься на улице один», «В автобус вошла бабушка» | Наглядно-иллюстрационный материал: (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями). Настольный перекресток (набор маленьких дорожных знаков, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей) Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, форма полицейского, дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора) Конструкторы разных размеров для построек, машинки. Плакат «Правила поведения на дороге» |
Познава-тельное развитие
| Формирование целостной картины мира: Тема: «Какие бывают машины» Тема: «Школа пешеходных наук» Конструирование: «Грузовой транспорт», «Наша улица» ФЭМП: Игровые упражнения «Будь внимательным», «Чья дорога длиннее, короче». | Целевая прогулка к пешеходному переходу. Наблюдения: за действиями пешеходов в условиях улицы (разбор ситуаций), рассматривание грузового транспорта привозящего продукты, трудом шофера Викторина «Пешеход на улице» Рассматривание плаката: «Правила дорожного движения», «Правила поведения в транспорте»
| Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда» Настольные игры «Внимание дорога», «Законы улиц и дорог», «Специальный транспорт», «Культура поведения» Строительные игры: «Мосты бывают разные», «Строим гараж» Пособия и игры по обучению детей ПДД Домино «Дорожные знаки», «Каждый знак на свое место», «Специальный транспорт» |
Художественно-эстетическое и речевое развитие
| Заучивание стихотворения Р. Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор» Чтение и пересказ рассказа С.Волкова «Про правила дорожного движения» Рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Знаки сервиса» (мой любимый дорожный знак) Лепка: «Идем на экскурсию», «Постовой» Аппликация: «Знаки в нашем поселке», «Вырежи, отгадай и наклей» Музыкально-дидактическая игра: «Угадай как звучит транспорт», «Сигналы светофора» Разучивание песен: «Машина стоп», «Наш город», «Едет, едет паровоз» | Пипгумов Я. «Машины», Берестов В. «Это еду я бегом», Пляцковский М. «Стоп, машина!», Михалков С. «Если свет зажегся красный», Яковлев С. «Нужно слушаться без спора», Маршак С. «Мяч», Михалков С. «Дядя Степа-милиционер», Жидков Б. «Что я видел», «Светофор», «Какое такси», И. Лешкевич «Светофор» И.Мигунова «Друг светофор», В.Иришин «Прогулка по городу». Вечер загадок о транспорте Разучивание считалок («Стоп машина», «Светофор»), пословиц о транспорте, стихотворений Работа в книжном уголке: оформление выставки книжек по ПДД Рисование «Разноцветный светофорик», «Дома на нашей улице», «Транспорт будущего» Слушание песен «Дорожный знак», «Светофор», «Когда поют светофоры» Пальчиковый театр для малышей «Веселый Светофорик» Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд», «Ну, погоди!» Музыкальное развлечение: «Путаница в стране дорожных знаков» | Детская художественная литература по тематике дорожного движения. Иллюстрации различных машин, светофора, полицейского Макет светофора. Выставка рисунков «Мой любимый дорожный знак», «Все о дороге» Методическое пособие по изо «Как правильно нарисовать постового» Изображение дорожных знаков Шаблоны транспортных средств, дорожных знаков, раскраски Ватман, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки |
Физи-ческое развитие
| Игровые упражнения: «Катание на велосипедах», «Лошадки», «Горелки» Логоритмические упражнения «Мы по улице идем», «Бегут машины разные», «Внимательно смотри на дорожный знак, который впереди» | Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки», «Светофор», «Будь внимателен», «Цветные машины», «По дороге», «Пешеходы и автомобили» Игры-забавы гонки на велосипедах и самокатах Игры-соревнования: «Веселые старты», «Кто быстрее» | Велосипеды Цветные картинки с изображением транспорта разного назначения Волшебные палочки. Флажки, геометрические фигуры зеленого, красного и желтого цвета Рули, обручи зеленого, красного и желтого цвета Коляски с куклами для пешеходов |
Предполагаемые результаты:
Использование данного проекта будет способствовать более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения.
Дети научатся применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставить перед собой задачи, находить пути их решения.
Будут объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространяться знания о правилах дорожного движения среди родителей.
Разработаются наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирующие у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Список литературы:
1.Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004г. 2.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: «Просвещение», 2000г. 3.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010г. 4.Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973г. 5.Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008г. 6.Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984г. 7.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 2009г. 8.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009г. 9.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
Приложения

Результаты тестирования родителей по ПДД «Грамотный пешеход»
В тестировании приняло участие 26 семей воспитанников старшей группы, что составляет 87% списочного состава группы.
98% родителей знакомят детей с правилами дорожного движения.
92% опрошенных семей показывают безопасную дорогу от дома до детского сада и всегда ей пользуются.
90% родителей считают, что семья и детский сад совместно должны заниматься вопросами ПДД.
80% родителей считают себя образцом для подражания в соблюдении ПДД.
Когда необходимо начинать знакомить с правилами ПДД?
с 3-х лет с 4-х лет с 5-ти лет
Ребенок может преподать родителю урок безопасного поведения
на дороге
да иногда никогда
Родители обсуждают нарушения ПДД
с детьми с воспитателями не обсуждают
Тестирование проводилось в начале года. Анализ тестов показал, что дети знают правила дорожного движения, охотно их соблюдают, но некоторые семьи недостаточно четко представляют себе важность данной проблемы.
Выявлено ряд вопросов по ПДД, требующие продолжения реализации учебно-воспитательной деятельности по данному направлению.
В проекте разработан план работы с родителями на учебный год, разработаны индивидуальные и групповые консультации, обновлена информация в уголке родителей, разработаны конспекты по ОД, беседы, подобраны картотеки разных видов игровой деятельности и т.д.