СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-изыскание «Моё здоровье» (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот проект очень важен с точки зрения здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Проект-изыскание «Моё здоровье» (2 класс)»

Проект-изыскание «Моё здоровье»

Тема «Сколько весит здоровье ученика?»

Цель:

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи:

• Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

• Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

• Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

• Предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 2 в класса МКОУ Тёткинская СОШ № 1.

Гипотезы исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

Результаты исследования «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»



Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

Что такое осанка?

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении. Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Эксперимент.

Давайте проверим правильность осанки у школьника. (Ученик у стены показывает.)

 Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.

Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками.

 Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;

 Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;

 Лопатки не выступают;

 Живот подтянут;

 Ноги в коленях выпрямлены.

Это - правильная осанка ученика.

Попробуйте пройти, соблюдая осанку. (Показ учеником с книгой на голове.)

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.


Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Отчего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.


На формирование неправильной осанки оказывают:

• хронические заболевания,

• недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,

• неправильное положение во время занятий;

• несоответствующая росту мебель,

• неудобная обувь и одежда,

  • тяжёлый портфель.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует формированию неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Что лучше носить: ранцы или портфели? (Ответы).

Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.

Согласно санитарным правилам и нормам, вступившим в силу с февраля 2003 года, общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями (не включая вес самого портфеля) не должна превышать допустимых гигиенических норм. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов -более 1,5 кг,3-4-х классов - более 2 кг. Среди медиков существует мнение, что портфель школьника должен составлять не более 10 процентов от веса ребенка. Допустим, средний вес первоклассника 25 кг, тогда ранец не должен весить более 2,5 кг.

Чем чревата тяжелая ноша для школьника?

Во-первых, это нарушение осанки, плоскостопие, особенно если ребенок носит не ранец. Во-вторых, большой вес портфеля приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Все должно быть соразмерно росту и весу ребенка.


Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 17 человек.



План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги.

6. Дать рекомендации детям и учителям.


Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что в нашем классе есть проблемы с опорно-двигательной системой у

некоторых школьников.

Результаты исследования личных карточек.

2 человека с нарушением осанки;

15 человек здоровых.


Существуют гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

- 1-4-х классов – 300 г;

- 5-6-х классов – 400 г;

- 7-8-х классов – 500 г;

- 10-11-х классов – 600 г.





Мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:

«Литературное чтение» - 200 г

«Математика» -250 г

«Русский язык» - 150 г

«Окружающий мир» - 250 г

«Английский язык» - 250г

Тетрадь на печатной основе по англ. языку – 150 г

«Технология» - 150 г

Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле:

вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100. Затем мы взвесили пустые ранцы и ранцы с учебными принадлежностями.



п/п

Фамилия, имя ученика

Вес

ученика

Допуст. вес

портфеля

Вес пустого

портфеля

Вес полного

портфеля

1

Бобохина Дарья

22,5 кг

2,2 кг

750 г

3,4 кг

2

Бобохин Даниил

42, 5 кг

4,2 кг

550 г

2,5 кг

3

Быков Даниил

25,4 кг

2,5 кг

650 г

2,2 кг

4

Гапонова Валерия

32, 4 кг

3,2 кг

800 г

4,3 кг

5

Гусак Тимофей

25, 8 кг

2,5 кг

950 г

3 кг

6

Дудкин Роман

32 кг

3,2 кг

550 г

2,1 кг

7

Ивженко Тимофей

18,5 кг

1,8 кг

850 г

3,3 кг

8

Колесникова Виктория

25,3 кг

2,5 кг

400 г

2,5 кг

9

Кортикова Дарья

32, 8 кг

3,2 кг

450 г

2,8 кг

10

Латунова Екатерина

26 кг

2,6 кг

600 г

2,9 кг

11

Остапенко Никита

28, 6 кг

2,8 кг

600 г

2,1 кг

12

Палиенко Илья

26, 7 кг

2,6 кг

500 г

2,9 кг

13

Пипко Дмитрий

26, 7 кг

2,6 кг

800 г

3,7 кг

14

Прощенко Тимур

28, 5 кг

2,8 кг

350 г

1, 8 кг

15

Усикова Анастасия

39 кг

3, 9 кг

600 г

3 кг

16

Цыганков Евгений

55 кг

5,5 кг

800 г

2,5 кг

17

Чепурной Арсений

26,8 кг

2, 6 кг

500 г

2,5 кг


Выводы:

Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам,

т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители - легковесы весом всего

0,35 кг.

Однако у 12 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (0,95 г, 0,85 г, 0,8 г).

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в пятницу - 2 кг и в среду – 2,05 кг кг. Самым легким ранец оказался в понедельник и четверг – 1,4 кг. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Вес учебников и уч. принадл.

1,4 кг

1,8 кг

2,05 кг

1,4 кг

2 кг



Самый правильный ранец - до 0,5кг - 5 чел.

- самый лёгкий портфель - 0, 35кг (у_________________)

- самый тяжёлый ранец – 0,95 кг (у __________________)

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями –4,3 кг (у ____________)

- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 1,8 кг (у _____________)




- самый лёгкий учебник - «Русский язык» - 150 г



- самый тяжёлый учебник ---

- самый «тяжёлый» учебный день– среда;

- самый «лёгкий» учебный день – понедельник и четверг;

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

- По возможности оставляйте некоторые учебники и учебные принадлежности в классе.



Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Правила для поддержания правильной осанки

• Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

• При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

• Не носить ранец или портфель в одной руке.

• Не перегружать портфель.

• Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

• Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.

• Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.





Упражнения для формирования правильной осанки.

1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.



Тест-анкета для ориентировочной оценки риска

сколиоза и других нарушений осанки



Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырёхбалльную шкалу:

0 – признак не проявляется;

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;

3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.

Признаки

1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

2. Носит сумки, портфель в одной руке.

3. Имеет привычку сутулиться.

4. Проявляет недостаточную двигательную активность.







5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Неправильно или нерегулярно питается.

8. Имеет астеническое (очень худое), диспропорциональное телосложение.

9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов

Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.