Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Лицей № 76 имени В.Н. Полякова»
ПРОЕКТ
«
Калейдоскоп семейного творчества»
Автор:
Пунтусова Т.И. – учитель музыки
Срок реализации проекта: 3 года
Тольятти
2016
Содержание
I. Проблема, на решение которой направлен проект
II. Цель проекта
III. Задачи проекта
IV. Актуальность и новизна проекта
V. Практическая значимость проекта
VI. Этапы реализации проекта
VII. Направления работы с родителями
VIII. План реализации проекта
IX. Ожидаемые результаты и эффективность проекта
X. Выводы
XI. Литература
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
Макаренко А.С.
I. Проблема, на решение которой направлен проект:
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно является для россиян высоко значимой.
Семья, как социальная организация, влияет на воспитание и развитие детей и подростков. Она составляет основу формирования и становления личности, самосознания детей, определяет уровень развития их мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, социальной активности. Но, в то же время, семья не обеспечивает в полном объёме контроль свободного времени детей и подростков и проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации.
В настоящее время в нашем городе, как и в стране в целом, существует ряд таких проблем, как:
- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;
- отсутствие общих дел, традиций в семье;
- не в каждой семье существует преемственность поколений;
- недостаточная информация о происхождении семьи, её истоков, корней;
- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей.
Для решения данных проблем необходимо усилить воспитательную функцию семьи. Одним из эффективных способов активизации воспитательной функции семьи является взаимодействие и сотрудничество двух институтов - семьи и образовательного учреждения. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москвы, обязывает учреждения дополнительного образования создавать необходимые условия для совместного труда и отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
В лицее № 76 им. В,Н, Полякова г.о. Тольятти созданы благоприятные условия, которые обеспечивают тесное взаимодействие и сотрудничество коллектива и родителей (законных представителей). Родители и педагоги лицея – две мощнейшие силы в процессе становления личности обучающихся.
Данное образовательное учреждение, обладая богатейшим опытом работы с родителями, общественными организациями, социумом, разработало социально-значимый проект «Калейдоскоп семейного творчества».
Данный проект обеспечивает реализацию организационно-педагогических мероприятий, направленных на повышение воспитательной функции семьи и возрождение семейных традиций.
II. Цель проекта:
Создание условий для расширения и усиления воспитательной функции семьи по формированию позитивных социальных интересов детей и подростков.
III. Задачи проекта:
- Создание единой системы педагогического и семейного воспитания при помощи инновационных форм и технологий.
- Совершенствование и развитие воспитательного потенциала семьи.
- Формирование у детей и родителей правильных представлений о ценности семейных отношений.
- Сохранение национальных традиций семейного воспитания.
- Педагогическое образование родителей (законных представителей).
IV. Актуальность и новизна проекта «Калейдоскоп семейного творчества» состоит в том, что родители получают возможность создания собственной модели семейного воспитания.
V. Практическая значимость проекта.
Организационно-педагогические мероприятия по проекту направлены на мотивацию всех членов семьи на совместную деятельность, так как обеспечивают возможность выбора направлений, блоков и тем с учётом особенностей и интересов каждого члена семьи, что способствует усилению и расширению воспитательной функции семьи. Проект «Калейдоскоп семейного творчества» может быть успешно реализован образовательными учреждениями всех видов и типов.
VI. Этапы реализации проекта
1 этап: «Информационно-аналитический»
Цель: Изучение состояния воспитательной функции семьи в социуме.
- Проведение анкетирования родителей (законных представителей).
- Изучение, анализ интересов и запросов участников проекта.
- Разработка положения по проведению итогового фестиваля «Семья года».
- Разработка информационно-рекламной продукции.
2 этап: «Мотивационно-целевой»
Цель: Определение целей и задач организационно-педагогических мероприятий, обеспечение мотивации их участников.
- Разработка плана работы по реализации проекта с учётом данных анкетирования.
- Создание творческих групп по блокам: «Презентация», «Традиции», «Визитка», «Генеалогическое древо», «Семейные секреты».
- Организация консультаций для родителей, проведение совместных мероприятий, конференций.
- Проведение мастер-классов, открытых уроков учителями изо, музыки, МХК, физической культуры для родителей и детей с использованием информационных технологий.
- Организация творческих выставок, подготовленных совместно с родителями.
- Организация работы «Творческого кафе», «Родительского часа», «Всеобуча для родителей».
3 этап: «Организационно-исполнительский»
Цель: Обеспечение выполнения организационно-педагогических мероприятий проекта «Калейдоскоп семейного творчества»
- Подготовка и проведение совместных массовых мероприятий.
- Выпуск буклетов «Мое семейное дерево».
- Создание видеоролика «Моя семья».
- Оформление выставки творческих работ декоративно-прикладного творчества, представленной семьей в трех поколениях.
- Создание странички-рубрики « Не талантливых семей не бывает!» на сайте учреждения.
- Создание презентации, видеофильма почетных семей лицея «История моей семьи – история моей страны!»
- Проведение итогового фестиваля «Семья года», награждение победителей с
внесением записи в электронную книгу почета.
4 этап: «Контрольно-диагностический»
Цель: Определение степени удовлетворённости и потребности участников проекта.
- Проведение анализа содержания организационно-педагогических мероприятий
соответствию запросам и интересам участников проекта.
- Корректировка плана мероприятий.
Направления работы с родителями.
№ п/п | Направление (блок) | Результат-продукт |
1. | «Родительская школа» | Консультации, круглые столы, тренинги, семинары, деловые игры, «Родительские вечера», «Родительское кафе», творческие выставки. |
2. | «И прошлого связующая нить» | Сочинения, круглые столы, презентации, электронные фотовыставки, альбомы, презентации. |
3. | «Моя семья – моя гордость» | Творческие выставки, электронные фотовыставки, презентации, видеоролики, буклеты. Подготовка семейных визиток к итоговому фестивалю. |
4. | «К истокам моей семьи» | Сочинения, презентации, видеофильмы, выставки и электронные фотовыставки, альбомы, презентации. |
5. | «Бабушкины секреты в компьютерном мире» | Мастер-классы, открытые совместные занятия, работа творческого кафе, выставки. Создание музея кукол. |
6. | «Копилка наших дел» | Совместные акции различного уровня, конкурсы, праздники, выставки, фестивали. Видеофильмы, презентации. Создание рубрики, страницы на сайте учреждения, публикации в СМИ. |
Каждая семья выбирает свое направление (блок) и тему, которая отвечает ее традициям, культуре, ценностям:
- Выбирает одно или несколько направлений в зависимости от опыта
семейных ценностей.
- Планирует и готовит материал для своего участия в мероприятии по проекту.
- Предоставляет результат своей деятельности по направлениям
согласно графику проводимых мероприятий.
- Лучшие семьи поощряются дополнительными баллами, которые добавляются в общую «семейную копилку».
- Мастер-классы, фотоматериалы, интересные факты из жизни семьи становятся достоянием нашего коллектива.
- Жюри оценивает материалы и работы участников.
- Фотоматериалы, поделки, предоставленные на выставки и конкурсы после отбора жюри на конечном этапе, заносятся в электронную книгу почета «Мы - вместе!»
VIII. План реализации проекта «Мы – вместе!»
Направления работы с родителями | Мероприятия | Сроки реализации |
- «Родительская школа» - «Копилка наших дел» | - Родительский час: Выбор направлений работы в рамках проекта «Калейдоскоп семейного творчества». - Музыкальная программа «Школьные годы чудесные». - Спортивная программа «На здоровье!» | сентябрь |
- «Копилка наших дел» - «Бабушкины секреты в современном мире» - «Родительская школа» - «К истокам моей семьи» | - Творческая электронная выставка детских работ «Осень - чудесная пора!» - Акция милосердия в рамках дня пожилого человека. «Старость – в радость». - Мастер-класс «Скрапбукинг для себя, для детей, для друзей» - оформление семейного альбома. - «Родительский час»: совместное оформление работы «Мое семейное древо». | октябрь |
- «Копилка наших дел» - «Моя семья – моя гордость» | - Мастер-класс «Подарок для мамы – выполнение панно в технике «Батик». - Электронная фотовыставка «Мама – главное слово на земле!» - Конкурс рисунков «Портрет моей мамы!» | ноябрь |
- «Моя семья – моя гордость» - «Копилка наших дел» | - Конкурс на самую талантливую семью «Рецепты семейного вдохновения!» - Презентация видеороликов, электронных альбомов, подготовка семейных визиток в рамках проекта «Калейдоскоп семейного творчества». - Спортивный праздник «Спартакиада ловких и смелых» - Развлекательная программа «Путешествие по Снежному королевству» | декабрь |
- «Моя семья – моя гордость» - «Копилка наших дел» | - Спортивная зима нашей семьи: презентация семейного альбома, фоторепортажи со спортивных площадок, фотовыставки. - Спортивная программа «Моя спортивная семья – моя спортивная зима!» - Фотоконкурс «Рождественские забавы» | январь |
- «И прошлого связующая нить» - «Копилка наших дел» | - Выставка рисунков, фотографий «Есть такая профессия Родину защищать!» - Праздничная программа, посвященная Дню защитников Отечества «Какой хороший папа!» | февраль |
- «Бабушкины секреты в современном мире» - «Родительская школа» - «Моя семья – моя гордость» | - Мастер-класс «Открытка для мамы на новый лад по секретам наших бабушек». -Совместная выставка детских и взрослых работ «Бабушкины секреты в современном мире». - Родительские вечера: конкурсная программа, посвященная международному женскому дню «Праздник весны». | март |
- «Родительская школа» - «Копилка наших дел» - «Моя семья – моя гордость» | - Родительский ринг «Можно» и «нельзя» в нашей семье» - Выставка творческих работ «Мы – дети Галактики» - Семейный конкурс на лучший электронный фотоальбом (презентация, мини-выставка) к 1 апреля «Давайте посмеёмся или по морю смеха под флагом улыбки!» | апрель |
- «Родительская школа» - «И прошлого связующая нить» - «Копилка наших дел» | - Работа творческого кафе: изготовление подарков ветеранам войны от каждой семьи. - Электронная выставка «История одного ордена, история одной семьи» - Праздничная программа «Голоса войны» | май |
- «И прошлого связующая нить» - «Моя семья – моя гордость» - «Родительская школа» - «Копилка наших дел | - «Праздник детства», посвящённый Дню защиты детей. - Родительский час: организация выставки родителями «Должны смеяться дети!» - Презентация электронного альбома «Мой ребёнок – моя гордость» Фестиваль «Семейный калейдоскоп» Награждение самой активной семьи в рамках работы проекта «Калейдоскоп семейного творчества». | июнь |
IX. Ожидаемые результаты и эффективность проекта.
Возрождение семейных традиций и обычаев.
Проведение организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие и формирование духовно-нравственных качеств личности.
Распространение и пропаганда наиболее интересного опыта и традиций семейного воспитания.
Внедрение новых инновационных форм и методов работы социальных связей партнерского взаимодействия Дворца и семьи.
Ежегодное увеличение участников проекта на 10-15%.
Создание информационно-методической продукции и распространение в СМИ.
Транслирование результатов семейного опыта через участие в фестивалях, конкурсах, выставках, родительских форумах.
X. Выводы.
На наш взгляд, в связи с возрастающими потребностями родителей в приобретении определённых знаний и практическом усвоении способов взаимодействия с детьми, необходимо:
- продолжать работу в данном направлении проектной линии, применяя новые формы и инновационные методы работы, что позволит гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.
- создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах и неудачах.
Наше образовательное учреждение лицей № 76 им. В.Н. Полякова в работе с родителями использует различные педагогические технологии для повышения эффективности процесса воспитания и обучения. С целью распространения опыта работы с родителями (законными представителями) лицея планируется в следующем учебном году привлечь к реализации проекта «Калейдоскоп семейного творчества» социальных партнёров учреждения: общеобразовательные учреждения, ТОСы.
В ходе предстоящей работы на следующий период мы разработали перспективную программу сотрудничества Лицея № 76 им. В.Н. Полякова г.о. Тольятти и семьи на 2015-2018 года в рамках проекта «Калейдоскоп семейного творчества».
Литература.
- Воскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию. – М. 2005
- Дубровина М.И. «Мы живем среди людей». Кодекс поведения.
М.: Политиздат, 1986.
- Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2002.
- Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
- Усатова Е.В. и др. «Гражданско-патриотическое воспитание» (Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины), – Волгоград, Учитель, 2006.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Творческий Центр, 2000.
- Шмелев А.Г. «Острые углы семейного круга». М.: Знание, 1986.