СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Книжное дерево моей семьи" в рамках стратегии смыслового чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Книжное дерево моей семьи» реализуется в рамках «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».Проект предполагает  изучение истории семьи и сохранения преемственности в чтении разных поколений

Просмотр содержимого документа
«Проект " Книжное дерево моей семьи" в рамках стратегии смыслового чтения»

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Замысел проекта «Книжное дерево моей семьи»

Проект «Книжное дерево моей семьи» реализуется в рамках «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».

Дидактический материал для учащихся 5 классов и их родителей включает творческие, исследовательские задания для формирования и развития традиций семейного чтения.

Проект предполагает изучение истории семьи и сохранения преемственности в чтении разных поколений. В список рекомендованной литературы вошли книги русских и зарубежных писателей, составляющие круг чтения подростков в разные периоды российской истории XX-XXI вв.

Портфель читателя является инструментом педагогического сопровождения школьника в рамках реализации междисциплинарной учебной программы основной школы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом».

Проект «Книжное дерево моей семьи» можно рассмотреть как способ реализации Программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования. Как известно, Программа воспитания и социализации учащихся предусматривает формирования нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся и включающего следующие виды их деятельности:

  • Воспитательную;

  • Учебную;

  • Внеучебную;

  • Социально значимую.

Программа основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм. Цели программы реализуются в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Рассмотрим более подробно одну из задач воспитания и социализации учащихся , связанную с формированием семейной культуры. В этом направлении предполагается деятельность, способствующая достижению следующих результатов:

  • укрепления отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирования представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

  • укрепления у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

В Стандарте подчеркивается, что образовательная организация может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учетом национальных и религиозных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).

Читательский проект «Книжное древо моей семьи» предлагает полноценное, комплексное решение этих задач.

Содержание проекта так же ориентированно на:

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному;

  • Формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Идеология проекта базируется на основных принципах, определяющих особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся в логике Стандарта:

  • Принцип ориентирования на идеал;

  • Аксиологический принцип;

  • Принцип следования нравственному примеру;

  • Принцип диалогического общения со значимыми другими;

  • Принцип идентификации;

  • Принцип полисубъектности воспитания и социализации;

  • Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;

  • Принцип системно-деятельной организации воспитания.

Особое внимание в нашем проекте уделено принципу диалогического общения со значимыми другими.

Напомним содержание, которое определяет сущность принципа в современных подходах к образованию:

«В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможном его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценности, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможно вне диалогического общения подростка со значимыми другими».

Именно эти установки определили правила проекта «Книжное древо моей семьи».

Правило 1. Читаем вместе.

Поздравляем! Теперь у тебя есть портфель читателя. Он необычный, сюда нельзя положить пенал или линейку, но можно собрать очень полезные материалы про увлекательные книжки, которые ты будешь читать и обсуждать вместе с членами твоей семьи. Принеси свой Портфель домой и покажи родителям.

Правило 2. Читаем с удовольствием.

Каждая страничка Портфеля читателя – это хороший повод поговорить о любимых книгах. Каждое задание даёт возможность провести вместе несколько минут, придумать оригинальное решение. Выполненные задания по прочитанным книгам отмечай на экране чтения. Это всегда приятно.

Правило 3. Слушаем с интересом.

В истории каждой семье есть интересные факты, события, случаи. Тебе стоит их узнать, чтобы лучше понять, как жили раньше твои бабушки и дедушки, что интересует и радует твоих родителей. Для этого надо учиться задавать вопросы и внимательно слушать ответы.

Правило 4. Выбираем вдумчиво.

На нашей «книжной полке» разместили разные книги. Здесь есть произведения, которые с интересом читали дети еще в прошлом веке, но и сегодня эти книжки приносят радость своим читателям. Есть очень современные книги, которые появились совсем недавно. Часть книг были написаны на русском языке, а некоторые были переведены с других языков. Выбирая книгу для чтения, постарайся что-нибудь узнать о ее авторе, стране и времени написания.

Правило 5. Относимся бережно.

Шаг за шагом, книжка за книжкой ты будешь получать новые знания, впечатления, опыт. Совместное чтение о обсуждение книг позволит тебе крепче подружится со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Общими усилиями вы сможете «вырастить» книжное дерево своей семьи. Потом, когда ты станешь совсем взрослым, расскажешь об этом своим детям. Так образуется связь времен.


Технологическая карта


Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Знакомство с Портфелем. Выбор книги для семейного чтения.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Моя читающая семья.

Задание 1.

Стартовая диагностика.

Участие в читательской конференции. Рассказ о прочитанной книге.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Моя читающая семья.

Задание 2.


Чтение и обсуждение книг в семье. Выполнение заданий.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Моя читающая семья.

Задание 3.


Декабрь

Январь

Февраль

Участие в читательской конференции. Рассказ о прочитанной книге.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Моя читающая семья.

Задание 4.


Чтение и обсуждение книг в семье. Выполнение заданий.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Моя читающая семья.

Задание 5.

Промежуточная диагностика

Участие в читательской конференции. Рассказ о прочитанной книге.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Моя читающая семья.

Задание 6.


Март

Апрель

Май

.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи»

Проведение интервью с родственниками. Сбор информации. Оформление плаката с «деревом»


Итоговая читательская конференция. Праздник семейного чтения. Выставка работ «Книжное древо моей семьи».

Составление списка «Золотая полка» семейного чтения». Знакомство пятиклассников с Портфелями читателя друг друга. Выбор книг для летнего чтения.

Итоговая диагностика








Приложение 1




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КНИГИ

  1. Автор, название, жанр.

  2. Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем она? (Содержание не пересказывать!)

  3. Время и место действия книги.

  4. Основные персонажи книги.

  5. Как начинается книга? Насколько интригует завязка?

  6. Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какая проблема поставлена автором в книге?

  7. Чем интересна книга в целом?

  8. Каков сюжет книги? Какой эпизод особенно запомнился? Почему?

  9. Какие персонажи книги показались особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?

  10. Какое впечатление произвел язык, стиль автора?

  11. Какие фразы запомнились?

  12. Каковы ваши читательские ощущения, мысли?

  13. Что вам дало чтение этой книги?





Приложение 2

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

(дата проведения)

П/П

Автор

Название книги

Жанр книги

О чем книга

Заметки и примечания

1






2






3






4






5