5
проект «Кто над нами вверх ногами»
цель проекта:
Собрать и обобщить сведения о насекомых, с которыми мы встречаемся часто в повседневной жизни;
Собрать информацию о внешнем строении, среде обитания насекомых;
Определить вред и пользу насекомых
Задачи проекта:
Выбрать из литературы и источников необходимые сведения;
Оформить полученную информацию при помощи демонстрационного стенда.
Вид проекта: информационный;
Результат проекта: демонстрационных стенд.
Ход урока
1. Сегодня наш урок посвящается загадочному и удивительному миру насекомых. Насекомые – самая многочисленная и разнообразная группа животных. На Земле обитает более 1 млн. видов насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов). Мы поговорим о многообразии этого класса, об удивительной способности насекомых приспосабливаться к различным условиям существования, об отрядах насекомых и их представителях.
2. Демонстрация ролика
3. Мозговой штурм.
Насекомые – самый многочисленный класс животных на планете. Назовите, признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе:
Наличие крыльев и способность к полету
Разное строение ног (бегательных, плавательных, прыгательных, копательных);
Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко;
Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппарат, сосущий, лижущий);
Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.;
Небольшие размеры;
Трахейное дыхание.
Итак, формулируем тему и задачи проекта.
Работа в группах
1 группа - «Исследователи»
Подписать части тела насекомого
Определить название насекомого по его описанию.
Найти самые интересные особенности внешнего строения… бабочки махаон, бабочки адмирал, бабочки лимонницы, жука-носорога, паука-крестовика, сколопендры, богомола, пчелы плотника, сверчка (приложение 1)
2 Группа «Экологи»
Данные о средах обитания насекомых.
Задание группе 2 – «Экологи»

Используя предоставленный материал, найдите и обозначьте «+» в таблице в нужно колонке среду обитания каждого насекомого.
Среда обитания насекомого
№ | Насекомое | Наземно-воздушная | Почвенная | Водная |
1 | Бабочка | + | | |
2 | Паук-крестовик | | + | |
3 | Жук-носорог | | + | |
4 | Богомол | + | | |
5 | Пчела | + | | |
6 | Сколопендра | | + | |
7 | Сверчок | | + | |
3.Группа «Юннаты»
Сведения о значении насекомых в природе и жизни человека.
Задание для группы 3 – «Юннаты»
Заполните, используя литературу, таблицу «Вред и польза насекомых»
Насекомое | Польза | Вред |
Бабочка лимонница | | |
Бабочка Махаон | | |
Бабочка адмирал | | |
Жук – носорог | | |
Пчела плотник | | |
Богомол | | |
Паук -крестовик | | |
Сколопендра | | |
Сверчок | | |
подведение итогов и оформление демонстрационного стенда.
Возврат к целям и задачам проекта.
рефлексия (при помощи наклеек)
Домашнее задание
Задание “Разгадай кроссворд”

1. Они собираются стаями и очень вредят сельскому хозяйству, за что и получили название “казнь египетская”.
2. Дневное хищное насекомое, кормится комарами и другими мелкими насекомыми. Крупная голова с большими сложными глазами. Личинки нападают на головастиков и мальков рыб.
3. Образование на брюшке самки, для откладывания яиц в землю, на поверхность растений или внутрь организма.
4. Одомашненный вид насекомого.
5. Самый большой отряд насекомых.
6. Представитель прямокрылых.
7. Наружные паразиты млекопитающих. Местом обитания являются волосатые участки тела
8. Общественное насекомое.
9. Жук, выполняющий функцию санитара, зарывая навоз в почву.
10. В основном ночное животное, не переносящее холода обитающее в жилье человека.
11. Яйца вшей.
12. Класс, животные которого получили название за характерные насечки на брюшке.
13. Прямокрылое.
14. Они распространены по всему земному шару. Взрослые особи не питаются, живут один или несколько дней.
15. Животные этого класса бывают чёрного, соломенно-палевого, буроватого цвета. Их стрекотание происходит, как и у кузнечиков.
16. Эти животные ведут подземный образ жизни. Передние конечности предназначены для копания. Вредят огородным растениям, повреждая корневую систему.
17. Жук, вредит рыбоводству, так как его личинки нападают на мальков рыб.
18. “Двухвостки”.
Ответы: 1. Саранча 2. Стрекоза 3. Яйцеклад 4. Пчела 5. Жуки 6. Кобылка 7. Вши 8. Муравей 9. Скарабей 10. Таракан 11. Гниды 12. Насекомые 13. Кузнечик 14. Поденки 15. Сверчки 16. Медведки 17. Плавунец 18. Уховертки