Пояснительная записка
Программа проекта «Лебединое озеро» разработана и реализуется в рамках летнего оздоровительного лагеря. Данная программа является общекультурной программой художественно-эстетической направленности и дает ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги и бумажной салфетки, раскрыть творческие способности. Работа с бумагой, пожалуй, наименее хлопотное дело, в отличие от других видов декоративно–прикладного искусства
Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел в поделке, развивать аналитические способности, память, внимание, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус обучающихся;
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.
Данная программа рассчитана на 14 часов для детей 8- 10 лет.
Работа в проекте «Лебединое озеро» не требует особых приспособлений и оборудованного рабочего места, необходимы лишь руки и лист бумаги или салфетки. Техника оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично - поисковый.
Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, что позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие | 1 | 1 | |
-
| Знакомство с оригами | 1 | 0,5 | 0,5 |
-
| Погружение в проект | 1 | 0,5 | 0,5 |
-
| Базовые формы «Квадрат», «Треугольник», «Рыба», «Воздушный змей», «Дверь» | 3 | 0,5 | 2,5 |
-
| Изготовление фигур для композиции | 5 | 1 | 4 |
-
| Составление и оформление композиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
-
| Работа над презентацией проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
-
| Представление проекта | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 14 | 4,5 | 9,5 |
Содержание программы
Вводное занятие.
З
накомство, сплочение детского коллектива, инструктаж по ТБ во время работы и в кабинете. Презентация. Демонстрация готовых моделей.
Знакомство с оригами.
История оригами. Освоение элементарных навыков складывания бумаги через искусство оригами, интернет – экскурсия (мастер-классы). Материалы и инструменты
П
огружение в проект.
Обсуждение сюжета балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Интернет – экскурсия на балет. Постановка цели формулировка задач для выполнения проекта. Предложения по композиции. Составление плана работы над групповым проектом.
Базовые формы.
В
ыполнение упражнений по изготовлению базовых форм: «Квадрат», «Треугольник», «Рыба», «Воздушный змей», «Дверь» и др.
Изготовление фигур для композиции.
Каждый ребенок выполняет фигурки лебедя, лотоса, лилии, веера, утеса, джонки, моллюска.
Составление и оформление композиции.
О
бсуждения, по использованию в композиции всех выполненных фигурок. Использование других материалов для оформления композиции.
Работа над презентацией проекта.
Словесное творчество: подготовка рассказа о представленном сюжете в композиции.
Представление проекта на конференции в конце лагерной смены.
Список литературы
Хорст Ханиш «Искусство сервировки. Салфетки», Ниола-Пресс, 2006
В.В. Выгонов «Оригами», 2009
Т.Б. Сержантова 100 праздничных моделей оригами,-М,: Айрис-пресс, 2010.