Чему и как учить в 21 веке? Об этом сейчас задумываются практически все. Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации.Будущее – за новыми технологиями, инновационными моделями образования. Такой мощный скачок в науке и технике не мог не привести к реформе всей системы образования.
Необходимы программы, направленные на повышение качества образования за счёт внедрения современных технологий, использования высокоскоростных Интернет соединений, применения эффективных методов обучения и обновления содержания образования.
Стремление к созданию такой среды наблюдается во всём мире, в частности и в Молдове. В 2013 году в Республике Молдова стартовал пилотный проект по внедрению модели обучения «Conecteaz?-te! Tehnologii informa?ionale pentru succes în înv??are» при финансовой поддержке Администрация лицея подала в Министерство Просвещения Молдовы заявку на участие в проекте «Conecteaza – te», написав мотивационное письмо.
В данное время Теоретический лицей им. С.И. Барановского в числе 10 других учебных заведений РМ участвует в Международном проекте по линии МП РМ «Conecteaz?-te! Tehnologii informa?ionale pentru succes în înv??are», при финансовой поддержке Кореи согласно которому, каждому учащемуся 10 и 7 классов и учителям, преподающим в этих классах, предоставляются персональные ноутбуки. «Присоединяйся!Информационные технологии для успешного обучения»
Для учащихся 10-х классов и учителей, работающих в этом классе, получены 36 ноутбуков, для 7-х классов ноутбуки будут предоставлены Министерством Просвещения в ближайшее время.
Благодаря модели «Один ученик – один компьютер» обучение становится личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии – доступными в любое время. Новый вид применения технологий открывает совершенно новые возможности для обучения, позволяя достичь более глубокого понимания и изучения материала, так как доступ к точным и детальным данным по теме становится почти мгновенным. В ходе любого урока учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию.
В рамках проекта для педагогов лицея проводились при лицее координатором проекта Драган Н.Н. , учителем информатики лицея, курсы по основам работы с компьютером, консультации по созданию методических разработок на ПК, позволяющие приобрести необходимые знания и умения для интеграции компьютерных технологий в учебный процесс. Анкетирование учителей, работающих в проекте показало, что они видят необходимость в продолжении обучения, повышении информационной культуры.
Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск; создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков; участие школьников в учебных проектах открывает новые возможности созидания, а именно учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя.
Лицей им. С.И. Барановского с. Копчак, при поддержке ГУО АТО Гагаузия получил возможность участия в 2014 году в Проекте «Цифровая инклюзия в сельской местности» , целью которого является оснащение сельских учебных заведений современным оборудованием для организации качественного учебного процесса. Проект проводится Министерством Просвещения Республики Молдова при финансовой поддержке «Orange Moldova» . Теоретический лицей им С.И. Барановского на конкурсной основе получил один из 10 наборов оборудования, состоящих из проектора, экрана и ноутбука. Координаторы проекта Толмач И.Д. и Иванчогло С.И.
Но не только одной учёбой живут наши лицеисты. Перед коллективом педагогов стоит цель – воспитать социально-адаптированного человека, приспособленного к требованиям современного общества.
Забота о детях – дело первостепенной важности. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира.
Экономический кризис, политическая нестабильность, сокращение социальных программ, ухудшение условий жизни вынуждают людей уезжать на заработки. Эта миграция в первую очередь негативно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии их детей. Они оставляют учебу, начинают бродяжничать, начинают курить, употреблять спиртное, участвовать в драках. А это прямой путь к совершению правонарушений.
Важно вернуть этих детей в школу, помочь им выйти из депрессии, поверить в свои силы.
Частично решить эту проблему позволил предложенный образовательным центром PRO DIDACTICA проект по привлечению детей к активному досугу.
В результате участия лицея в 2012 году в 1-й части проекте, в 2013 году во второй части проекта 112 детей из социально уязвимых семей оказались привлечены к активному досугу. Для них созданы все необходимые условия для полноценных занятий любимым делом.
Сформировали 4 кружка по интересам: технологический « Сделай сам» для мальчиков – 27 детей, технологический «Хозяюшка» для девочек ( 28 детей), драматический кружок (28 детей), подвижные игры ( 29 детей).
Более чем на 6000 долларов закуплено оборудования и необходимого полноценного функционирования кружков, на 500 долларов приобретено литературы в помощь руководителям кружков и для самих детей. Благодаря финансирования по проекту занятия в кружках стали полезными, интересными, удовлетворяли потребности каждого ребёнка в необходимом материале.
Проект нашел большой отклик у родителей и у педагогического коллектива. У кружков появились спонсоры. Все это гарантирует долгосрочность и продолжительность проекта. в деле воспитания достойных людей.
Очень значимым в этом плане стал волонтерский клуб, ставший самым активным ученическим коллективом – участником и победителем различных проектов Гагаузии и Молдовы.
45 волонтеров решают важнейшие задачи воспитания молодежи и строят реальные и очень значимые планы на будущее:
- продолжать принимать участие в различных проектах и создавать для лицея благоприятную атмосферу для результативного воспитания гражданственности и патриотизма.
- оказывать и далее реальную помощь нуждающимся людям, проводить благотворительные и социальные акции
- проводить различные практические природоохранные акции по очистке и озеленению территорий села, охране здоровья человека
- организовывать познавательный и развивающий досуг молодежи
- поддерживать партнёрские отношения с единомышленниками – волонтёрами других клубов Юга Республики и Приднестровья.