СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Маленькие секреты большого урока"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект использовался на мастер-классе по обмену опытом применения новых технологий на уроках. Были показаны виды работы по критическому мышлению.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькие секреты большого урока"»

Маленькие секреты большого урока

Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу Вас побывать и в роли учеников. Мы  все с вами разные: преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это нечто – мастер-класс.

Что же обозначает слово мастер?

Значение по словарю, например Даля

Мастер - м. мастерица ж. немецк. ремесленникчеловек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; | признанный таким от цеха, получивший право так называться; | старший, во всяком ремесле.


Словарь Ушакова: так говорят об искусном, сведущем и ловком в каком-нибудь деле человеке.


 Словарь Ожегова

2.. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле. Мастера искусств. М. спорта (спортивное звание). М. пчеловодства. Мастера высоких урожаев. М. золотые руки.

* Фразеологический словарь русского языка

Мастер

Мастер своего дела - человек, достигший большого умения, мастерства в своем деле

Мастер на все руки - о человеке, умеющем все делать

Мастер кислых щей прост. - неважный, плохой мастер

А вот как сказал об этом

"О мастерах"


Мир стареет в былых надеждах,   
Но сегодня, как и вчера,   
На плечах эту землю держат   
И несут на себе Мастера!   
  
Мастера, профессионалы -   
Те, что в жизни познать смогли   
Щедрость камня, душу металла,   
Свежесть формулы, нрав земли.   
  
Мастера, мастаки, умельцы,   
Постигающие до глубин   
Механизм станка или сердца,   
Ход смычка или гул турбин.   
  
Руки вещие простирая   
К перекрёсткам звёздных миров,   
Время движется Мастерами   
И надеется на Мастеров.



Наше мастерство по истине – умение не только учить наших любимых учеников, учиться самому, но и умение делиться со своими коллегами всей информацией, даже той, которая вам кажется не важной, а кому-то она может очень пригодиться. 





Учитель-мастер.
Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно. 
Рядом в кривом, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит. 
И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями. 
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!» (Притча)

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Сухомлинский В.А.



Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.  Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

И сегодня форма нашего мастер-класса-педсовет, а тема «Успешный учитель – успешная школа. 
Пути к вершинам педагогического мастерства»

Слайд 2. Метод цветописи (Лутошкина)

1) Диагностика психологического состояния учителей. Результаты этой диагностики будут свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности ( из бумаги вырезаются квадратики или кружки).

Для наглядного представления можно из выбранных листочков склеить цветок – цветик-семицветик..

Сейчас каждый из вас возьмет лепесток, а затем мы из него сделаем цветок.

Каждый цвет соответствует определенному настроению.

Красный – радостное настроение, выражает активность;

Жёлтый – веселое настроение, вызывает желание действовать

Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность

Синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность

Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно

Черный – печальное настроение

Белый – утомление, ощущение усталости.

Итак, какая сегодня будет тема обсуждения?

Слайд 3. Ролик

Стадия вызова

(Начало заседания – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Она призвана:

(задать вопрос – что делать?)

  • активизировать участников работы;

  • настраивать на обсуждение рассматриваемой педагогической темы;

  • формировать мотивацию на решение поставленной проблемы.)

Еще в Древней Греции было известно: «В здоровом теле здоровый дух». Термин «здоровье» обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

- Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в школу, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих учеников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями.

Зрелость - это мудрость. Молодость - это энергия. Но только объединяя усилия ВСЕГО коллектива можно добиться значительных успехов.

"Молодость" перенимает опыт, а "зрелость" заряжается энергетикой молодых

Слайд 4. 

Я попрошу присутствующих разделиться на 2 группы: 1группа - учащиеся, 2 группа – учителя.

Слайд 5. Эпиграф к нашему мастер - классу.

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.).

Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого мастер – класса не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Слайд 6. Результатами работы любого учителя являются:

•  Знания, умения и навыки.

•  Воспитанность.

•  Здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

Слайд 7. Притча «Карандаш»

 Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

 — Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Слово потенциал. ЧТО ОНО ОБОЗНАЧАЕТ?

Потенциал

(от лат. potentia — сила)

1)перен. в широком смысле — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенной цели;

Кластер к слову – потенциал



Потенциал педагогического коллектива - это прежде всего желание членов коллектива работать и творить, осваивать новое, не забывая хорошие наработки, а также желание и умение быть сплоченными.

Потенциал - это кропотливая совместная работа учеников, учителей-предметников, классных руководителей, родителей и администрации школы, т. к. сбой на любом уровне нанесет урон всему коллективу.

Мастерство, имидж, современного педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную работу по самообразованию.

  Слайд 8. Цель личностного и профессионального саморазвития учителя –успех в его педагогической деятельности».

Слайд 9. Работа в группах

1 задание Ассоциограмма Успех. Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?

(работа в группах: учителя-ученики)

Со словом «успех» ассоциируются слова:

удача   победа   работа   счастье   деньги   радость  везение   карьера   слава   жизнь   достижение   человек   учёба  труд   фортуна   любовь   фурор   цель   семья   богатство   бизнес   выигрыш   популярность  награда   известность   дело   спорт   смех   триумф   признание   приз   результат   мечта   улыбка  гордость   добиться   повышение   большой   дети   власть   бизнесмен   дом   рост   фарт   добиваться  успешность   игра   неудача   сила   прибыль   старание   стремление   успехи   люди   школа  прогресс   медаль   овации   прорыв   вершина   желание   женщины   чемпион   уважение  пожелание   счастливчик   знаменитость   лучший  

Слово «успех» ассоциируется со словами:

процветание   шанс   престиж   перспектива  лучшее   потенциал   приспешник   доспех   компетенция  грамота   преодоление   работоспособность   продвижение   свершение  овация   рейтинг   благополучие   талант   призвание   карьерист   ликование   залог   радоваться  хвала   почёт   возможность   рекорд   уверенность   целеустремлённость   счастливец   попытка  команда   головокружение   взлёт   зависть   бодрость   удовольствие   победитель   доспехи   позитив  богатый   похвала   развитие   качество   оптимизм   талисман   победы   энтузиаст   риск   поражение  проект   выгода   деятельность   орден   уровень   неудачник   молодец   ура   экзамен   восторг  завистник   вознаграждение   благосостояние   азарт   усилие   профессионализм   процесс   здоровье  одарённость   надежда   спортсмен   соревнование   почесть   звезда   прыжки   отвага   достаток  личность   кубок   высота   царь   подъём   красота   движение   должность   окончание   тренировка  неожиданность   Олимпиада   предприятие   драгоценности   чудо   зарплата   профессия  особенность   молодёжь   технология   сочи 2014  

Предложения со словом «успех»:

  • Мне кажется, я бы добился больших успехов.

  • Нужно, чтобы наша попытка увенчалась успехом.

  • Я им с успехом пользовался, когда был молод.



Ассоциации к слову «успех»

Ассоциации к слову «успех»

Имя существительное

ПоприщеНачинаниеЗалогНеудачаВнезапностьЗачётШансВручениеСинглСерпПрокатТактикаСтараниеПроцветаниеПопыткаПьесаДостижениеГастрольТурнеМюзиклПровалОвладениеДарованиеЗатеяМиссияПопулярностьЧетвертьфиналПредпосылкаДипломатияКомедияПервенствоПостановкаПубликаРингПрорывПрезидиумГарантияПожеланиеЭйфорияПолуфиналОсвоениеУчёба

Имя прилагательное

ПеременныйГарантированныйКоммерческийСерьёзныйНесомненныйЧастичныйСтопроцентныйВыдающийсяДобросовестныйГоловокружительныйКолоссальныйБлистательныйГрандиозныйЗначительныйДебютныйНебывалыйБесспорныйСногсшибательныйВпечатляющийСценическийРешающийНеизменныйСоциалистическийТриумфальныйШумныйТактическийНемалыйПоразительныйСенсационныйАртистический

Глагол

УвенчатьсяСопутствоватьДобитьсяРазвитьДобиватьсяВозыметьПоздравитьСнискатьОшеломлятьСодействоватьДостигнутьЗакрепитьСпособствоватьПользоватьсяРазвиватьГарантироватьЗависетьВдохновитьОбеспечитьОтпраздноватьПохвастатьсяПоздравлятьСулитьПредопределитьЗавершитьсяХвастатьсяДостигатьсяПриписывать



(зачитываются слова – ассоциации к слову успех и составляется предложение-вывод)

Выбираются наиболее значительные – КОРЗИНА ИДЕЙ

2 задание

анкета для учащихся

Сейчас группа учеников будет работать с анкетой анкеты. За 1- 2 минуты прошу вас пронумеровать по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд, учителя.



Тест для учителей «СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Теперь обменяйтесь идеями, познакомьте друг друга со своими корзинами идей,  озвучьте их.



3 задание Портрет современного учителя.

Работа в группах.

Теперь познакомьте друг друга со своими корзинами идей,  озвучьте их.

Школа – это не просто место, где дети добровольно или принудительно получают образование. Школа – это отдельный мир, целая система из отношений, своих разочарований и побед, оцарапанных коленок и слёз на перемене, списывания домашней работы в рекордные сроки и друзей. Да, пожалуй, именно люди делают то или иное место. Успех учителя - к успехам ученика. Успешный учитель и ученик признак успешной школы. 

Упражнение «Похвала в свой адрес»

«Сегодня я горжусь собой, потому что…»

Мини – гимн «Я – чудо!» (в буклете)

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!

Я оптимист! Солнце для меня самое яркое, а небо – самое голубое!

На меня можно всегда положиться. Я не подведу!

Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

Слайд 11. Притча о кофе

Приходит к отцу молодая девушка и говорит - 
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать? 
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли. 
- Что изменилось? - спросил он свою дочь. 
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она. 
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут... 
- А кофе? - спросила дочь 
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...

А эти особые люди профессионалы своего дела – педагоги - мы с вами.



Слайд 12. Решение мастер-класса

1. Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом. Сроки: Постоянно.

2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать другим людям улыбкой. Сроки: Постоянно.



3. Быть успешными и профи своего дела. Сроки: Постоянно.

Слайд 13. Рефлексия

Предлагается проведение рефлексии в творческой форме: синквейн.

Выскажите свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас.Творческая форма рефлексии – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.



Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения таблицы (синквейн)

1.

Название предмета

Мастер-класс

2.

Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективный, творческий

3.

Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

4.

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

свой стиль  педагогической деятельности

5.

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

умение и опыт

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.

Слайд 14. А.С.Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас,  чтобы мы были счастливыми людьми…»

Эмблемы.

В своей работе я использовала методы критического мышления

Презентация

Эмблемы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!