СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-"Малые реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектной деятельности,организация и проведение исследовательской работы учащихся, практическая напрвленность на конечный результат-все это способствует формированию крмпетентности учащихся. Разнообразные формы краеведческой деятельности по актуальной проблеме нашего времени прививают познавательный интерес к изучению географии, биологии, эеологии, повышают качество знаний.

Просмотр содержимого документа
«Проект-"Малые реки"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОУ «Нестеровская СОШ»






Проект






Выполнила : Учитель биологии и химии

Руднева О.Г.













Пояснительная записка.

На нашей планете суша занимает около 1/3 поверхности, всё остальное – вода. Объём воды на Земле около 1,4 млрд. км. кв., но более 97% - это солёная вода морей и океанов. Доля же пресной воды составляет всего 36 млн. км. кв. ( причём ¾ её приходится на льды Арктики и Антарктиды). Всё чаще можно услышать о нависшем над человечеством питьевом голоде.

Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов: на каждого жителя страны приходится более 30000 м3 воды в год. Однако в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили качества источников питьевого водоснабжения, и в результате около половины населения потребляет загрязненную недоброкачественную воду.

В Российской Федерации насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. К этой категории водных источников относятся водотоки длиной до 100 километров, с площадью водосбора до 2 тыс. км2 и средним многолетним расходом воды до 5 м3/сут за период низкого стока. Подавляющее большинство малых рек имеют длину до 25 километров, то есть это реки очень малые, даже маленькие.
Но, несмотря на размеры, именно они составляют основу гидрографической сети, формируют средние и большие реки, предопределяя их гидрологический, биологический и биохимический режим, а также судоходные характеристики. На их долю приходятся 99% всех естественных водотоков России, а протяженность составляет 94% длины всех рек. На берегах малых рек проживает значительная часть населения России.

Заметим, что на долю малых рек приходится значительная часть среднего объема речного стока: от 10 до 85% в разных регионах, или около 50% в среднем по стране. Малые реки принимают с водой различные наносы и растворенные вещества, поступающие с водосборов.

Малая река - чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения.

Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и заниматься устранением этих проблем в условиях сельских школ с использований простейших мероприятий, которые были бы доступны их реализации силами учащихся. У малых рек - свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются леса, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены “глухими” плотинами русла. Всё это ведёт к укорачиванию, обмелению и даже к исчезновению многих сотен малых водотоков. Не надо забывать о том, что малые реки формируют средние и большие реки, предопределяя их экологическую чистоту. На берегах малых рек проживает значительная часть населения России.

В окрестностях нашего села Нестерово Прибайкальского района Республики Бурятия имеются истоки двух малых рек - реки Итанца и маленького ручейка под названием Кандак. Недалеко от села , в расстоянии 12 км. Есть небольшое озеро Колок.. Учащиеся Нестеровской СОШ в течении 5 лет ведут наблюдение за состоянием экологической обстановки истоков этих рек, состоянием руслового течения, изменением флоры и фауны. В течении этого времени экологические группы, наблюдающие за состоянием реки постоянно обновляются по количеству желающих и вновь прибывших ребят. В настоящее время создана экологическая группа в составе 12 человек.

Актуальность проблемы

К числу общих водоохранных проблем относится проблема охраны и
рационального использования малых рек. Её значение определяется важной
природообразующей и экологической ролью малых рек, составляющих основу
гидрографической сети; многоцелевым хозяйственным использованием водных
ресурсов малых рек. В засушливые годы малые реки сильно мелеют. В
изученной нами литературе практически отсутствуют сведения об их
экологическом состоянии (качество воды, гидрологический режим). Малые реки
очень чувствительны к распашке их бассейнов и пойм, к вырубке лесов,
заиливанию дна, бетонированию берегов, строительству плотин. Малые реки
питают крупные реки, поддерживают их полноводность. Изучение
экологического состояния малых рек в условиях возрастающей антропогенной
нагрузки занимает важное место в сохранении естественных свойств
экосистем. В изученной нами литературе по краеведению и экологии малых рек
нашего региона мы обнаружили очень мало исчерпывающей информации о речке Итанца . В связи с этим считаем необходимым провести её эколого-краеведческое исследование.

Гипотеза: Доминирование антропогенного фактора над природным, как причины деградации малых рек

По данной исследовательской работе определены следующие цели:

  • Провести исследовательскую работу по изучению характера течения, глубины реки, размеров и формы наносов реки, водного режима.

  • Изучить экологические проблемы реки.

  • Ознакомится с флорой и фауной реки.

  • Собрать данные о истории названия реки, начале хозяйственного освоения.

  • Проследить изменения в данной экосистеме, происходящие в течение определённого периода времени.

  • Выявить проблемы экологического состояния водных экосистем в районе

проживания

Исходя из вышеназванных целей, были обозначены следующие задачи:

  • - Выбрать подходящий водоток для полевых исследований.

  • - Найти на топографической карте участок исследуемой реки, изучить нахождение ближайших сёл, деревень, ферм, мелких сельхозпредприятий, а так же – имеются ли поблизости реки дачные посёлки, детские лагеря, турбазы.

  • - Найти исток реки, провести окультуривания места истока силами участников экологической группы, с привлечением к этому всех желающих.

  • -Вычислить примерную длину русла в пределах карты, ширину реки.

  • -Измерить скорость течения реки, глубину дна, составить профиль по данным исследования.

  • -Провести простейший анализ запаха воды естественного происхождения, дегустацию вкуса и привкуса воды.

  • -Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.

  • -Собрать информацию о хозяйственном использовании реки методом опроса местных жителей, старожилов.

  • -Обработать имеющиеся архивные данные, материалы интернета, газетные заметки, дополнительную литературу по данному вопросу.

  • -После проведения исследовательской работы составить перспективный план мероприятий по экологической защите водной экосистемы от загрязнения.

  • -Оформить наработанные материалы в виде проекта.

Область знаний: экология, география, биология, химия.

Методы работы: При осуществлении проекта используются различные методы и формы работы: экскурсии, мониторинговые исследования, наблюдение, сравнение, анализ статистических данных, природоохранная деятельность, межпредметные связи (географии, экологии, биологии, химии) и др.


Указанные цель и задачи проекта отвечают целевому ориентиру нашей школы, который предусматривает:

- создание условий для повышения качества образования, интеграции учебной, научной, методической, технологической и коммуникативной деятельности учителя и ученика;

- внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- воспитание активной жизненной позиции учащихся, способности к взаимодействию и адаптации в обществе.


Этапы работы над проектом:

I. Информационно-аналитический этап (анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами).

II. Этап реализации (практический).

III. Результативность реализации проекта.

IV. Выводы и перспективы дальнейшей работы.


Анализ этапов

I. Информационно-аналитический этап.

Обозначенная в проекте проблема и ее решение имели для меня всегда большое значение не только в преподавании биологии на уроках, но и во внеклассной работе (особенно во время экскурсий, походов по родному краю). В наше время активная промышленная деятельность человека, ведомственные выгоды, бездуховность болезненно отражаются на природе. Можно сказать, что она страдает за свои же богатства. Проблема экологического воспитания современного человека стоит очень остро. Идея работы над проектом «Малым рекам - большую жизнь» уже обозначилась при введении в школьную программу регионального компонента «География Бурятии» - 9-10 классы и «История Бурятии» - 9 класс., а также элективного курса «Здоровое поколение» в 10-11 классах. А участие нашей школы в региональном национальной проекте предопределило использование метода проекта. Я увидела, что этот метод может эффективно использоваться в экологическом воспитании школьников, так как стимулирует их интерес к проблемам экологии, направляет деятельность на реальный результат. Меня не всегда удовлетворяла самостоятельность учеников, их познавательный интерес. На первом этапе работы над проектом мы стали изучать литературу по осуществлению проектной деятельности и по обозначенной проблеме, определять возможные направления исследовательской деятельности в сельской местности. Отрадно было сознавать, что проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Мне показался наиболее подходящим в решении проблемы сохранения малых рек вид исследовательского проекта, в основе которого лежат мониторинговые наблюдения за природными комплексами окружающей среды. Считаю, что данная форма позволяет связать теоретические знания с жизнью, привлечь школьников к активной заботе о природных комплексах. В этом проекте могут участвовать учащиеся разных классов, так как в нашей сельской школе классы малочисленные. Реализация проекта может быть продолжительной, пополняясь новыми исследованиями, данными, т. к. обозначенная проблема отличается сложностью решения.

II. Этап реализации.

В апреле 2011 года с учащимися 8-9 классов был проведен интегрированный урок - акция по географии и биологии на тему: «Природные комплексы своей местности: «малым рекам - большую жизнь». Изучение и спасение реки Итанца и питающих ее родников».


В перечень реальных объектов, подлежащих изучению и спасению, вошли:

- Река Итанца в среднем течении.

- Родники, питающие реку.( Кандак)

- Поиск и прочистка старого русло реки Итанца.

- Природные комплексы поймы реки.


Заблаговременно был подготовлен и распределен инструментарий для исследовательской и практической деятельности: приборы, имеющиеся в школе (рулетка, секундомер, стеклянная колба, термометр), фото- и видеоаппаратура, лопаты, грабли, топор, пила.


Урок - акцию я проводила вместе с учителем географии. В начале урока познакомили учеников с темой, поставили перед ними цели и задачи:

- формирование системных знаний о природно-территориальных комплексах, навыков исследовательской работы в команде, развитие мотивации к самостоятельному научному поиску;

- развитие образовательной компетенции на основе практико-ориентированной краеведческой деятельности;

- развитие межпредметных связей (географии, биологии, экологии) при работе на местности;

- воспитание ответственного отношения к природе родного края, готовности к активным действиям по ее охране.


Провели подробный инструктаж для исследовательского мониторинга названных природных комплексов.

Учащиеся разделены на две группы: 1 - теоретики, 2 - практики, Первые ведут записи и обработку материалов исследования, вторые - измеряют, ведут работы по очистке. Общее руководство осуществляет бригадир. Группы получают лист - инструкцию «Протокол обследования источника подземных вод» и дополнительный материал для исследования

1. Определение качества воды в источнике.

2. Характер источника.

3. Расположение источника по отношению к реке.

4. Определение мощности родника.

5. Направление воды источника.

6. Влияние родника на окружающую местность.

Практическая работа начинается с поиска прежнего русла реки Итанца, в 200 метрах от старого школьного огорода.. Оно (русло) располагается параллельно реке и хорошо выражено. Имеет вид заболоченной местности с густо растущей кустарниковой растительностью . Южное старое русло представляет округлый водоем с болотной растительностью . В ближайшем к реке месте был прорыт водоток, соединивший старое русло и реку. Засоренные участки реки ребята очистили от нагромождений мусора, убрали из воды остатки деревьев. Произвели замеры глубин реки в трех участках. Мы ,при участии учеников выявляла наличие биоиндикаторов чистоты воды, которые показали, что вода в реке чистая .

Дальнейшее обследование сместилось вверх по течению . Вначале был исследован по предложенному учащимся плану природный комплекс - пойма реки. Результаты обследования этого комплекса оформлены в виде отчета.


Следующим этапом исследования явились определение животного мира , поиск родников, оценка их состояния, чистка от загрязнений родников и каналов, соединяющих их с рекой. Производились различные измерения. Они показали, что вода родников чистая, прозрачная, без запаха. Обследование природных комплексов и работа по очистке компонентов завершены.


В заключительной части урока учащиеся получают задание: подготовить отчеты о работе, аккуратно оформив, с рисунками, схемами, фотографиями и т.д. Оценки выставляются одинаковые всем членам групп.

III. Результативность реализации проекта.

Мониторинговые исследования показали, что при достаточно хорошем экологическом состоянии наша сельская местность не лишена экологических проблем. Учащиеся называют проблему утилитарно-потребительского отношения человека к малым рекам. Местными органами власти не создана система мер по спасению малых рек, они гибнут. Меняется ландшафт и неповторимая красота нашей малой родины.

Проведение интегрированного урока и дальнейшие практические шаги решения проблемы заметно оживили познавательный интерес учащихся к урокам биологии и географии, к судьбе малых рек и родников, повысились уровень и качество знаний. Ребята ощутили практическую значимость знаний, умений и навыков, приобретенных в работе. Они стали самостоятельно искать материал по проблеме в сети Интернет, делали сообщения, писали рефераты с использованием в практической части исследований мониторинга.

Еще одной активной формой в реализации проблемы проекта явились трудовые десанты учащихся. Во внеурочное время школьники организованно занимались устранением загрязнений сельской территории, очисткой прилегающей обочины . Наибольший интерес у учащихся проявился при оказании «скорой помощи» малой речушки под названием Кандак.

Для популяризации проектной деятельности в данном направлении учителем создаётся мультимедийный продукт - фильм «Малым рекам - большую жизнь».

IV. Выводы. Направления и перспективы дальнейшей работы.


Подводя итоги проделанной работы по реализации проекта, можно сделать выводы:

  • - Использование проектной деятельности, организация и проведение исследовательской работы учащихся, практическая направленность на конечный результат - все это способствует формированию компетентности учащихся.

  • - В проекте осуществляется реализация требований современного образования: приобретение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

  • - Разнообразные формы краеведческой деятельности (урочные и внеклассные) по актуальной проблеме нашего времени прививают познавательный интерес к изучению географии, биологии, экологии , повышают качество знаний.

  • - Использование компьютерных технологий развивает интерес учащихся к проблемам экологического характера.

  • - Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, истинного патриотизма, ответственного отношения к природе.

  • - Проект имеет перспективы дальнейшего использования другими учителями географии, экологии, биологии как на факультативах и кружках, так и на уроках.


Несмотря на положительные стороны, я не удовлетворена результативностью работы над проектом: мало учащихся вовлечено в проектную деятельность, нет моих докладов, работ на районном МО учителей биологии. Считаю, что в решении проблемы проекта много еще неиспользованных резервов.

Перспективы дальнейшей работы:

1. Продолжать исследовательскую проектную деятельность учителя и учащихся в краеведческом и экологическом направлениях.

2. Принимать активное участие в работе школьных, муниципальных и региональных конкурсах.

3. Разработать план общешкольных мероприятий к Всемирному дню водных ресурсов - 22 марта и принять участие в их проведении.


4. Осуществлять совместно с поселением , администрацией школы, руководством лесхоза, местного сельхозпредприятия природоохранные акции и проекты по оказанию практической помощи родникам и малым рекам:

- следить за прибрежно-защитной полосой (не допускать вырубок, загрязнения бытовыми отходами и др.);

- вести контроль за водоохранной зоной, чистить родники;

- взять на учет все родники нашей местности, поставить опознавательные знаки, таблицы с названием родника, информацией о качестве воды, гидрологических характеристиках;

- собирать и записывать информацию об истории известных родников нашей местности (реальные факты, легенды, поверья).

5. Обеспечивать гласность в деятельности школьного движения под девизом «Малым рекам - большую жизнь»: выпускать плакаты, листовки, готовить выступления перед населением.

Заключение.

Сегодня в нашем Прибайкальском районе почти не осталось рек, особенно малых, в первозданном виде. Они гибнут. Не воспитана в наших людях внутренняя потребность беречь природу, быть настоящими гражданами Отечества. А какая жизнь без воды? А изменение климата, утрата лугов и пастбищ? А кто может измерить душевную боль при виде разорения малой родины?

Мы все в ответе за наш край и будущее России.


Источники информации:


1. Попова Т.А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей. - М.: Сфера, 2004. - с.45.


2. Комплексные методики активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования. Выпуск 12. С.-П.,1993.


3. Аленина С.Д. и др. Географическое краеведение. 6 класс.- Тамбов, ООО «Издательство Юлис»,2006.


4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.


5. Татаринова Л.Ф., Ихер Т.П. Изучаем малые реки. - Тула, 1999.


6.Нехлюдова А.С. Полевая практика по природоведению. - М. Просвещение, 1996.


7. Интернет - материалы: www.orenburgobl.ru/news/news34017.php,


http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www.ekoline.ru.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс