СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Математика в профессиях"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Математика в профессиях", реализованная обучающимися коррекционной школы. Данный проект был представлен на школьной конференции и занял 1 место.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Математика в профессиях"»

ГКОУ СО "Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"



ПРОЕКТ
«Математика в профессиях»

Туринск

2017 г.


Тема проектной работы

"Математика в профессиях""

Авторы проекта

Хайленко В., Свяжин Д., Александров С.

Руководитель проекта

Попова Лариса Витальевна

Гипотеза

Мы предполагаем, что знания по математике необходимы людям в профессиональной деятельности.

Вид проекта

Исследовательский, познавательный

Срок работы над проектом

Краткосрочный (3 месяца)

Объект исследования

Наука - математика

Предмет исследования

Математические знания в профессиях

Цель исследования

Выяснить, применяются ли математические знания в профессиях выпускников нашей школы и наших родителей.

Методы исследования

Сбор информации, беседа с социальным педагогом школы и родителями обучающихся 6 "б" класса, анкетирование (опрос) обучающихся, исследование, анализ собранной информации, обобщение, формулирование выводов.





















СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение --------------------------------------------------------------------------------- 4-5

2.Основная часть ----------------------------------------------------------------------- 5-13

2.1 Этапы реализации проекта ------------------------------------------------- 5-6

2.2 Анкетирование обучающихся школы ----------------------------------- 6

2.3 Математика в профессиях выпускников школы ---------------------- 7-10

2.4 Математика в профессиях наших родителей ------------------------- 10-12

2.5 Высказывания известных людей о значении математик ------------12-13

3.Заключение --------------------------------------------------------------------------------- 13

4.Список использованной литературы -------------------------------------------------- 14






















" Рано или поздно всякая правильная

математическая идея находит

применение в том или ином деле".

(А.Н. Крылов - учёный - кораблестроитель)


1. ВВЕДЕНИЕ

Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяженность, площадь, объём, промежуток времени, скорость и многое другое. Но всё чаще от некоторых учеников в нашей школе мы слышим вопрос – а так ли уж важно учить математику? Считать, вроде бы, научились. Может этого достаточно? Некоторые учащиеся думают, что математика нужна только в школе, а во взрослой жизни, когда мы пойдём работать, этот предмет не нужен. Нередко можно услышать высказывания типа: вот мой папа работает шофёром - он что, там задачи решает?

Не хочу я математику учить.

Складывать умею, умножать, делить.

Сдачу в магазине сосчитаю,

Хватит знаний этих, точно знаю.

Мне задачи больше не нужны.

Ребята, со мною согласны вы?

Чтобы переубедить нас, наша учительница по математике, Лариса Витальевна, при объяснении каждой новой темы обязательно показывает, где эта тема нам пригодится в жизни. И мы решили помочь ей и убедить ребят, что математика нужна людям всех профессий - это и стало темой нашего проекта. И основной целью данного проекта является повышение мотивации обучающихся через расширение их знаний о применении математики в дальнейшей профессиональной жизни.

Математика – царица наук.

/К.Ф.Гаусс/

С этими знаменитыми словами трудно не согласиться. Развитие науки невозможно без математики. А так ли важны знания математики для профессиональной деятельности?

Гипотеза: Мы предполагаем, что знания по математике необходимы людям в профессиональной деятельности.

Цель исследования:

Выяснить, применяются ли математические знания в профессиях выпускников нашей школы и наших родителей;

Задачи исследования:

  • провести опрос среди обучающихся на тему «Нужна ли математика в жизни, если нужна, то где?»

  • провести анкетирование и беседу с родителями обучающихся 6 «б» класса о математике в их профессиях;

  • изучить, нужна ли математика в профессиях выпускников нашей школы и в профессиях родителей;

  • проанализировать полученные ответы и сделать выводы;

  • изучить литературу и найти информацию, подтверждающую нашу гипотезу;

  • подобрать высказывания известных людей о значимости математики;

  • по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении гипотезы;

  • выступить с презентацией нашей работы на III школьной научно-практической конференции "Хочу всё знать!"

Основополагающий вопрос:

Нужна ли математика в профессиях?

Ожидаемый результат:

  • в результате исследований мы познакомимся с профессиями выпускников школы и наших родителей, сделаем выводы о нужности предмета математика в профессиональной деятельности;

  • повышенный уровень мотивации у обучающихся, расширенный кругозор и словарный запас детей.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


2.1 Этапы реализации проекта


Этап

Дата

1.

Погружение в проект:

выдвижение гипотезы;

определение темы проекта;

постановка цели исследования.

Декабрь

2.

Планирование:

формулирование задач исследования;

определение источников информации;

календарное планирование.

Декабрь

3.

Осуществление деятельности. Исследование:

  • проведение анкетирования обучающихся;

  • беседа с социальным педагогом о профессиях, которые могут получить выпускники нашей школы.

  • сбор информации о математике в профессиях выпускников;

  • беседа с родителями о значимости математики в их профессии;

  • подбор высказываний о математике известных людей;

  • изучение литературы по теме проекта;

  • поиск информации в Интернете.

Декабрь -январь

4.

Анализ собранной информации и формулирование выводов по результатам исследования.

Февраль

6.

Представление результатов проекта на III школьной научно-практической конференции "Хочу всё знать!"

Март


2.2 Анкетирование (опрос) обучающихся школы


Определившись с темой и целью нашего исследования, мы занялись планированием, сформулировали задачи, определились с источниками информации, распределили время. Затем начали сбор информации. Для этого провели анкетирование среди обучающихся школы, в ходе которого задали два вопроса и по данным построили диаграмму:


Проанализировав результаты анкетирования, мы увидели, что в основном ребята считают, что математика в жизни нужна, но где она нужна в дальнейшей жизни - называют очень мало объектов применения: магазин, банк, на рынке, в автобусе. На работе ответили 35% опрошенных обучающихся. Поэтому мы решили показать всем, что математика нужна всем в дальнейшей профессии, которую они могут получить после окончания нашей школы.


2.3 Математика в профессиях выпускников школы


«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки»

А для чего изучаем математику мы?

Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику или программу. Математика нужна в истории, в жизни, физике, черчении и даже в русском языке . Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы. Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах.

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

Из беседы с социальным педагогом выяснилось, что выпускники нашей школы могут получить следующие профессии:

  • каменщик

  • штукатур-маляр

  • овощевод

  • плотник

  • слесарь - сантехник

  • столяр

  • швея

  • кухонный работник

После беседы с социальным педагогом школы, мы начали собирать информацию о значимости математики в профессиях наших выпускников, используя интернет-ресурсы.


Математика в профессии каменщика


Труд каменщика связан с изготовлением раствора, где все компоненты смешиваются в определенной пропорции. Эта работа связана с расчетом количества кирпича для кладки, а значит надо уметь рассчитывать площади, объемы. Сейчас труд каменщика изменился, многое уже механизировано, но все равно надо владеть геометрическими знаниями, чтобы выводить прямые углы в здании.










Математика в профессии штукатура - маляра



Профессия штукатура-маляра, везде нарасхват, т.к. всем надо покрасить дом, квартиру, дачу, оклеить обоями стены. Для этого нужно уметь посчитать сколько нужно краски, обоев, найти площадь пола, стен и потолков по математическим формулам. И ещё надо знать цены, тарифы, расценки, чтобы при расчёте не упустить ни одной копейки.



Математика в профессии столяра - плотника



В профессии столяр - плотник математика необходима. Надо измерять сколько отпилить, в каком месте сделать отверстие. В цехе есть станки, которые помогают сделать различную обработку досок: доска половая, оконная доска, вагонка. И везде нужна математика. Для этого столяр всегда имеет необходимые измерительные инструменты.

Математика в профессии швеи



Швея с заказчиков снимает мерки, затем строит чертежи выкроек, здесь пригодятся знания, полученные на уроках геометрии и черчения.

- При построении сетки чертежа нужно знать: взаимное положение прямых на плоскости, высоту прямоугольника, масштаб.

- Обозначать квадрат и прямоугольник латинскими буквами.

- При моделировании выреза горловины нужно уметь строить отрезки, симметричные данным относительно оси симметрии.

- При расчёте длины тесьмы для обработки прямоугольных деталей нужно уметь находить периметр многоугольника.


Математика в профессии овощевода


Овощевод выращивает овощи круглый год, которые мы употребляем в пищу. Он подготавливает почву для посева, производит посев, вносит удобрения. Ему нужно подсчитать сколько денежных средств пойдёт на покупку семян, высчитать сколько нужно посадить семян на1 кв. м., при удобрении почвы - сколько нужно удобрения, сколько ядохимикатов при обработке посевов и посадок овощных культур, подсчитывает выращенный урожай.





Математика в профессии слесаря-сантехника


Слесарные работы – это обработка металлов, обычно дополняющая станочную механическую обработку или завершающая изготовление металлических изделий соединением деталей, сборкой машин и механизмов, а также их регулированием. Слесарные работы выполняются с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента, либо на станках.

Он должен выполнить разметку и нанесение на обрабатываемую заготовку разметочных линий, определяющих контуры будущей детали или места, подлежащего обработке.


Математика в профессии кухонного работника



Кухонный работник – это тот, кто работает на кухне, он помогает повару и должен обладать теми же навыками что и сам повар. Он должен уметь готовить по рецептам достаточно простые блюда, взвешивать определённое количество продуктов. Он моет посуду моющими средствами, делает растворы для обработки и дезинфекции посуды, а здесь нужны расчёты.


2.4 Математика в профессиях наших родителей


Потом мы провели анкетирование с родителями обучающихся 6 "б" класса, предложив им ответить на два вопроса. По данным также построила диаграмму.

Из диаграмм видно, что математика в школе нравилась большинству из опрошенных и она им в жизни тоже пригодилась. Через беседы с родителями мы собрали информацию об их профессии. И вот что получилось.


Математика в профессии повара


Мама Александрова С., Александрова Олеся Николаевна, работает поваром в школе. Она рассказала, что профессия повара самая древняя. Любой человек пользуется услугами его труда, поэтому это очень ответственная работа. Профессия повара трудная, и трудность эта, прежде всего, состоит в том, что многие процессы ему приходится выполнять вручную, в условиях резких колебаний температуры. Повaр должен соблюдaть технологический процесс приготовления блюд, следить за температурным режимом; производить расчет израсходованного сырья и выхода готовой продукции; оформлять aкты на недостaчу весa; осуществлять взвешивание сырья по рецепту. Рассчитывать энергетическую ценность продуктов. Для всех этих действий необходимы знания математики.



Математика в профессии домохозяйки


Моя мама, Свяжина Татьяна Николаевна, домохозяйка. Она воспитывает пятерых детей. Математика очень нужна ей, чтобы рассчитать семейный бюджет, распределить в семье деньги правильно, чтобы хватило на всё, а также в быту: в приготовлении разных блюд по рецептам, получении пособий или пенсии, чтобы сделать ремонт, оплатить коммунальные услуги, расплатиться в магазине за покупки, купить вещи в кредит, выполнить домашнее задание с детьми и т.д.




Вот она какая математика, никуда без неё! Вроде бы и незаметно, а сколько за день чисел проходит через голову наших родителей на работе. Считают, считают, считают…


2.5 Высказывания известных людей о значимости математики


Из Интернета и других источников мы узнали, что над вопросом «Зачем нужна математика в жизни?» задумывались многие известные люди (причем не только математики) и выписали понравившиеся нам высказывания.

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М. И. Калинин)

Математика - это язык, на котором написана книга природы . (Г. Галилей)

Математика – царица наук. (К.Ф. Гаусс)

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)

Полет – это математика. (В. Чкалов)

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)

В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. (Л. Эйлер)


3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В заключении мы хотим отметить, что работа по данной теме оказалась интересной и поучительной для нас.

В ходе реализации нашего проекта выяснилось, что все профессии так или иначе связаны с математикой. И выпускники школы и наши родители каждый день решают различные задачи. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц.

ВЫВОДЫ:

1. Наша гипотеза подтвердилась, что в будущей жизни математика нужна в профессиональной деятельности.

2. Математика заставляет думать, помогает человечеству, в наше время является могучим двигателем науки и техники.

3. Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

Математика сложна, а нужна ли нам она?

Рассчитаться за покупку, инженеру строить дом,

Музыканту, машинисту - нужна в поезде большом.

В любом деле и в науке, без неё никак нельзя –

Все примеры и задачи вы решайте для себя.

Математика сложна, но она, ох, как важна!


Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
Воин на «двойку» - врага он страшней.


Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.


4. Список использованной литературы:


1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

2. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучки. Книжный клуб, Харьков, 2006

3. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998.

4. Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.

5. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.

6. Интернет-ресурсы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)

http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528

http://images.yandex.ru/

http://historic.ru/books/item/

http://slovari.yandex.ru

http://school-sector.relarn.ru

Сайт Фестиваля «Открытый урок »

http://festival.1september.ru

http://ya-repetitor.ru/mathematics/dlya-chego-matematika

http://ega-math.narod.ru/Math/HugoS.htm












14