- Проект «Моя малая Родина с. Красноармейское в математических задачах»
Выполнила: Егорова Дарья Валерьевна, ученица 3-а класса
МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики.
Руководитель: Леонтьева Антонина Михайловна, учитель начальных классов.
Чувашская Республика
Красноармейский район
с. Красноармейское
ул. Ленина д.80 кв.3
эл. адрес: [email protected]
Знаете ли вы село такое,
Древнее и вечно молодое,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы народ такой,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветёт?
Приезжайте к нам – и я готова
Это всё проверить вместе с вами!
- Любовь к родине начинается с любви к тому дому, где ты сделал первый шаг, к той малой родине, где впервые почувствовал прикосновение окружающего мира, с тех людей, которые были первыми друзьями.
- История нашей страны неразрывно связана с историей наших « малых родин». У каждого она своя, но вместе мы единое целое.
- Я очень люблю своё село и горжусь, что я родилась и живу здесь. Мне всегда хотелось, чтобы не только я, но и как можно больше людей узнали о селе.
- Изучать историю своей « малой родины» необходимо не только на уроках окружающего мира, чувашского языка, но и на уроках таких точных наук как математика.
- Выбранная мною тема является актуальной и заключается в том, что у многих или почти у всех детей возникает много проблем, когда они начинают решать задачи по математике. И я решила попробовать превратить скучное в увлекательное и интересное. Поставила перед собой цели и задачи.
- Цели проекта:
- Собрать исторические материалы об истории села Красноармейское.
- Представить историю родного села в математических задачах с использованием краеведческих материалов.
- Связать прошлое и современность села в задачах.
- Задачи проекта:
- Изучить краеведческий материал села из литературных источников.
- Составить подборку задач.
- Посетить архив села, т. к. задачи необходимо связать исторической справкой, содержащей цифровые данные.
- Составить презентацию и выступить на классном часе.
Летопись села и цифровые краеведческие данные.
Изучение архивной и краеведческой документации.
Обработка полученных результатов.
- Гипотеза:
- Гипотеза:
- Гипотеза:
Предположим, что если учащиеся будут решать задачи, составленные на конкретных краеведческих данных, эти задачи будут не только развивать математические способности, но и позволят лучше узнать прошлое и настоящее « малой родины».
На уроках математики мы решаем разные задачи. Но в школьном учебнике нет задач, отражающих историю конкретного населённого пункта или района. И мне захотелось попробовать совместить несовместимое, т. е. историю и математику и попробовать составить математические задачи, составленные на краеведческом материале нашего села.
Приступив к составлению задач с тематическим содержанием, я обратила внимание на то, что задачи краеведческого характера содержат статистические данные. В ходе работы я использовала материал краеведческого музея, материал, содержащийся в книгах об истории села и района. Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческих материалов, способствует развитию логического мышления, расширяют наш кругозор.
В 19 веке встал острый вопрос об обучении народа грамоте. В нашем районе стали открываться в деревнях школы. В Красноармейском районе 1 ноября 1890 г. была открыта первая Траковская церковно- приходская школа в деревне Васнары ( быв. Задние Траки) в избе крестьянина Фомы Спиридонова.
Задача: Сколько лет существовала первая школа, если известно, что в 1930 г. изба сгорела во время пожара?
Решение : 1930-1890= 40 лет.
Ответ: Первая школа просуществовала 40 лет.
Первый выпуск церковно- приходской школы состоялся в 1894 г. Окончили младшее отделение школы 7 мальчиков. Второй выпуск состоялся в 1896 г. Окончили- 7 мальчиков и 1 девочка.
Сколько всего детей за время существования церковно- приходской школы с 1890 г. по 1917 г. окончили школу?
Решение: 7+8+6+7+10= 38 ( д.)
Ответ: За эти годы всего 38 детей закончило школу.
Ежегодно по спискам и отчётам в школе в то время числилось в младшем и старшем отделениях от 18 до 51 учащихся. Но из них большинство оставляли школу после 1-2 лет обучения, а девочки после 1-2 месяцев обучения. И поэтому среди оканчивающих школу они составляли лишь единицы. Это были девочки из духовного сословия. Крестьянки учиться не могли.
Задача №3.
В школе в 1891-1892г. работал учитель- псаломщик с д. Убеево Алексей Филаретович Беловошев. В своём отчёте он пишет: « Из письменных принадлежностей в школе есть 30 аспидных досок, 2 дюжины карандашей, 2 дюжины ручек, коробка перьев, 8 чернильниц. В библиотеке есть книги для чтения в огромном количестве- 9 экземпляров». Посчитайте, сколько всего письменных принадлежностей было в школе в 1892 г. из отчёта учителя Алексея Филаретовича?
Известно, что 1 дюжина=12 шт.
Решение: 2 дюжины карандашей= 2*12=24 шт.
2 дюжины ручек= 2*12=24 шт.
30+24+24+1+8= 87( шт.)
Ответ: В школе на то время имелось 87 шт. письменных принадлежностей.
Дюжина- мера поштучного счёта однородных предметов, равная 12. Впервые в русском языке слово « дюжина» упоминается с 1720 года.
Задача №4.
1. Чтобы узнать, в каком году было основано село, реши пример?
456+ ( 95- 46 ) + 1430
Ответ: 1935.
2 . Сколько лет нашему селу исполнилось в этом году?
Решение: 2017- 1935= 82 (г.)
На территории нынешнего Красноармейского района первые люди появились много тысячелетий назад. Материалы раскопок подтверждают, что мы выходцы из древнего Булгарского государства.
Задача №5.
На гербе нашего села нарисован серебряный шлем, основателя Красноармейского района. Решите примеры и вы узнаете, как звали основателя нашего села?
( - ) 342+568- 112*4 ( Т ) 516+287- 2*21
( О ) 221*2+123*3 ( Р ) 390:130*332- 700
( А ) 603- 140: 70*214 ( У ) (132*3- 295) *5
( И ) 315*2+123*3 ( Б ) 60:15*235- 298
( Б ) ( 362+208)- 50*4:20
Красный цвет символизирует труд ,мужество, праздник, красоту.
Золото- символ доблести, процветания, прочности и солнечного света.
Серебро- символ мудрости, чистоты, веры.
505
642
999
462
560
175
375
811
296
Задача №6.
Флаг Красноармейского района представляет собой красное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3. 3 см (а)
Найдите периметр и площадь флага?
1. Р=а+а+в+в
Р= ( а+ в )*2 2см(в)
Решение: ( 3+2 )*2=10 (см.)
Ответ: Периметр флага равен 10 см.
2. Мы узнали периметр флага. Он равен 10 см. Длина флага равна 3 см. Найди площадь флага?
S =а *в
Решение: а). 10:2=5(см.)
б). 5- 3=2 (см.) – ширина флага;
в). 3*2=6 (см. кв.)
Ответ: Площадь флага равна 6 см. кв.
Флаг несёт изображения фигур из герба района: серебряного шлема, обращённого вправо, сопровождаемого справа золотым вилообразным крестом, обращённым влево.
Задача №7.
Решите примеры и вы узнаете животное, которое является талисманом Красноармейского района?
( Е ) ( 678- 675)*125:5
(В ) 502- (95*4- 105)
(Ь ) (245:245- 699 ) :5
( д ) 60:15*235- 298
( м ) 372:6+123*3
( Е ) 48:12*78- 278
( Д ) 125:5+23*9
В 2012 году определён талисман Красноармейского района Ч Р- « Трак ен Упи» ( медвежонок, одетый в чувашскую одежду и в шлеме с изображением герба Красноармейского района.)
34
431
227
232
140
642
75
Задача №8.
Большое значение для нашего села имеет железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Основные дороги: « Красноармейское- Чебоксары(через Ишаки)», « Красноармейское- Чебоксары ( через Цивильск)». На востоке район пересекает железная дорога « Канаш- Чебоксары».
Задача: В каком году открылась железная дорога « Канаш- Чебоксары», если известно, что обозначение этого года четырёхзначное число. Количество сотен и единиц одинаковое, а число десятков в 3 раза меньше числа единиц?
Выбери правильный ответ: а).1595. б).838. в).1944. г). 1939.
Ответ: 1939.
Первая железнодорожная линия Москва- Рязань- Казань пересекла Чувашию с юга- запада на северо- восток, её длина в пределах Республики была 180 км. К 1940 г. длина железных дорог увеличилась благодаря вводу в действие железнодорожной ветки Канаш- Чебоксары и составила 395 км.
Задача №9.
При въезде в наше село можно увидеть красивое, яркое здание- это завод строительной керамики- « Кетра». Открылся он 20 июня 2013г. На заводе трудятся более 150 работников в 3 смены.
Задача: За 1час работы в одном цехе изготавливается 400 блоков. Во втором- на 200 блоков больше. Какое количество блоков изготавливается за 3 рабочих дня, если известно, что один рабочий день составляет 8 часов?
Решение: 1). 400+200=600(б).- производится во втором цехе.
2). (400+600)*8=8000(б).- производится в двух цехах за 1 рабочий день.
3). 8000*3=24000(б).-производится за 3 рабочих дня.
Ответ: за 3 рабочих дня производится 24000(б).
Этот завод имеет огромное значение для нашего села, для Республики. Строительные организации Чувашии получили возможность закупать кирпич в Республике и финансовые средства теперь остаются в экономике Чувашии. Производство изделий на заводе осуществляется из местных глин Красноармейского района.
Задача №10.
Самой крупной организацией в нашем селе является газокомпрессорная станция Л П У М Г« Заволжский».
Задача: а). Чтобы найти, сколько человек работает на станции, нужно из самого большого трёхзначного числа вычесть 4 сотни, 1 десяток и 2 единицы?
Решение: 999- 400- 10- 2
Ответ: 587 ( чел.)
б). Численность филиала « Заволжский» составляет 587 человек. Сколько рабочих трудится на станции, если нам известно, что специалистов здесь работает 192 человека?
Решение: 587- 192=395 ( рабочих ).
Ответ: На станции работает 395 рабочих.
Через Чувашию транзитом проходит 5 ниток магистральных газопроводов. Один из них Уренгой- Помары- Ужгород, который проходит по территории Красноармейского района. От магистральных газопроводов отведены газопроводы к газовым сетям, снабжающим население природным газом. В нашем селе действует станция « Заволжский», которая способствует равномерному прохождению газа по трубопроводу .
- Решать задачи, которые кроме математических навыков несут ещё и полезную информацию о своей малой родине, интересно и полезно.
- Большинство учащихся не знают сведений о малой родине, но все понимают, что историю знать надо. Значит моя работа актуальна и принесёт пользу.
Любимое село!
Родимый сердцу уголок,
Люблю тебя село родное
Люблю тебя, прекрасное село!
Я здесь родилась, живу
И в школу, аж в третий класс уже хожу.
Хоть всю страну пешком я обойду
Но лучшего села я не найду!
- Использованные источники:
- 1). З.А.Трифонова « География Ч.Р.» г.Чебоксары 2011г. Учебное пособие для образовательных учреждений.
- 2). Книга- доклад « Об охране окружающей среды Ч.Р. в 2007г.
- 3).Фото и материалы архива села Красноармейского.
- 4). Книга « Трак ен», выпущенная к 65 летию района 2000г.
- 5). Книга « Люди и судьбы» с. Красноармейского.