МБОУ «Криволесская ОШ»
Эти загадочные фразеологизмы
Проект
ученика 3 класса
Решетникова Артёма
Руководитель проекта
Бодылева Е.А.
2015-2016 учебный год
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое фразеологизмы?
1.2.Происхождение фразеологизмов
1.3. Виды фразеологизмов
Глава 2. Практическая часть
2.1. Опрос
2.2. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Часто на уроках учителя моей школы говорят мне « Держи ушки на макушке», «Не вешай нос», «Не лови ворон». Я постоянно спрашивал, а что это обозначает?
На уроке русского языка я узнал, что это фразеологизмы. А когда я открыл фразеологический словарь… Как много оказалось в нём фраз мне незнакомых! Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял такие фразы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Нередко, я, услышав эти слова, не знал, как на них реагировать: обижаться, смеяться или гордиться. Я решил это выяснить.
Актуальность исследования - фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
Цель моей работы - изучение фразеологизмов и выяснение понимания их.
Задачи:
- изучить теоретические вопросы темы (понятие, источники появления, виды;
- провести анкетирование среди работников нашей школы на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в своей речи?»
- изучить значения самых непонятных мне выражений и найти способ объяснить их значения.
- составить словарь фразеологизмов, проиллюстрировать некоторые из них.
Гипотеза - из числа фразеологизмов, которые употребляют взрослые, есть такие выражения, значения которых я не понимаю.
Предмет исследования - понимание значений фразеологизмов.
Методы исследования:
- сбор информации,
- опрос,
- анализ,
- обобщение результатов
Глава 1
Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова, объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению. Фразеологизм обычно не позволяет даже переставить свои части внутри себя. Вот такая это строгая и загадочная лексическая единица.
Источники фразеологизмов
Появление фразеологизмов исконно русского характера тесно связано с жизнью народа, его историей, бытом, верованиями, общим развитием нации.
Например, фразеологизм «греть руки» связан с обычаем разводить костры во время поминок умерших, чтобы покойники могли прийти и погреться у костра, погреть руки. Выражение «выносить сор из избы» связано с существовавшим мнением о том, что можно причинить человеку вред, воздействуя на его частицы, которые якобы находятся в соре. Поэтому сор из избы не выметался, а подметался к порогу, собирался и сжигался в печи.
С языческими верованиями славян связано, как полагают, выражение после дождичка в четверг, т. е. «никогда». Четверг был днем Перуна, бога грома, и в этот день обычно ожидали в засуху дождя, но поскольку мольбы к Перуну не достигали Цели, родилось это выражение, окрашенное печалью и сожалением.
Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов.
Сказочного происхождения такие, на пример, фразеологизмы: битый небитого везет, Кащей Бессмертный. От пословиц образовались многие
фразеологизмы: бабушка надвое сказала (Бабушка гадала да надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет), локти кусать (Близок локоть, да не укусишь), гоняться за двумя зайцами (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Значительным пластом русской фразеологии являются выражения, связанные с русскими древними ремеслами. Так, например, от столяров ведут начало фразеологизмы «без сучка, без задоринки», снять стружку и др.
Речь рыбаков и охотников отразилась во фразеологизмах «ловить рыбку в мутной воде», «попасться на удочку» и других.
В русской фразеологии также отразились детали русского быта, например: лаптем щи хлебать, не солоно хлебавши. От русских игр ведут свое начало
фразеологизмы «играть в прятки», «лежачего не бьют».
Произведения русских писателей также внесли немало в русскую фразеологию.
Достаточно много фразеологизмов пришло к нам из басен И.А.Крылова. Вот некоторые из них: «а воз и ныне там», «а Васька слушает да ест».
После Октябрьской революции, в советское время, возникает много фразеологизмов, связанных с техникой (спускать на тормозах, набирать высоту, винтика не хватает), с развитием спорта (брать высоту, приходить к финишу, запрещенный прием, второе дыхание, за бивать гол в свои ворота).
В русской фразеологии есть немалое количество фразеологизмов, которые пришли к нам из других языков. В основном, это выражения, связанные с греческой мифологией: например выражение «авгиевы конюшни», имеющее значение «запущенное помещение или трудноустранимый беспорядок», связано с мифом о Геракле, который очистил огромные конюшни царя Авгия.
С течением времени одни фразеологизмы уходят из языка, то есть устаревают, другие приходят им на смену. Почему же так происходит?
Во-первых, если исчезает явление, с которым связано общее значение фразеологизма. Примером может служить фразеологизм «березовая каша». В старые времена часто применялось наказание розгами, березовыми или ивовыми прутьями. Розги получили образное наименование — березовая каша, а наказание ими передавалось фразеологизмом «дать березовой каши».
Во-вторых, если исчезает явление, положенное в основу образа, или устаревают слова, составляющие фразеологизм. Например, раньше часто употреблялся фразеологизм забрить лоб, что означало «взять в армию, в солдаты». В наше время молодых людей также призывают в армию, но «лоб не забривают», поэтому фразеологизм устарел. Еще лучше видно это явление на примере фразеологизма лить колокола — «врать». Во время изготовления колокола распускались различные сплетни, чтобы колокол лучше звучал. Явление исчезло, а образная основа фразеологизма затемнилась.
Новые фразеологизмы отражают события нашей жизни. Каждое значительное событие жизни находит свое отражение в русской фразеологии: например, развитие космических полётов родило фразеологизм «выйти на орбиту» - «добиться успехов».
Виды фразеологизмов
Фразеологизмы могут быть связаны:
Глава 2
Я решил в своём проекте найти по каждому виду фразеологизмы, составить словарь и некоторые проиллюстрировать (см. приложение).
Мною был проведен опрос работников школы и вот такие результаты у меня получились.
Ф.И.О. работника школы | Должность | Фразеологизм, который чаще всего использует в своей речи |
Бодылева Елена Александровна | учитель русского языка и литературы | Бить баклуши, ловить ворон |
Решетникова Евгения Петровна | учитель русского языка и литературы | Делать из мухи слона |
Панасенкова Галина Владимировна | учитель истории | Белены объесться |
Воробьёва Елена Владимировна | учитель химии, биологии | С больной головы на здоровую |
Терехова Любовь Петровна | учитель математики | На блюдечке с золотой каемочкой |
Пайгильдина Галина Анатольевна | учитель информатики, иностранного языка | Витать в облаках |
Иванова Валентина Константиновна | учитель начальных классов | Выйти сухим из воды |
Никитина Анна Григорьевна | повар | Зарубить на носу |
Стрябцева Любовь Николаевна | гардеробщица | Водить за нос |
Терехов Анатолий Дмитриевич | кочегар | Мастер на все руки |
Из всех фразеологизмов я не знал только один – это белены объесться. Мне стало очень интересно, и я нашёл его значение и происхождение.
Значение. Вести себя вздорно, злобно, как сумасшедший.
Происхождение. В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена - очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного: бредит, буйствует, а нередко и умирает.
Заключение
В результате, проведенного исследования я пришла к следующим выводам:
- взрослые, которые меня окружают, часто в своей речи используют фразеологизмы,
- мне понятен стал смысл фразеологизмов,
- надо изучать как можно больше фразеологизмов;
- чтобы понять смысл фразеологизмов надо обращаться к словарю.
Моя гипотеза подтвердилась.
Я не могу сказать, что моя работа над фразеологизмами закончена. В дальнейшем я буду изучать фразеологизмы и чаще прислушиваться к высказываниям, которые я слышу вокруг, буду пытаться найти объяснение этим выражениям.
Список литературы:
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова»
Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»
Фёдоров А.И. «Фразеологический словарь русского языка»
http://www.maaam.ru/detskijsad/znakomim-detei-s-frazeologizmami.html
Приложение
Фразеологизмы с частями тела
РУКА
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.
Рукой подать – очень близко, совсем рядом.
Не покладая рук – усердно трудиться
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.
Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает
ГОЛОВА
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела
Сломя голову – очень быстро
Сломать голову над задачей – напряженно думать
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации
Давать голову на отсечение – обещать
По головке не погладят – поругают
Очертя голову – рискованно
С ног на голову – наоборот
Ветер в голове – ненадежный человек
ЯЗЫК
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Чесать языком – сплетничать
Наступить на язык – заставить замолчать
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания
Держать язык за зубами – не болтать лишнего
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло
Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном
Попасть на язык – стать предметом пересудов
Повесить язык на плечо – очень устать
ГЛАЗА
Вертеться перед глазами - надоедать своим присутствием.
Впиваться глазами - пристально смотреть.
Выплакать [все] глаза - много плакать.
Высмотреть [все] глаза - пристально всматриваться куда-л.
Глаза бы [мои] не видели - совсем не хочется видеть кого-л., что-л.
Глаза вылезли (выкатились) из орбит - об округлившихся от изумления глазах.
Глаза разгорелись - очень захотелось.
Глаза навыкат - о выпуклых глазах.
Глаза на лоб полезли - в состоянии крайнего удивления.
Глаза на мокром месте - кто-л. готов заплакать.
Фразеологизмы с животными
Тянуть кота за хвост - нудно, медленно говорить.
Телячьи нежности - чрезмерные или неуместные (нежности).
Как лунь седой (белый) - совершенно, совсем (седой, белый).
Заблудшая овца (овечка) - человек, сбившийся с правильного жизненного пути.
Биться как рыба об лед - тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.
Как рак на мели - в крайне затруднительном положении.
Как сонная муха - вяло, неторопливо, еле-еле (делать что-либо). О человеке.
Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществленного дела, предприятия.
Врет как сивый мерин - бессовестно, беззастенчиво, беспредельно.
Темная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.
Фразеологизмы с действиями
строить воздушные замки — фантазировать, мечтать
убивать время — тратить время без пользы, занять время чем-то случайным
зарыть талант в землю — не развивать, не использовать талант
звезд с неба хватает - отличающийся умом, способностями, совершающий что-либо, выдающийся человек
не лыком шит - он не из простых, сам себе не уме, не лишенный способностей
втирать очки - обманывать
лясы точить - болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами
гонять лодыря - бездельничать
бить баклуши - бездельничать
мало каши съел - небольшой жизненный опыт
Фразеологизмы с числами
Одного поля ягода – совершенно похожи по духу, по своему поведению или положению
Похожи как две капли воды - совершенно, очень сильно похож
В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы
В четырех стенах – жить, не выходя из дому
Как собаке пятая нога – об абсолютно ненужном
Работать до седьмого пота – очень много трудиться
Девятый вал – грозная, несокрушимая сила
Десятая вода на киселе – дальний родственник
Опять двадцать пять - о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся
Фразеологизмы с мифами Древней Греции
Фразеологизмы | Значение фразеологизмов | Происхождение фразеологизм |
Прокрустово ложе | Насильственно заставлять что-либо делать | В мифе рассказывается о разбойнике Прокрусте. Он ловил прохожих и подгонял под свое ложе: если человек был длиннее, ему отрубали ноги, если короче ― вытягивали. |
Сизифов труд | Бесконечная и бесплодная работа | В мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала… |
Петь дифирамбы | Чрезмерно восхвалять, превозносить кого-либо или что-либо | Возникло от названия дифирамбы – хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству. |
Ахиллесова пята | Уязвимое место, слабая сторона | Фетида окунула своего сына Ахиллеса в чудесные волны Стикса, чтобы мальчик стал неуязвимым. Однако во время купания она удерживала тело сына за пяту, от этого самой уязвимой точкой Ахиллеса стала пята. В будущем именно в пятку его смертельно ранил Парис. |
Авгиевы конюшни | 1)Очень загрязненное место, запущенное помещение 2)Крайний беспорядок в делах | В мифологии конюшни – это огромные владения царя Элиды – Авгия, в которых не наводился порядок в течение многих лет. А очистил их за один день Геракл, направив реку Алфей через конюшни. Эта вода и унесла с собой всю грязь. |