Лабораторная работа№ 6. « Составление родословных»
Цель: Научить учащихся составлять и анализировать родословные.
Показать возможность использования родословных для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.
Оборудование: - раздаточный материал на каждую парту: Условные обозначения для составления родословных; Родословная А.С. Пушкина; Тексты задач.
Инструктивная карточка
Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами. Система обозначений родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году. Рассмотрим и запишем символы, которые используются для составления родословных (таблица 1).
Внимательно изучить розданные им памятки, которые вклеиваются в тетради учеников;
Дорешать задачи, которые не успел(а) выполнить в классе;
Дополнительно - составить родословную своей семьи.
Начав заниматься составлением своей родословной, остановиться уже невозможно, настолько это увлекательное и всепоглощающее занятие. И если вы, уважаемые коллеги, пополните ряды неравнодушных к своей истории, истории своего рода людей, - значит, цель нашего урока достигнута.
Памятка 1. Правила составления родословных.
Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.
На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).
10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
Анализ и составление родословных.
Проанализируйте представленные родословные и решите задачи:
Задача 1.

В семейной родословной встречается признак – «седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис.1).
Определите генотипы исходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев а)1 и 5; б)2 и 6?.
Задача 2.
По представленной родословной (рис.2) определите характер наследования тяжелого заболевания. Установите возможные генотипы: а) исходных родителей; б) потомков первого поколения 1, 2, 3; в) потомков второго поколения 4, 5; г) потомков третьего поколения 6, 7, 8.

Задача 3.
Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно: бабушка больна, дед здоров; прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны; прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы.
Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.
Задача 4.
Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было ещё две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины – правша, отец – левша. У отца есть сестра и брат левши и сестра и брат правши. Дед по линии отца правша, бабка – левша. У матери женщины есть два брата и сестра – все правши. Мать мужа – правша, отец – левша. Бабки и деды со стороны матери и отца нормально владели правой рукой.
Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.
Памятка 2. Анализ родословных.
1. Аутосомно-доминантное наследование:
1) Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.
1) Ошибка! Ошибка связи. Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;
3) Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.
2. Наследование, сцепленное с полом:
1) Х-доминантное наследование:
Чаще признак встречается у лиц женского пола;
Если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у мальчиков, и у девочек;
Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет;
2) Х-рецессивное наследование:
Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
Чаще признак проявляется через поколение;
Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола;
3) Y-рецессивное наследование:
Признак встречается только у лиц мужского пола;
Если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья;
Основные этапы решения задач.
Определите тип наследования признака – доминантный или рецессивный. Для этого выясните:
1) Часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);
2) Многие ли члены родословной обладают признаком;
3) Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;
4) Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;
5) Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.
2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Для этого выясните:
1) Как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;
2) Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак;
3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.