Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха
"Средняя общеобразовательная школа № 26"
143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.10
Шахматы и дети
| Выполнил: ученик 2-2 класса Пузанов Леонид Витальевич Руководитель проекта: Заикина Елена Геннадьевна Консультант: Боков Юрий Борисович |
Тема проекта:
Шахматы и дети
Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.
Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.
Цель:
Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.
Задачи:
Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их
Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат
Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников
Развивать устойчивый интерес к игре.
Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.
Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.
Срок реализации проекта:
Сентябрь 2015 -март 2016
Вступление
Почему я решил выбрать темой своего проекта « Шахматы и дети»? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.
Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания.
История возникновения
Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.
Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.
Правила игры в VI веке
фигур было всего 4
игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
ходы делались бросанием игральных костей;
для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.
В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:
у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков - «шахматы».
Правила игры изменились:
игроков стало двое;
каждый получил 2 комплекта фигур;
вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди;
победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.
На Руси шахматы появились в 9-10 веках.
Правила игры
Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать
–Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны - цвету одному верны.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она,
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали
– Ты больше внимания Ферзю удели.
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Ходы шахматных фигур в игре
НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ
(для начинающих)
- Каждый ход делается только одной рукой!
-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».
При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».
- Второе правило игры в шахматы:
«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».
Третье правило:
-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».
-Четвертое правило в шахматах:
-«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».
-Пятое правило:
-«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».
-Все официальные партии используют контроль времени.
Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.
Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.
Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница( первый чемпион мира).
Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было было гораздо больше.
3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам
Имя, Фамилия | Годы чемпионства | Время Чемпионства (лет) | Чемпион |
Анатолий Карпов | 1975-1985 | 10 | |
Гари Каспаров | 1985-1993 | 8 | |
Владимир Крамник | 2006-2007 | 1 | |
Польза обучению игре в шахматы у детей:
Улучшение общей успеваемости в обучении доказано проведенными исследованиями Тамары Константиновны Фесенко . Был проведен курс изучения «Шахматы-школе» у 2 «А» и 2 «Б» класса во втором полугодии. Не конец первого года обучения результаты изменились в следующую сторону: заметна положительная динамика во 2 «А» и 2 «Б», классах и отсутствие динамики во 2 «В», 2 «Г», 2 «Д» классах.
Рисунок 1. Уровень умственного развития учащихся на начало учебного года
Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся на конец учебного года
При проведении анкетирования среди 23 учащихся 2-2 класса нашей школы были получены следующие результаты:
- об игре слышали 22 человека
- в шахматы играют 13 человека
- в кружках по шахматам занимаются 3 человека.
4- хотели бы научиться играть в шахматы,
3 – не хотят совсем,
2 ответили – не знаю.
Выводы:
1. Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам, усидчивы.
2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны.
3. Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.
4. А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.
5. Простые знания о шахматах (истории шахмат, о фигурах, о российских гроссмейстерах), оказались для большинства учеников неизвестными. 70% ответили неверно.
Сбор и анализ данных показал
Результаты успеваемости за первое полугодие
У играющих в шахматы | У неиграющих в шахматы |
Троек 6, | Троек 12 |
Четверок 25, | Четверок 20, |
Пятерок 71 | Пятерок 55. |
Выводы:
У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.
Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы
Заключение
У играющего ребенка в шахматы формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Хочу сказать, что на меня шахматы произвели только позитивное влияние.Ведь всего за неполный год обучения игре в шахмат, я смог принять участие в соревнованиях со сверстниками и занять второе призовое место.
Приложение 1
ИНТЕРЕСНО
Реши задачку:
2.
Не люди, ни звери, не часы, а ходят.
Что это?
Вот посмотрите некоторые изображения
Это «космические шахматы»
А это фарфоровые шахматы
Приложение 2
А теперь интересненькое…про музей шахмат
В музее шахмат можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой - кубки и другие трофеи завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на
шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в XVIII-XX веках мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. Музей основан в 1980 году.
Анкета опроса учащихся начальных классов.
1. Ты слышал об игре ШАХМАТЫ?
ДА ________
НЕТ_______
2. Умеешь ли ты играть в ШАХМАТЫ?
ДА ________
НЕТ_______
3. Где ты играешь в ШАХМАТЫ?
ДОМА ________
НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКАХ _______
4. С кем ты играешь в ШАХМАТЫ?
С ДРУЗЬЯМИ ______
С РОДСТВЕННИКАМИ _______
5. Как закончил первую четверть в школе:
СКОЛЬКО ТРОЕК __________
СКОЛЬКО ЧЕТВЕРОК ______
СКОЛЬКО ПЯТЕРОК _______
6. Какие кружки, секции посещаешь?
7. ШАХМАТЫ — это спортивное состязание?
ДА ________
НЕТ_______
Литература:
Шахматный учебник для детей и родителей 1 часть. Всеволод Костров, Джалиль Давлетов
Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе. Т.К. Фесенко.
Шахматы 5334 задачи, комбинации и партии. Ласло Полгар.