ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………..3
Основная часть:
Состояние опорно-двигательной системы
учащихся 4 класса…………………………………………………..6
Изучение научно-популярной литературы
по вопросу эксперимента……………………………………………7
Результаты проведённого эксперимента (взвешивание
портфелей, учебников, детей)..………………...………...................7
Изменение веса портфеля в зависимости от возраста
Учеников…………………………………………………………..12
Заключение………………………...…………………………..................13
Библиографический список…………………………………...................14
Приложение……………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ.
Американский педагог Банкрофт в своей книге «Осанка школьника» (1867)писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».
Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.
А школьные ранцы не стали легче.
Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.
Плакат «Сиди правильно», который учитель демонстрирует детям на каждом уроке, показывает правильную позу ученика за партой во время чтения и письма. Физкультминутки в течение урока дают детям возможность поменять статическую позу ученика, расслабиться.
Итогом нашей исследовательской работы стал плакат, в котором призываем учащихся следить за весом своего портфеля.
Объект исследования: ученики 4 класса, их осанка, как залог хорошего здоровья.
Предмет исследования: портфели и школьные принадлежности учащихся 4 класса
Цель исследования: выяснить - кем для меня и моих одноклассников является школьный портфель - другом или врагом, а также как влияет на состояние здоровья детей, формировать у учащихся ответственноое позитивное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Гипотеза исследования: «Если правильно подобрать вес своего портфеля (соответствующий гигиеническим нормам), то школьный портфель останется другом для меня и моих одноклассников, в противном случае он станет моим врагом, так как его ношение повредит моей осанке и моему здоровью».
Задачи:
проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
проанализировать данные о состоянии здоровья позвоночника учеников 4 класса, проконсультировавшись у школьной медсестры и побеседовав с родителями учащихся;
изучить (с помощью учителя) «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;
провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами;
в течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками;
выяснить, изменяется ли вес ранца в зависимости от возраста учеников;
описать, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
предложить свои способы решения проблемы.
Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, Интернета, других источников, эксперимент, фотографирование.
Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Встреча со школьной медсестрой и родителями учащихся (узнать о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса).
Изучение научно-популярной литературы по вопросу эксперимента.
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Изучить (с помощью учителя) «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы.
Выявить состав школьного портфеля.
Провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля; сравнить их с гигиеническими нормами.
В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с расписанием уроков.
Подвести итоги по позициям:
- самый правильный ранец (до 0,5 кг)
- самый тяжёлый портфель;
- самый тяжёлый портфель с принадлежностями;
- самый лёгкий портфель с принадлежностями;
- самый тяжёлый учебник;
- самый «лёгкий» учебный день;
- самый «тяжёлый» учебный день.
8. Выяснить, изменяется ли вес ранца в зависимости от возраста учеников.
Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Описать, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Дать рекомендации детям, родителям, учителям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Состояние опорно-двигательной системы учащихся 4 класса на 11.02.2012 год:
№ | ФИО | Дата рождения | Вес тела, кг | Рост, см | Физкультурная группа | Груп-па здоро-вья | Парта | Физкуль-турная группа |
1 | Волохова Кристина | 19.05. 2001 | 38 | 150 | III | ЛФК | III | Осн. |
2 | Дробина Татьяна | 12.07. 2001 | 35 | 147 | I | Осн. | III | Осн. |
3 | Колпакова Оксана | 09.08.2001 | 25 | 130 | II | ЛФК | I | Осн. |
4 | Крюков Валентин | 02.10.1999 | 36 | 150 | II | Осн. | III | Осн. |
5 | Лацинник Екатерина | 08.12.2001 | 39 | 138 | II | Осн. | I | Осн. |
6 | Лубенец Виолетта | 03.11.2001 | 41 | 144 | I | Осн. | II | Осн. |
7 | Овсянников Евгений | 28.03.2001 | 35 | 142 | II | Осн. | III | Осн. |
8 | Пыхтина Екатерина | 17.10.2001 | 35 | 145 | IIA | Осн. | III | Осн. |
9 | Рыболова Анастасия | 23.05.2001 | 34 | 140 | I | Осн. | I | Осн. |
10 | Скорик Анна | 13.06.2001 | 37 | 141 | I | Осн. | III | Осн. |
11 | Сысик Анастасия | 23.09.2001 | 45 | 149 | IA | Осн. | III | Осн. |
12 | Цуканова Анаст. | 25.06.2011 | 33 | 150 | IIA | Осн. | I | Осн. |
13 | Шаповалова Анна | 14.12.2001 | 34 | 141 | I | Осн. | III | Осн. |
14 | Шевцов Руслан | 24.08.2001 | 31 | 141 | I | Осн. | III | Осн. |
Вывод: Состояние опорно-двигательной системы у меня и моих одноклассников удовлетворительное. 22% детей (3 человек) из класса имеют уплощение стопы, у 7 % детей (1 человека) деформация грудной клетки и у 22% (3 человек) существует такая проблема, как нарушение осанки.
2) Изучение научно-популярной литературы по вопросу эксперимента.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая по росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие и дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам также портят тяжёлые ранцы, особенно портфели, так как регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме. А средний вес ранца школьника обычно составляет 22% от веса тела. Перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Учёные установили: правильный портфель весит пустым 300-500г; правильный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле:
Вес ученика · 10 : 100 (меньше 10% от веса ученика)
Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»
Вес учебного издания для возрастной группы 1-4 классы не должен превышать 300г.
3) Результаты проведения эксперимента (взвешивание портфелей, учебников, детей). Наш портфель каждый день состоит из учебников, рабочих тетрадей, пенала, различные
папок по изобразительному искусству и технологии, дополнительных книги для чтения.
Взвешивание учебников:
№ | Название учебника | Вес учебника, г | Выводы |
1 | Литературное чтение | 345г | Выше нормы на 145г |
2 | Русский язык | 264 г | Соответствует норме |
3 | Математика | 196г | Соответствует норме |
4 | Окружающий мир | 312г | Выше нормы на 112г |
5 | Английский язык | 258г | Соответствует норме |
6 | Информатика | 164г | Соответствует норме |
7 | Изобразительное искусство | 269г | Соответствует норме |
8 | Технология | 311г | Выше нормы на 11 г |
9 | Детская риторика | 370г | Выше нормы на 70г |
10 | Основы православной этики | 211г | Соответствует норме |
Вывод: Учебники по литературному чтению, окружающему миру, технологии, детской риторике превышают весовую норму, поэтому рекомендуется по возможности оставлять в классе учебники по технологии и детской риторике.
Взвешивание других составляющих школьного портфеля (рабочих тетрадей, дополнительных пособий, папок, пеналов и др.):
№ | Название | Вес тетради, г |
1 | Рабочая тетрадь по литературному чтению | 160 г |
2 | Рабочая тетрадь по окружающему миру «Человек и природа» | 122 г |
3 | Рабочая тетрадь по окружающему миру «Человек и человечество» | 164 г |
4 | Рабочая тетрадь английскому языку | 168 г |
5 | Дидактический материал по математике | 178 г |
6 | Дидактический материал по русскому языку | 183 г |
7 | Дневник | 125-210 г |
8 | Пенал | 150-467 г |
9 | Папка по технологии | 200-1000 г |
10 | Папка по изобразительному искусству | 150-489 г |
11 | Спортивная форма | 800-1500 г |
12 | Сменная обувь | 300-750 г |
Вывод: В целях уменьшения веса портфеля целесообразно по окружающему миру выполнять больше заданий, чтобы рабочие тетради оставлять в классе, а также упрежнения в дидактических материалах по русскому языку и математике в большей степени выполнять тоже в классе, чтобы не нести его домой.
Результаты проведённого взвешивания портфелей и детей:
№ | ФИО | Дата рождения | Вес тела. кг | Вес пустого ранца, кг | Правильный вес ранца для этого ученика, кг | Реальный вес ранца, кг | Выводы |
1 | Волохова Кристина | 19.05. 2001 | 38 | 0,5 | 3,8 | 3,5 | норма |
2 | Дробина Татьяна | 12.07. 2001 | 35 | 0,3 | 3,5 | 2,4 | норма |
3 | Колпакова Оксана | 9.08.2001 | 25 | 0,85 | 2,5 | 3,5 | уменьшить на 1кг |
4 | Крюков Валентин | 2.10.1999 | 36 | 0,5 | 3,6 | 4 | уменьшить на 400 г |
5 | Лацинник Екатерина | 08.12.2001 | 39 | 0,3 | 3,9 | 1,9 | норма |
6 | Лубенец Виолетта | 03.11.2001 | 41 | 0,3 | 4,1 | 2 | норма |
7 | Овсянников Евгений | 28.03.2011 | 35 | 0,5 | 3,5 | 2,9 | норма |
8 | Пыхтина Екатерина | 17.10.2001 | 35 | 0,4 | 3,5 | 3 | норма |
9 | Рыболова Анастасия | 23.05.2001 | 34 | 0,96 | 3,4 | 3 | норма |
10 | Скорик Анна | 13.06.2001 | 37 | 0,5 | 3,7 | 3,3 | норма |
11 | Сысик Анастасия | 23.09.2001 | 45 | 0,4 | 4,5 | 2,7 | норма |
12 | Цуканова Анаст. | 25.06.2001 | 33 | 0,9 | 3,3 | 4,5 | уменьшить на 1,2 кг |
13 | Шаповалова Анна | 14.12.2001 | 34 | 0,8 | 3,4 | 3,7 | уменьшить на 300 г |
14 | Шевцов Руслан | 24.08.2001 | 31 | 1,1 | 3,1 | 4 | уменьшить на 900 г |
Выводы:
Вес «правильного» ранца соответствует реальному весу: у 8 чел. (58%)
Вес «правильного» ранца не соответствует реальному весу: у 6 чел. (42%)
Вес пустого ранца соответствует норме (300-500 г) : у 9 чел. (65%)
Вес пустого ранца не соответствует гигиеническим нормам: у 5 чел. (35 %)
Победители – легковесы: Дробина Татьяна, Лацинник Екатерина, Лубенец Виолетта – пустой портфель - 300г. Лацинник Екатерина – реальный вес портфеля – 1 кг 900г. Для них портфель является лучшим другом.
А для таких учеников, как: Колпакова Оксана, Крюков Валентин, Цуканова Анастасия, Шаповалова Анна, Шевцов Руслан портфель является врагом для их здоровья, поэтому необходимо уменьшить вес портфеля на рекомендованное количество граммов за счёт удаления лишних ненужных вещей (например, фломастеры, диски, игры, книги для чтения). Также рекомендовано всем учащимся хранить некоторые школьные принадлежности (папки для уроков технологии, пластилин, краски, цветную бумагу, тяжёлые книги для дополнительного чтения, сменную обувь) в классе в специально отведённом месте.
Назначить контрольное взвешивание в начале 4 четверти. Предоставить детям взвешивать свой портфель по желанию (приобрести в класс напольные весы) и определять «безопасный» вес своего портфеля по плакату.
Наблюдение за изменением веса ранца в связи с расписанием уроков.
Расписание уроков
№ | День недели | Занятия |
1 | Понедельник | Физическая культура Литературное чтение Русский язык Изобразительное искусство |
2 | Вторник | Русский язык Окружающий мир Английский язык Математика Технология |
3 | Среда | 1. Литературное чтение Русский язык Математика Музыка Физическая культура |
4 | Четверг | Окружающий мир Русский язык Математика Технология |
5 | Пятница | Математика Русский язык Физическая культура Чтение Спец. курс «Основы православной этики» |
6 | Суббота | Английский язык Информатика Детская риторика |
Объект наблюдения: портфель Цукановой Анастасии (норма 3,300)
День недели | Вес портфеля с принадлежностями, кг | Отклонения от нормы | Предпола-гаемая причина | Выводы |
Понедельник | 3,500 | 200г | Новая книга, диски (показать друзьям), тяжелая баночка и краски для рисования | Убрать из портфеля ненужные вещи, оставить принадлежн. по рисованию в классе |
Вторник | 4,500 | 1,200 кг | Новые гравюры и поделки для лепки (показать друзьям) | Носить поочередно |
Среда | 3, 400 | 200 г | Тяжелая форма по физкультуре | Оставить в классе обувь в отведенном месте |
| | | | |
Четверг | 3,000 | нет | | |
Пятница | 4,000 | 700 г | Не выложила некоторые учебники с четверга | Складывать портфель вечером |
4) Изменяется ли вес портфеля в зависимости от возраста учеников.
Мною были опрошены несколько старшеклассников. Ученик 6 класса Пашков Вячеслав весит 46 кг, пустой рюкзак – 0,6 кг, полный рюкзак – 4,5 кг, пакет со сменной обувью и формой – 1,5 кг.
Вывод: Вячеслав должен носить портфель весом 4,6 кг. На самом деле шестикласснику приходится носить на спине около 7 кг. Перегруз – больше 2 кг!
В ходе недолгой процедуры были выяснены следующие факты.
Также был опрошен девятиклассник Горюшин Вадим, который весит 60 кг, пустой рюкзак – 900 г, а полный рюкзак - 2,5 кг.
Вывод: Согласно нормам, Алексей может поднимать шесть килограммов. Но в старших классах ученики умеют договариваться с друзьями, какой учебник нести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проведения своей исследовательской работы выявила наши рекорды:
- самый правильный ранец (до 0,5 кг) – у 5 человек
- самый тяжёлый портфель (тяжелее 0,5 кг) – у Шевцова Р. (1,1 кг)
- самый тяжёлый портфель с принадлежностями – у Цукановой Н. (4.5 кг)
- самый лёгкий портфель с принадлежностями – Лацинник Е. (1,9 кг) и Лубенец В. (2 кг)
- самый тяжёлый учебник – (370 г)
- самый «лёгкий» учебный день - понедельник
- самый «тяжёлый» учебный день – вторник
Школьная медсестра отметила состояние моего здоровья и здоровья моих одноклассников как удовлетворительное. В ходе исследования гипотеза: «Если правильно подобрать вес своего портфеля (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью» подтвердилась. То есть портфель будет верным другом твоему здоровью, в противном случае – он станет злейшим врагом. Предлагаю всем учащимся придерживаться наших рекомендаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1) Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.
2) Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради по расписанию уроков.
3) Помни: «правильный» портфель весит пустым 300 -500 граммов!
4) Раздели свой вес на 10 и получи безопасный вес своего портфеля.
Например, ты весишь 35кг, значит, «безопасный» вес твоего портфеля 3,5кг
5) Повесить такую памятку на раздевалку учащихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
Медицинские карты учащихся 4 класса
Савенков, Методика исследовательского обучения младших школьников, А.И.Савенков, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.
Проекты и исследования, Начальная школа, 5/2008
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гигиенические требования к ранцам ученическим и учебным изданиям
Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.
В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:
300 гр. – для 1-4 классов
400 гр. – для 5-6 классов
500 гр. – для 7-9 классов
600 гр. – для 10-11 классов
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.
Размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать следующим требованиям:
- длина (высота) - 300-360 мм*
- высота передней стенки - 220-260 мм*
- ширина - 60-100 мм*
- длина плечевого ремня, не менее - 600-700 мм*
- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее - 35-40 мм*
*допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм. •
Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».