Российская Федерация
Муниципальное образование Ямальский район
МБОУ «Новопортовская школа – интернат
им.Л.В.Лапцуя»
ул. Школьная, 2, с. Новый Порт, ЯНАО, 629712, тел / факс (34996) 2-46-28, e-mail: nshi.1@mail.ru р/с 40204810900000000013 РКЦ г. Салехард
ИНН / КПП 8909001006 / 890901001, БИК 047182000, ОКПО 047182000,
Номинация: Колокола истории.
Директор школы: Черкашина С.О.
Зав.библиотекой: Смирнова И.Ю.
С. Новый Порт
2015 г.
1.Цель проекта
Патриотическое воспитание учащихся, создание высокого уровня духовной культуры на примере жизни и деятельности предыдущих поколений, известных земляков.
2.Участники проекта
Учащиеся 7-9 классов, учитель русского языка и литературы Третьякова Н.Ю., учитель истории Герасимова С.А., учитель ИЗО Фадеева С.Б., руководитель проекта зав.библиотекой Смирнова И.Ю.
3.Задачи проекта
привлечение молодого поколения к изучению истории своего села,
сохранение памяти о людях, внесших свой вклад в развитие села,
формирование умений самостоятельного поиска исторических фактов, развитие умений работы с документами, развитие читательского интереса,
совершенствование навыков пользования справочной литературой, развитие компьютерной грамотности, развитие умений использования Интернета
5. Мотивация к работе
«Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.С.Лихачев)
Вопросы проекта:
Что ты знаешь об истории родного села?
Что ты знаешь о строительстве Новопортовского Мерзлотника?
Что тебе известно о Бекмане Г.Ю.?
Какое значение в истории округа сыграло это строительство?
Что тебе как жителю села Новый Порт даёт знание жизни и деятельности предшествующих поколений?
Стоит ли хранить память о людях волею сложившихся обстоятельств оказавшихся на строительстве мерзлотника?
6.Материально-техническое и информационное обеспечение
Для работы над проектом участниками проекта были использованы
Компьютер
Фотоаппарат
Инетрнет-ресурсы:
http://foodretail.ru/news/read?id=208851МП «Новопортовский рыбозавод» включено в энциклопедию «Лучшие люди России»
www.nasledie89.info Объекты 501-й стройки – свидетельства людских трагедий, скорбная страница истории Ямальского Севера и России
http://nshi.ru/index9.htm Исторические страницы
sibir79.livejournal.com Мерзлотник в поселке Новый Порт
21region.org/ Гигантский мерзлотник
http://nnm.ru/blogs/sibir3004/ Ледянные катокомбы за полярным кругом.
http://multidollar.ru/ История народов Ямала
7.Ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта учащиеся подробнее узнают об истории села Новый Порт.
Узнают больше о людях строивших Мерзлотник, узнают о том, как строился этот уникальный объект.
Научатся самостоятельно добывать сведения из различных информационных источников.
А так же усовершенствуют свои знания, умения и навыки в использовании компьютерной техники.
8. Реализация проекта.
Началось всё с того, что учащиеся 7 «Б» (классный руководитель Ряшина В.В.) и 9 «А» (классный руководитель Козина Н.А.) отправились на экскурсию в Новопортовский Мерзлотник. Конечно же, экскурсоводами были классные руководители. Они кратко рассказали историю создания уникального сооружения. В сопровождении начальника цеха обработки рыбы Неляпина А.Н. ребята прошлись по главным галереям Мерзлотника. Он показал им, как готовят камеры для хранения рыбы, как штукатурят и обновляют стены, чистят вентиляцию. Экскурсия длилась всего 40 минут, так как в Мерзлотнике достаточно холодно (-18*). Многие из ребят впервые увидели ледяные лабиринты Мерзлотника. После экскурсии, оказавшись на берегу, делились своими впечатлениями. Некоторые ребята вспомнили, что и их дедушки и бабушки и даже прадедушки жили и работали в Новом Порту в те далёкие, суровые времена, когда только строился этот сказочный лабиринт.
Возникло множество вопросов и желание рассказать другим об увиденном.
Викторина. Учащиеся 7 «Б» класса определили круг вопросов по теме проекта «Не предать забвению». Подобрали вопросы для викторины «Что ты знаешь о Мерзлотнике?». Эти вопросы, по их мнению, помогают запомнить те исторические факты, которые рассказывают об истории села Новый Порт, рыбозаводе и Мерзлотнике. Чтобы вопросы викторины были интересными, им пришлось еще раз перечитать «Историю народов Ямала», побывать в школьном музее, полистать энциклопедии. Проделанная ими работа заставляет задуматься над такими понятиями как совесть, достоинство, благородство, честь.
Исторический очерк. Учащимися 9 «А» класса Тадыкиной Анастасией и Кацнельсон Екатериной на основе имеющейся скудной информации в различных источниках, написан исторический очерк, который назван так же, как и проект - «Не предать забвению». Творческая работа оформлена в соответствии с тем впечатлением, которое произвело изучение материалов посвященных этой теме. Это очерки «История Новопортовского рыбозавода», «История народов Ямала», а так же информация ,взятая с сайтов и информация предоставленная школьным музеем.
Буклет. Это творческая работа ученицы 10 класса Яптик Дианы. Буклет разработан на основе материалов собранных учащимися 7 «Б» и 9 «А» классов. Представляет собой краткую информационную справку о Новопортовском Мерзлотнике. Эта работа призвана привлечь внимание к культурному наследию жителей села Новый Порт, тех людей которые впервые посещают уголок края земли.
Презентация. Над составлением презентации работали учащиеся 9 «А» класса Ряшин Роман и Дворяшин Евгений. Собранная информация, фотоснимки, владение навыками работы в редакторе «PowerPoint» помогли справиться им с поставленной задачей.
Наш проект долгосрочный по времени. Найдена зыбкая связь с родственниками главного проектировщика и главного руководителя строительными работами Мерзлотника Бекмана Густава Юльевича. Начата переписка с ними. Переписку ведет вместе с учащимися 9 «А» класса Третьякова Н.Ю. – заведующая школьным музеем, учитель русского языка и литературы.
Определён круг жителей села Новый Порт из тех, чьи родственники были непосредственными участниками далеких 50-х, могущих дать хоть какую-нибудь информацию. Это очень кропотливая работа, требующая психологического подхода, тщательного составления вопросов для интервью,
ну и, конечно же, много времени.
Учащимися 7- 9 классов выдвинуто предложение о создании мемориальной доски, посвященной строителям Мерзлотника. Оно ещё не обсуждалось в широком кругу. Но учащиеся 5-6 классов получили задание сделать эскизы доски памяти. Лучшие работы будут выставлены в фойе школы.
9.Продукты проекта
Исторический очерк
Презентация «Новопортовский Мерзлотник»
Буклет «Новопортовский Мерзлотник»
Викторина «Что ты знаешь о Мерзлотнике?
- Кружинов В.М. Очерки истории Тюменской области.– Тюмень, 1994 г;
- Гольдберг Р.С. Книга расстрелянных/Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большого террора (Тюменская область). – Тюмень: Издательство «Тюменский курьер,1999 г.
- Тюменская область за 50 лет./Статистический сборник. – Омск: Издательство «Статистика» Омское отделение,1967 г.
- Гриценко В.Н.История Ямальского Севера./В очерках и документах.- Омское книжное издательство,2004 г.
- Ямал: Энциклопедия Ямало-ненецкого автономного округа: в 3-х томах.- Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004 г.