СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Небылицы в лицах, небывальщины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи проекта:

  1. Узнать об истории возникновения небылиц.
  2. Познакомиться с русским народным творчеством и   известными современными авторами    небылиц.
  3. Выяснить чему учат небылицы?
  4. Определить возможно ли применение небылиц на уроке и внеурочной деятельности.

 Объект  исследования – небылицы

Предмет исследования – исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Гипотеза:   Какую роль играют небылицы в развитии детей?

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта»


Слушайте, честной народ,

Базар-ярмарка идёт!

Здесь найдёте что хотите,

Набегайте! Подходите!

Веселись, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

– А что это у тебя в коробе? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)

– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)

– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?

– Конечно можно, мы предлагаем всем вместе совершить путешествие по волшебной и интересной Стране детского фольклора и познакомится с “Устным народным творчеством”

Представляем проект учащихся 2- б класса «Небылицы в лицах, небывальщины»

Цель проекта: узнать, что же такое небылицы?

Объект исследования – небылицы

Предмет исследования – исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Гипотеза: Какую роль играют небылицы в развитии детей?

Знакомясь на уроке с устным народным творчеством, нас заинтересовали необычные, смешные стихи. Мы решили узнать, как они называются. Интересны они тем, что рассказывается в них, о том чего не бывает. И называются они – небылицы.

Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.



По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,




Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят


Так что же такое Небылицы?

Чтобы найти ответ на наш вопрос мы обратились к словарю С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремова , заглянули в словарь В.И.Даля. Они пишут, что небылицы - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле, используется в народном творчестве. А Корней Иванович Чуковский, писал, что небылицы – представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоничному развитию детей.

Кто является основателем этого творчества?

На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением, и называлась она – небылица.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».


Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят!»

Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: «Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!»

Гром гремит по улице.

Едет поп на курице!

Тимошка на кошке по кривой дорожке!

Сел задом наперед и поехал в огород!


Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Здесь все перевернуто, все наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море, полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал... Одним словом, это путаница, но в ней все легко расставить по своим местам.

Невероятное — источник смешного. Мы учимся смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Мы можем легко восстановить нарушенные связи предметов и явлений, и поэтому небылицы -переветыши вызывают у нас смех, доставляя интеллектуальное удовольствие Шуточные песенки-небывальщины есть у всех народов.

Работая над проектом, мы нашли и прочитали много небылиц, созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения Д. Хармса, К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.

Знакомясь с небылицами, мы учимся лучше управлять и пользоваться понятиями, формировать свободу мышления, фантазию и, понимать юмор.


Слагает небылицы народ, и мы тоже решили попробовать свои силы и вот что у нас получилось.

Иду, смотрю, летит гора,

На той горе поет свинья,

А мимо пролетает слон,

Махая розовым хвостом.



Иду я дальше, вижу в речке

Плывут две желтые овечки,

А рядом щуки ходят по дорожке,

Мышки гонятся за кошкой,

Чтоб посадить ее в лукошко.



Однажды на рассвете увидел я козу.

Она парила в небе и ела там траву.

Летела над рекою, поймала десять щук,

А вечером с ухою встречали мы подруг.



Изучив материал о небылицах, мы узнали об истории возникновения небылиц.

Познакомились с дидактическими играми на основе небылиц,

вспомнили любимые с детства небылицы известных авторов,

и сочинили самые невероятные истории и забавные стихи сами.

Весь материал нами собран в портфолио, желающие могут с ним познакомиться.



Просмотр содержимого документа
«Проект 2-б Небылица»

ГБОУ СОШ №3 г.о.Октябрьск







Проект











2 «Б» класс

Руководитель: О.А. Ваньшина



2014 год

Введение 3

1 Этап. Теоретический.

Исторические и культурные корни появления небылиц в России

1.1. История возникновения небылиц 4

1.2. Известные авторы небылиц 5

2. Применение небылиц на уроке и во внеурочное время 8

2.1. Чему учат небылицы? 8

2.2. Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц 10

Выводы 13

Список литературы 13

Приложения 15

3 Этап. Практический.

  • «Проба пера» - пробуем свои силы в написании небылиц

  • Оформление собранного материала










Введение

Знакомясь на уроке с устным народным творчеством, нас заинтересовали необычные, смешные стихи. Мы решили узнать, как называются стихи, в которых рассказывается, о том чего не бывает?

Чтобы найти ответ на наш вопрос мы обратились к словарю С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремова , заглянули в словарь В.И.Даля. Они пишут, что небылицы - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле, используется в народном творчестве. Корней Чуковский, который писал, что небылицы – представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоничному развитию детей. Ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, пазлов, картинок), но и мыслями. Изменение предмета или выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новыми, неприсущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.

Мы решили проверить предположение и поставили цель: узнать, что же такое небылицы, их историю создания.


Задачи:

  1. Узнать об истории возникновения небылиц.

  2. Познакомиться с русским народным творчеством и известными современными авторами небылиц.

  3. Выяснить чему учат небылицы?

  4. Определить возможно ли применение небылиц на уроке и внеурочной деятельности.

Объект исследования – небылицы

Предмет исследования – исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Гипотеза: Какую роль играют небылицы в развитии детей?

Глава 1. Исторические и культурные корни появления небылиц в России

1.1. История возникновения небылиц

На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением.

Одна из разновидностей прибауток – небылицы. (Наследие рассказчиков-балагуров, фольклорного театра Петрушек). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».


Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят!»

Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: «Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с бабами, избами, колодцами, кошками, курами и собачками вокруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель», на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.

Едет поп на курице!

Тимошка на кошке по кривой дорожке!

Сел задом наперед и поехал в огород!


НЕБЫЛИЦА – Вымысел. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр.: «гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился» или «ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота». Небылицы в лицах - то же, что россказни.

Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

Нескладухи - различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.

Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.

Особую разновидность прибауток составляют перевертыши. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. В перевертышах проявляются способности детей к восприятию смешного, выдумки, стремление удивить, развеселить и позабавить. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.


Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился…

Выбегла дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах…

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом…


1.2. Известные авторы небылиц


С детских лет мы знакомимся с прибаутками, песенками, небылицами, созданными русским народом, а также наши родители нам читали много небылиц созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А Л. Кэрролла, Д. Хармса, Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.

Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт-Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной. Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!

В 20-е годы сказки были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Педагоги Харьковской педагогической школы издали даже «научный труд» — сборник статей «Мы против сказки». Особенно много оскорбительного было высказано в адрес перевертышей — жанра детской поэзии, возрожденного К. И. Чуковским.

Эти «теоретики» сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может «бычка родить», деревня «ехать мимо мужика» и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши. Его сказка «Путаница» полностью состоит из перевертышей:

Свинки замяукали:

Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!


Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных:

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!..» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!..» В основе сказки лежит борьба со злом: лисички взяли спички и подожгли море. Естественно, и здесь перевертыш остается перевертышем: крокодил тушит море «пирогами и блинами», «два курчонка поливают из бочонка» и т. д. Неожиданна и развязка: никому не удалось потушить море, лишь маленькой бабочке оказалось это под силу:

Крылышками помахала,

Стало море потухать

И потухло.


И опять все стало на свои места: «кошки замурлыкали», «лошади заржали», «мухи зажужжали» и т. д. А зверюшки «засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали»

Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.

Борис Заходер известен не только благодаря блестящим переводам зарубежных сказок, но и благодаря собственным детским стихам: «На задней парте», «Никто и другие», «Кто на кого похож», «Моя Вообразилия» и многим другим.

«Вообразилия», придуманная Заходером, - удивительная страна, где никогда не бывает скучно:

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В сплошные приключения!

У Заходера прекрасное чувство юмора: ему не придумать животное на букву Ю, поэтому он сочиняет:

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву "Ю".

Это - ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.

Я его

Придумал сам!

«Я его придумал сам!» - звучит так, будто это говорит ребёнок, а не взрослый. Да, Заходер разговаривал с юными читателями на их языке.

2. Применение небылиц на уроках и во внеурочной деятельности

2.1. Чему учат небылицы?

Разделение предмета и его функций, а также наделение предмета новыми, несвойственными для него признаками – все это первые логические упражнения. В детском возрасте дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусок молока и кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире» - писал о пользе небылицы Чуковский.

Для взрослого детские небылицы являются своего рода нелепицами, словесными абракадабрами, а для самого ребенка — смешными историями про то, чего не бывает на самом деле. Однако от этого становится еще интереснее. Необходимо отметить, что детские небылицы существуют в народе с незапамятных времен, а ведь фольклор сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая все бесполезное. Когда ребенок начинает постепенно открывать для себя закономерности окружающего мира, новые соображения, он начинает играть подобными понятиями, потому что только посредством игры можно понять маленькому человечку структуру мироздания.

Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.



2.2. Дидактические игры на основе небылиц

Дети любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы. В них заключена необычайно притягательная сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский.

Основная задача уроков русского языка, литературного чтения – развитие речи учащихся. Во внеурочное время и на уроках с целью развития интереса, учебной мотивации учитель часто применяет метод использования дидактических игр. Они развивают творческие способности ребенка, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививают в ребенке «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям. Мы познакомились с такими играми, в которых за основу взята небылица.

Используя дидактические игры, можно научиться придумывать небылицы.

1. «Так бывает или нет».

Предлагаются простейшие ситуации, а мы отвечаем, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «лодка по небу плывет», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».

Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, картинка, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. Рассмотрев которую, нужно ответить, так бывает или нет и почему.

2. «Ошибки».

Простейшая возможность придумывать небылицы — это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».

3. «Странные рассказы».

Звучат короткие рассказы: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; «У Вити сегодня день рождения. Он принес в школу угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания произведения анализируются с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

4. «Вопросы и ответы».

Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

На листе бумаги пишется вопрос одним человеком и начинается «круговое творчество»: ответ – другим. Закручивая бумагу, пряча ответ, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос... и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.

5. «Снежный ком».

Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например «сейф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытого сейфа выкатывается огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.

По окончании игры можно предложить играющим нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.

6. «Любопытный».

Играющие образуют круг. Водящий — «любопытный» — называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих — отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

7. Использование различных приемов для составления небылиц.

Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:

1. Малому приписываются качества большого и наоборот. («Комарище, упавший с дубища». Муха, утопление которой описано, как мировая катастрофа.)

2. Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся холодной похлебкой. Знойным летом дети скользят на коньках по воде.)

3. Съедобность несъедобных вещей и наоборот. («Пил-ел лапти, глотал башмаки». «Взял и стукнул колбасой».)

4. Перевертыши одежды. («Лыко мужиком подпоясано». «Мужик подвязал тулуп топорищем».)

5. Перевертыши явлений и законов природы. (Море горит; в поле корабль бежит; в лесу рыба растет; в море земляника поспела.)

6. Перепутывание эпитетов. («Он на пегой на телеге, на дубовой лошади». Конь скачет верхом на ездоке.)

7. Изменение точки отсчета. («Ехала деревня мимо мужика». «Деревня в поля убегает».)

8. Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают.)

9. Перевертыши действующих лиц. (Ворота лают из-под собаки. Мужик собакой бьет палку.)









Выводы:

Изучив материал, собранный нами о небылицах, мы сделали следующие выводы:

1.Небылицы - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле и используется в народном творчестве.

2. Основателями этого жанра на Руси были, скоморохи, – которые выступали на праздниках и ярмарках, играли на свирелях и гудках и смешили людей.

3. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.

4. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.























Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Мир книги, 2004.

2. Даниил Хармс. Стихи. Изд.: Эксмо, 2009 г.






3. Корней Чуковский. Любимые сказки. Изд.: Оникс, 2010 г.


4. Мориц Юнна Изд.: Время, 2010 г.


5. О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г. С.


6. Маршак. Веселые стихи и сказки Изд.: АСТ, Астрель, 2009 г.


7. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1995.



Интернет-ресурсы:

.

http://schools.keldysh.ru/labmro

















Русские народные небылицы

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.

*** ***

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор
И по нашей кошке
Пробежал забор.

***
Машенька из дому уходила,
На воробушке по улице катила...
А Ерема на утяти
Поехал пахати...

***
- Бабушка Ульяна, где была?
— Гуляла.
- Какое чудо видала?
- Курочку-рябушку
С петушком на дрожках.



***
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленьки козленочки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Пошли танцевати,
А вороны стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчет,
Головой вертит

*** ***

У нашего Луня, У милого друга,

Сорок кадушек Солёных лягушек,

Сорок амбаров Сухих тараканов,

Пятьдесят Поросят —

Только ножки висят.

Небылицы известных авторов

Л. Кэрролл

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне,

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать!



Даниил Хармс

ВРУН

- Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Ну, конечно, знаете!

Ясно, что вы знаете!

Несомненно,

Несомненно,

Несомненно знаете!


- Нет! Нет! Нет! Нет!

Мы не знаем ничего,

Не слыхали ничего,

Не слыхали, не видали

И не знаем

Ничего!


- А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных -

И не двадцать,

И не тридцать,-

Ровно сорок сыновей!


- Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок,-

Это просто ерунда!


- А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы,-

Точно ястребы летать!


- Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!


- А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что НЕ?

А вы знаете, что БЕ?

Что на небе

Вместо солнца

Скоро будет колесо?

Скоро будет золотое -

Не тарелка,

Не лепешка,-

А большое колесо!


- Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, тарелка,

Ну, лепешка,

Ну еще туда-сюда,

А уж если колесо -

Это просто ерунда!


- А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Что под морем-океаном

Часовой стоит с ружьем?


- Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, с дубинкой,

Ну, с метелкой,

Ну еще туда-сюда,

А с заряженным ружьем -

Это просто ерунда!


- А вы знаете, что ДО?

А вы знаете, что НО?

А вы знаете, что СА?

Что до носа

Ни руками,

Ни ногами

Не достать,

Что до носа

Ни руками,

Ни ногами

Не доехать,

Не допрыгать,

Что до носа

Не достать!


- Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, доехать,

Ну, допрыгать,

Ну еще туда-сюда,

А достать его руками -

Это

Просто

Ерунда!


Чуковский Корней

Чудо-дерево


Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки

Словно яблоки!



Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки,

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

Маше - гамаши,

Зинке - ботинки,

Нинке - чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,

Валенки поспели.

Что же вы зеваете,

Их не обрываете?

Рвите их, убогие,

Рвите, босоногие,

Не придётся вам опять

По морозу щеголять

Дырками-заплатками,

Голенькими пятками!



Борис Заходер

Встречали звери Новый Год


Встречали звери Новый год.

Водили звери хоровод.


Вокруг зеленой елки.

Плясал и Крот,

И Бегемот,

И даже - злые Волки!


Пустился в пляс и Дикобраз -

Колючие иголки,

И все - дрожать,

И все - визжать,

И все - бежать от елки!


Гляди-ка: Уж -

Хоть сам хорош! -

И тот дрожит от страха!..


-Зато меня уж не проймешь! -

Сказала Че-ре-па-ха!


-Мы спляшем

Шагом

Черепашьим,

Но всех,

Пожалуй,

Перепляшем!


Ю. Мориц

С мармеладом в бороде

К своему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой каше!


Над землёй арбуз летит,

Он чирикает, свистит:

«Я-горчица, я-лимон!

Я закрылся на ремонт!»


Ям-тирьям-тирьям, в коляске

Две усатых Свистопляски

Босиком, бегом-бегом

Ловят ветер сапогом!


По реке бежит буфет,

В нём лежит Большой Секрет,

Он снимается в кино,

Всем понравится оно!




18


Просмотр содержимого документа
«небылицы учащихся 2-б»

Нефедкина Вика

Иду, смотрю, летит гора,

На той горе поет свинья,

А мимо пролетает слон,

Махая розовым хвостом.


Иду я дальше, вижу в речке

Плывут две желтые овечки,

А рядом щуки ходят по дорожке,

Мышки гонятся за кошкой,

Чтоб посадить ее в лукошко.


Ганн Саша


Жили два котенка

Финька и Муренка.

Финька плавает, ныряет

Муренка на дудочке играет.

Жили дружно, не тужили,

Ели торт и воду пили.




Юля Ерофеева


Жил хороший, бурый Мишка.

Он не хвастался нигде.

По утрам читал он книжки,

Пил он чай на молоке.

Приходили в гости мышки

И попрятали все книжки.

Рассердился на них Мишка,

Поругал мышат за книжки.

Стали мышки понимать,

Что нельзя чужое брать



Лера Селезнева


Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять

Стали ноги вытирать

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.


*** *** ***

Шла я по улице , было темно,

Только солнце светило в окно.

Веселый ручей пробегал по дороге,

Цветочки цвели и лежали сугробы.


***

Козлятки травку ели, ели,

Им травка надоела.

В магазин пришли козлятки

И купили шоколадки.


Влад Смирнов


Однажды на рассвете увидел я козу.

Она парила в небе и ела там траву.

Летела над рекою, поймала десять щук,

А вечером с ухою встречали мы подруг.



Аня Федоровцева


Котята, словно дети

Домой приходят сами.

Играют на кларнете

И двигают усами.

Закрыли они глазки,

Подняли хвост крючком,

Надели будто маски

И поднялись торчком.


Игнат Писмарев


Лиса по лесу бежала,

Лиса хвостик потеряла.

Мальчик Ваня в лес пошел,

Хвостик лисий там нашел.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Хвостик ей отдать просила.


Ксения Хайрулина


Едут волк с лисой на море,

Позабыть про свое горе.

Ведь два дня тому назад

У лисы сгорел весь сад.


Регина ?


Расскажу вам небылицу про собаку - голубицу.

Пес мяукает и плачет возле будочки своей.

На заборе кот судачит, лает словно Бармалей.

Коза мычит, бодается

Корова всех пугается,

И прячется под кочками,

Под разными листочками.


Просмотр содержимого презентации
«альбом небылиц»

Небылица в лицах,  небывальщина Проект 2- б класса ГБОУ СОШ №3 г.о.Октябрьск Руководитель: О.А Ваньшина

Небылица в лицах,

небывальщина

Проект 2- б класса

ГБОУ СОШ №3 г.о.Октябрьск

Руководитель: О.А Ваньшина

Цель проекта: узнать, что такое небылицы? небылицы  Объект исследования -  Предмет исследования - исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Цель проекта:

узнать, что такое небылицы?

небылицы

Объект исследования -

Предмет исследования -

исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Толковый словарь Ожегова  небылица 1. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает 2. - вымысел , лживое сообщение Ефремов Т.Ф. Толковый словарь русского языка. небылица 1. Особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.  2. То, чего не бывает в действительности; вымысел.. Вранье , сплетня .

Толковый словарь Ожегова

небылица

1. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает

2. - вымысел , лживое сообщение

Ефремов Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

небылица

1. Особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. 2. То, чего не бывает в действительности; вымысел.. Вранье , сплетня .

Возникновение  небылиц Основатели жанра - скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители. Они выступали на праздниках и ярмарках играли на свирелях и гудках.

Возникновение

небылиц

Основатели жанра - скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители. Они выступали на праздниках и ярмарках играли на свирелях и гудках.

«Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!»

«Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!»

Тимошка на кошке…  Сел задом наперед…

Тимошка на кошке…

Сел задом наперед…

Море пламенем горит…

Море пламенем горит…

Иду, смотрю, летит гора, Иду я дальше, вижу в речке  На той горе поет свинья, Плывут две желтые овечки,  А мимо пролетает слон, А рядом щуки ходят по дорожке, Махая розовым хвостом. Мышки гонятся за кошкой,  Чтоб посадить ее в лукошко.  Нефедкина Виктория

Иду, смотрю, летит гора, Иду я дальше, вижу в речке

На той горе поет свинья, Плывут две желтые овечки,

А мимо пролетает слон, А рядом щуки ходят по дорожке,

Махая розовым хвостом. Мышки гонятся за кошкой,

Чтоб посадить ее в лукошко.

Нефедкина Виктория

Однажды на рассвете увидел я козу. Она парила в небе и ела там траву. Летела над рекою, поймала десять щук, А вечером с ухою встречали мы подруг.  Смирнов Владик

Однажды на рассвете увидел я козу.

Она парила в небе и ела там траву.

Летела над рекою, поймала десять щук,

А вечером с ухою встречали мы подруг.

Смирнов Владик

Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять Стали ноги вытирать Кто платочком, кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей.  Лера Селезнева

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять

Стали ноги вытирать

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Лера Селезнева

Котята, словно дети Домой приходят сами. Играют на кларнете И двигают усами. Закрыли они глазки, Подняли хвост крючком, Надели будто маски И поднялись торчком.  Федоровцева Аня

Котята, словно дети

Домой приходят сами.

Играют на кларнете

И двигают усами.

Закрыли они глазки,

Подняли хвост крючком,

Надели будто маски

И поднялись торчком.

Федоровцева Аня

Жили два котенка Финька и Муренка. Финька плавает, ныряет Муренка на дудочке играет. Жили дружно, не тужили, Ели торт и воду пили.   Ганн Саша

Жили два котенка

Финька и Муренка.

Финька плавает, ныряет

Муренка на дудочке играет.

Жили дружно, не тужили,

Ели торт и воду пили.

Ганн Саша

Лиса по лесу бежала, Лиса хвостик потеряла. Мальчик Ваня в лес пошел, Хвостик лисий там нашел. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Хвостик ей отдать просила.  Писмарев Игнат

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвостик потеряла.

Мальчик Ваня в лес пошел,

Хвостик лисий там нашел.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Хвостик ей отдать просила.

Писмарев Игнат

Жил хороший, бурый Мишка. Он не хвастался нигде. По утрам читал он книжки, Пил он чай на молоке. Приходили в гости мышки И попрятали все книжки. Рассердился на них Мишка, Поругал мышат за книжки. Стали мышки понимать, Что нельзя чужое брать  Ерофеева Юля

Жил хороший, бурый Мишка.

Он не хвастался нигде.

По утрам читал он книжки,

Пил он чай на молоке.

Приходили в гости мышки

И попрятали все книжки.

Рассердился на них Мишка,

Поругал мышат за книжки.

Стали мышки понимать,

Что нельзя чужое брать

Ерофеева Юля

Расскажу вам небылицу про собаку - голубицу. Пес мяукает и плачет возле будочки своей. На заборе кот судачит, лает словно Бармалей. Коза мычит, бодается, корова всех пугается,  И прячется под кочками, под разными листочками.  Гергерт Регина

Расскажу вам небылицу про собаку - голубицу.

Пес мяукает и плачет возле будочки своей.

На заборе кот судачит, лает словно Бармалей.

Коза мычит, бодается, корова всех пугается,

И прячется под кочками, под разными листочками.

Гергерт Регина

Удивительные небылицы

Удивительные небылицы

Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц «Ошибки» «Удивляйся» «Давай посмеёмся» «Так бывает или нет»

Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц

«Ошибки»

«Удивляйся»

«Давай посмеёмся»

«Так бывает или нет»

Едут волк с лисой на море, Позабыть про свое горе. Ведь два дня тому назад У лисы сгорел весь сад.  Хайрулина Ксения

Едут волк с лисой на море,

Позабыть про свое горе.

Ведь два дня тому назад

У лисы сгорел весь сад.

Хайрулина Ксения

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!