СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Образ Дома в русской литературе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

 

      «Образ Дома в русской литературе».

Просмотр содержимого документа
«Вводная лекция по организации проектной деятельности учащихся»

Вводная лекция по организации проектной деятельности учащихся.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

В ходе работы над проектом вы должны будете работать в следующем порядке:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

-выдвижение гипотез;

-сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовка проекта (сообщение, доклад, макет, тезисы).

- защита проекта.

Как выбрать тему?

- Тема должна быть вам интересна.

- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести вам реальную пользу.

-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

-Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Как выдвинуть гипотезу?

( «гипотеза» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений).

Гипотеза - ваш возможный вариант решения проблемы. Не бойтесь предположений, даже нелепых, так как они заставят вас выйти за рамки обыденных представлений.

Как собрать материал?

Для этого надо использовать различные источники информации.

-Подумай, что тебе известно по этой теме.

-Спроси у взрослых людей.

-Посмотри справочник и книги.

-Посмотри специальные телепередачи.

-Обратись к компьютеру.

Как обобщить полученные данные?

Как проанализировать полученное, затем его обобщить? Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь вам не обойтись без помощи взрослых. Вместе мы решим, как будут представлены результаты исследования ( доклад, отчёт, проект, небольшая книжка, написание от руки или на компьютере и т. д ).

Как защитить проект?

Защита - венец вашей работы. Представить ее вы можете в любой доступной для вас форме: устный журнал, видеофильм, литературно – музыкальная композиция, доклад, сообщение, симпозиум).

Но помните, что краткость – сестра таланта.

Просмотр содержимого документа
«Работу»

Работу симпозиума организовать по группам. Каждая группа работает в определенный день, что позволит учащимся присутствовать на различных выступлениях и не утомить их. В день работы секции в актовом зале выставляются стенды с работами, что позволяет всем желающим познакомиться с работами и пробуждает интерес не вовлеченных в процесс учащихся. Стенды должны быть оформлены так, чтобы они носили больше рекламно – информационный, нежели научный характер, а вот уже стенд научного содержания выносится непосредственно на защиту проекта. Такой подход направлен на привлечение как можно большего количества учащихся на заслушивание проектов и на формирование исследовательской мотивации у учащихся.

Требования.

К работам и критерии их оценки

-К симпозиуму допускаются исследовательские, реферативные, прикладные, творческие работы.

-Работы должны быть выполнены самостоятельно.

-Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.

-Работа должна иметь практический и теоретический интерес.

-Оценивается личностная ( с точки зрения автора) новизна исследования.

Критерии оценки ученических работ и начисляемые баллы.

  1. Элемент исследования:

-исследование на основе литературных источников – 3;

-реферативная работа с обобщением и собственными выводами – 2;

2.Достижения автора:

- собственная постановка проблемы, использование аналитических методов – 3;

- собственная разработка отдельных вопросов – 2;

-усвоение знаний сверх учебной программы – 1;

3. Изложение:

-выразительное, логичное, компактное – 3;

-более или менее связное, с паузами – 2;

-доклад читается – 1;

4. Эрудиция:

-знание основных положений проекта (сверх программы).

5.Иллюстрации:

-имеются или нет, качество иллюстрации – 3-1;

6. Композиция доклада.

-имеется введение, обозначена цель, выдержана логика – 2;

-отсутствует стройность и последовательность изложения – 1;

7.Библиография:

-представлена достаточно полно, используются ссылки -2 ;

-число источников ограничено, изучены поверхностно – 1;

8. Особое мнение жюри:

-добавлены баллы….за….



Просмотр содержимого документа
«Формирование знаний»

Формирование знаний, умений и навыков учащихся в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Целью работы школы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать все новые и новые знания. Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно. Организация исследовательской работы учащихся на практике решает эти задачи. В ходе работы над проектом у учащихся происходит:

- развитие творческих способностей, выработка у них исследовательских навыков;

-формирование аналитического и критического мышления;

-выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;

-воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности;

-помощь в профессиональной ориентации;

-самоутверждение, благодаря достижению постановленной цели.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ»





ПРОЕКТ



«Образ Дома в русской литературе».







Авторы: Четвернина О.Г. МОУ «Заманилкинская СОШ»

Магафурова Л.Н.МОУ «Песковская СОШ»



г.Курган

Пояснительная записка.

Главный-то дом человек

в душе у себя строит,

и тот дом ни в огне не горит,

ни в воде не тонет.

Ф. Абрамов «Дом»


Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут.

Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле).

Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной традиции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами.

Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать».

Эти вопросы мы попытаемся осветить в проекте «Образ Дома в русской литературе».


(И.А.Гончаров)

Типологические признаки проекта:



  • По доминирующей деятельности – смешанный тип.



  • По количеству участников проекта – групповой.



  • По характеру координации – проект открытый.



  • По характеру контакта – внутри школьный.



  • По продолжительности – долгосрочный.



  • По предметно-содержательной области – монопроект.













Цель проекта:

Проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние души людей, в нём живущих.





Задачи:

  1. Определить традиции русской классической литературы в раскрытии темы родного дома.

  2. Исследовать судьбу Дома в литературе 20 века.

  3. Раскрыть, что вкладывают в понятие Дом Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, И.С. Шмелёв, М. Булгаков, Ф, Абрамов.













Этапы работы над проектом

Первый этап «Разработка проектного задания» (1 четверть).

Задачи:

  1. Познакомить с методом проекта;

  2. Определить тему, цель проекта и время его выполнения;

  3. Организовать творческие группы и распределить их обязанности и роли;

  4. Определить источники информации и выбрать формы работы по реализации проекта.

Результат работы первого этапа:

  1. Вводная лекция учителя о проектировании.

  2. Проект на тему «Образ Дома в русской литературе». Цель проекта: проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние души людей, в нём живущих.

Время работы над проектом 1 год, промежуточные результаты – окончание четверти.

  1. Создание творческой группы, члены которой работают индивидуально и парами.

1 группа – учащиеся 10 класса.

В группах есть исследователь, литературовед, биограф и историк.

  1. Источники информации: школьная и сельская библиотеки.

Постоянно действующая книжная выставка «Русский дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний», на которой представлены произведения следующих авторов:

А.П. Чехов, И.А. Бунин, И.С. Шмелёва, М.А. Волошина, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова, М.М. Пришвина, А.И. Солженицына, Ф.А. Абрамова, К.Д. Бальмонта, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого.

Формы работы по реализации проекта:

Творческие работы учащихся по теме проекта (сочинение, отзывы, доклады, викторины, тезисы и т.д.).

Второй этап «Разработка проекта» (2 четверть).

Задачи:

  1. Создать гипотезу счастливого дома, опираясь на художественные тексты;

  2. Подобрать произведения русской литературы по теме проекта;

  3. Определить круг тем и вопросов, в них рассматриваемых;

  4. Дать индивидуальные и групповые задания.



Результат работы второго этапа





  1. Гипотеза: «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив». (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).

  2. Произведения, выбранные для работы по теме проекта: Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Л.Н. Толстой «Детство», «Война и мир», И.С.Шмелёв «Лето Господне», М.А. Булгаков «Белая гвардия», Ф.А. Абрамов «Дом».











Темы и вопросы в них

рассматриваемые:



«Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома». (1 группа – 9 класс, 2 группа – 10 класс).







1. В каких произведениях русской литературы 19 века мотив дома является одним из важнейших. Какова роль описания в них?





2. Какие традиции в раскрытии темы Дома сформированы в русской классической литературе?























«Образ дома в литературе 20 века»



Образ Дома в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» (2 группа – 10 класс).



1. Смысл названия и особенности композиции романа. Как вписан в него образ Дома? Быт и бытие в романе. Как через описание дома раскрывается духовный мир ребёнка, его становление, приобщение к православным ценностям? Мастерство описаний, яркость, красочность языка.

2. Ограничено ли пространство романа рамками одного дома? Как происходит расширение границ повествования? Как входят в мотивную структуру романа темы русской истории, семейной, национальной и человеческой памяти? Какова роль эпиграфа? В чём смысл образа дома в романе?

3. Стиль, порядок, уклад дома. Какие традиции, принципы жизни семьи и окружающих становятся основой духовного мира растущего человека? Как происходит формирование русского национального характера? Какие черты он включает?















Исследование образа Дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» (3 группа – 11 класс).

1. Какие жизненные впечатления М.А.Булгакова нашли отражение в романе? Почему роман не был полностью опубликован при жизни писателя, а публикация отрывков в 20-е года вызвала шквал резко негативных откликов? Какова позиция автора в оценке Гражданской войны и её движущих сил? Время и место действия. Что интересного, необычного в их обозначении? Какова роль эпиграфа романа? Какие контрастные образы – символы использованы писателем? Как включается в них образ Дома?

2. Идеал Дома в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Почему после публикации романа в 1966 году писателя нередко упрекали едва ли не в мещанстве, обывательщине? Чему противостоит Дом в романе? Как он описан? Какова роль великих творений искусства? Какие философско-насыщенные образы-символы использованы в описании Дома?

3. Дом как сохранение культуры человеческих отношений. Во что верят, что отстаивают, что не приемлют герои романа? Что свойственно всем обитателям Дома? Каково отношение автора к ним и как оно выражается? Идеализирует ли их писатель? Поэзия и юмор в раскрытии характеров. Вера и любовь в жизни героев.

4. Что вкладывает Булгаков в понятие «Дом»? В хаосе трагических событий эпохи дом Трубиных – это…(сформулируйте и раскройте каждое положение). Смысл названия романа. Роль образа Дома в глобальном конфликте Добра и Зла, в раскрытии идеи произведения.









Дом в романе Ф.А.Абрамова «Дом» ( 3 группа – 11 класс).



1. Почему роман, завершающий трагедию о судьбе русской деревни, называется «Дом»? Дайте все толкования заглавия, подтверждая их цитатами из текста. Какой из пекашинских домов ближе всего идеалу автора? Мастерство бытописания. Использование образов-символов.

2. Трагедия русской деревни как большого крестьянского дома. Чем держалась деревня на «путях-перепутьях» истории? Каково ёе состояние в начале 70-х годов? Раскройте на материале романа его причины: социально-политические; экономические; исторические; духовно-нравственные. Какие из них кажутся вам самыми важными?

3. Разрушение дома народной души. Чем вы объясните состояние семьи Пряслиных, которая в предшествующих романах была нравственным эталоном деревни? Дайте духовный потрет Михаила, Петра, Егория. Счастливы ли герои? Какие христианские заповеди нарушает каждый из них? Кто из персонажей романа живёт или стремится жить по этим заповедям? Могут ли они повлиять на состояние Дома? Согласны ли вы с этим критическим высказыванием о романе: «Ф. Абрамов написал произведение, отмеченное печатью уныния, тоски, безысходности?» С каким чувством вы закрыли роман?

4. Можно ли возродить порушенный Дом? Какие пути к этому намечаются и проверяются в романе? Какой из них кажется вам наиболее убедительным? В чём причина перелома, происшедшего в душевном состоянии героев? В одном из интервью писатель сказал: «Россия прощается и прощается навсегда со своей тысячелетней избяной историей». Такова ли ваша главная мысль после прочтения романа?







Задание «биографам», «исследователям», «литературоведам», «историка»:

1.) Изучать литературу по проблеме её исследования

2.)Подготовить доклады по теме

3.)Подготовить тезисы к докладам

4.) Подобрать к докладу эпиграф, найти иллюстрации, фотографии, отображающие ту эпоху

5.) Подготовить тезисы к докладам





















Третий этап «Оценка подготовительной работы»

(3 четверть).



Задачи:

1. Разработать требования к работам и критерии их оценки.

2. Проанализировать выполнение проектных заданий.

3. Обсудить достигнутые результаты.



Результат работы третьего этапа:

1. Требования к работам, допускаемым к защите на симпозиуме.

2. Критерии оценки работ и начисляемые баллы.

3. Готовность каждой творческой группы к защите проекта.













Четвёртый этап «Защита проекта и рефлексия»

(4 четверть).

Задачи:

1. Определить итоговую форму и план работы по защите проекта.

2. Продумать оценку работы каждой творческой группы на самой защите.

Результат работы четвёртого этапа:

Оценка работы творческих групп на защите проекта.

1) Значимость и актуальность выдвинутых проблем.

2) Использование методов исследования и обработки полученных результатов.

3) Активность каждого участника в создании проекта.

4) Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний других предметных областей.

5) Характер общения в группе.

6) Уровень владения материалом по проблеме исследования - умение донести его до слушателей.

7) Умение отвечать на вопросы оппонентов (лаконичность, аргументированность и т.д.).

8) Эстетика оформления проекта.

Подготовка к защите проекта.

  • Защиту проекта провести в форме симпозиума.

  • На уроках информатики распечатать программу симпозиума.

Программа симпозиума.

«Образ Дома в русской литературе»

Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.


М.Волошин «Дом поэта»


1) Вступительное слово учителя «Свет родного дома».


2) Викторина.


3) Доклады:

а) «Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома»

б) «Судьба Дома в литературе 20 века»

в) «Образ Дома в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» »

г) «Исследование образа Дома в романе М.А.Булгаков «Белая гвардия»

д) «Дом в романе Ф.А. Абрамова «Дом».


4)Обсуждение докладов (тезисы, выводы).














Примерные тезисы и выводы симпозиума.

Тезисы к докладу «Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома».

1.Мотив дома является одним из ведущих в русской литературе 19 века.

2. Роль описания дома в произведениях русских классиков:

  • Изображение места действия происходящих событий;

  • Отражение сущности человека, приём характеристики героя;

  • Средство раскрытия внутреннего, духовного мира персонажа.

3. В творчестве русских писателей 19 века происходит неуклонное расширение смысла, вкладываемого в понятие «Дом».

- жилище, несущее отпечаток личности;

- атмосфера дома как раскрытие духовного облика семьи: изображение быта, а через него бытия, особого уклада, традиций, норм и ценностей, стиля жизни.

- внутренний, духовный мир человека (дом души).

- место, выполняющее определённые функции (дом творчества, дом знаний, дом торговли).

4. Типичность, характерность уклада дома для определённой среды; времени (дворянский дом, летний дом).

5. Широчайшее обобщение: Дом – Россия.













Тезисы к докладу.

«Образ Дома в литературе 20 века».


Образ Дома в литературе 20 века многозначен:

Дом – центр мира

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – мечта

Дом – жилище, местообитание

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий.

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела

Дом – состояние деревни 70-80 годов

Дом – разлад с собой и миром

Дом – совесть

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение

Дом - Россия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!