СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Определения пути затрат бюджета школьника "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнила:

 Простомолотова Екатерина

ученица 8 «Б» МБОУ«Гимназия №2»                                                               

 Руководитель:

Жданова Татьяна Анатольевна

Бийск 2014

Цель: научить школьника правильному распределению денег, для приобретения       экономической культуры.

Задачи:

1. Изучить специальную литературы и интернет ресурсы в   которых раскрывается происхождение и сущность денег, опорные понятия доходов и расходов семьи, потребительские доходы и расходы;

2. Составить бюджет моей семьи на месяц и подсчитать, каким он является - дефицитным или сбалансированным;

3. Приобрести навыки по формированию рационального бюджета школьника;

4.  Составить примерные рекомендации по планированию  рационального бюджета школьника.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Определения пути затрат бюджета школьника "»

Городской открытый конкурс одаренных школьников и молодежи «Юный исследователь»

Направление: Экономика









Название работы

Факторы, определение пути снижения затрат бюджета школьника






Автор работы

Простомолотова Екатерина Алексеевна, 9 класс

МОБУ «Гимназия № 2»





Место выполнения работы

г. Бийск



педагог-руководитель

Жданова Татьяна Анатольевна

учитель технологии

МБОУ «Гимназия № 2»









2015

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы доходов и расходов семьи 5

1.1. Предпосылки и значение появления денег 5

1.2. Опорные понятия доходов и расходов семьи 8

1.3. О потребительских доходах и расходах. 9

Глава 2. Роль денег в формировании доходов и расходов моей семьи 11

2.1. Состав доходов и расходов моей семьи 11

2.2. Навыки по формированию рационального бюджета школьника и возможные рекомендации по планировванию рационального бюджета 12

Список использованных источников литература 17

























Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что деньги являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.

Для социальной адаптации учащихся к происходящим быстрым изменениям в жизни необходимо формирование экономической грамотности. От того, насколько мы - школьники научимся сейчас разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская культура.

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы разработать стратегию сокращения расходной части бюджета семьи и бюджета школьника и провести его оценку, а также разработать возможные рекомендации по оптимальному его использованию. В соответствии с поставленной целью исследование на­правлено на решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность денег и тенденции развития современной денежной системы, их функции и роль в рыночной экономике;

  2. Изучение специальной литературы и интернет ресурсов по истории происхождения денег, по опорным понятиям доходов и расходов семьи, по данным потребительских доходов и расходов;

  3. Исследовать экономическую жизнь своей семьи и семей учащихся гимназии №2. Проанализировать статьи расходов на учебу и воспитание учащихся.

  4. Приобрести навыки по формированию рационального бюджета школьника;

  5. Выявить влияние социально-экономических перемен на бюджет школьника;

  6. Сделать выводы, разработать рекомендации по планированию  рационального бюджета школьника.

Предметом исследования является - функции денег.

Объектом исследования является – деньги.

В процессе подготовки исследовательской работы была использована учебная литература по данной проблеме авторов, таких как Л.М.Морозова , Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова, В.Д.Симоненко, Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин, О.И. Лаврушин

В качестве информационной базы исследования использовалось анкетирование учащихся МБОУ «Гимназия №2» с 5 - 11 классы.

Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод, теоретический анализ и синтез, метод познания, сравнительный метод, метод анкетирования.

Результаты данного исследования могут применяться, как учителями экономики, технологии, так и учащимися, так как работа поможет им приобрести навыки по формированию рационального бюджета школьника



















Глава 1. Теоретические основы доходов и расходов семьи

    1. Предпосылки и значение появления денег


Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения: деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

В современных условиях в повседневной жизни людей, в деятельности предприятий, государственных и других органов, в различных сферах экономической деятельности деньги используются при:

1. Определении цен и реализации товаров и услуг;

2. Определении себестоимости продукции и величины прибыли;

оплате труда;

3. Составлении и исполнении бюджетов;

4. Осуществлении кредитных и расчетных операций;

5. Осуществлении операций с ценными бумагами;

6. Сбережении и накоплении в качестве средства;

7. Оценке объема ресурсов, участвующих в процессе производства (основные и оборотные фонды) и т.п.

Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию.

К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:

1. Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

2. Имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции.

3. В первоначальный период существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство, в котором производилась продукция, предназначенная для собственного потребления. Постепенно в интересах увеличения производства, а в определенной мере под влиянием природных условий (например, таких как условия для развития животноводства, земледелия, рыбной ловли и т.д.) происходила специализация людей на изготовлении определенных видов продукции. При этом возросшее количество продукции оказалось возможным использовать не только для удовлетворения потребностей производителя, но и для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Такова важнейшая предпосылка возникновения обмена продукции.

Переход к производству товаров и обмену товарами сопровождался тем, что вместо изготовления продукции для удовлетворения собственных потребностей хозяйствующего субъекта развивалось производство продукции для обмена на другие товары или для реализации. Такой переход основывался на специализации производителей на изготовлении определенных видов продукции, что увеличивало ее производство на основе повышения производительности труда.

Имущественное обособление товаропроизводителей, являющихся собственниками производимых товаров, позволяло обменивать принадлежащие им товары на другие или реализовать товары за деньги.

Непосредственный обмен товара на товар может быть лишь при наличии потребности продавца именно в том товаре, который предлагается к обмену другой стороной. Это предполагает также, что другие товаропроизводители располагают возможностью предъявить к обмену продукцию, нужную данному производителю, а соответственно данный производитель располагает продукцией, нужной другому товаропроизводителю.

Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. Однако это существенно ограничивает возможности обмена товаров. К тому же при обмене должны учитываться интересы товаропроизводителей и соблюдаться требование эквивалентности стоимости обмениваемых товаров, что в свою очередь также ограничивает обмен, в том числе в связи с неделимостью обмениваемых товаров (например, крупного рогатого скота).

Развитие обмена, постепенное возрастание его интенсивности вызывало использование сначала отдельных видов товаров (скота, меха), а затем драгоценных металлов (главным образом золота) в качестве всеобщего эквивалента. Выделению золота как всеобщего эквивалента и в конечном счете в качестве денег способствовала его однородность, делимость и сохранность от порчи.

Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Возникновение денег и их применение сопровождалось немаловажными последствиями. Появление денег позволило преодолеть узкие рамки взаимного обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого могут участвовать многие владельцы разных товаров. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию специализации производства и повышению его эффективности.

Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс взаимного обмена товарами (Т-Т) на два разновременно осуществляемых процесса: первый состоит в продаже своего товара(Т-Д). второй - в приобретении нужного товара в другое время и в другом месте (Д-Т).

При этом применение денег уже не сводится к участию в качестве посредника в процессах обмена товаров. Напротив, функционирование денег приобретает черты самостоятельного процесса: товаропроизводители могут хранить деньги, полученные от реализации своего товара, до момента приобретения нужного товара. Отсюда возникли денежные накопления, которые могли быть использованы как для приобретения товаров, так и для предоставления денег взаймы и погашения долгов.

В результате таких процессов движение денег приобрело самостоятельное значение, отделилось от движения товаров.

    1. Опорные понятия доходов и расходов семьи

Доходы –

Назовем источники доходов семьи: заработная плата, социальные выплаты и льготы, доходы от предпринимательской деятельности и ценных бумаг, от сдачи в аренду основных средств и т.д.

Ведь если собственность, которой владеет семья, не может быть использована другими людьми для своих нужд, на ней нельзя ничего заработать. Скажем, пока садовый участок используется только членов семьи, он доходов не приносит. Как только мы, что то продали это принесет нам прибыль. Не приносит дохода и вождение автомобиля. Но если кто-то попросил довезти привезенные на продажу товары, то за услугу он заплатит. Значит, любой доход представляет собой плату за услугу или факторов производства.

Категории граждан, которые получают фиксированные доходы: пенсионеры, инвалиды, студенты и др. К категории людей, получающих переменные доходы относятся работники производственных отраслей, предприниматели, творческая интеллигенция.

Классификация всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит:

Таблица -

Факторы производства

Вид приносимых доходов

труд работника

заработная плата

труд предпринимателя и капитал фирмы,     созданный за счет его собственных    средств

прибыль собственника

Земля (природные ресурсы)

рента

производственный капитал фирмы

прибыль фирмы (доход ее владельцев)

денежный капитал

процент


В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Но в странах, где нет ограничений на частную собственность и где сформировалась рыночная или смешанная экономическая система, семьи наряду с заработной платой получают доходы и от владения другими факторами производства. Например, структура дохода американских семей состоит из заработной платы, жалованья и прочих доходов наемных работников (65 %), доходов единоличных владельцев фирм (8%), ренты (о,1%), дивиденда (4%), процентного дохода (12%), трансфертных платежей (11,9%). Написать про российскую семью сравнить

Расходы -


    1. О потребительских доходах и расходах.


То, сколько люди тратят ежегодно, зависит от того, сколько они зарабатывают. Обнаружил это еще в 19 веке немецкий ученый статистик Эрнст Энгель. Его закон гласит, что по доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния различных групп населения одной страны и сравнивать их с благосостоянием граждан разных стран.

Таблица 2 - Структура расходов семей горожан, в %

Страна

Питание

Одежда и обувь

Жилье

Транспорт

Обучение и лечение

США

10,0

6,5

25,5

13,5

17,5

Япония

15,0

6,0

24,0

10,0

15,0

Швеция

16,5

7,0

30,5

19,0

3,0

Греция

33,0

9,5

20,5

13,0

4,5

Португалия

35,0

11,0

15.0

16,0

6,0

Россия

52,0

20,0

6,5

8,0

3,5


Вывод: Если исходить из закона Энгельса, то в экономическом развитии по благосостоянию своих граждан лидируют Япония и США. Россия же (с ее 52% расходов на питание) находится на последнем месте среди стран, приведенных в таблице. Соответственно, на столько лет Россия отстала от этих стран в обеспечении благосостояния своих граждан (жилье, наличие автомобиля, проведение отпуска и т.д.)



Глава 2. Роль денег в формировании доходов и расходов моей семьи 2.1. Состав доходов и расходов моей семьи

Изучив тему на уроке побеседовав со своими родными, я определила, из чего состоят доходы моей семьи. (надо красиво переделать)

Таблица – 3 Источники доходов семьи

Источники дохода семьи

Сумма

Социальные выплаты

8450 р.

Заработная плата мамы после налогов

15000р.

Заработная плата папы после налогов

20000р.

Итого

43450р.

Я рассчитала расходы моей семьи за осенний месяц и заполнила их в таблицу:

Таблица – 4 Расходы семьи за месяц

Питание

Одежда и обувь

Жилье

(платежи за свет, газ, связь)

Транспорт

(заправка, ремонт автомобиля)

Обучение, лечение

Прочее (непредвиденные расходы)

11841 р.

8000

2500

2000 р.

4000



Данные таблицы помогли мне сравнить доходы и расходы нашей семьи в месяц, разумно ли рассчитан бюджет за это время.

Я рассчитала остаток денег: 6109 руб. Результаты я обсудила дома со своей семьей. И мы пришли к выводу, что в этот осенний месяц бюджет нашей семьи был сбалансированным, т.е. расходы не превысили доходы. Мы похвалили себя за хороший результат.

С помощью данных расчетов определила роль денег для своей семьи

2.2. Навыки по формированию рационального бюджета школьника и возможные рекомендации по планировванию рационального бюджета


В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Я составила свой  бюджет  школьника за месяц

Таблица – 5 Бюджет школьника на месяц

Статьи

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Канц. товары

_____

_____

Тетради, ручка, карандаш- 120р.

Питание в шк.

Суп -15р. ,

булочка – 8р.

Пирожное-20р.

Курица с гарниром – 16р.

Одежда

Водолазка джемпер-800 р.

Штаны -1300р.

____

Сладости

Пирожное-8р.

Булочка-18р.

Плитка шоколада-35р.

Развлечения

Кино 3D -150 р.


Кино 3D -50р



Мои расходы за выше сказанный осенний месяц составили от общей суммы доходов 6,8% и от общей суммы расходов примерно 7,8%.

Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к доходам школьника не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые вещи. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета, например, на новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются. Мы провели не большой анализ раздав анкету учащимся гимназии.(Приложение 1). Сделав анализ (графики) анкет, здесь я постараюсь дать советы и рассмотреть возможные варианты участия школьников при формировании бюджета семьи. Проанализировав свою работу, составила примерные рекомендации по планированию рационального бюджета школьника. Советы и рекомендации я разместила в отдельный буклет и раздала своим одноклассникам.


Примерные рекомендации и советы по планированию рационального бюджета школьника
  • Каждый человек должен хорошо владеть своими ресурсами, рационально их использовать, ценить свой труд и потраченное время.

  • Бережное использование личного имущества только продлевает срок его службы и уберегает от ненужных расходов на ремонт или починку.

  •  Очень важно при приобретении товаров учитывать правила покупки. Это условие позволит покупать больше полезных, нужных вещей хорошего качества. Такой подход более рационально расходует средства.

  • Сейчас очень много соблазнов для покупок, причем зачастую деньги тратятся бездумно. Поэтому нужно правильно распределять свой  бюджет, согласовывая его с общим семейным бюджетом. Умение составлять рациональный бюджет поможет повысить уровень благосостояния.

  • Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соизмерять свои потребности и свои возможности. Надо уметь расходовать деньги так, чтобы не остаться без денег, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо.

  • Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить четыре правила, выполнение которых важно для любого бюджета:

1) учет

2) планирование

3) организация

4) контроль.

  • Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов  на месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай".

  • Но какое бы значение деньги не играли в жизни человека, необходимо помнить, что они не должны являться смыслом жизни.

Рекомендации возможных вариантов участия школьников при формировании бюджета семьи
  • Изготовить декоративные украшения для одежды (сплести воротничок, изготовить заколку и т.д)

  • Можно потрудиться и из лоскутков ткани сшить лоскутное одеяло, коврик, игрушку;

  •  Организовать - продажу плодов, выращенных своими руками.

  • Можно организовать семейное предприятие по изготовлению подарков из природного материала и их красочное оформление. Такие сувениры приносят много радости, а значит, востребованы и пользуются спросом.

  • Если ваши родители уже занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, то можно принять активное участие в их работе, оказать посильную помощь.

  • Принять активное участие в работе школьного предприятия по пошиву рабочей одежды для детей, по созданию нужных вещей в хозяйстве под руководством учителей технологии.

Вывод: Насколько мы - школьники научимся сейчас разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская культура. Цель составления бюджета школьника — уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.

Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе. 

 Я, работая над этой темой, задумалась, сколько денег и на что я трачу в день, в неделю, в месяц. Какую часть мои расходы составляют от общих доходов семьи. Я считаю, что за рассмотренный выше осенний месяц я израсходовала чуть больше денег, чем положено .В будущем я решила экономить за счет сладостей и развлечений, чтобы общий бюджет семьи улучшился, и мы смогли накопить денег на летний отдых.

Теперь я знаю, что и в моем возрасте можно помочь в организации экономической жизни семьи. Изучив возможные варианты участия школьников в индивидуальной трудовой деятельности, я по-другому стала относиться к родительским деньгам.

Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Я очень рада, что учитель предложила мне работать над данной темой, оказала большую методическую помощь. Мне работа понравилась, полученные знания помогут мне в будущем. Эту работу мы представили на олимпиаде по технологии раздела «Семейная экономика»





Список использованных источников литература



  1. http://otherreferats.allbest.ru/finance/00105580_0.html

  2. Технология . 5-9 классы : проектная деятельность учащихся /авт.-сост.Л.М.Морозова , Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова .-Волгоград :Учитель,2007.-204 с.

  3. http://festival.1september.ru/articles/580746/

  4. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб./ Под ред. В.Д.Симоненко .-М.:Вентана-Граф,2006.-208 с.:ил

  5. .«Экономика: моя школа» Учебное пособие для 6 класса общеобразоват. учр./Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин; под ред. И.А.Сасовой .-М.: ВИТА–ПРЕСС,2010.









16