МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА
_________________________________________________________________
155804 г. Кинешма, Ивановская обл., ул. Межевая, д.18
тел.(факс) (49331)5-37-10, 5-56-41; e-маil: schoolnum5@маil.ru
Тема: «Орфографический словарь из фантиков»
Выполнила :
Масленникова Светлана
2 А класс, МБОУ школа № 5
Научный руководитель:
Пеледова Екатерина Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ школа № 5
г. о. Кинешма, апрель 2017 г.
План.
I.Введение…………………………………..……………………….3
II. Основная часть
Что такое орфограмма? Виды орфограмм…….…………….4
Орфограмма на фантиках конфет……………………………5
Создание словарика из фантиков……………………………7
III. Заключение..……………………………………………………..8
IV.Список литературы………………………………………………8
V.Приложение……….………………………………………………9
Введение
Орфограммы играют важную роль в нашей жизни. С помощью них мы учимся правильно писать и грамотно общаться. Давайте представим, что люди не знают правил русского языка. Тогда они не смогли бы понимать друг друга и общаться. У нас не было бы книг, журналов, газет. И мы бы никогда не узнали о истории нашей страны.
Во 2 классе мы начали изучать орфограммы. Это оказалось непросто.
Цель проекта: исследовать фантики от конфет и найти на них нужные орфограммы.
Задачи:
1.Собрать материал к исследованию ( фантики);
2.Состовить список изученных орфограмм;
3. Оформить словарик из фантиков.
Проблема исследования состоит в том, что трудно найти и пользоваться орфограммами вне учебника русского языка.
Гипотеза заключается в следующем: мы думаем, что на обертках конфет можно найти орфограммы и из них можно изготовить свой словарь
II. Основная часть
1.Что такое орфограмма? Виды орфограмм.
Мое исследование началось с изучения учебника русского языка 2 класса. В интернете я нашла, что орфограмма – это написание слова, которое соответствует какому – либо орфографическому правилу.
Изучив учебник я выделила ряд следующих орфограмм:
Заглавная буква в именах собственных.
Гласная после шипящей: жи-ши, ча-ща, чу-щу
Мягкий знак;
Разделительный мягкий знак;
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ;
Правописание удвоенных согласных;
Правописание безударной гласной в корне слова;
Непроверяемая гласная в корне;
Правописание парных согласных.
2.Орфограмма на фантиках конфет.
А теперь начинаю практическую часть. Я собрала 51 фантик и распределила названия конфет по видам орфограмм. И вот что у меня получилось:
Виды орфограмм | Названия конфет |
Заглавная буква в именах собственных | Джек, Винни Пух, Аленка, хохотушка Маша, Умка, Аленкин этюд, Марсианка |
Гласная после шипящей | Чудо, Радуга чувств, Морские чудеса, Парящая чайка, Джим-Бим |
Мягкий и разделительный знаки | Варенька, Грильяж, Карамель вишня, Пралинель, Лесной орех |
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ | Белочка, Москвичка, Ласточка, Батончики |
Правописание удвоенных согласных | Ассорти, Тоффи, Белиссимо, Сгущенное молоко |
Правописание безударной гласной в корне слова | Золотой орех, Медунок, Вдохновение, Сливки-ленивки, Цитрон, Томилка, Свежок, Золотой Степ, Символ, Золотая лилия |
Непроверяемая гласная в корне | Сентябринки, Ананасный каприз, История Востока, Детский сувенир, Кочегар Петя , Трюфели, Петушок, Желе. Козинак, Ореховые мягкие, Топленое молоко |
Правописание парных согласных | Мишки в ватрушках, Коровка, Триумф, Радуга чувств, Конфета на сливках |
Полученные данные я обобщила в таблице:
Вид орфограммы | Количество орфограмм |
Заглавная буква в именах собственных | 7 |
Гласная после шипящей | 5 |
Мягкий и разделительный знаки | 5 |
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН. ЧТ, НЧ | 4 |
Правописание удвоенных согласных | 4 |
Правописание безударной гласной в корне слова | 10 |
Непроверяемая гласная в корне | 11 |
Правописание парных согласных | 5 |
Таким образом, больше всего фантиков оказалось с непроверяемой гласной в корне (11), на втором месте – орфограмма с безударной гласной в корне (10), а заключительную ступень заняла заглавная буква в именах собственных.
Меньше всего оказалось орфограмм с удвоенными гласными и буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ.
Ура доказано, что на обертках конфет действительно можно найти орфограммы.
3.Создание словарика из фантиков.
Я придумала оформить орфографический словарик из фантиков.
Для изготовления словаря мне понадобилась общая тетрадь.
Я разделила её на разделы по орфограммам.
Вклеила фантики с соответствующими названиями.
Вот что у меня получилось!
III. Заключение
В процессе проделанной работы я повторила все виды орфограмм, убедилась, что найти и пользоваться орфограммами вне учебника русского языка, вполне возможно и легко. Теперь мы изучаем орфограммы с помощью моего словарика всем классом.
Моя гипотеза подтвердилась на обертках конфет можно найти орфограммы и из них можно изготовить свой словарь. Я буду пополнять фантиками свой словарик и дальше.
IV.Список литературы
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 1967 – 208с.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. В 2ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2015.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. В 2ч. Ч.2– М.: Просвещение, 2015.
ПРИЛОЖЕНИЕ


