ПРОЕКТ
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
Описательная информационная
модель
Выделение существенных
параметров объекта
Запись на каком-либо
Формализованная модель
формальном языке
Запись на языке программирования
или реализация алгоритма с
использованием одного из
приложений
Компьютерная модель
Компьютерный эксперимент
Получение результатов
Корректировка исследуемой
модели
Анализ полученных
результатов
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
Исследование физических моделей
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту
Автор учитель информатики Ралкина С. П.
Содержательная постановка задачи
В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
Качественная описательная модель
Сначала построим идеализированную модель движения объекта.
Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
- мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой ;
- изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с 2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным ;
- скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным .
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
h , то это означает «перелет». Автор учитель информатики Ралкина С.П. " width="640"
Формальная модель
Формулы равномерного и равноускоренного движения:
х = v 0 • cos a • t
у = v 0 • sin a • t – g • t 2 /2.
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s :
t = s/(v 0 • cos a ).
Подставляем это значение для t в формулу для у . Получаем L — высоту мячика над землей на расстоянии s :
L = s • tg a - g • s 2 /(2 • v 0 2 • cos 2 a ).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
О L
Если L 0 , то это означает «недолет», а если L h , то это означает «перелет».
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
Компьютерная модель на языке Delphi
Первоначально представим алгоритм в графическом представлении (в виде блок схемы).
Далее преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi. Программа созданная на основе приведенной выше блок-схемы позволяет определить начальную скорость и угол бросания мячика. Для визуализации формальной модели строится траектория движения тела .
Посмотреть блок-схему алгоритма
Компьютерный эксперимент
Введем произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика: скорее всего его попадания в мишень не будет. Затем, меняя один из параметров, например угол, произведем пристрелку
Запустить программу
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
Автор учитель информатики Ралкина С.П.
Устный опрос по ранее пройденному материалу
- Дать определение понятиям моделирование и модель.
- Может ли объект иметь несколько моделей?
- Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?
- Какие бывают модели?
- Что такое формализация?
Автор учитель информатики Ралкина С.П.