СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку 11 класс "Основные  этапы разработки и исследования моделй на компьютере"

Просмотр содержимого документа
«Проект " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"»

ПРОЕКТ Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере Автор учитель информатики Ралкина С.П.

ПРОЕКТ

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Описательная информационная модель Выделение существенных параметров объекта Запись на каком-либо Формализованная модель формальном языке Запись на языке программирования или реализация алгоритма с использованием одного из  приложений Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Получение результатов Корректировка исследуемой модели Анализ полученных результатов Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Описательная информационная

модель

Выделение существенных

параметров объекта

Запись на каком-либо

Формализованная модель

формальном языке

Запись на языке программирования

или реализация алгоритма с

использованием одного из

приложений

Компьютерная модель

Компьютерный эксперимент

Получение результатов

Корректировка исследуемой

модели

Анализ полученных

результатов

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Исследование физических моделей Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту Автор учитель информатики Ралкина С. П.

Исследование физических моделей

Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту

Автор учитель информатики Ралкина С. П.

Содержательная постановка задачи  В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии. Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Содержательная постановка задачи

В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Качественная описательная модель  Сначала построим идеализированную модель движения объекта.  Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения: мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой ; изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с 2 и движение по оси OY  можно считать равноускоренным ; скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ  можно считать равномерным . Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Качественная описательная модель

Сначала построим идеализированную модель движения объекта.

Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:

  • мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой ;
  • изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с 2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным ;
  • скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным .

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

h , то это означает «перелет». Автор учитель информатики Ралкина С.П. " width="640"

Формальная модель

Формулы равномерного и равноускоренного движения:

х = v 0 cos a t

у = v 0 • sin a t – g t 2 /2.

Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s :

t = s/(v 0 • cos a ).

Подставляем это значение для t в формулу для у . Получаем L — высоту мячика над землей на расстоянии s :

L = s • tg a - g s 2 /(2 • v 0 2 cos 2 a ).

Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:

О L

Если L 0 , то это означает «недолет», а если L h , то это означает «перелет».

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Компьютерная модель на языке Delphi  Первоначально представим алгоритм в графическом представлении (в виде блок схемы). Далее преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi. Программа созданная на основе приведенной выше блок-схемы позволяет определить начальную скорость и угол бросания мячика. Для визуализации формальной модели строится траектория движения тела . Посмотреть блок-схему алгоритма

Компьютерная модель на языке Delphi

Первоначально представим алгоритм в графическом представлении (в виде блок схемы).

Далее преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi. Программа созданная на основе приведенной выше блок-схемы позволяет определить начальную скорость и угол бросания мячика. Для визуализации формальной модели строится траектория движения тела .

Посмотреть блок-схему алгоритма

Компьютерный эксперимент  Введем произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика: скорее всего его попадания в мишень не будет. Затем, меняя один из параметров, например угол, произведем пристрелку Запустить программу  Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Компьютерный эксперимент

Введем произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика: скорее всего его попадания в мишень не будет. Затем, меняя один из параметров, например угол, произведем пристрелку

Запустить программу

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Устный опрос по ранее пройденному материалу Дать определение понятиям моделирование и модель. Может ли объект иметь несколько моделей? Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Какие бывают модели? Что такое формализация? Автор учитель информатики Ралкина С.П.

Устный опрос по ранее пройденному материалу

  • Дать определение понятиям моделирование и модель.
  • Может ли объект иметь несколько моделей?
  • Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?
  • Какие бывают модели?
  • Что такое формализация?

Автор учитель информатики Ралкина С.П.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!