СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект озеро Лезвино

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое состояние озеро "Лезвино".

Просмотр содержимого документа
«Проект озеро Лезвино»


МБОУ «Банищанская СОШ» Льговского района Курской области


Эколого-биологический проект

на тему:

Экологическое состояние озера Лезвино.

Тип проекта: Исследовательский.


Выполнили: учащиеся 7-го класса

МБОУ «Банищанская СОШ»

Льговского района Курской области

Руководитель: учитель биологии

и географии

МБОУ «Банищанская СОШ»

Льговского района Курской области

Алмосова Наталья Ивановна 1966г.
















2015 год.

Методический паспорт проекта.


Тип проекта: исследовательский, межпредметный /биология, экология/,

осуществляется группой учащихся,

продолжительность /апрель – май/


Характеристика:

  • доминирующая деятельность: исследовательская;

  • предметно-содержательная область: межпредметная /биология-экология/;

  • характер координации: непосредственный;

  • характер контактов среди участников: 5 класс;

  • продолжительность: апрель – май 2013год.


План проекта.

1. Краткое описание проекта и его цели.

2. Введение.

3. Географическое положение озера Лезвино

4. Объект и методики исследования

5. Выполнение и оформление отчета.

6. Выводы и предложения.

7. Заседания круглого стола «Экологическое состояние озера Лезвино»

8. Литература.


Общие цели и задачи проекта:

  • привлечь внимание участников и руководителей проектной деятельности к экологическим проблемам, существующим в микрорайоне;

  • овладеть методами слежения и оценки состояния окружающей территории;

  • уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека;

  • провести экологические исследования объекта, обработать и наглядно представить полученные результаты;

  • научить участников проектной деятельности работать с различными источниками информации;

  • содействовать выработке у участников проектной деятельности навыков коллективно мыслить работать в группе;

  • содействовать творческому развитию личности, формированию креативного и рефлексивного мышления, приобретению навыков публичного выступления, аргументирования своей точки зрения.



Краткое описание проекта.

Экологические проблемы волнуют в наше время каждого человека. Эта проблема не только города или села, но и всей планеты.

Тема проекта актуальна, интересна. В рамках данного проекта ставится задача привлечь внимание школьников к экологическим проблемам своего села, обучения их практическому использованию знаний по экологии. В проекте предложены методики экспериментов, которые помогут дать оценку экологического состояния данного объекта.

Результаты исследования можно использовать на уроках биологии природоведения и экологии.



Этапы работы над проектом.

Виды деятельности.

1.

Подготовительный.

Определение темы и целей проекта.

2.

Планирование.

Работа с научно популярной литературой.

Начало работы по сбору информации.

Распределение работы между участниками проекта.

Предварительное знакомство и обсуждение методов исследования.

Определение способов представления результатов.

Установление критериев оценки результатов.


3.

Исследование.

Практическое исследование состояния озера Лезвино.

Эксперимент. Самостоятельная и групповая деятельность учащихся.

4.

Результаты и выводы.

Анализ собранной информации.

Анализ проведенного исследования.

Формулировка выводов, рекомендаций и предложений.

5.

Представление результатов.

Заседание «Круглого стола».

6.

Оценка результатов.

Обсуждение проекта и самооценка.



Исполнители проекта.

Роль в команде.

Учитель биологии

Координатор проекта.

1 группа учащихся.

Проведение теоретического исследования.

2 группа учащихся.

Проведение практических исследований.

3 группа учащихся.

Подготовка творческой работы, отчета о выполнении проекта, выступления на конференцию.



Участники проекта.

1. Борисова Вера

2. Гончаров Сергей

3. Дрючина Яна

4. Коростелева Светлана

5. Сычев Кирилл

6. Татаренкова Алина

7. Чернов Максим

8. Шелехов Анатолий

9. Щепотьева Полина




Введение.

Выбранная нами тема проекта «Экологическое состояние озера Лезвино», очень актуальна, так как развитие современной промышленности создает потенцыальную опасность для здоровья населения из-за возможного загрязнения окружающей среды.

Почти 68% заболеваний вызваны вдыханием отравленного воздуха, а заболеваемость раком на 70-80% зависит от состояния окружающей среды. Так было выявлено, что дети, подвергшиеся влиянию биосферных загрязнений более подвержены стрессу, у них выше % таких заболеваний, как аллергия, астматический бронхит, гипертония, авитаминоз, а также сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.

Поэтому целью проекта является выяснить на каком расстоянии от села территория подвержена экологическому загрязнению.

Проект включает систему учебно-познавательных приемов, позволяет решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности.

Данный проект направлен на улучшение окружающего мира, поэтому имеет большую практическую значимость.



Теоретические исследования.

Выполнила работу 1группа: Татаренкова Алина

Коростелева Светлана

Дрючина Яна

Географическое положение озера Лезвино.


В 1977 году было образованно озеро Лезвино с протяженностью 7, 3 километра. Основная цель создания озера - это охрана места обитания редких животных. Так же на болоте происходит гнездование водно-болотных птиц. Озеро Лезвино находится в долине реки Сейм.

Сейм является левым притоком Десны. Это неторопливая, широкая река с шикарными местами для рыбалки и многочисленными пляжами. Раньше река носила название - Семь. Об этом свидетельствует летопись 9 – 11 веков. По легенде название произошло за счет семи притоков реки. Притоки назывались: «Семицами» Пузацкая, Донецкая, Котлубанская, Сухая, Полная и др. Современное название – Сейм- произошло скорей всего, благодаря описке или неверному истолкованию названия.

Лезвино называют озером – старице, так как имеет происхождение в долине реки. Лезвино выглядит, как узкая и вытянутая полоса.

Во время весеннего половодья Сейма происходит соединение реки и озера. В это время года наблюдается самый высокий уровень воды, а вот в конце лета уровень – на нижней границе. В большинстве случаев питания озера происходит за счет грунтовых вод и, выпавших атмосферных осадков. Животный мир вокруг озера разнообразен. Можно встретить лося, косулю, кабана, лисицу, заяца, норку, куницу и др. Так же на озере есть бобровый заказник. Растительный мир такой же разнообразный, как и животный. Озеро опоясано лесостепной полосой. Здесь встречаются такие деревья, как дуб, береза, ольха, сосна, осина и др. Рыбачить на озере Лезвино можно с берега. Любители ловить рыбу на лодке, могут выбрать, как весельную, так и моторную. Остановку для рыбалки можно сделать в палаточном городке или на базе отдыха, все на любителя. Улов будет хорошим.

В Лезвино водится разнообразная рыба. 

Щука - семейство щуковых. Ловить щуку на спиннинг - одно из самых увлекательных занятий. Перепутать щуку нельзя, так как тело у нее удлиненное, зеленовато – темное с обилием разных пятен.

Карп – одомашненная форма сазана. Его можно ловить как на поплавок, так и на спиннинг.

Оконь – относится к роду окуневых. Окунь прекрасно ловится на попловок. Тело окуня сжатое с боков и с горбинкой. Возраст можно определить по размеру горба.

Плотва – из семейства карповых. Плотва может достигнуть 50 см и весить почти два кг.

Судак – относится к семейству оконевых. У судака очень большой объем зрения за счет выпуклых глаз. Лучшее время клева на судак - сумерки, раннее утро и ночь.

Адрес

Россия, Курская область, Льговский район, с. Банищи

Общее описание

Водно-ботанический памятник природы создан для охраны места обитания охотничьих и редких видов животных; для гнездования водно-болотных птиц, нереста рыбы
Самое большое озеро-старица реки Сейм.

Местоположение

В 2 км к югу от с. Банищи, в южной части Банищанской лесной дачи

Основные населенные пункты

с. Банищи

Категория объекта

особо охраняемая природная территория

Тип объекта

памятник природы

Подтип объекта

уникальное озеро

Дата образования

1977

Тематический статус

комплексный

Статус территории

действующий регионального значения

Общая площадь (га)

42.000

Географические координаты

51 42 СШ, 34 53 ВД.

Экосистема

лесостепь

степь

Охраняемые объекты

Озеро; нерестилище многих видов рыб; места обитания охотничьих и редких видов животных

Рельеф

Старица, расположенная на левом берегу р. Сейм.

Гидрология

Река Сейм, озеро Лезвино

Флора

На мелководных участках озера растут: тростник, рогоз, рдесты, кувшинка, кубышка.

Охраняемые виды

Выхухоль,

Охотничьи виды

Выдра, норка, ондатра.



Объект исследования.

Объектом исследования явилось озеро Лезвино. Исследование проводилось в один этап – весной.






Методики исследования:

Выполнила работу 2 группа: Борисова Вера

Гончаров Сергей

Шелехов Иван





Определение прозрачности воды

Мы опускали рулетку в воду до тех пор пока она была видна. Длинна погруженной рулетки равна прозрачности воды (в метрах)


Результаты исследования:

Длинна погруженной рулетки была равна 2м. 20см.



Определение цвета воды

Визуальное определение

Мы наливали воду в стеклянную посуду и ставили ее на бедую поверхность, и смотрели в нее сверху вниз.



Результаты исследования:

Вода с зеленоватым оттенком.



Определение запаха воды

Мы набирали воду в стакан и определяли интенсивность запаха.


Результаты исследования:

Запах воды очень слабый, чуть-чуть пахнет водорослями.



Определение вкуса воды

Мы набирали в стакан воду и пробовали ее на вкус.


Результаты исследования:

Подержав одну минуту воды во рту, мы определили, что вода пресная и имеет сладковатый вкус.


Выводы:

Результаты нашей работы показали, что экологическое состояние озера Лезвино благополучно. Особых загрязнений мы не обнаружили (за исключением водных растений). Вода пригодна для использования человеком.




Обработка материала:

Выполнила работу 3 группа: Чернов Максим

Щепотьева Полина

Сычев Кирилл





Заседание круглого стола по теме: «Экологическое состояние озера Лезвино»

Эта игра проводится на методической неделе биологии и географии в школе среди учащихся 5 – 6 классов. Учитель начинает это заседание и контролирует его ход и рассмотрение всех вопросов. Заранее готовятся темы для подготовки докладов.

Цели:

Образовательные – в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся по биологии, географии и экологии. Обсудить проблемы экологического состояния озера Лезвино. Познакомить школьников с методами охраны окружающей среды и мерами ответственности за совершение экологических преступлений.

Развивающие – со действовать развитию памяти, познавательных интересов, самостоятельности, содействовать формированию умения самостоятельно работать с новыми источниками информации, словарями, энциклопедиями, дополнительной литературой, содействовать развитию монологической речи, совершенствовать развитие мыслительных операций (искать причины, вытекающие из них следствия, умения самостоятельно делать вывод).

Воспитательные цели – содействовать развитию мировоззренческих идей, содействовать развитию эмоционально-нравственной сферы, содействовать развитию бережного отношения к окружающей природе и к своему здоровью.

Задачи: показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Оборудование:

Плакаты по охране природы; плакаты с основными законами экологии сформированными Барри Коммонером: «Все связано со всем», «Все должно куда-то деваться», «Ничего не дается даром», «Природа знает лучше». Лабораторное оборудование дл проверки качества воды. Литература по теме, рисунки учащихся, выставка отчетов о работе учаихся.


Предварительное задание.

Учащиеся должны актуализировать проблему. Должны научиться характеризовать источники загрязнения природных объектов и указать существующие среды выявить какие проблемы окружающей среды особенно остры сейчас и какие предположены методы к их решению.

Информация: Для подготовки к игре необходимо осуществить поиск литературы по теме и использовать имеющиеся наглядные пособия (плакаты, модели).



Экологическое состояние озера Лезвино.

Учитель: уважаемые коллеги, учащиеся, сегодня мы с вами находимся на эколого-биологической конференции и рассматриваем тему: экологическое состояние озера Лезвино. Начнем с того что экология это наука, изучающая взаимоотношение организмов и их сообществ. А биосфера – это область существования всего живого. Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество лишь не значительная часть биосферы, а человек является лишь одним из органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ее ухудшение представляет опасность для всех живых существ в том числе и человека. Мы видим что и здоровье человека полностью зависит от состояния окружающей среды.

На этой конференции мы выслушаем доклады учащихся которые исследовали объект природы и определили его экологическое состояние.

Выступление учащихся по следующим вопросам:

1. Географическое положение озера Лезвино

2. Методики исследования озера Лезвино

3. Выводы







Выводы и предложения.

Хочется верить, что наше потомство не будет так подвержено негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако, мы до сих пор не осознаем важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.

Литература.

  1. Аксенова Н.Ф. Экология и здоровье. Комитет образования и науки Курской области ОГОУ ДПО КИНПО (ПКиПП)СОО. – Курск, 2008.

  2. Атлас Курской области. М., ГУГК, 1968. -38 с.

  3. Атлас Курской области. М., ФС ГИКР, 2000. – 48 с.

  4. Бочаров А. Н. Край Наш Курский. Центрально-Черноземное книжное издательство, 1978.

  5. Попков В. А. География Курской области: Население и хозяйство. Часть II. – Москва-Курск, 2010. – 133с.

  6. Ратанова М. П., Сиротин В. П. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся. – М.:1995.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!