Проект
«Патриот»
Любовь к родине — не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры.
А. Н. Толстой
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к родному городу, краю, стране.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Проект направлен на систематическую работу по формированию у школьников чувства гордости за свой край, страну и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, формирование личности учащегося как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В работе нашей школы важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого
компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Поэтому повышается значимость патриотического воспитания молодежи.
В школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию, воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Сохранена традиция проведения военно-патриотических месячников, посвящённых Дням воинской славы России, Дню Победы, в рамках которых
ежегодно проводятся смотр песни и строя, спортивные соревнования, Уроки
мужества, встречи с ветеранами, конкурсы чтецов, конкурсы детских рисунков, тематических газет.
Воспитание школьников на основе данного Проекта в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.
При реализации Проекта учитываются возрастные особенности детей: для детей начальных классов – это проведение мероприятий с элементами игры, для среднего возраста – различные викторины и спортивные соревнования, для старшего звена – лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции и т.д.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее
значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель
патриотического воспитания – учить миру.
Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования патриотических чувств, гражданской позиции, гуманного отношения к окружающему миру, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Основные задачи:
1. Обеспечение системной и комплексной работы по духовно-нравственному,
патриотическому воспитанию и просвещению обучающихся и родителей.
2. Создать условия для формирования личности обучающегося как представителя региона, хранителя, рачительного пользователя и умелого
создателя его социокультурных ценностей и традиций.
3. Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям
4. Сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти,
примерах героического прошлого народа.
Основное содержание проекта
Проект рассчитан на 3 года.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся.
Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе
можно определить следующие:
- гуманистическо-нравственное воспитание: развитие условий для самоопределения и самореализации личности на основе принципов взаимопонимания и сотрудничества между людьми, развития чувства достоинства личности, ответственности за Родину, воспитание эмоционально-волевых качеств и интересов гражданско-патриотического характера;
- гражданско-правовое воспитание: знание основных законов государства,
уважение к Конституции, соблюдение законов, чёткое осознание своих прав и обязанностей в обществе; готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- культурно-историческое воспитание: знакомство с историей своего народа,
культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, республики, страны;
- военно-историческое воспитание: изучение основных этапов российской
военной истории, военных традиций, обращение к судьбам рядовых полководцев и рядовых воинов;
- духовно-нравственное воспитание: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
- социально-патриотическое воспитание: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Формы работы: Тематические классные часы. Творческие конкурсы. Проведение акций.
Ожидаемые результаты
1. Наличие системной и комплексной работы по духовно-нравственному,
патриотическому воспитанию и просвещению обучающихся и родителей.
2. Наличие условий:
2.1. Для формирования личности обучающихся как представителя региона,
хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных
ценностей и традиций;
2.2. Для гражданского становления, духовного развития и формирования
активной жизненной позиции обучающихся;
3. Сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти,
примерах героического прошлого народа.
Оценка эффективности реализации Проекта осуществляется на основе
обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих
целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и
организационный характер, использование современных технологий диагностики.