Государственное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Стюхино
муниципального района Похвистневский Самарской области
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ на тему:
«ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
Выполнила проект:
Васильева Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
2015 г.
«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний и вера
в свои силы».
В.А.Сухомлинский.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.
Эти проблемы без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Человек должен овладевать искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. В своей педагогической деятельности мы все больше осознаем, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот немногий перечень направлений работы школы по этому вопросу.
Актуальность и практическая значимость данного проекта в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Новизна проекта состоит в следующем:
она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;
педагог изучает новые приёмы работы, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.
Цель проекта: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи.
Обучающие:
Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
Расширить представление учащихся о дорожной среде;
Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:
Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
Установление положительной психологической атмосферы в классе.
Возраст детей-участников проекта – учащиеся 1 класса.
Срок реализации - долгосрочный, рассчитан на 1 год.
Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.
По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Вспоминается невеселая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Для успешного освоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. Этого недостаточно. Физическая активность организуется и при помощи занятий малыми формами, вводимыми в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. В своей работе активно использовала следующие малые формы:
вводная гимнастика до учебных занятий;
физкультминутки и физкультпаузы;
физические упражнения или подвижные игры на удлиненной перемене;
подвижные дидактические игры;
Гимнастика до уроков не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Проводится она в течение 5-10 минут и готовит ребёнка к удержанию рабочей позы, помогает углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Физкультминутка – это кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает появляться утомление.

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Правильно проведенная физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма. Физкультминутки по своему содержанию различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма.
В состав упражнений для физкультминуток включаются упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Комплекс подбирается в зависимости от предмета. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. А также физминутки проводятся в виде соревнования. За лучшее выполнение упражнений ученик получает жетончик; к концу учебного дня определяется победитель.
Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкультминутки в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способствуют развитию координации движений, но и развивают воображение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника.

Проводятся игровые перемены, с учащимися 3-4 классов под руководством классного руководителя организовываем подвижные игры с младшими ребятами.
В движении школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития. В связи с этим хотелось бы сказать ещё об одной форме организации двигательной активности – это подвижная дидактическая игра.
Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Личные наблюдения показывают, что учебный материал, закреплённый в подвижных играх, лучше запоминается и применяется учениками в нестандартных ситуациях.
Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа классного руководителя с родителями. Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Совместно с учителем физической культуры организовываем спортивные семейные праздники, дни Здоровья: «Мама, папа, я – дружная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Богатырская силушка» и другие.
Огромную роль в решении этих задач играет классный руководитель. В системе внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни он проводит классные часы, уроки здоровья, подвижные игры, родительские собрания. Значительное место отводится экскурсиям, походам, участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях, различных играх. В первом классе учитель начинает работать ещё с неорганизованной группой детей. Главная задача – помочь адаптироваться к новой для них школьной жизни и к новым условиям. Здесь дети знакомятся с первыми правилами здорового образа жизни.
В связи с ведением ФГОС в учебный план наших первоклассников введена внеурочная деятельность. В нашей школе одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно-оздоровительное, в связи с этим составили дополнительную образовательную программу для учащихся 1 класса «Здоровый образ жизни». Дополнительная образовательная программа «Здоровый образ жизни» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 7. 7.1. 7.2. | Введение Режим дня, учёбы и отдыха Режим дня ученика Устав школы и здоровье учеников О пользе зарядки Сон – лучшее лекарство. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? Собака бывает кусачей. Безопасность в доме. Правила безопасности на воде. Мы едем, едем, едем… Здоровье и здоровый образ жизни Что я знаю о ЗОЖ? Что такое иммунитет? Вирусные инфекции и их профилактика. Вредные привычки. Мудрое слово о здоровье. Травматизм и его профилактика. Советы доктора Айболита. Что нужно знать о лекарствах? Опасные и безопасные ситуации. Стартуют все! Личная гигиена Как устроен человек? Забота о глазах. Чтобы уши слышали. Чтобы зубки не грустили. Ногти и уход за ними. Уход за волосами. Гигиена позвоночника. Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело. Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. Основы рационального питания Аппетит приходит во время еды. Вкусное часто бывает опасным. Витаминная семья. Отравления и их профилактика. Если хочешь быть здоров… Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Путешествие в страну Здоровья. Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! Чихали мы на простуду! Соревнования на приз Деда Мороза. Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! Мама, папа, я – спортивная семья. Вместе веселей играть! Малые олимпийские игры. Антиалкогольное и антитабачное воспитание Правда об алкоголе. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Антиреклама табака и алкоголя. Сам себе я помогу и здоровье сберегу. Самопознание и саморегуляция Каким я был? Есть? Буду? Моё настроение. | 1 14 2 2 1 1 3 1 2 1 1 16 1 1 2 2 1 2 2 2 2 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 2 1 12 1 2 1 1 2 1 1 1 2 6 1 2 2 1 2 1 1 | 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 4 1 - 1 1 - - 1 - - 3 1 1 - 1 - 4 - 1 1 - 1 - - - 1 3 1 1 1 - 2 1 1 | - 5 1 1 - - 2 - 1 - - 8 - - 1 1 1 1 1 1 1 1 5 - 1 - - 1 1 - 1 1 3 - - 1 1 1 8 1 1 - 1 1 1 1 1 1 3 - 1 1 1 - - - |
| Итого | 66 | 34 | 32 |
Содержание программы
Введение.
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Теоретическая часть: беседа
Практическая часть: обзор книг о здоровье.
Режим дня, учёбы и отдыха.
Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Самарской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья третьеклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины
Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня
Здоровье и здоровый образ жизни
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Самарской. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.
Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки
Практическая часть: конкурс рисунков, экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие
Личная гигиена.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы
Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в городской музей.
Основы рационального питания.
Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.
Теоретическая часть: беседы, викторины, конкурс пословиц и загадок, театрализация.
Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.
Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование
Практическая часть: соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.
Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование, беседа с участковым фельдшером.
Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.
Самопознание и саморегуляция.
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры.
Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»
Методическое обеспечение
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение Режим дня, учёбы и отдыха Здоровье и здоровый образ жизни Личная гигиена Основы рационального питания Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Антиалкогольное и антитабачное воспитание Самопознание и саморегуляция | Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в медпункт Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины. Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурс пословиц и загадок, театрализация. Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурс пословиц и загадок, инсценирование Видео-уроки, инсценирование, беседа с участковым фельдшером, чтение и обсуждение научно-популярной литературы Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры | Выставка книг о здоровье Книги Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды Книги, плакаты Книги Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон Книги | Собеседование Составление индивидуального режима дня Конкурс рисунков, игра-путешествие Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов. Создание проекта, составление индивидуального меню Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр. Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов. Тестирование |
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
Коммуникабелен (социальное здоровье);
Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
В итоге обучения учащиеся должны знать:
Основные режимные моменты
Правила поведения учащихся в школе
Правила личной гигиены
Как устроен человек на уровне первоначальных сведений
Что такое полезные и вредные привычки
Уметь:
Планировать свое время
Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид
Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья
Оказывать первую медицинскую помощь
Владеть:
Основными правилами сохранения здоровья
Навыками коммуникации
Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяются следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы.
Формой подведения итогов являются семейные дни здоровья.
Прогнозируемая модель личности ученика:
Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума личность.
Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
Правильная организация своей жизнедеятельности.
Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Потребность в самостоятельной двигательной активности.
Самоконтроль, личностное саморазвитие.
Творческая продуктивность.
Ожидаемые конечные результаты:
Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
Поддержка родителями деятельность школы по воспитанию здоровых детей.
Дети в 1 класс поступили все с I группой здоровья.
Данные медосмотра за 2014-2015 учебный год выглядят следующим образом:
![]()
Сравнивая результаты медицинского осмотра прошлого года и нынешнего, увидела, что здоровье детей не ухудшилось. Считаю, что такие результаты стали возможными благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих уроках и во внеурочное время.
Вывод: Хотя работа с этим классом с использованием здоровьесберегающих технологий охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.
Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволило сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу.
У учащихся сформировалось начальное представление о ЗОЖ. Количество детей, имеющий высокий уровень представлений о здоровом образе жизни в конце года составило 50% , количество детей, имеющих средний уровень – 50%.
Повышение уровня знаний в вопросах физического воспитания на мероприятиях в школе содействует тому, что родители больше внимания уделяют этому дома.
Таким образом, можно надеяться, что со временем занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни войдут в повседневную жизнь каждой семьи.
Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы и очень хотела бы, чтобы работа была продолжена моим преемником при переходе детей в среднее звено обучения.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература
Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым/ авт.-сост. О.В. Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126 с.
Классные часы:1 класс/Авт.-сост.Т.Н.Максимова.-М.:ВАКО, 2008. – 272с. – (Учебный год)
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 56 с.
Родительские собрания: 1 класс/Авт.-сост. С.Р.Рябова. – М.:ВАКО, 2008. – 240с. – (Учебный год)
Школьные праздники сценарии на все случаи школьной жизни/ Сост. Т.А. Козырь – Донецк: издательство “Донеччина”, 2003. – 384 с.: ил.