СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Первооткрыватель» Деревенская ласточка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Это было весной. Однажды тетя Валя, наша соседка,  пригласила  меня к себе домой. Мы вместе с ней пошли в сарай, что это меня и удивило. Она тихо открыла двери  сарая, и я увидела двух огромных, на вид страшных, но добрых коров с большими,  закрученными  внутрь рогами. Сначала я подумала, что она разрешит мне доить корову, но ошибалась.  Тетя Валя показала на двух маленьких красивых птичек, которые сидели на тонкой проволоке и тихо щебетали между собой.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Первооткрыватель» Деревенская ласточка»

Проект

«Первооткрыватель»

Деревенская ласточка

МОУ «Мирновская школа»

Веденина Зылха Руслановна









2017г





Содержание

  1. Введение

  2. Актуальность темы исследования

  3. Научно-практическая часть работы

  • Наблюдение за ласточками

  • Размножение

  • Питание

  1. Результаты исследования

  2. Ласточка из бумаги своими руками

  3. Вывод

  4. Приложение

  5. Литература



































Введение

Это было весной. Однажды тетя Валя, наша соседка, пригласила меня к себе домой. Мы вместе с ней пошли в сарай, что это меня и удивило. Она тихо открыла двери сарая, и я увидела двух огромных, на вид страшных, но добрых коров с большими, закрученными внутрь рогами. Сначала я подумала, что она разрешит мне доить корову, но ошибалась. Тетя Валя показала на двух маленьких красивых птичек, которые сидели на тонкой проволоке и тихо щебетали между собой. (Приложение 1)

Соседка рассказала, что каждый год ласточки прилетали и лепили гнездо в сарае. И я вместе с ней была очень рада прилету « наших» ласточек. И еще тетя Валя сказала, что маленькая красивая птичка по праву считается символом весны. С древних времен люди старались, чтобы под крышей их дома были гнезда ласточек. По поверью, ласточкино гнездо приносит мир, благополучие и богатство в семью.

Мы долго наблюдали за ласточками, слушая их радостное щебетание. Под конец тетя Валя грустно добавила, что ласточек стало совсем мало, куда они исчезли, никому неизвестно. С тех пор я очень заинтересовалась этими удивительными птицами: чем питаются эти птицы, когда выводят своих птенцов, куда они улетают осенью, а самое главное – почему ласточки строят гнезда рядом с жилищами людей?

Актуальность темы исследования

Деревенская ласточка-касатка с раннего детства известна каждому, кто хоть раз был в сельской местности. С давних времен человек наблюдал и восхищался этой маленькой птичкой. Люди испокон веков привечают ласточек под крышей своего дома, ведь эти проворные птахи без устали истребляют докучливых насекомых, выступая верными союзниками человека в борьбе с вредителями. Птички вили гнезда под крышами домов, умело крепя их к отвесным стенам.

Деревенская ласточка-это чудесный предвестник дождя и непогоды. Правда, в наши дни их количество значительно снизилось. Связано это с тем, что ласточкам становится все труднее находить корм и необходимые для строительства гнезд глину и волокна. Последние годы весна и лето засушливое, уже практически нет луж, откуда они черпают строительные материалы. Сгоняют сегодня их люди и с карнизов своих домов. Заботясь о чистоте фасада.

В настоящее время, когда поселки стали неприветливы к деревенским ласточкам, а из-за опрыскивания ядохимикатами полей, садов и даже лесных массивов корма в них стало мало, этот вид еще встречается вблизи домов и чердаков.

Цель: Исследование поведения деревенской ласточки в условиях нашего села.

Задачи: Выяснить, когда прилетают ласточки; наблюдать интересные случаи гнездования, отследить режим кормления птенцов; выяснить, приносит ли ласточки пользу людям.

Объект исследования: деревенская ласточка.

Предмет исследования: образ жизни и поведение деревенской ласточки.

Методы исследования: наблюдение; изучение литературных источников.

Время исследования: июль – сентябрь 2016 года.

Гипотеза: Человек и касатка соседствовали друг с другом еще в доисторические времена, населяя одни и те же пещеры. Позже эта птица последовала за человеком на его первые постройки, став со временем обычной их обитательницей.



Первые деревенские ласточки появились в нашем селе в четвертой декаде апреля. Массовый прилет обычно приходился на первую декаду мая. В это же время образовались первые пары, которые приступили к строительству гнезд.

Несмотря на наличие старых гнезд большинство ласточек строили себе новые гнезда, хотя есть пары, (по словам тети Вали) занимали старые гнездовые постройки, возобновляя в них в них выстилку, использовали их в качестве основы при постройке нового гнезда. Из литературных источников узнала, вполне возможно, что некоторые особи имеют определенную склонность к использованию именно старых построек.

Строительство нового гнезда в сарае тети Вали мои ласточки начали во второй декаде июля. И тогда я поняла, что они готовятся к повторному или второму циклу размножения. Они строили свое гнездо из комочков сырой земли. Подлетали к старому крану, где постоянно капала вода, присаживались на землю и тотчас же взлетали снова. Землю скатывали в шарики, приносили их в клюве к месту постройки и прочно прикрепляли к потолку, склеивая собственной слюной. Для прочности сооружения ласточки примешивали к земле соломки или стебельки. С комочком глины самка проворно пролетала через двери сарая, а иногда через щель разбитого стекла. Самец в это время летал за следующей порцией. Так как июль был благоприятный для ласточек, закончили постройку гнезда в течение восьми дней. Вот таким образом, колыбель для птенцов была готова. (Приложение 2)

Внутри гнезда ласточки выстилали перьями. Форма жилища чашевидная, «вход» сверху. Высота жилища 8 см., диаметр – от 12-14 см. глубина 6 см. (Приложение 3)

Сначала ласточки по очереди залетали в сарай. Настораживались, когда я фотографировала их. А потом постепенно стали привыкать ко мне. Когда готовое гнездо просохло, интересно было посмотреть, что же находится там. Так как гнездо находилось высоко, то на помощь позвала сестру Алину. Придерживая сестру, которая залезла на табуретку, нам удалось сделать фотографию.

В нем 10 июля появились два пестрые яички – белые с красновато-бурыми и сероватыми пятнышками и крапинками. (Приложение 4)

Насиживанием, которое длилось около 13 дней, занимались оба родители. Насиживала в основном самка, а самец заменял ее во время коротких отлучек. (Приложение 5,6)

22 июля птенцы появились голыми и беспомощными. Первый период - с вылупления до 4 суток. В этот период из-под кожи выступили только вершины роговых чехликов рулевых и первостепенных маховых перьев. Как самец, так самка кормили птенцов, защищали гнездо и удаляли из него помет. Родители скатывали пойманную пищу в шарик. Кормление происходило часто. (Приложение 7)

Они дружно раскрывали рты навстречу подлетающим с кормом отцу или матери, но те сами знали, кому отдадут муху, помня, в чей клюв сунули добычу в прошлый раз. (25 июля, третий день) Поэтому дважды подряд одному и тому же порция доставалась редко, и никто не считал себя обделенным или обиженным. (Приложение 8)

Ласточки тратили много энергии на добычу корма, поэтому нуждались в большом его количестве. В сарае, где было большее количество мух, ловили в полулете. (28 июля, 6 день) Накормив птенцов, они радостно щебетали. Пение заканчивалось характерной трелью. (Приложение 9)

Касатки ловили как очень мелких насекомых, так и крупных. Однако очень крупных насекомых касатки добывали крайне редко. Иногда на земле, стенах сарая ласточки собирали необходимые им минеральные вещества, например кусочки извести, ракушки моллюсков, а также камешки, которые служат для перетирания пищи в желудке.

29-30 июля 2016 г. мной было проведено изучение суточной активности деревенской ласточки.

Наблюдение проводили с сестрой Алиной поочередно, путем фиксации количества прилетов родителей с кормом к птенцам за каждый час.

Длительность наблюдений от 4 часов утра до 21 часа вечера по Московскому времени. На основе анализа полученных данных была построена диаграмма активности (Приложение 10)

Погода во время наблюдений стояла сухая, солнечная и жаркая. Чуть свет ни заря сестра Алина находилась в сарае, спрятавшись за решеткой, наблюдала за ласточками. Через час я решила подменить ее. Птицы начали кормить птенцов с рассветом ближе к пяти часам утра, и закончили с наступлением темноты между двадцатью и двадцатью одним часами вечера. (Приложение 11) Из диаграммы видно, что более всего ласточки активны в утренние часы, причем наибольшая активность падает на интервал между пятью и шестью часами утра. За это время птицы прилетали с кормом к гнезду 43 раза. К полудню активность резко падала и достигала своей наименьшей величины между четырнадцатью часами дня. В это наиболее жаркое время падает активность летающих насекомых - пищевых объектов ласточек.

Родители больше отдыхали и кормились сами. В вечернее время активность птиц вновь возрастала, достигая максимума между семнадцатью и восемнадцатью часами, совершая двенадцать прилетов к гнезду.

Таким образом, один световой день у ласточек в период выкармливания птенцов выделяются два пика активности - рано утром и в вечерние часы. Минимум активности приходится на середину дня. По нашим наблюдениям, на активность выкармливания деревенских ласточек влияли два главных фактора:

  • погодные условия - температура, влажность

  • активность насекомых — пищевых объектов ласточек.

При этом, второй фактор-активность насекомых, генетически связан с первым - погодными условиям

Второй период 5 -9 суток. Наибольшей массы птенца касатки, достигли в возрасте 11 суток. Затем масса птенцов начинал уменьшаться. Птицы приносили пищу птенцам, зависали над гнездом, садились на край  и кормили птенцов, подавая пищу, то одному, то другому. Иногда она садилась на край гнезда долго копошилась, что-то выкидывала из него. Видимо так ласточка чистила гнездо. Птенцы быстро росли. Во время фотосъемки, прижимались друг к другу, прятали свои головки. ( Приложение 12)

В третий период 13-18 суток развития на теле птенцов образовались участки, полностью прикрытые опахалами перьев, так что между ними не видно ни роговых чехликов, ни кожи. Когда птенцы оперились полностью. Они начали высовываться, садились на край гнезда. Казалось, что они наблюдают за всем происходящим вокруг них. ( Приложение 13)

13августа я  подошла к гнезду и испугалась, в гнезде сидел всего один птенец. Вначале я подумала, что птенец упал и его стащил кот. Расстроившись, побежала домой, рассказать о случившемся. Через час мы с сестрой пошли в сарай, чтобы посмотреть, как себя ведет оставшийся птенец. К моему удивлению в гнезде сидел второй птенец. Я была очень рада и  поняла, что он впервые вылетел из гнезда. Тогда сестра Алина взяла в руки одного из них, второй успел улететь. Птенец не сопротивлялся в руке моей сестры, а с удивлением смотрел на меня. Он еще плохо летал. (Приложение 14 )

На следующий день я их обнаружила не в гнезде, а на проводах в ограде. Они сидели долгое время рядом друг с другом, а родители, то кружили вокруг, то садились и сидели рядом с ними. Так птенцы начали летать. Родители все еще продолжали кормить их, и оберегать.


Несколько дней подряд, птенец, который летал плохо, которого брали в руки, возвращался к своему гнезду. ( Приложение 15)

На четвертый день, 17 августа, его там не было. С тех пор я их не видела. Надежда есть, они вернутся весной.

На уроке окружающего мира, когда мы изучали тему «Птицы моего края», я рассказала одноклассникам, что ласточки приносят пользу человеку. Их щебетание  поднимает настроение.

Они привлекают не только своей красотой, своим стремительным полетом, но и своей полезностью.

Не разоряйте гнезда ласточек и других птиц, они чаще всего приносят человеку пользу.




Ласточка из бумаги своими руками


На уроке технологии предложила изготовить из бумаги вот таких ласточек. Сделать ее было совсем не сложно. Наши одноклассники с удовольствием играли с этой ласточкой.

Для этого нам понадобилось:

  1. Полоски из двусторонней черной бумаги 2,5*20 см и 2,5* 10см;

  2. Овалы из белой бумаги 2*10см и 2*5см;

  3. Ромб, сложенный пополам из красной двусторонней бумаги 2*0,5см;

  4. Крылья, вырезанные из черной двусторонней бумаги;

  5. Клей;

  6. Ножницы;

  7. Клеенка;

  8. Салфетка. (Приложение 16)


Выводы

  • Итак, результаты проведенной исследовательской  работы подтвердили моё предположение о том,  что деревенская ласточка касатка это знак тепла, доброты, надежды и хороших вестей и является неотъемлемой частичкой жизни человека,  приносит пользу.  

  • Птицы - самые лучшие очистители сада, огорода и полей от насекомых, жучков, гусениц, которые так и пытаются лишить нас урожая.

  • Думаю, все со мной согласятся, что очень приятно слушать пение птиц.

  • В силу своего возраста я  могу  изучать жизнь  перелётных  птиц,  пользуясь методом наблюдения, читая книги о птицах, просматривая телепередачи   о  птицах,  находя инфор-мацию  в интернете.

  •   Полученными  знаниями  я  могу  поделиться  со своими  одноклассниками  на  уроках  «Окружающий мир».













Приложение 1









Тетя Валя показала на двух маленьких красивых птичек, которые сидели на тонкой проволоке и тихо щебетали между собой















Приложение 2









С комочком глины самка проворно пролетала через двери сарая, а иногда через щель разбитого стекла. Самец в это время летал за следующей порцией. Так как июль был благоприятный для ласточек, закончили постройку гнезда в течение восьми дней. Вот таким образом, колыбель для птенцов была готова.







Приложение 3









Внутри гнезда ласточки выстилали перьями. Форма жилища чашевидная, «вход» сверху. Высота жилища 8 см., диаметр – от 12-14 см. глубина 6 см.













(Приложение 4)





Когда готовое гнездо просохло, в нем появились два пестрые яички – белые с красновато-бурыми и сероватыми пятнышками и крапинками.

















(Приложение 5)







Насиживанием, которое длилось около 13 дней, занимались оба родители. Насиживала в основном самка.



















(Приложение 6)





Самец заменял ее во время коротких отлучек.











(Приложение 7)



Птенцы появились голыми и беспомощными. Как самец, так самка кормили птенцов, защищали гнездо и удаляли из него помет.

Первый период-с вылупления до 4 суток. В этот период из-под кожи выступают только вершины роговых чехликов рулевых и первостепенных маховых перьев.















(Приложение 8)

Родители скатывали пойманную пищу в шарик. Кормление происходило часто.

Они дружно раскрывали рты навстречу подлетающим с кормом отцу или матери, но те сами знали, кому отдадут муху, помня, в чей клюв сунули добычу в прошлый раз. Поэтому дважды подряд одному и тому же порция доставалась редко, и никто не считал себя обделенным или обиженным.

















Приложение 9





























Ласточки тратили много энергии на добычу корма, поэтому нуждались в большом его количестве. В сарае, где было большее количество мух, ловили в полулете. Накормив птенцов, они радостно щебетали. Пение заканчивалось характерной трелью.













Приложение 10



















Из диаграммы видно, что более всего ласточки активны в утренние часы, причем наибольшая активность падает на интервал между пяти – семи часами утра. За это время птицы прилетали с кормом к гнезду 43 раза. К полудню активность резко падала и достигала своей наименьшей величины между четырнадцатью часами дня. В это наиболее жаркое время падает активность летающих насекомых - пищевых объектов ласточек.

Родители больше отдыхали и кормились сами. В вечернее время активность птиц вновь возрастала, достигая максимума между семнадцатью и восемнадцатью часами, совершая двенадцать прилетов к гнезду.















( Приложение 11)



Погода во время наблюдений стояла сухая, солнечная и жаркая. Птицы начали кормить птенцов с рассветом между четырьмя и пятью часами утра, и закончили с наступлением темноты между двадцатью и двадцатью одним часами вечера.

















( Приложение 12)



Второй период от 5 -9 суток. Наибольшей массы птенца касатки, достигли в возрасте 11 суток. Затем масса птенцов начинал уменьшаться.





















( Приложение 13)





В третий период развития на теле птенца образовались участки, полностью прикрытые опахалами перьев, так что между ними не видно ни роговых чехликов, ни кожи.

Когда птенцы оперились полностью. Они начали высовываться, садились на край гнезда. Казалось, что они наблюдают за всем происходящим вокруг них













( Приложение 14)







13августа я  подошла к гнезду и испугалась, в гнезде сидел всего один птенец. Вначале я подумала, что птенец упал и его стащил кот. Расстроившись, побежала домой, рассказать о случившемся. Через час мы с сестрой пошли в сарай, чтобы посмотреть, как себя ведет оставшийся птенец. К моему удивлению в гнезде сидел второй птенец. Я была очень рада и  поняла, что он впервые вылетел из гнезда. Тогда сестра Алина взяла в руки одного из них, второй успел улететь. Птенец не сопротивлялся в руке моей сестры, а с удивлением смотрел на меня. Он еще плохо летал.







( Приложение 15)



Несколько дней подряд, птенец, который летал плохо, которого брали в руки, возвращался к своему гнезду. ( Приложение )

На четвертый день, 17 августа, его не было. С тех пор я их не видела. Надежда есть, они вернутся весной.



















Приложение 16



Вот такая ласточка получилась у меня!





















Приложение17








На уроке технологии предложила изготовить из бумаги ласточку. Сделать ее было совсем не сложно. Наши одноклассники с удовольствием играли с этой ласточкой.













Литература


  1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. /Е.Н.Анашкина. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 256 с. 


  2. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о насекомых. – Изд-во «Мозаика-Синтез», 2008. – 24 с. 


  3. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981. – 295 с. 


  4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач.кл. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с. 


  5. Птицы нашего края: рассказы, сказки, стихи, народные приметы, загадки / сост. В.А.Касаткина. – Нижний Новгород, 2005. – 138 с. 


  6. Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/112s.php (дата обращения 14.11.2013). 


  7. Энциклопедия для детей. Птицы и Звери. – М.: Аванта+, 2009. – 447 с. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!