МБОУ ВМР «Федотовская СШ»
Проект
«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Выполнил:
учитель
Казунин В.Н.
2017
Содержание:
1. Птица года……………………………………………………………………..3
2. Аннотация проекта…………………………………………………………...5
3. Пояснительная записка……………………………………………………....5
4. Актуальность………………………………………………………………....6
5. Проблема……………………………………………………………………...6
6. Цели и задачи проекта………………………………………………………. 6
7. Ожидаемые результаты………………………………………………………7
8. Участники проекта…………………………………………………………....7
9. Сроки реализации проекта…………………………………………………....7
10. Этапы реализации проекта…………………………………………………..7
11. Управление и обеспечение проекта………………………………………….8
12. Оценка результатов проекта………………………………………………….9
13. Критерии и показатели эффективности проекта…………………………..10
14. Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных……………... результатов………………………………………………………………….........13 15. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития………..
проекта……………………………………………………………………………13
«Птица года»
Союз охраны птиц России, начиная с 1996 года, проводит кампанию «Птица года». Ежегодно определяется «символ года», им становится птица, отвечающая следующим критериям:
а) птица должна быть хорошо известна;
б) птица должна встречаться на большей территории РФ;
в) ее определение (по внешнему виду, по голосу и др.) не должно вызывать затруднений.
Орлан – белохвост птица года 2013
Стриж – птица года 2014
Горихвостка - птица года 2015
Удод – птица года 2016
Буроголовая гаичка (пухляк) – птица года 2017
2. Аннотация проекта
Все мероприятия, запланированные для реализации данного проекта, направлены на достижение цели – углубление представлений о перелетных и зимующих птицах нашего края в различных видах деятельности с использованием здоровье-сберегающих технологий.
Объём работы – 12 листов.
3. Пояснительная записка
Проект «Наши пернатые друзья» проводится на базе школы. В данном проекте принимают участие учащиеся начальной школы и 5 классы.. Сроки реализации проекта –долгосрочный( ноябрь-апрель)
4. Актуальность
Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание.
Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы, насекомые, цветы.
Мы выбрали птиц, и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины.
Мы предлагаем проект «Наши пернатые друзья», потому – что, дети недостаточно имеют представлений и знаний о птицах; отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать, не причинять вреда птицам.
5. Проблема
Недостаточные представления детей о птицах, дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
6. Цель проекта
углубление представлений о перелетных и зимующих птицах нашего края в различных видах деятельности с использованием здоровье-сберегающих технологий.
Задачи проекта
- формировать представления о том, где живут, чем питаются, как добывают пищу, какую пользу приносят людям птицы.
- познакомить с причинами отлета птиц (холодно, негде плавать, нечего есть).
- учить составлять описательные рассказы по плану-схеме.
- развивать умение сравнивать и различать птиц.
- воспитывать желание заботиться о птицах.
-прививать бережное отношение к природе.
7. Ожидаемые результаты
Мой проект позволит:
- систематизировать знания обучающихся о птицах;
- развить желание заботиться о пернатых;
- добиться у ребят понимание о значимости птиц в жизни людей;
- родители, активно участвующие в проекте, способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам;
8. Участники проекта
Начальные классы и 5 классы, родители, педагоги.
9. Сроки реализации
Краткосрочный (1 неделя)
10. Этапы реализации проекта
1 Подготовительный этап:
- изучение и подбор методической литературы, иллюстративного материал по данной теме;
-подбор игр в соответствии с темой;
- разработка плана реализации проекта, разработка конспектов занятий;
- подбор мероприятий – развлечений, досуги;
- разработка анкет, материала для информационных стендов;
- подготовка оборудования: инвентарь для проведения игр, материал для занятий согласно плана реализации проекта.
2 Практический этап:
- занятия: «Птицы нашего края», «Составление описательного рассказа о птицах», оригами «Птица», «Птицы – наши друзья», «Лебедь»;
- ежедневное информирование родителей о мероприятиях с детьми (приложение 1) привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме углубление представлений о перелетных и зимующих птицах нашего края в различных видах деятельности с использованием здоровье-сберегающих технологий с детьми дошкольного возраста;
- проведение досугов, праздника «День Птиц»;
- оформление выставок детских работ, информационного стенда для родителей
-выставка рисунков «Птицы - наши пернатые друзья»;
- работа с родителями: анкетирование «Птицы нашего города», консультация «Верные друзья – зимующие птицы», домашнее творческое задание
«Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Стихи, загадки, пословицы, поговорки о птицах», акция «Сделаем кормушку»
3 Заключительный этап:
- тематический план реализации проекта;
- анкета для родителей «Птицы нашего города»;
- выставка детских рисунков и работ: «Птица», «Лебедь»;
- информационный материал для родителей;
- праздник «День Птиц»;
- пополнение дидактического материала, тематические папки: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Стихи, загадки, пословицы, поговорки о птицах»
11. Управление и обеспечение проекта
Все запланированные мероприятия проекта, проходят на базе школы: кабинет биологии, информатики, музыки, изо, мастерские а так же спорт площадка, школьный сад. Для реализации проекта в работе для достижения поставленной цели используются художественная литература, иллюстрации, средства ИКТ и т.д.
12. Оценка результатов проекта
- Обучающиеся расширили свои представления о птицах нашего края, закрепили имеющиеся знания по теме проекта.
- Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Желание родителей организовывать познавательную деятельность с детьми и уделять больше внимания экологическому воспитанию в семье.
13. Критерии и показатели эффективности проекта
Критерии | Показатели | Количественные | Социальные |
Ограничн-ность | Время, цели, результат | | Узнали- о птицах нашего края; о птице года 2017. Научились- составлять небольшой рассказ о птицах. Приобрели навыки- распознавания птиц. |
Целостно-ть | Соответствие всех составляющих общему замыслу проекта | | Родители приняли участие: акция- анкетирование - открытое занятие -досуг - выставка рисунков – «Наши пернатые друзья» - |
Последова-тельность и связность | Соответствие плану работы, использование информационных ресурсов | Инф. стендов - Выставок- Поделок - | Узнали- о значимости птиц в жизни человека. Научились- складывать из бумаги силуэт птиц, рисовать и лепить. Приобрели навыки- проявления заботы о птицах в трудное для них время. |
Жизнеспо-собность | Возможность реализации данного проекта | Востребованность проекта воспитателями -
| |
Анализ анкетирования «Птицы нашего города»
Анкетирование проводится с целью:
- оценить меру участия родителей по экологическому воспитанию в семье;
- выяснить проводится ли работа по приобщению детей к вопросам экологического воспитания в домашних условиях;
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
Да – %
2. Знаете ли Вы, что школа занимается вопросами экологического воспитания детей в отношении жизни птиц нашего города?
Да – % Нет – %
3. Интересует ли Вас лично данная проблема? Да – % Нет – %
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что ОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? Да – % Нет – %
Ребенок много рассказывает о птицах, обращает внимание на окружающую его природу, читает о птицах (нужное подчеркнуть).
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли птиц? Да – % Нет – %
Чем можете оказать помощь школе по заботе о птицах нашего города?
Кормом - % Сделать кормушки – %
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ОУ работу по экологическому воспитанию школьников в отношении птиц? Да – %
Беседовали с ребенком о природе, о птицах, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за птицами, сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения по отношению к птицам?
Да – % Нет – %
Нужно ли это делать? Да – % Нет – %
8. Как оцениваете работу ОУ по данному вопросу? Положительно – %
Вывод: небезразлична жизнь пернатых друзей. Основная помощь птицам заключается в подкормке и изготовлении кормушек.
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения:"
А.А.Плешаков
14. Описание достигнутых (предполагаемых)
образовательных результатов
В ходе проекта:
- родители получили информацию о роли семьи в экологическом воспитании ребенка через информационные стенды, консультации, досуги;
- дети приобрели навык подкормки птиц в зимний период;
- у обучающихся повысился интерес к занятиям по ознакомлению с окружающим миром;
- сформировано желание заботиться о пернатых друзьях;
Так же в ходе проекта обеспечивалась познавательная активность в течение дня, использовались подвижные, дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом и тематикой.
Расширялись представления детей о роли птиц в жизни человека и их влиянии на экологическое состояние природы. В процессе проекта дети осознали всю важность экологических знаний и их практическое применение.
15. Заключительные положения,
перспективы дальнейшего развития проекта
Проект «Наши пернатые друзья» можно реализовать в предметных областях-ОБЖ, биология,технология, кружки,в любом классе начального и среднего звена ОУ. Проект может быть проведен неоднократно с небольшими изменениями и дополнениями.
Проект позволил привлечь семьи обучающихся к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества; повысил компетентность педагогов и родителей в области экологического воспитания в семье. Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной и познавательной для всех участников.
Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих и перелетных птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, с удовольствием рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме. Проект позволил расширить кругозор детей о пернатых друзьях. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
Ребята научились правильно подкармливать птиц.
У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
Повысился познавательный интерес у детей, бережное отношение и любовь к природе родного края.. Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.
Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало
Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!
Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают
Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!!
В. Корболеев
9