Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 68
Проект во второй младшей группе
«Птицы – наши друзья».
Подготовил воспитатель:
Е.Н. Кирюшина
г. Иркутск
Тип проекта: социально-значимый, экологический.
Срок реализации проекта: краткосрочный. 2месяца
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: формирование представлений о птицах, их образе жизни весной.
Задачи проекта.
1. Формировать элементарные представления о жизни птиц весной: птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, поют песни.
2. Развивать познавательный интерес к природе через ознакомление с птицами.
3. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, др.), выделять их характерные признаки.
4. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие.
5. Расширять и активизировать словарь детей на основе обогащения представлений об окружающем мире.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитывать чувства сопереживания ко всему живому.
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Мы – педагоги, должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, а также повышать низкий уровень экологической культуры дошколят.
Предполагаемый результат:
- усвоение знаний детьми о птицах (среда обитания, внешний вид, питание, размножение)
- установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
- развитие интереса детей к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность).
- повышение уровня экологической воспитанности детей и родителей.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1.Обсуждение темы проекта с детьми, постановка целей и задач проекта.
2.Поиск и сбор информации по данной теме; выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта.
3. Разработка и накопление методических материалов.
4.Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта, дидактических игр, изготовление наглядного материала.
Основной этап: реализация проекта.
№ | Образовательная область | Мероприятие, цель мероприятия. |
1 | Познавательное развитие | 1.Беседа «Какие они птицы?» Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять. 2. Слушание «Голоса птиц». Цель: Расширятьпредставления о птицах, знакомить со звуками,которые издают разные птицы. 3.Д/игра «Четвертый лишний».Цель: Учить классифицировать по признакам. 4. Рассматривание картин, плакатов по теме «Птицы». Цель: расширять представления детей о птиц, их повадках. Учить различать пернатых повнешнему виду. 5. Д/игра «Птицы и их детеныши». Цель: систематизировать представления о птицах и их детенышей. |
2 | Физическое развитие | 1.П/И «Птички и птенчики». Цель: Развивать координацию движений, умение ориентироватьсяна площадке. Закреплять знания детей о характерных движениях птиц. 2.Пальчиковая гимнастика «Птички невелички». Цель: Развивать мелкую моторику рук. 3.П/И «Воробушки и кот». Цель: Развивать координацию движений, умение ориентироватьсяна площадке. Закреплять знания детей о характерных движениях птиц. |
3 | Художественно-эстетическое развитие | 1.Лепка «Вот такие у нас птички». Цель: Совершенствовать приёмы лепки: умения скатывать пластилин круговыми движениями; оттягивать пальцами отдельные детали;лепить предметы, состоящие из нескольких частей. 2.Аппликация «Скворечник». Цель: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящиеиз нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. 4. Рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой «Птицы».Цель: Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. |
4 | Социально-коммуникативное развитие | 1.Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба».Цель: развивать интерес у детей к театрализованной игре. 3.Наблюдение на прогулке «Какие птицы прилетают на наш участок?» Цель: Развивать желание детей наблюдать за птицами, воспитывать желание бережно относиться к птицам. |
5 | Речевое развитие | 1. Чтение: С.Я.Маршак «Где обедал воробей?» 2.Презентация «Птицы нашего края»». Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь. 3.Заучивание стихотворения А. Барто «Птичка». Цель: Учить детей запоминать короткое стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание. 4.Загадывание загадок о птицах. Цель: развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию. |
Взаимодействие с родителями.
1. Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта (сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», К.Чуковский «Цыплёнок», С. Маршак: «Дети в клетке» («Совята», «Лебедёнок»), Л.Н. Толстой «Рассказы для детей»: «У Вари был чиж…», Даниил Хармс: «Добрая утка», Е. Чарушин «Курочка», песенки и потешки: «2. Консультация для родителей «Перелетные птицы нашего края».4. Папка-передвижка «День птиц»
Заключительный этап:
1.Выстовка коллективной работы Птицы –наши друзья».
2.фото-очет «Кормушки для птиц своими руками
3.Выставка творческих работ детей.
Продукт проекта: Создание кормушек для птиц своими руками вместе с родителями.
Достигнутый результат.
Большинство детей группы стали различать птиц по внешнему виду, имеют представления об общих и индивидуальных особенностях птиц (ворона, голубь, синица, воробей, скворец)2. В ходе наблюдений, серии занятий и игр у детей сформированы элементарные представления о жизни птиц весной: птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, поют песни.4. Дети стали более бережно относиться к птицам (не гонять голубей, воробушек, возникло желание слушать пение птиц и беречь их).5. Дети группы познакомились с художественными и музыкальными произведениями известных писателей, поэтов и композиторов о птицах..7. Проект способствовал сближению воспитателей и родителей.