МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»
Ребусы - путь
к развитию мышления
Гаврилин Вадим
ученик 5«б» класса
2016 г
Введение
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.
Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело).
Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. предметов
Актуальность темы:
Большой интерес для учащихся представляют игры в процессе обучения. С помощью игры проверяются и развиваются способности, ученики соревнуются между собой. Пройденный на уроках материал можно закреплять с помощью игр. Составление и отгадывание ребусов дает возможность легко запомнить правильность написания терминов, а так же лучше осмыслить это понятие.
Предположим, что ребусы развивают мышление человека, являются отличной зарядкой для ума и эффективной тренировкой внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремленности, собранности и многих других личностных качеств.
Гипотеза:
изучение приемов отгадывания ребусов и истории их возникновения.
- Изучение и обобщение информационных ресурсов.
- Научиться расшифровывать ребусы
- Анализ результатов опроса учащихся 5 «б» класса.
- Оформить работу
- Представить работу
- Поиск материалов в интернете.
- Опрос учащихся (анкетирование).
Цель:
Задачи:
Методы
История возникновения ребуса
Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так называли юмористические выступления комедиантов на карнавале на злобу дня - с их помощью артисты высмеивали пороки общества Спустя некоторое время французы стали называть ребусом каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы.
Ребус происходит от формы латинского слова, обозначающего вещь , во множественном числе.
В начале XVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века.
В 1881 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет.
Логотип журнала "Ребус" был сам выполнен в виде ребуса
Правила решения ребусов
Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.
Запятые справа от слова означают удаление соответствующего числа букв справа. Получается “вор” (убрали три буквы у слова “ворона”).
Для удаления букв внутри слова их записывают над изображением и перечеркивают. Получается “мотор” (убрали “ни” у слова “монитор”).
Для замены буквы используют равенство: “с=п”.
Получается “липа” (заменили “с” на “п” в слове “лиса”).
Для изменения порядка букв в слове над ним ставят цифры, которые определяют новый порядок следования. Получается “розга” (заменили порядок следования букв в слове “гроза”.
Перевернутое вверх ногами изображение означает, что слово следует читать справа налево.
Получается “ток” (читаем справа налево слово “кот”).
При шифровании предлогов часто используют структуру начертания изображения. Получается “вода” ( в букве “ о ” находится “ да ”).
Получается “подушка” ( под буквой “ у ” находится “ шка ”).
Получается “фонари” (“ фо ” находится на “ ри ”).
Получается “заяц” ( за буквой “ я ” находится буква “ ц ”).
Получается “наука” ( на букве “ у ” находится “ ка ”).
Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:
Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:
Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:
Результаты опроса
Знаешь ли ты, что такое «ребусы»?
Да
21
Нет
0
Совсем не умею
Для чего нужно решать ребусы?
Учащимися были даны такие варианты ответов:
· Для развития памяти.
· Для развития внимания.
· Для полезного время провождения.
· Для того, чтобы научить другого.
Выводы
По результатам опроса учащихся своего класса, вывод о целесообразности умения решать ребусы подтвердился. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления.
Ребята, умеющие решать ребусы, могут принимать активное участие в интеллектуальных марафонах, викторинах.
Генератор ребусов
Заключение
Ребусы помогают расширить кругозор, тренируют сообразительность, логику, интуицию пробуждают творческую фантазию, в игровой форме расширяют словарный запас, развивают память.
Для решения даже самой простой детской загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа в игровой форме мы учимся рассуждать и делать необходимые выводы.
Моя гипотеза подтвердилась. Ребусы развивают мышление, являются отличной зарядкой для ума и эффективной тренировкой внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремленности, собранности и многих других личностных качеств.
Интернет - ресурсы
- http ://allforchildren.ru/rebus/rebus0-1.php
- http://www.igraza.ru/page-1-1-1.html
- http:// mhobbi.ru/rebus
- http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%D0%C5%C1%D3%D1%DB&skip=4&mode=1