ПЛАН
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
2. ВИЗИТКА
3. ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
4. ГИПОТЕЗА
5. ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. Д. И. Фонвизин "Недоросль"
5.2. А. С. Грибоедов "Горе от ума"
5.3. Н. В. Гоголь "Мёртвые души"
6. ВЫВОД
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. Тип проекта | Исследовательский |
2. Образовательная организация | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 |
3. Состав проектной группы (фамилия, имя, класс) | Валуева Ирина, 9 "А" класс |
4. Руководитель проекта | Тюликова Галина Анатольевна |
5. Цель проекта | Рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы. |
6. Задачи проекта | Проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы, выявить значение этого приёма. |
7. Актуальность проекта | Актуальность моего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, но говорящие фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Ведь, благодаря этому приёму, читатель может проследить отношение и оценку автора данному персонажу, а самое главное, увидеть сущность героя, его характер. |
8. Методы | Теоретический метод, практический метод и обработка полученных данных. |
9. Этапы работы над проектом | 1. Выбор темы проекта. 2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта. 3. Составление плана проекта. 4. Сбор информации. 5. Анализ полученной информации. 6. Оформление проекта. |
10. Продукты проекта | Реферат, презентация |
ВИЗИТКА
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту,- литература.
Класс: 9 "А"
Количество учеников: 1
Время работы над проектом: 3 месяца
Режим работы: внеурочная деятельность
Проект: "Говорящие фамилии в произведениях русской литературы"
Вид проекта: исследовательский
Продукт: защита проекта на экзамене по литературе
Цель: Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы проекта.
2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.
3. Составление плана проекта.
4. Сбор информации.
5. Анализ полученной информации.
6. Оформление проекта.
ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Тема моего проекта: «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы».
Выбор этой темы обусловлен большим интересом к говорящим фамилиям и их актуальностью в настоящее время. Ведь глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен.
Проектный продукт: Реферат, презентация.
Цель: Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"
План моей работы:
Выбрала тему проекта.
Прочитала произведения "Недоросль", "Горе от ума", "Мёртвые души"
Проанализировала использование и значение говорящих имён в каждом произведении
Воспользовалась интернет ресурсами
Выполнила основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной мной
Подвела итоги, исходившие из произведений
Выполнила презентацию
Сделала вывод
ГИПОТЕЗА
Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
"НЕДОРОСЛЬ", Д. И. ФОНВИЗИН
Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к героям, которые их носят. У нас складывается определенное мнение по поводу того или иного героя.
Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. Соответственно действующие лица в произведении четко разделены на положительных и отрицательных, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей. К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан. Они представители «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила.
И именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.
Простаков - простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Простаков совершенно меркнет и теряется на фоне своей жены, выглядит более пассивным. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Простакова в отличие от мужа не является такой прсотой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной "бабой", которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.
Скотинин - скотиноподобный, скотолюбивый. Довольно ироничной фамилия кажется тогда, когда читатель узнаёт о его единственной страсти — свиньях и всё, что с ними связано. «Люблю свиней…», «В деревеньках ваших водятся ли свинки?», « Я и своих поросят завести хочу», «…как черта изломаю… будь я свиной сын…» Это придаёт его образу некое подобие животного.
В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.
Например, Митрофан - в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Недоросль, избалованный и глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой.
Полной противоположностью Митрофана явяется Софья - по-гречески означает "мудрость". Она действительно является разумной, умной, приличной и доброй девушкой. Честная и образованная. «Бог дал тебе все приятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум.
Также положительными героями является
Стародум - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость. Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей.
Правдин - "Стоит за правду". Это государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего не оставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьми своими власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
Милон - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума.
Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного.
"ГОРЕ ОТ УМА", А. С. ГРИБОЕДОВ
«Горе от ума» – это действительно новаторское произведение, поскольку это первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий. В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».
Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии – Фамусова, главного оппонента Чацкого.
Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» – консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете. Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Фамилия Алексея Молчалина является одной из самых простых для понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», "Ведь надобно зависть от других (...) В чинах мы небольших". "А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных", - говорит о Молчалине Чацкий. Несмотря на всю свою мелочность и безвольность, он всё-таки очень хитёр. Также Молчалин существует по жалкому и ничтожному наказу отца: "Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была".
Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе – Чадский. Можно предположить ее восхождение к слову «чад» - нездоровая, разлагающаяся обстановка. Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками. Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться. В отличие от других главных героев произведения он единсвенный, кто честно и верно живёт по правилу "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.
Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы.
Скалозуб - "скалить зубы", остряк.
На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские - тугие на ухо, Хлёстовы - от "хлесткий", Хрюмины - от "хрюшки", "свиньи". Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку. Она произошла от французского слова «repeto» – повторяю. Репетилов – отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе, в том числе и мысли Чацкого.
Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.
"МЁРТВЫЕ ДУШИ", Н. В. ГОГОЛЬ
Мертвые души - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности. Замысел Мертвых душ, как и Ревизора, был подсказан Пушкиным. Мертвые души - вершина художественного мастерства Гоголя. В нем автор достигает удивительной сжатости и психологической глубины, изумительной пластичности в изображении помещиков, наделенных в поэме блестящими речевыми характеристиками; свободно переходит от сатирической к юмористической тональности, виртуозно использует детали предметной изобразительности и выразительности.
Я рассмотрю говорящие фамилии на примере пяти помещиков.
Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.
Манилов - от "манить", "манящий". То есть Манилов - сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост". Он ленив и слабоволен, занимался только прожектерством: мечтал, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов - мертвая душа, "ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
Фамилию Коробочка критики соотносят с ловушкой для героя и шкатулкой Чичикова. Так В. Ермилов замечает, что Павел Иванович приехал к Коробочке, а «из коробочки ему уже не было выхода», то есть герой, сам того не подозревая, обеспечил полный крах своего дела. Ведь если сплетням Ноздрева не особенно поверили в финале, то появление в городе Коробочки оказалось одним из решающих толчков в крахе репутации Чичикова. В натуре Коробочки тоже оказывается некий «потаенный ящик» — упрямство и неожиданная решительность (поездка в город).Также фамилия говорит нам о характере героини. При слове коробочка представляется что-то практичное, связанное с хозяйством. Эта фамилия как нельзя лучше подходит помещице, так как она действительно занимается хозяйством, продаёт мёд и другие свои товары, но она слишком бережлива и мелочна. Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой) . И наиболее меткое высказывание о ней сказал Чичиков "дубинноголовая"
Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: "Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна". Также фамилия «Ноздрев» ассоциируется с народным прозвищем «ноздряк», означающим человека, имеющего большие, бросающиеся в глаза ноздри. Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя является его наглость и скандальность. Ноздрев - разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты, любит хвастаться и преувеличивать. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба. У него есть двое детей, которых он вообще никак не воспитывает. Это говорит о его безответственности. Ноздрев - мастер "лить пули". Он лгун и сплетник, сознательно навязывает одну ложь на другую. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне.
Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Но смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Собакевич — чревоугодник. В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: "Просвещение - вредная выдумка".
Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик. Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. "Прорёха на человечестве"
Гоголь умело оперирует приёмом "говорящие" фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность.
ВЫВОД
В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.
Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и открицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Д. И. Фонвизин "Недоросль"
2. А. С. Грибоедов "Горе от ума"
3. Н. В. Гоголь "Мёртвые души"