СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе ученицы 9 класса "Говорящие фамилии в русской литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по литературе ученицы 9 класса "Говорящие фамилии в русской литературе"

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе ученицы 9 класса "Говорящие фамилии в русской литературе"»

ПЛАН


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

2. ВИЗИТКА

3. ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

4. ГИПОТЕЗА

5. ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5.1. Д. И. Фонвизин "Недоросль"

5.2. А. С. Грибоедов "Горе от ума"

5.3. Н. В. Гоголь "Мёртвые души"

6. ВЫВОД

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ             

8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ


1. Тип проекта

Исследовательский

2. Образовательная организация

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3

3. Состав проектной группы (фамилия, имя, класс)

Валуева Ирина, 9 "А" класс

4. Руководитель проекта

Тюликова Галина Анатольевна

5. Цель проекта

Рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы.

6. Задачи проекта

Проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы, выявить значение этого приёма.

7. Актуальность проекта

Актуальность моего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, но говорящие фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Ведь, благодаря этому приёму, читатель может проследить отношение и оценку автора данному персонажу, а самое главное, увидеть сущность героя, его характер.

8. Методы

Теоретический метод, практический метод и обработка полученных данных.

9. Этапы работы над проектом

1. Выбор темы проекта.

2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.

3. Составление плана проекта.

4. Сбор информации.

5. Анализ полученной информации.

6. Оформление проекта.

10. Продукты проекта

Реферат, презентация



ВИЗИТКА


Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту,- литература.

Класс: 9 "А"

Количество учеников: 1

Время работы над проектом: 3 месяца

Режим работы: внеурочная деятельность

Проект: "Говорящие фамилии в произведениях русской литературы"

Вид проекта: исследовательский

Продукт: защита проекта на экзамене по литературе

Цель: Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"

Этапы работы над проектом:

1. Выбор темы проекта.

2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.

3. Составление плана проекта.

4. Сбор информации.

5. Анализ полученной информации.

6. Оформление проекта.



ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ


Тема моего проекта: «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы».


Выбор этой темы обусловлен большим интересом к говорящим фамилиям и их актуальностью в настоящее время. Ведь глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен.


 Проектный продукт: Реферат, презентация.


Цель: Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"


План моей работы:

  • Выбрала тему проекта.

  • Прочитала произведения "Недоросль", "Горе от ума", "Мёртвые души"

  • Проанализировала использование и значение говорящих имён в каждом произведении

  • Воспользовалась интернет ресурсами

  • Выполнила основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной мной

  • Подвела итоги, исходившие из произведений

  • Выполнила презентацию

  • Сделала вывод




ГИПОТЕЗА


Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.




"НЕДОРОСЛЬ", Д. И. ФОНВИЗИН

Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к героям, которые их носят. У нас складывается определенное мнение по поводу того или иного героя.
Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. Соответственно действующие лица в произведении четко разделены на положительных и отрицательных, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей. К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан. Они представители «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила.
И именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.
Простаков - простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Простаков совершенно меркнет и теряется на фоне своей жены, выглядит более пассивным. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Простакова в отличие от мужа не является такой прсотой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной "бабой", которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.
Скотинин - скотиноподобный, скотолюбивый. Довольно ироничной фамилия кажется тогда, когда читатель узнаёт о его единственной страсти — свиньях и всё, что с ними связано. «Люблю свиней…», «В деревеньках ваших водятся ли свинки?», « Я и своих поросят завести хочу», «…как черта изломаю… будь я свиной сын…» Это придаёт его образу некое подобие животного.
В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.
Например, Митрофан - в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Недоросль, избалованный и глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой.
Полной противоположностью Митрофана явяется Софья - по-гречески означает "мудрость". Она действительно является разумной, умной, приличной и доброй девушкой. Честная и образованная. «Бог дал тебе все приятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум.
Также положительными героями является
Стародум - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость. Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей.
Правдин - "Стоит за правду". Это государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего не оставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьми своими власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
Милон - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума.

Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного.

"ГОРЕ ОТ УМА", А. С. ГРИБОЕДОВ


«Горе от ума» – это действительно новаторское произведение, поскольку это первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий. В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».
Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии – Фамусова, главного оппонента Чацкого.
Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» – консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете. Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Фамилия Алексея Молчалина является одной из самых простых для понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», "Ведь надобно зависть от других (...) В чинах мы небольших". "А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных", - говорит о Молчалине Чацкий. Несмотря на всю свою мелочность и безвольность, он всё-таки очень хитёр. Также Молчалин существует по жалкому и ничтожному наказу отца: "Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была".
Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе – Чадский. Можно предположить ее восхождение к слову «чад» - нездоровая, разлагающаяся обстановка. Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками. Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться. В отличие от других главных героев произведения он единсвенный, кто честно и верно живёт по правилу "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.
Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы.
Скалозуб - "скалить зубы", остряк.
На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские - тугие на ухо, Хлёстовы - от "хлесткий", Хрюмины - от "хрюшки", "свиньи". Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку. Она произошла от французского слова «repeto» – повторяю. Репетилов – отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе, в том числе и мысли Чацкого.

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.





"МЁРТВЫЕ ДУШИ", Н. В. ГОГОЛЬ

Мертвые души - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности. Замысел Мертвых душ, как и Ревизора, был подсказан Пушкиным. Мертвые души - вершина художественного мастерства Гоголя. В нем автор достигает удивительной сжатости и психологической глубины, изумительной пластичности в изображении помещиков, наделенных в поэме блестящими речевыми характеристиками; свободно переходит от сатирической к юмористической тональности, виртуозно использует детали предметной изобразительности и выразительности.
Я рассмотрю говорящие фамилии на примере пяти помещиков.
Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.
Манилов - от "манить", "манящий". То есть Манилов - сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост". Он ленив и слабоволен, занимался только прожектерством: мечтал, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов - мертвая душа, "ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
Фамилию Коробочка критики соотносят с ловушкой для героя и шкатулкой Чичикова. Так В. Ермилов замечает, что Павел Иванович приехал к Коробочке, а «из коробочки ему уже не было выхода», то есть герой, сам того не подозревая, обеспечил полный крах своего дела. Ведь если сплетням Ноздрева не особенно поверили в финале, то появление в городе Коробочки оказалось одним из решающих толчков в крахе репутации Чичикова. В натуре Коробочки тоже оказывается некий «потаенный ящик» — упрямство и неожиданная решительность (поездка в город).Также фамилия говорит нам о характере героини. При слове коробочка представляется что-то практичное, связанное с хозяйством. Эта фамилия как нельзя лучше подходит помещице, так как она действительно занимается хозяйством, продаёт мёд и другие свои товары, но она слишком бережлива и мелочна. Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой) . И наиболее меткое высказывание о ней сказал Чичиков "дубинноголовая"
Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: "Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна". Также фамилия «Ноздрев» ассоциируется с народным прозвищем «ноздряк», означающим человека, имеющего большие, бросающиеся в глаза ноздри. Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя является его наглость и скандальность. Ноздрев - разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты, любит хвастаться и преувеличивать. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба. У него есть двое детей, которых он вообще никак не воспитывает. Это говорит о его безответственности. Ноздрев - мастер "лить пули". Он лгун и сплетник, сознательно навязывает одну ложь на другую. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне.
Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Но смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Собакевич — чревоугодник. В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: "Просвещение - вредная выдумка".
Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик. Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. "Прорёха на человечестве"

Гоголь умело оперирует приёмом "говорящие" фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность.











ВЫВОД


   В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.
Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и открицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
  Считаю, что мой  проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут  быть использованы   на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ


1. Д. И. Фонвизин "Недоросль"

2. А. С. Грибоедов "Горе от ума"

3. Н. В. Гоголь "Мёртвые души"



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!