СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературному краеведению "Им Луга подарила вдохновение...(3)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал представляет собой "продукт"- результат работы по литературному краеведению в рамках проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературному краеведению "Им Луга подарила вдохновение...(3)"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»




Региональная олимпиада школьников

Ленинградской области по краеведению





ПРОЕКТ




«Им Луга подарила вдохновение…» (3)










Выполнила: Исакова Ирина, обучающаяся 9а класса МОУ СОШ №4 г. Луги

Руководитель: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги




г. Луга

20_17_

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

«Им Луга подарила вдохновение...»

Учебный предмет:

Литература, краеведение

Заказчик проекта:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Луги Ленинградской области

Основополагающий вопрос:

Какие деятели искусства бывали на Лужской земле, как это отразилось в их творчестве, какие произведения были созданы здесь?

Темы (вопросы) самостоятельных исследований:

  1. Какие поэты и писатели бывали в Луге или её окрестностях?

  2. Какие произведения были созданы в Луге или окрестностях или о Лужском крае?

Объект проекта:

Исторические документы о родном крае, литературные произведения, собранный краеведческий материал.

Предмет проекта:

Повышение интереса к истории и культуре родного города, а также организация поисковой и исследовательской деятельности..

Цель проекта:

  1. Приобрести навыки самостоятельной работы; работы с большими объёмами информации; исследовательской работы; умения увидеть проблему и наметить пути её решения;

  2. Методом поисковой работы расширить представления об истории родного края;

  3. Научиться бережно относиться к традициям и культуре родного края;

  4. Научиться работать с разными видами исторических источников; пользоваться программой MS Pawer Point для оформления результатов; кратко излагать свои мысли устно и письменно.

  5. Собрать материал, который пополнит экспозицию школьного музея, библиотеки, поможет при проведении уроков литературы, классных часов, внеклассных мероприятий.

Задачи проекта:

  1. Собрать материал, который пополнит экспозицию школьного музея, библиотеки, поможет при проведении уроков литературы, классных часов, внеклассных мероприятий.

  2. Приобрести навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;

  3. Научиться работать с разными видами исторических источников; пользоваться программой MS Pawer Point для оформления результатов;

  4. Развивать умение сформулировать задачу и находить пути её решения.

Гипотеза проекта:

Если правильно организовать поисковую работу, изучить и внедрить краеведческий материал, то это не только расширит представления об историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, поможет сформировать у сверстников активную гражданскую позицию.

Проект позволит формировать положительный образ малой Родины, научит любить свой край, гордиться известными земляками, своей семьёй, предками.

Проект будет иметь практическую ценность, т.к. собранный и систематизированный материал может пополнить фонд школьного музея, библиотеки, его можно использовать на уроках и в работе над другими проектами, т.к. тема ещё не исчерпана.

Этапы работы:

  1. Постановка проблемы и темы исследования.

  2. Определение цели и задач исследования.

  3. Сбор информации о связи деятелей искусства с Лужским краем.

  4. Изучение и анализ информации.

  5. Подбор иллюстрированного материала.

  6. Оформление результатов исследования.

  7. Представление и защита результатов проекта.

Краткая аннотация проекта:

  1. Данный проект затрагивает актуальную тему по литературному краеведению. Литературное краеведение обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство гордости за свой народ, за свою Родину; воспитывает любовь к своему краю.

  2. Проект предназначен для учащихся 5 – 11 классов, изучающих литературу; для учителей, работников библиотеки, а так же для всех, кто интересуется историей родного края.

  3. В проекте представлен материал, собранный в ходе работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет; материалами, опубликованными в СМИ.

Предполагаемый результат:

  1. интерес к истории своей Родины;

  2. знания по истории и культуре родного края;

  3. умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  4. способность творчески мыслить и рассуждать;

  5. умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  6. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально;

  7. способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.



Оглавление



  1. Введение……………………………………………………….6

  2. «Им Луга подарила вдохновение…»

2. 1. От А. С. Пушкина до XX века…...…………………………….9

2. 2. «Признания старого сказочника»……………………………..11

2. 3. Вениамин Александрович Каверин…………………………...13

2. 4. Тынянов Юрий Николаевич …………………………………..17

2. 5. Евгений Львович Шварц……………………………………….22

2. 6. Воспитанник Республики ШкиД………………………………24

3. Заключение…………..……………………………….………...27

4. Библиография…………………….…………………………….28






























Любовь к малой Родине – это нечто отвлеченное,

это и любовь к своему народу, к своей местности,

к памятникам её культуры, гордость своей историей.

Д.С. Лихачев

1. ВВЕДЕНИЕ

Около 150 лет тому назад К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, в частности швейцарской, американской, английской и немецкой, писал, что « …поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отчеству»1.

Изучение истории родного края или "малой родины", как принято иногда говорить, имеет глубокие корни. Это нашло свое отражение в исторической памяти народа, в его культурных традициях, доказательством чего служат предания и легенды, связанные с тем или иным местом, а также обычаи и обряды, свойственные населению данной местности. Но до определенной поры процесс накопления и передачи культурно-исторических традиций шел стихийно и спонтанно.

Краеведение как явление общественной жизни насчитывает у нас в России уже более двух веков. В 60-х годах XVIII века М.В. Ломоносовым впервые была предпринята попытка провести организованное и систематическое изучение истории, природы и экономики в губерниях и провинциях Российской империи с участием местного населения: взрослых и детей. С этой целью он составил анкету из 30 вопросов, которая стала как бы первой программой краеведческих исследований в России.

Значительный рост интереса к изучению своей страны пришелся на вторую половину XIX века и вылился в движение "отечествоведения", на основе которого возникло "родиноведение", направленное на познание своего края.

Краеведение достигло значительных успехов, пережив как периоды подъема, так и годы упадка.

Академик Д.С. Лихачев2, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».

Краеведение само по себе популярно, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы. Оно учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей русской истории и культуре.

Краеведы Лужского края собирают бесценную информацию по крупинкам из воспоминаний современников, из старых печатных изданий, внося тем самым неоценимый вклад в историю не только района, но и области, и всей страны. Ведь история государства складывается не только из глобальных событий в его жизни, но и из истории отдельных местечек, постепенно сливающихся в единое целое.

Лужский район - самый южный и самый обширный в Ленинградской области. Эти живописные места всегда привлекали внимание деятелей искусства и культуры. Мои предшественники выяснили, что Луге и её окрестностях бывал не только А.С. Пушкин, но и многие другие поэты и писатели: Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, великий князь и популярный в своё время поэт Константин Романов, поэт С. Надсон, М. Е. Салтыков-Щедрин, известные представители серебряного века Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Игорь Северянин. Бывали в наших краях и плодотворно работали и Александр Куприн, и Михаил Пришвин, и Николай Заболоцкий.

Наступил и мой черёд узнать новое о малой родине. Так появилась третья часть проекта по литературному краеведению. Работая над проектом, мы узнали, что Луга в предвоенные годы пользовалась популярностью у литераторов. Удалось выяснить, что в Луге, оказывается, бывали и Корней Чуковский, и автор романов об А. С. Пушкине, В. К. Кюхельбекере, А. С. Грибоедове - Юрий Николаевич Тынянов, и писатель, создавших одно из самых романтических произведений «Два капитана», Вениамин Александрович Каверин, и автор известных сказок для взрослых Евгений Львович Шварц, и один из авторов «Республики ШКИД» Леонид Пантелеев. О них я и стала собирать материал.

Большую помощь оказала статья О.А. Шилько, библиографа Лужской межпоселенческой районной библиотеки, « "Сосны, холмы, тишина…" Луга в воспоминаниях, дневниках и письмах К. Чуковского, Л. Пантелеева и Е. Шварца», прочитав её, мы стали искать подтверждение в дневниках писателей, в автобиографических книгах и других источниках.








2. «ИМ ЛУГА ПОДАРИЛА ВДОХНОВЕНИЕ…»

Лужский район - самый южный и самый обширный в Ленинградской области. Лужский край с высокими холмами, песчаными грядами, перелесками, рощами, долинами, крутобережьем многочисленных рек и озёр очаровывает своей живописностью. Большие реки – Луга, Оредеж, Саба, Кемка, Долгая, Ящера вбирают в себя неимоверное количество малых рек и ручьёв. Разновелики и озёра – Череменецкое, Врёво, Сяберо, Самро, Мерёвское, Нелайское, Туровское, Раковицкое, а меньших просто не счесть.

Эти живописные места всегда привлекали внимание деятелей искусства и культуры.

Луге и её окрестностях бывал не только А.С. Пушкин (факт известный практически каждому жителю Луги), но и многие другие поэты и писатели.

2.1. ОТ ПУШКИНА ДО XX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин проезжал через Лугу 13 раз, если не считать его последнего пути. Представители рода Пушкиных известны на лужских землях с 16 века. Абраму Петровичу Ганнибалу и его семейству принадлежали имения в сёлах Замошье, Зачеренья, Затуленье, Большие Плетковичи, Заплотье и Поддубье.

На живописных берегах реки Сабы в окрестностях Осьмино в 1852 году отдыхал поэт Николай Алексеевич Некрасов. В 1854 году Некрасов отдыхал здесь с И.С. Тургеневым.

Поэт С.Я. Надсон, посетивший город в 1875, так описывает свои впечатления: «Луга - небольшой уездный городок; если считать там каменные здания, то едва ли наберется пять. Тротуар не вымощен, и потому весною ужасная грязь. В Луге есть две церкви, и начали теперь строить еще собор. Главная улица Луги служит Невским проспектом для жителей: на ней выстроен Гостиный двор, и она же служит для гулянья жителям. Одна аптека, две гостиницы и трактир - вот здания, которые бросаются в глаза по причине своих сравнительно громадных и разукрашенных вывесок. В заключение остается сказать несколько слов о лужских жителях. Можно подумать, что в Луге вовсе нет стариков: я всего одного и видел, да и то приезжего крестьянина! По вечерам на главной улице Луги устраивается гулянье, если так можно выразиться, гулянье молодежи, группами ходящей в самых ярких костюмах и преимущественно шляпках, взад и вперед. Вот все, что можно сказать о Луге…».

Летом 1887 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин работал над очередными главами «Пошехонской старины» в имении Затишье близ станции Преображенская (ныне Толмачёво).

Деревня Смерди, бесспорно, относится к литературным местам района и области и связана с биографией и литературным творчеством великого князя и популярного в прошлом поэта Константина Романова (К. Р.), внука Николая I.

С 1902 года три лета снимали дачу в Заклинье Д.Мережковский и З.Гиппиус. Мережковский работал над романом «Пётр и Алексей». Сюда к ним приезжал Александр Блок.

Летом 1904 года на отдыхе в деревне Малые Изори близ станции Преображенская (п. Толмачёво) Александр Иванович Куприн написал рассказ «С улицы» (1904 г.).

В 1905 году Михаил Михайлович Пришвин работал агрономом на опытной сельскохозяйственной станции «Заполье» (позднее совхоз имени Володарского) и писал научный труд о картофеле.

Писатель, поэт и драматург Алексей Алексеевич Тихонов-Луговой в 1892-1914 годах постоянно проживал в Луге, печатался в газете «Лужский листок». В поисках необходимого уединения для творческой работы А.А. Тихонов-Луговой в 1891 году переехал в Лугу, где прожил свыше 20 лет.

В усадьбе на южном берегу Корповского озера летом 1916 года проживал на даче один из ведущих русских поэтов Серебряного века Игорь Северянин (И.В. Лотарёв).

Летом 1932 года Николай Александрович Заболоцкий жил в доме на углу Крестьянского (пр. Кирова) пр. и Московской улицы. В 1937 году жил на даче на берегу озера у бывшей мельницы Штоля.

Летом 1920 года Вячеслав Яковлевич Шишков жил в деревне Ретюнь, где написал рассказ «Спектакль в селе Огрызове».

Неоднократно бывал в Луге писатель Валентин Саввич Пикуль. Действие его рассказа «Длина тени от сгнившего пня» происходит в имении Романщина, принадлежавшем маркизу де Траверсе.

Разыскивая материал о поэтах и писателях 19 и 20 века, бывавших в Луге и создававших в ней свои произведения, узнали и о тех писателях, для которых Луга была родным городом. В нашем городе в разные годы родились такие писатели, как П. Капица, А. Сапаров, Б. Рощин, Г. Ганичев. Удалось собрать материал и о них.

    1. «ПРИЗНАНИЯ СТАРОГО СКАЗОЧНИКА»

Чуковский Корней Иванович, настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский советский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге, умер в Москве 28 октября 1969.

Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне.

По возвращении в Россию сотрудничал в журнале В.Я.Брюсова «Весы». Приобрел известность как литературный критик. Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др.

Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей: «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 книгу «Маленькие дети», получившую затем название «От двух до пяти».

В 1957 Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

«Корней Иванович Чуковский побывал в Луге в 1906 году, причем, как он сообщает в письме Е.А. Ляцкому от 9 июня 1906 г., он жил в гостях у писателя А.А. Лугового (Тихонова): «У меня под рукой оказались десять рублей - и вот я в Луге. Ем клубнику, дышу воздухом и удивляюсь, как это можно быть такими гостеприимными, как Луговые. Здесь очень хорошо....». Отметим, что в книге профессора В.И. Хрисанфова упоминается, что летом 1906 года А.А. Луговой проживал в деревне Шалово. Упоминание о Луге и А.А. Луговом мы вновь встречаем в дневнике Чуковского - в одной из записей, датированных мартом 1968 г.: «Поехал к нему в Лугу на неделю… и он водил меня по Луге … ».

В статье И.Л. Голубевой содержатся сведения о работе писателя над сказкой «Федорино горе» во время пребывания на лужской даче в 1925 году, что, конечно, представляет для нас, лужан, не только интересный факт, но и повод для своего рода гордости, так как именно лужская природа помогла Чуковскому вновь обрести вдохновение после продолжительного периода творческого "застоя".

Вот как пишет об этом писатель в своей незаконченной статье «Признания старого сказочника»3:

«…Но вот однажды на даче под Лугой я забрел далеко от дома и в незнакомой глуши провел часа три с детворой, которая копошилась у лесного ручья. День был безветренный, жаркий… И я чувствовал себя превосходно. Эта трехчасовая свобода от взрослых забот и тревог, это приобщение к заразительному детскому счастью, эта милая пыль под босыми ногами, это вечереющее доброе небо - все это пробудило во мне давно забытое упоение жизнью, и я, как был в измазанных штанах, взбежал к себе в комнату и в какой-нибудь час набросал те стихи, которые с позапрошлого лета безуспешно пытался написать… Передо мной внезапно возник каскад взбунтовавшихся, ошалелых вещей, вырвавшихся на волю из долгого плена,- великое множество вилок, стаканов, чайников, ведер, корыт, утюгов и ножей, в панике бегущих друг за дружкой.

И кастрюля на беГУ

Закричала утюГУ:

"Я беГУ, беГУ, беГУ,

Удержаться не моГУ!"

…Вся эта сюита о каскаде вещей была написана экспромтом, в какой-нибудь час или меньше. Зато продолжение "Федорина горя" далось мне ценою кропотливой и долгой работы…».

Уже в начале мая 1926 г. Чуковский снимает на лето дачу в Луге, 8 мая он пишет письмо Р.Н. Ломоносовой: «Приезжайте-ка Вы на лето в Лугу - у нас есть лишняя комната - над озером – балкон». 20 мая 1926 года Корней Чуковский приезжает в Лугу и навещает вдову Лугового, Любовь Андреевну: «Я в Луге. У Любовь Андреевны Луговой ... У Любовь Андреевны мне хорошо. У нее отличный домик, и она - добрая женщина. Ее преданность Луговому изумительна…».

Следующая запись - от 10 июля 1926 года - представляет особый интерес, поэтому приводим ее полностью: «В Луге. Блаженствую. Вчера Лида (дочь) отряхнула прах родительского дома - уехала с дачи в город искать себе службы. Коля, Марина и Татка - совершенно неожиданно оказались у меня на даче - на моем иждивении. Пропадает лето, не могу отдыхать». Не меньший интерес представляют письма К.И. Чуковского, отправленные из Луги. «Мой лужский адрес - Луга, пансион Абрамова», - неоднократно напоминает писатель своим респондентам. 5 июня он пишет супруге, М.Б. Чуковской: «Здесь очаровательно. Ехать было вначале тесно, но, начиная с полдороги, в вагоне становится просторно. Лучше бы вам всем выехать во вторник в 9 1/2 утра. Для этого из дому нужно двинуться в 8 часов. Впрочем, делай как знаешь. Сейчас еду от Л. Андр к нам - во владения Штоль».

В письме Е.И. Замятину от 20 июня Чуковский дает чрезвычайно лестную оценку красотам лужских окрестностей: «Луга оказалась прелестное место. Лучше Коктебеля и Сестрорецкого курорта. Сосны, холмы, тишина. Мы с Куком (который живет здесь) решили найти для Вас дачу - на берегу озера в сосновом бору. Теперь можно достать дешево чудесную дачу». 14 августа Чуковский пишет В.Э. Мейерхольду из Луги, точнее - из «бывшего имения Штоль», в котором пишет, что занимается переводами английских пьес и предлагает Мейерхольду для постановки в театре. Таким образом, в Луге писатель продолжал свою творческую работу.

Пребывание на даче летом 1926 года было омрачено арестом дочери Чуковского, Лидии. В августе ее освободили, о чем свидетельствует письмо П.Е. Щеголеву от 15 августа: «Мне возвращение Лиды в мою семью показалось каким-то чудом: я приготовился к долгой и многолетней тоске, и вдруг, как ни в чем не бывало, приезжает ко мне в Лугу моя каторжница! Вы сами - отец, и можете себе представить нашу сумасшедшую радость».

Дачный сезон завершился, К.И. Чуковский покинул Лугу, однако приятные воспоминания о ней хранились в его памяти еще долго. «Тоскую по Луге ужасно», - именно так 29 сентября напишет он супруге Марии Борисовне из Москвы. И даже спустя более десятилетия, в 1938 году, Чуковский, устав от суеты подмосковной дачи в Переделкино, в переписке с сыном вспомнит тихую Лугу: «Одолевают нас соседи и репортеры. Репортеры приезжают в Переделкино - сразу ко всем писателям. И обходят все дачи, и прогнать их нет сил. Насколько лучше в Луге!».



2.3. ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ КАВЕРИН

Да, Луга в предвоенные годы пользовалась популярностью у литераторов, что отмечает в 3 главе своего дневника «Позвонки минувших дней» Евгений Шварц: «В то лето жили в Луге Чуковские, Каверины, Тыняновы и Степановы. У трех последних были собственные дачи». Далее Шварц пишет: «Юрия Николаевича (Тынянова) одолевала болезнь, Лидочка Каверина несла на своих плечах два дома - свой и тыняновский и не жаловалась на это. Веня же (Каверин) - тот все говорил о слабости здоровья, а мы дразнили его»4.

Известные советские писатели В. А. Каверин и Ю. Н. Тынянов, которые были женаты на сёстрах, провели в Луге несколько летних сезонов в конце 1930-х – начале 40-х годов.

Каверин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902— 1989), писатель. Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.

В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923— 1924 гг.).

С молодости Каверин дружил с писателем Ю. Н. Тыняновым, на сестре которого был женат; именно Тынянов посоветовал ему после неудачных поэтических опытов обратиться к прозе.

Одна из глав книги «Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове» написана В. Кавериным и называется «Один эпизод», в ней писатель вспоминает о неприятной истории, связанной с вызовом Ю. Н. Тынянова в ГПУ летом 1939 году.

В начале этой главы В. Каверин пишет: «С великими трудами, с множеством хлопот мы с Ю. Н. Ты­няновым построили дачи под Лугой, вблизи озера Омчино, и … пер­вое же лето, которое мы провели в этих красивейших, быть может, самых красивых под Ленинградом местах (это было в 1939 году)… От Луги до Ленинграда поезд шел в ту пору три часа…»5

Напряжённую писательскую работу Вениамин Александрович совмещал с занятиями наукой; в 1929 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии.

О Луге В. Каверин упоминал в произведении «Девять десятых судьбы» (1929 год), посвящённом Октябрьской революции: «Подсчет сил, произведенный есаулом Ажогиным, грешит неточностями, - сказал он, - мы можем и должны рассчитывать на подход подкреплений, я только что получил сведения о том, что первый осадной полк в составе восьмисот человек погрузился в Луге и сегодня ночью будет в нашем распоряжении»6.

В годы Великой Отечественной войны Каверин был фронтовым корреспондентом на Северном флоте. Многие эпизоды военной жизни позже легли в основу его рассказов. После победы писатель жил в Москве.

В литературе он занимал независимую позицию, его высказывания в защиту свободы творчества, о необходимости уважения к писательскому труду вызывали недовольство у властей. В своих книгах он ставил вечные вопросы борьбы добра и зла, любви и ненависти, научной честности и приспособленчества. Его произведения отличаются захватывающими сюжетами, в них действуют яркие герои, причудливо переплетаются судьбы и обстоятельства.

Славу Каверину принесли романы «Исполнение желаний» (1934—1936 гг.), «Два капитана» (1938—1944 гг.), «Открытая книга» (1949—1956 гг.). За «Два капитана» он получил Сталинскую премию (1942 г.); книга выдержала десятки изданий, две экранизации. На сюжет романа поставлен мюзикл «Норд-Ост» (2002 г.). До конца жизни он писал мемуары «Письменный стол». Умер 2 мая 1989 г. в Москве.

2.4. ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТЫНЯНОВ

Тынянов Юрий Николаевич (1894 - 1943), известный российский писатель, драматург, литературовед и литературный критик. Родился 6 октября (18 н. с.) в городе Режице Витебской губернии в семье врача, большого любителя литературы. В девять лет будущий писатель идет учиться в Псковскую гимназию, после окончания которой в 1912 поступает на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Занимался в пушкинском семинаре у Венгерова, известного литературоведа, многому научившего своего студента и оставившего его при университете. Позже Тынянов читал лекции о поэзии в Институте истории искусств.

Незаконченный роман «Пушкин» (1936 г. 1 и 2 части) - центральное произведение в художественном наследии Тынянова - главное произведение его жизни, посвящен детству, отрочеству и юности поэта. Талантливый исследователь и художник, знаток пушкинской эпохи, Ю. Н. Тынянов сумел не только запечатлеть живой образ самого поэта, но и воссоздать атмосферу его семьи, лицея, характерные черты литературной и художественной жизни первых десятилетий XIX века.

Роман «Кюхля» (1925) написан замечательным писателем и литературоведом Ю. Н. Тыняновым и посвящен судьбе Вильгельма Карловича Кюхельбекера - лицейского товарища А. С. Пушкина, поэта-декабриста, непосредственного участника событий 14 декабря 1825 года. Тынянов словно заново знакомит читателей с Кюхельбекером, осмеянным в многочисленных эпиграммах и почти забытым.

В романе «Смерть Вазир - Мухтара» (1928) Ю. Тынянов описывает последний год жизни замечательного поэта и дипломата А. С. Грибоедова, автора блистательной комедии «Горе от ума».

С молодости Ю. Тынянов страдал тяжёлой неизлечимой болезнью. К концу 1920-х годов рассеянный склероз приводит к частичной утрате работоспособности. В 1930-х гг. болезнь прогрессирует. К началу войны Тынянов уже был инвалидом. Однако болезнь не лишила его душевной бодрости, энергии, живого интереса ко всему, что происходило в стране и литературе. Он возглавлял научно-исследовательскую работу, связанную с изданием серии "Библиотека поэта", задуманной М. Горьким.

До конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», не завершён) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).

Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву.

В 1937 году Ю. Тынянов писал своему приятелю, русскому советскому писателю, литературоведу, критику, киноведу и киносценаристу В. Шкловскому: «В Луге здесь хорошо, хочу построить себе домик, и, может быть, переберусь сюда, потому что опера и кино меня не привлекают»

В. Шкловский в своих воспоминаниях писал о болезни Ю. Тынянова и приводил их переписку в разные периоды жизни7:

«…Есть вирусная болезнь, которая называется рассеянный склероз. Ее вот и сейчас не умеют лечить. Она выключает отдельные нервные центры. Тынянов писал, а ноги начали ходить плохо. Болезнь была как будто медленная - то глаз поворачивался не так, как надо, и видение начинало двоиться, то изменялась походка, потом проходило. Болезнь то наступала, то отступала; она мешала писать, лишая уверенности…

Из писем Ю.Тынянова В. Шкловскому

25 июня 1937 г. Луга

Меня болезнь ест, как мыши едят хлеб, и я сейчас как пустой

амбар с мышиными следами. Как в таком помещении придется прожить чего доброго 10 лет, - ей-богу не понимаю. Только сейчас могу написать письмо и читаю твою книгу. Но из поэтов меня сейчас больше всех интересует Языков, и то потому, что он не мог ходить ("Поденщик, тяжело навьюченный дровами" и т. д.). В Луге здесь хорошо, хочу построить себе домик, и м. б. переберусь сюда, потому что опера и кино меня не привлекают.

Целую тебя, милый дружок. Будь здоров.

Юр.

Пиши мне, Витенька!

Около мая 1939 г.

Друг мой, я очень и очень болен - потому не пишу. Я перестал ходить

как люди ходят, - а ковылять с ежеминутной опасностью упасть - это не

ходьба. Сегодня в первый раз поехал в машине (не кататься, а за деньгами) -

увидел зелень. Жалко.

Завтра еду в Лугу, потом меня пошлют в Железноводск. Мне вообще "показана" сухая и теплая полоса, а Питер не показан. Кабы знать, жил бы в Киеве.

Ты не беспокойся обо мне, болезнь такая. Ничего не поделаешь.

Целую и не знаю, отправлять ли письмо, разжалобился.

Твой Юр.»

И Н. К. Чуковский (сын К. И. Чуковского), начиная с 1938 года он три лета подряд снимал дачу в Луге и был соседом писателей Ю.Тынянова, В.Каверина, Н.Степанова, в своих дневниковых записях упоминал о Ю. Тынянове.8 «В конце 30-х годов я встречался с Тыняновым чаще, чем прежде. Начиная с 1938 года я три лета подряд снимал дачу в Луге и был соседом Тынянова. В то время там, в Луге, на берегу лесного озера Омчино стояли три новенькие дачки трех писателей - Тынянова, Каверина и Н. Л. Степанова. Каверин и Тынянов поженились на сестрах друг друга - Каверин на сестре Тынянова Лидии Николаевне, а Тынянов на сестре Каверина Елене Александровне, и дети их двойные двоюродные. Наши литераторские семьи жили в Луге очень тесно и дружно. Мы, с кучкой детей, вместе гуляли по лесам, вместе ходили купаться. Но Юрий Николаевич в наших прогулках участия не принимал - он был уже

Болен».

«…Лето 1940-ого года. После конца "зимней" войны с Финляндией я был демобилизован, и в июне мы опять всей семьей поехали на дачу в Лугу. Меня очень огорчило, что я застал Тынянова в таком дурном состоянии. Потеряв способность ходить, он стал очень беспомощен: ухаживала за ним его сестра Лидия Николаевна Каверина… Он скучал, сидя с утра в своем соломенном кресле, все ждал, когда принесут газету, но газеты в Луге появлялись только к двум часам дня…

Как-то раз, застав его за газетой и поговорив с ним о новостях, я ушел

на берег озера и там, под впечатлением разговора, написал стихотворение. Я

написал его как бы от имени больного Тынянова и привожу его здесь только оттого, что в нем запечатлен один миг его жизни:

Высокое небо прозрачно.

Я болен. Гулять не хожу.

Я перед верандою дачной

В соломенном кресле сижу.

Вверху возникают и тают

Стада молодых облаков,

Из леса ко мне долетают

Мольбы паровозных гудков.

Прохладное катится лето

В сиянии, в сини, в цвету...

А вот, наконец, и газета!

Ну что же, спасибо. Прочту.

Министры сбегают, бросая

Народы на гибель и ад,

И шляются, все истребляя,

Огромные орды солдат.

В волнах, посреди океанов,

Беспомощно тонут суда,

Под грохотом аэропланов

Горят и горят города...

Хвастливые, лживые речи

Святош, полицейских, владык.

А солнце все греет мне плечи,

И я головою поник.

И вот уж уводит дремота

Меня за собой в полутьму,

Где вижу знакомое что-то,

Родное, но что - не пойму.

А, детство! Высокие ели

И милой сестры голосок,

И желтые наши качели,

И желтый горячий песок...»

«В середине июня 1941 года мы, и Каверины, и Степановы, и Тыняновы, в четвертый раз переехали на дачу в Лугу. Погода стояла дождливая, холодная, лето еще не начиналось. Первое солнечное теплое утро выдалось только в воскресенье 22-го. Мы встретились с Кавериными и вместе пошли на пляж. Был уже второй час дня, когда на пляж пришла соседка-докторша и рассказала новость - Гитлер напал на СССР.

Мы с Кавериным сразу поняли, что значила эта новость и для всех и для

нас с ним. Нам хотелось поговорить, но на пляже было людно, и многие

прислушивались к нашим словам. Мы вошли в воду, выплыли на середину озера и там, где никто не мог нас слышать, обменялись не столько мыслями, сколько волнениями. Нам было ясно, что мы оба должны немедленно ехать в город, потому что там, безусловно, нас уже ждут мобилизационные листки.

Я ничего не слышал о Тынянове до конца ноября, когда случайно встретил Каверина на одном военном аэродроме. Каверин рассказал мне, что Тынянов был благополучно вывезен из Луги и из Ленинграда и находится в Ярославле, где очень хворает».






2.5. ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

О пребывании в Луге писателя и драматурга Е. Л. Шварца можно прочитать в его дневниках. В 1939 году он, как и многие представители творческой интеллигенции, снимал дачу в Луге.

Евгений Львович Шварц (1896-1958) - один из лучших советских драматургов, автор знаменитой сказки «Сказка о потерянном времени» (1940), пьес «Тень» (1940), «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956), - при жизни редко видел свои творения на сцене: в безобидных, казалось бы, сказках власть усматривала едкую сатиру на государственный строй (впрочем, не без оснований). В своих дневниках Е. Шварц писал о собственной жизни и о десятках близко знакомых ему людей - С. Маршаке, К. Чуковском, Д. Хармсе, Н. Олейникове, М. Зощенко, Л. Пантелееве, Б. Житкове, К. Федине, В. Шкловском, М. Слонимском и др.

В 1939 году Е. Шварц записал9: «И я снимаю дачу в Луге с тем, чтобы перевезти к нам отца. Мама отказывается ехать. И вот начинается роковое лето тридцать девятого года. На даче, через пустырь от нас, живет Наташа. А за углом сняли мы дачу для Сашеньки Олейникова и его бабушки, матери Ларисы». Следует пояснить, что Лариса Олейникова - это жена Николая Макаровича Олейникова, редактора детского журнала "Чиж", расстрелянного в 1937 году.

В Луге, как вспоминал Евгений Львович, был написан первый акт известной пьесы "Тень" (« Я написал в Луге первый акт «Тени»»). Писатель часто выбирался в город – «то просто взглянуть на его низенькие дома, плоские улицы. То по делу». В дневнике он упоминает о встрече с писателем Николаем Никитиным: «В Луге у гостиницы, маленькой, двухэтажной, на площади встретил я вдруг Николая Никитина. Как всегда, он был невесел и сосредоточен. Маленькая гостиница в Луге всегда была переполнена, однако Никитин получил номер и проживал там и трудился».

В Луге Шварц посещал «литфондовскую детскую санаторию»: «Мы жили по правую сторону полотна, у озера, а литфондовский лагерь расположен был за городом, по левую сторону, на реке, в местности, имеющей совсем другое выражение. Я шел между старыми большими дачами по холмам. Потом вышел к реке, она текла в уровень с плоскими берегами. И наконец оказался я во дворе, где все в таких же, какие попадались мне на пути, просторных дачах размещался литфондовский лагерь. Ничего не произошло, но эта прогулка запомнилась как событие. И песчаные холмы с дачами, просторными и редко разбросанными, и лес, и река, текущая в уровень с покрытыми травой плоскими берегами, часто снятся мне до сих пор».

Также в своем дневнике писатель подробно описывает обстоятельства вынужденного пребывания на станции Мшинская: «Однажды, уже готовясь к переезду, поехали мы с Катюшей в город и забыли ключи. И на станции Мшинская вылезли. И здесь полтора или два часа ждали поезда. И, гуляя по лесу, по проселку вдоль леса, испытал я тут, в тишине, оторванный от дурманящей ежедневной суеты, тоску, похожую на предчувствие. Второй раз в жизни застревал я тут. Однажды, за три года до этого случая, ехали мы в Лугу на "МЭ" исполкомовской - я, Катя и Олейников. Мы должны были выступать в школе и потом обедать на даче у Ларисы. У нас трижды лопалась камера по пути, и, наконец, в четвертый раз мы застряли на этой же самой Мшинской. Простояв на Мшинской часа два, останавливая встречные машины, мы наконец добыли у шофера какого-то грузовика резинового клея и, наложив заплату на последнюю камеру, отправились обратно в Ленинград».

Больше упоминаний о поездках в Лугу в дневниках Е. Шварца обнаружить не удалось, однако в 1941 году, услышав о взятии Луги, Шварц вспомнит, «как шел в той же Луге через запруду на озере, где водопад, и вода кипела. И два мальчика со спортивным, строгим, холодноватым выражением лица, им лет по шестнадцать, ныряли с плотины в этот водопад спиной, будто совершали обряд, так строго».


2.6. ВОСПИТАННИК РЕСПУБЛИКИ ШКИД

Леонид Пантелеев был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, чудом избежавшим сталинских репрессий, одним из авторов легендарной книги «Республика ШКИД».
Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1921, во время Гражданской войны, оставшись без родителей, оказался в школе для беспризорных им. Ф.М. Достоевского: впечатления о ней стали основой первой книги «Республика ШКИД», написанной в 1927 году совместно с Г. Белых, однокашником из школы им. Достоевского. В 1967 году по книге был снят одноименный фильм. Книга Г. Белых и Л. Пантелеева получила восторженный отзыв М. Горького.

Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л. Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осажденном Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. Вернуться в литературу Пантелееву удалось лишь после смерти Сталина, когда в защиту писателя выступили К. Чуковский и С. Маршак.

Писал Л. Пантелеев в основном для детей. Теме нравственного величия подвига посвящены рассказы для детей и юношества о Гражданской и Великой Отечественных войнах: «Пакет» (1932), «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), «Долорес» (1948), «Индиан Чубатый» (1952) и др. Писатель был автором книг о героической обороне Ленинграда - «В осажденном городе» (1964) и «Январь 1944» (1965), а также автобиографической повести «Ленька Пантелеев» (1939; новый вариант 1952). Рассказы Л. Пантелеева отличают тонкое знание и умелое изображение психологии подростка, увлекательный сюжет.

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л. Пантелеев вел в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили ее в один ряд с книгой К.Чуковского «От двух до пяти».

Уже посмертно (1991) выходит еще одна книга Л.Пантелеева – «Верую…», над которой он, оказывается, работал всю жизнь. В ней перед читателем является совсем другой человек, нежели в произведениях «советского» периода. Писатель стремится и переосмыслить прожитое, и высказать ранее недосказанное.
Леонид Пантелеев, прожив долгую жизнь, скончался 9 июля 1989 года.

«Наша Маша» — замечательная книга Л. Пантелеева. Она представляет собой дневник наблюдений отца (собственно Пантелеева), запись первых шагов жизни его дочери. Совершенно прелестная, трогательная, смешная книга, которую с удовольствием читают как дети, так и взрослые. «Наша Маша» имеет, однако, не только литературные достоинства и преимущества документальности.

Пантелеев дал ей подзаголовок «книга для родителей» — и она действительно может сослужить как собрание родительского опыта. Пантелеев, человек сохранивший веру в эпоху гонений и вообще крайне достойная личность, воспитывал свою дочь в крепких нравственных идеалах и — как писатель — прививал высокую культуру. Его опыт поможет тем родителям, которые хотят воспитать человека, а не просто «вырастить» ребенка.

 Нам же эта книга интересна ещё и потому, что в ней упоминается наш город, в котором Л. Пантелеев летом 1960 года снимал дачу. Вот несколько страничек из дневника писателя с упоминанием нашего города.10

Из произведения «Наша Маша» о Луге



13.6.60

Десятого мы с мамой ездили в Лугу, смотрели дачу. Понравилась. Это не в самой Луге, а за городом, на Лангиной горе. Выйдешь из калитки - и уже лес.

Через другую калитку пройдешь - река Луга, за ней густые леса, а по эту сторону - заливные луга...

27.6.60.

Первое письмо из Луги. Мама устала, измучилась устройством быта, но при этом не нахвалится тамошней природой, ее красотой, целительностью воздуха и так далее…
3.7.60.Луга.
Уже четвертый день папа в Луге. Ехал сюда автобусом. После двух с
половиной часов качки и тряски вышел, пошатываясь, на привокзальную площадь, огляделся: никого нет, никто не встречает…

К сожалению, погода с моим приездом испортилась - холодно, льет
проливной дождь.

Вчера выдался небольшой просвет, и мы с Машей пошли на прогулку,
знакомиться с окрестностями. Тут, на берегах Луги, довольно красиво, а
местами и очень красиво, но не так дико, безлюдно и пустынно, как нам
казалось, когда мы снимали дачу…












3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все мы родом из детства. Только с годами мы начинаем понимать, как дорог нам край родной, место, где каждый из нас родился и вырос. Велика наша планета, более 200 государств больших и малых находится на ней. А самая большая территория - Россия. Широки её поля, глубоки её реки, необъятны леса. Как много в ней крохотных деревень, маленьких городков… Любовь к Отчизне начинается с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и вырос, с его истории, культуры, со знания обычаев и нравов той или иной местности.

«Прежде всего, — писал Д.С.Лихачёв, — надо спасать культуру провинции... Вспомним, что большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование не в Петербурге, и не в Москве. Эти города только собирали все лучшее..., но рождала гениев именно провинция... Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней»11.

Для того чтобы понимать, ценить и сохранять культуру прошлого надо самим иметь достаточно высокий культурный уровень в настоящем, а этому в большой мере и способствует литературное краеведение.

С нашим городом связаны судьбы многих талантливых людей. Они здесь отдыхали, творили, радовались, любили, жили. Они полюбили наш город, сумели разглядеть в нём что-то, их воспоминания помогают и нам узнать лучше родные места.

Собранный материал можно будет использовать на уроках литературы с 5 по 11 класс, для подготовки экскурсий в школьном музее, бесед по краеведению на классных часах, в радиопередачах школьного агентства радиопередач (ШАР).



4. БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Голубева И. Л. Федорино горе. Сказка, написанная в Луге / Чуковский К. Федорино горе. Сказка, написанная в Луге. - Луга, 2013. с .15-18

  2. Каверин В., Новиков В. Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. - М., «Книга», 1988.

  3. Кушлина О. Б., Перегудова З. И. К. Р. // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь. — М.: 1994. — Т. 3.

  4. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Нотабене, 1994 г.

  5. Лихачёв Д.С.  Земля родная. М.: Просвещение, 1983.

  6. Пантелеев Л. Наша Маша. Книга для родителей. – Л.: Детская литература, 1976.

  7. Чуковский Н. Разговоры с Тыняновым / Н. Чуковский // Воспоминания о Ю. Тынянове: Портреты и встречи. – М.: Советский писатель, 1983.

  8. Шварц Е. Позвонки минувших дней – М.: Вагриус, 2008.

  9. Шилько О. А. Сосны, холмы, тишина…/Луга в воспоминаниях, дневниках и письмах К. Чуковского, Л. Пантелеева и Е. Шварца. – Лужская правда, №69, 2015 г.

  10. Шкловский В. Город нашей юности / В. Шкловский //Воспоминания о Ю. Тынянове. – М.: Советский писатель, 1983.

  11. Уездный город: Историко-литературный альманах. – Луга, 2007.

  12. Газета «Провинциальные новости», статьи А.В.Носкова, О.В. Набокиной, И.В. Половинкина.

  13. http://regionavtica.ru

  14. http://ru.wikipedia.org

  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%84_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

  16. http://dompisatel.ru/user/124

  17. http://luga.47lib.ru/

  18. http://chukovskiy.ouc.ru/kradenoe-solnce.html/priznanie-starogo-skazochnika.html

1 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982 г. – с.38


2 Лихачёв Д.С.  Земля родная. М.: Просвещение, 1983.


3 http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Skazochnik.htm


4 Позвонки минувших дней / Е. Шварц. – М.: Вагриус, 2008

5 Каверин В., Новиков Вл. Новое зрение. – М.: КНИГА, 1988


6 Каверин В. Девять десятых судьбы. (книга III, гл. 6) https://profilib.com/chtenie/67401/veniamin-kaverin-devyat-desyatykh-sudby-18.php


7 Шкловский В. Город нашей юности / В. Шкловский //Воспоминания о Ю. Тынянове. – М.: Советский писатель, 1983.


8 Чуковский Н. Разговоры с Тыняновым / Н. Чуковский // Воспоминания о Ю. Тынянове: Портреты и встречи. – М.: Советский писатель, 1983.


9 Шварц Е. Позвонки минувших дней / Е. Шварц. – М.: Вагриус, 2008

10 Пантелеев Л. «Наша Маша. Книга для родителей. – Л.: Детская литература, 1976


11 Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Нотабене, 1994 г. с.125


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!