СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ по литературному краеведению «Им Луга подарила вдохновение…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря проекту у обучающихся развиваются творческие и исследовательские способности и совершенствуются коммуникативные качества. Проект позволяет формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками, своей семьёй, предками. Предполагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями. Проект имеет практическую ценность, т.к. собранный  и    систематизированный материал пополняет фонд школьного музея, библиотеки.  

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ по литературному краеведению «Им Луга подарила вдохновение…»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»











ПРОЕКТ

по литературному краеведению

«Им Луга подарила вдохновение…»













Выполнила: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги


г. Луга

20_14_






Оглавление

Паспорт проекта………………………………………………………… 3

Пояснительная записка…………....……………………………………. 7

Приложение





































Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев

Пояснительная записка:

Д.С.Лихачев придавал особое значение занятиям литературным краеведением, он писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…»1.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Любовь к Отчизне начинается с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и вырос.

  Эту мысль подтверждает С. Никитин. В повести «Живая вода»2 он написал: «Знать природу своего края, его историю, быт, экономику – это значит укоренять в себе любовь к Родине».

   Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей русской истории и культуре.

Данная работа посвящена тем страничкам истории, которые малоизвестны и не укладываются в рамки школьных уроков. Интерес работы над этим проектом состоял в необходимости искать неизвестные факты из жизни известных людей. Было интересно узнать, имена каких поэтов и писателей, художников и композиторов связаны с нашей малой родиной.

Мало кто знает, что такие великие имена как Салтыков-Щедрин, Куприн, Блок, Мережковский и другие связаны с маленьким и неприметным городком русской глубинки. Они любили Лужский край и заслуженно называли его «курортной жемчужиной».

Краеведы Лужского края собирают бесценную информацию по крупинкам из воспоминаний современников, из старых печатных изданий, внося тем самым неоценимый вклад в историю не только района, но и области, и всей страны. Ведь история государства складывается не только из глобальных событий в его жизни, но и из истории отдельных местечек, постепенно сливающихся в единое целое.

Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся.

В этой работе мы собрали материал лишь о немногих деятелей искусства. Но нельзя забывать, что ценителями лужских красот были не только поэты и писатели: Н. Некрасов, И. Тургенев, А. Блок, М. Пришвин, В. Шишков, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Чуковский, Ю. Тынянов. Приезжали на этюды художники И. Шишкин, И. Крамской, К. Савицкий, Б. Кустодиев, Г. Верейский. Отдыхали и черпали вдохновение на лужской земле учёные: изобретатель радио А. Попов, зоолог Н. Книпович, профессор химии А. Меншуткин, академики В. Овсянников, К. Арсеньев, А. Воейков; композиторы – Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский; оперные певцы – Ф. Шаляпин, И. Ершов.































ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

«Им Луга подарила вдохновение...»

Учебный предмет:

Литература, краеведение

Тип проекта:

  • образовательный, надпредметный и межпредметный;

  • проектная работа (по доминирующей деятельности);

  • исследовательская работа (по предметно-содержательной области);

  • консультация участников проекта, самостоятельная деятельность учащихся (по характеру координации проекта);

  • групповой (по характеру контактов);

  • 24 чел. (по количеству участников).

Заказчик проекта:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Луги Ленинградской области

Основополагающий вопрос:

Какие деятели искусства бывали на Лужской земле, как это отразилось в их творчестве, какие произведения были созданы здесь?

Темы (вопросы) самостоятельных исследований:

  1. Какие поэты и писатели бывали в Луге или её окрестностях, какие произведения здесь были созданы?

  2. Для каких художников Лужская земля стала источником вдохновения?

  3. Творчество каких композиторов связано с нашим краем?

Объект проекта:

Исторические документы о родном крае, литературные произведения, собранный краеведческий материал, собранный обучающимися.

Предмет проекта:

Проектная деятельность, направленная на повышение интереса к истории и культуре родного города, а также организация поисковой и исследовательской деятельности с обучающимися.

Цель проекта:

  1. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; целостного, образного и пространственного мышления;

  2. Приобрести навыки самостоятельной работы; работы в команде; работы с большими объёмами информации; исследовательской работы; умения увидеть проблему и наметить пути её решения;

  3. Расширить представления обучающихся об истории родного края;

  4. Воспитать гуманизм, патриотизм, бережное отношение к традициям и культуре родного края;

  5. Научить работать с разными видами исторических источников; пользоваться программой MS Pawer Point для оформления результатов; кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Задачи проекта:

  1. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

  2. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;

  3. Формировать навыки самообразования;

  4. Формировать навыки работы в команде;

  5. Развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;

  6. Формировать навыки самоконтроля.

Гипотеза проекта:

Если изучить и внедрить в систему уроков краеведческий материал, а также организовать с обучающимися поисковую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации, то это не только расширит представления об историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует у учащихся активную гражданскую позицию.

Проект разовьёт у обучающихся способность к самостоятельной работе над проблемой, даёт возможность получить крепкие знания по краеведению, формирует стойкий познавательный интерес к предмету и положительную мотивацию к учению.

Благодаря проекту у обучающихся будут развиваться творческие способности и совершенствоваться коммуникативные качества.

Проект позволит формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками, своей семьёй, предками.

Предполагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Проект имеет практическую ценность, т.к. собранный и систематизированный материал может пополнить фонд школьного музея, библиотеки, его можно использовать на уроках и в работе над другими проектами, т.к. тема ещё не исчерпана.

Контрольно-измерительные материалы:

критерии оценивания презентации, критерии оценивания публикации (приложение 1)

Контроль осуществляется:

    • посредством наблюдения и анализа выполненных заданий (в процессе работы учащихся);

    • на итоговой защите проекта.

Этапы работы:

  1. Постановка проблемы и темы исследования.

  2. Определение цели и задач исследования.

  3. Сбор информации о связи деятелей искусства с Лужским краем.

  4. Изучение и анализ информации.

  5. Подбор иллюстрированного материала.

  6. Оформление результатов исследования.

  7. Представление и защита результатов проекта.

Форма представления результатов самостоятельных исследований учащихся:

Обучающиеся работали со статьями краеведов, книгами, публикациями СМИ, нашли материал по заявленной теме, подобрали иллюстрации к выбранному материалу. Представили мультимедийные презентации и сообщения.

Методы:

  1. Частично-поисковый

  2. Исследовательский

  3. Наглядный

  4. Аналитический

Необходимое оборудование:

Исследования краеведов, публикации СМИ, компьютер.

Краткая аннотация проекта:

  1. Данный проект затрагивает актуальную тему по литературному краеведению. Литературное краеведение обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство гордости за свой народ, за свою Родину; воспитывает любовь к своему краю.

  2. Проект предназначен для учащихся 5 – 11 классов, изучающих литературу; для учителей, работников библиотеки, а так же для всех, кто интересуется историей родного края.

  3. В проекте представлен материал, собранный в ходе работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет; материалами, опубликованными в СМИ.

Предполагаемый результат:

  1. устойчивый интерес к истории своей Родины;

  2. знания по истории и культуре родного края;

  3. умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  4. способность творчески мыслить и рассуждать;

  5. умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  6. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  7. способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Техническое оснащение:

Компьютер, Microsoft Office Power Point, мультимедийный проектор, экран.









































Приложение 1

Критерии оценки

Титульный слайд с заголовком

5

 

 

Минимальное количество – 10 слайдов

10

 

 

Использование эффектов анимации

15

 

Вставка фотографий, рисунков, анимаций

10

 

Новизна материала: Много новой информации



2

 

Мало новой информации



0

 

Доходчивость при изложении материала:

Материал понятен





2

 

Материал непонятен



0

 

Эмоциональность при изложении материала:

Интересно

 



2

 

Неинтересно



0

 

Прагматичность: Материал необходим



2

 

Материал не нужен



0

 

Выводы

10

 

ОРГАНИЗАЦИЯ защиты

Текст хорошо написан и сформулированные идеи ясно изложены

10

 

Слайды представлены в логической последовательности

5

 

Рациональное использование времени, отведённого на защиту проекта

5

 

Искусство изложения материала при защите (речь, темп, эмоциональность, умение владеть аудиторией слушателей)

 

7

 

Эстетическое оформление презентации

15

 

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

100

 



1 Лихачёв Д.С.  Земля родная. М.: Просвещение, 1983.—С. 14—18.

2 Никитин С.К. Живая вода. Повести и рассказы, М., 1973.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!