Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
ПРОЕКТ
по литературному краеведению
«Им Луга подарила вдохновение…»
Выполнила: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги
г. Луга
20_14_
Оглавление
Паспорт проекта………………………………………………………… 3
Пояснительная записка…………....……………………………………. 7
Приложение
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка:
Д.С.Лихачев придавал особое значение занятиям литературным краеведением, он писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…»1.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Любовь к Отчизне начинается с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и вырос.
Эту мысль подтверждает С. Никитин. В повести «Живая вода»2 он написал: «Знать природу своего края, его историю, быт, экономику – это значит укоренять в себе любовь к Родине».
Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей русской истории и культуре.
Данная работа посвящена тем страничкам истории, которые малоизвестны и не укладываются в рамки школьных уроков. Интерес работы над этим проектом состоял в необходимости искать неизвестные факты из жизни известных людей. Было интересно узнать, имена каких поэтов и писателей, художников и композиторов связаны с нашей малой родиной.
Мало кто знает, что такие великие имена как Салтыков-Щедрин, Куприн, Блок, Мережковский и другие связаны с маленьким и неприметным городком русской глубинки. Они любили Лужский край и заслуженно называли его «курортной жемчужиной».
Краеведы Лужского края собирают бесценную информацию по крупинкам из воспоминаний современников, из старых печатных изданий, внося тем самым неоценимый вклад в историю не только района, но и области, и всей страны. Ведь история государства складывается не только из глобальных событий в его жизни, но и из истории отдельных местечек, постепенно сливающихся в единое целое.
Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся.
В этой работе мы собрали материал лишь о немногих деятелей искусства. Но нельзя забывать, что ценителями лужских красот были не только поэты и писатели: Н. Некрасов, И. Тургенев, А. Блок, М. Пришвин, В. Шишков, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Чуковский, Ю. Тынянов. Приезжали на этюды художники И. Шишкин, И. Крамской, К. Савицкий, Б. Кустодиев, Г. Верейский. Отдыхали и черпали вдохновение на лужской земле учёные: изобретатель радио А. Попов, зоолог Н. Книпович, профессор химии А. Меншуткин, академики В. Овсянников, К. Арсеньев, А. Воейков; композиторы – Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский; оперные певцы – Ф. Шаляпин, И. Ершов.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта:
«Им Луга подарила вдохновение...»
Учебный предмет:
Литература, краеведение
Тип проекта:
образовательный, надпредметный и межпредметный;
проектная работа (по доминирующей деятельности);
исследовательская работа (по предметно-содержательной области);
консультация участников проекта, самостоятельная деятельность учащихся (по характеру координации проекта);
групповой (по характеру контактов);
24 чел. (по количеству участников).
Заказчик проекта:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Луги Ленинградской области
Основополагающий вопрос:
Какие деятели искусства бывали на Лужской земле, как это отразилось в их творчестве, какие произведения были созданы здесь?
Темы (вопросы) самостоятельных исследований:
Какие поэты и писатели бывали в Луге или её окрестностях, какие произведения здесь были созданы?
Для каких художников Лужская земля стала источником вдохновения?
Творчество каких композиторов связано с нашим краем?
Объект проекта:
Исторические документы о родном крае, литературные произведения, собранный краеведческий материал, собранный обучающимися.
Предмет проекта:
Проектная деятельность, направленная на повышение интереса к истории и культуре родного города, а также организация поисковой и исследовательской деятельности с обучающимися.
Цель проекта:
Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; целостного, образного и пространственного мышления;
Приобрести навыки самостоятельной работы; работы в команде; работы с большими объёмами информации; исследовательской работы; умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
Расширить представления обучающихся об истории родного края;
Воспитать гуманизм, патриотизм, бережное отношение к традициям и культуре родного края;
Научить работать с разными видами исторических источников; пользоваться программой MS Pawer Point для оформления результатов; кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Задачи проекта:
Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;
Формировать навыки самообразования;
Формировать навыки работы в команде;
Развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;
Формировать навыки самоконтроля.
Гипотеза проекта:
Если изучить и внедрить в систему уроков краеведческий материал, а также организовать с обучающимися поисковую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации, то это не только расширит представления об историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует у учащихся активную гражданскую позицию.
Проект разовьёт у обучающихся способность к самостоятельной работе над проблемой, даёт возможность получить крепкие знания по краеведению, формирует стойкий познавательный интерес к предмету и положительную мотивацию к учению.
Благодаря проекту у обучающихся будут развиваться творческие способности и совершенствоваться коммуникативные качества.
Проект позволит формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками, своей семьёй, предками.
Предполагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.
Проект имеет практическую ценность, т.к. собранный и систематизированный материал может пополнить фонд школьного музея, библиотеки, его можно использовать на уроках и в работе над другими проектами, т.к. тема ещё не исчерпана.
Контрольно-измерительные материалы:
критерии оценивания презентации, критерии оценивания публикации (приложение 1)
Контроль осуществляется:
Этапы работы:
Постановка проблемы и темы исследования.
Определение цели и задач исследования.
Сбор информации о связи деятелей искусства с Лужским краем.
Изучение и анализ информации.
Подбор иллюстрированного материала.
Оформление результатов исследования.
Представление и защита результатов проекта.
Форма представления результатов самостоятельных исследований учащихся:
Обучающиеся работали со статьями краеведов, книгами, публикациями СМИ, нашли материал по заявленной теме, подобрали иллюстрации к выбранному материалу. Представили мультимедийные презентации и сообщения.
Методы:
Частично-поисковый
Исследовательский
Наглядный
Аналитический
Необходимое оборудование:
Исследования краеведов, публикации СМИ, компьютер.
Краткая аннотация проекта:
Данный проект затрагивает актуальную тему по литературному краеведению. Литературное краеведение обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство гордости за свой народ, за свою Родину; воспитывает любовь к своему краю.
Проект предназначен для учащихся 5 – 11 классов, изучающих литературу; для учителей, работников библиотеки, а так же для всех, кто интересуется историей родного края.
В проекте представлен материал, собранный в ходе работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет; материалами, опубликованными в СМИ.
Предполагаемый результат:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Техническое оснащение:
Компьютер, Microsoft Office Power Point, мультимедийный проектор, экран.
Приложение 1
Критерии оценки |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование эффектов анимации | 15 | |
Вставка фотографий, рисунков, анимаций | 10 | |
Новизна материала: Много новой информации |
2 | |
Мало новой информации |
0 | |
Доходчивость при изложении материала: Материал понятен |
2 | |
Материал непонятен |
0 | |
Эмоциональность при изложении материала: Интересно |
2 | |
Неинтересно |
0 | |
Прагматичность: Материал необходим |
2 | |
Материал не нужен |
0 | |
Выводы | 10 | |
ОРГАНИЗАЦИЯ защиты |
Текст хорошо написан и сформулированные идеи ясно изложены | 10 | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | |
Рациональное использование времени, отведённого на защиту проекта | 5 | |
Искусство изложения материала при защите (речь, темп, эмоциональность, умение владеть аудиторией слушателей) | 7 | |
Эстетическое оформление презентации | 15 | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 100 | |
1 Лихачёв Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983.—С. 14—18.
2 Никитин С.К. Живая вода. Повести и рассказы, М., 1973.