МДОУ «Центр развития ребенка» д/с №3 г. Томска
Краткосрочный проект на тему:
«Чтобы не было беды »
Воспитатель: Чикунова Т.П.
Муз. Руководитель: Сарапулова Н.В.
Педагог доп. Образования: Симачкова Е.В.
Томск 2013
Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем поселке. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта.
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:
Образовательные
Познакомить с историей возникновения огня.
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ

Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Участники проекта:
Дети
Родители
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования (ИЗО)

Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Срок реализации проекта: 2 недели.

Реализация проекта
Работа с родителями (день первый)
Выставка литературы по теме.
Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
Анкета для родителей по теме.
«Что такое огонь?» (день второй)
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».
«Полезный огонь» (день третий)
Рисование на тему : «Дети и пожар».
Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр.120]
Познавательное занятие «Огонь – друг».
«Опасный огонь» (день четвёртый)
Дидактическая игра «Причины пожаров».
Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
Разучивание песни: «Пожар».
«Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый)
Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Игры-соревнования.
Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа»
«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)
Практическое занятие «Чтобы не было беды».
Изготовление масок к театрализованному представлению: «Кошкин дом».
Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».
Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)
Познавательное занятие «Чудо-дерево».
Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».
Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)
Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»
Разучивание танца: «Огонь».
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
«Огонь в литературе» (день девятый)
Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».
Литературная викторина.
«Огонь в картинках и загадках»
Итоговый день (день десятый)
Театрализованное представление «Кошкин дом»

ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопрос | Ответ |
1.Ф.И.О. | |
2.Оставляете ли вы своего ребёнка одного?
Если да, то чем он в это время занимается? | |
3.Доступны ли в вашем доме для ребёнка спички, электроприборы?
Где они хранятся?
| |
4.Использует ли ваш ребёнок спички, испорченные приборы в самостоятельной деятельности? | |
5.Какую работу проводите по профилактике пожарной безопасности?
| |
6.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад?
| |
БЕСЕДА "ЭТА СПИЧКА - НЕВЕЛИЧКА".
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы видели когда – нибудь пожар?
В последнее врем в нашем селе участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
-От чего происходят пожары?
- От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
-Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
- Здесь изображён пожар. Пылает лес.
- А по каким причинам мог загореться лес?
- А могли ли дети играть спичками?
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
-Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете?
- И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Приходит время и каждому из нас приходится учиться пользоваться спичками.
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками?
Смотрите, как нужно зажигать спичку. Не нужно торопиться, подальше от серной головки держите пальчики, чтобы вспыхнув, она не обожгла ваши пальчики. Не бросайте спичку пока она не догорит. Даже догоревшую спичку нельзя бросать на пол. Брошенная спичка может стать причиной пожара.
Конспект комплексного занятия по изодеятельности для старшей группы детского сада «Дети и пожар».
Цель: закрепить и обобщить с детьми правила пожарной безопасности.
Задачи: уточнить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную стороны. Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с огнём. Дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с первичными действиями при обнаружении пожара. Развивать мышление ребенка: умение анализировать, сравнивать, обобщать свои знания, делать выводы, выражать свои мысли языком творчества. Развивать композиционные умения и навыки. Воспитывать дружелюбие, желание помочь в беде.
Материалы и оборудование: письмо от Смешариков( конверт с картинкой «Смешарики», внутри которого иллюстрации с изображением ситуаций , где Смешарики нарушают правила пожарной безопасности). Альбомные листы формата А-4, восковые мелки, акварельные краски, простые карандаши, кисти, баночки с водой.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, сегодня на занятии мы вновь поговорим с вами о безопасности. А именно, о безопасности обращения с огнём. Очень давно люди научились добывать огонь, который верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становиться смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.
А сейчас помогите закончить стихотворные строчки: Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар).
Раз, два. Три, четыре.
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто белье сушил над (газом)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег (траву)?
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые (предметы)?
Помни каждый гражданин,
Пожарных номер … (01)?
Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит письмо от Смешариков.

Педагог распечатывает конверт, а там картинки, на которых изображены ситуации, в которые попали герои любимого мультфильма. Дети вместе с педагогом рассматривают картинки, анализируют, дают краткую оценку каждой ситуации. Педагог задаёт наводящие вопросы.
Можно ли без взрослых разжигать в лесу огонь? Траву сухую поджигать?

Можно ли не затушенный костер в лесу бросать?
Мы вчера ходили в лес,
Ну а ночью он исчез!
Так от нашего костра
Целый лес сгорел дотла!
Нельзя разводить костры без взрослых.
Нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте. - Нельзя близко стоять около костра.
Нельзя бросать в огонь предметы.
А фейерверки поджигать?

Хочешь ты салют устроить?
Хорошо, не станем спорить,
Только, чтоб не пострадать
Нужно в помощь взрослых звать!
Электроприборы включать?


Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
Если гости к вам пришли; Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть, Не забудьте выключить утюг!
Печь без взрослых включать?
Не играй с электроплиткой! Спрыгнет с плитки пламя прыткое. С газом будь ты осторожен. От газа пожар возможен!
Нельзя над газовой плитой сушить промокшую одежду. Вы сами знаете, какой большой пожар грозит невежде!
По какому телефону нужно звонить, если случился пожар?

Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01!
Педагог. Похоже, что наши герои – Смешарики до конца не усвоили правила пожарной безопасности. А может и вовсе их не знают, раз попали в такие неприятные ситуации. Давайте, ребята, мы своими рисунками ещё раз напомним любимым героям мультфильма, как нельзя вести себя со спичками, с электричеством, какие последствия могут произойти, если не соблюдать элементарных правил, с помощью которых можно сделать свою жизнь безопаснее. Сказку о том, что все знать должны,
С вами сочиним и мы.
Сказку не страшную,
А пожароопасную.
Практическая часть.
Дети придумывают ситуацию, которая могла бы произойти с их любимым героем мультфильма при не правильном обращении с огнём. Затем, делают быстрый набросок всей композиции простым карандашом. Продолжают работу восковыми мелками и акварельными красками.
Физминутка.
Мы сидели, мы устали, сказку дружно сочиняли,
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши,
И друг к другу повернулись, всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.
И закончили зарядку, тихо-тихо сев за парту.
Итог занятия.
По окончании работы, педагог предлагает детям проверить, как они усвоили правила пожарной безопасности и поиграть в игру:
«Это я, это я, это все мои друзья…»
1. Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил утюг?
2. Кто пожарным помогает
Правила не нарушает?
3. Столб огня чердак объял
Кто там спичками играл?
4. Дым увидел – не зевает
И пожарных вызывает.
5. Кто соседской детворе
Объясняет во дворе
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Правил пожарных несложен урок,
Знай, выполняй их и помни дружок!
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтоб пожаров и бед избежать, -
С огнем не пристало играть!
Лучшие работы детей педагог помещает на коллективную выставку детского сада , посвящённой Основам Безопасной Жизни.

Игра «Причины пожаров».
Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в (квартире)
Кто не выключил (утюг)
Кто со спичками (играл)
Кто сушил бельё над (газом)
Кто там спичками (играл)
Это кто там жёг (костёр)
Кто у дома жёг (листву)
Незнакомые (предметы).
И пожарных (вызывай)
Этот номер (0 1).
Экскурсия по детскому саду.
Цель: Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.
Задачи: Показать детям, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара.
Рассказ воспитателя.
Дети, давайте пройдём по детскому саду. А экскурсию начнём от входа. Посмотрите на столике стоят огнетушители. Кто скажет, для чего они нужны? Правильно, огнетушителями пользуются для того, чтобы погасить огонь. Они постоянно стоят на своём месте, и все должны знать их местонахождение, чтобы не искать по детскому саду, если вдруг понадобятся. А где ещё у нас стоят огнетушители?
Здесь у нас находится «Уголок по противопожарной безопасности» для взрослых. Здесь описаны все действия сотрудников детского сада по спасению детей и организации тушения пожара.
В этом уголке помещены правила поведения для вас. Давайте ещё раз прочитаем их и повторим.
А это запасной выход. Эта дверь всегда открыта, чтобы мы в любую минуту могли воспользоваться ею. Если вдруг входная дверь объята дымом или огнём, то нужно выходить через запасной выход. Посмотрите, над дверью высвечивается надпись «Выход», чтобы мы в любых условиях могли найти выход.
Ещё в нашем детском саду есть звуковая система оповещения, которая подаёт громкий сигнал, если уловит запах дыма.
На крыше сделана противопожарная пропитка. Видите, у нас есть целая система защиты от пожара. Нам нужно только соблюдать правила противопожарной безопасности
Игры- соревнования.
1.Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
2.. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
3.Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
4.. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
Практическое занятие « Чтобы не было беды».
«Чтобы не было беды, лучше правила учи».
Цель: Обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма.
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду.
Способствовать развитию осмотрительности и осторожности, логического мышления и памяти.
Воспитывать чуткость, отзывчивость, самообладание.
Ход занятия
Воспитатель. На прошлом занятии мы с вами узнали, какую пользу приносит человеку огонь. Но огонь является нашим другом только тогда, когда мы правильно с ним обращаемся. Только мы забываем быть осторожными, начинаем играть с огнём, он сразу же становится нашим врагом.
Отгадайте загадку: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит
И от злости ест дрова –
Целый час, а может два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Дети. Огонь.
(В группу влетает огонь).
Огонь. Бушую и злюсь, Без зубов, а кусаю
Воды боюсь. Всё ем - не наедаюсь
С языком, а не лаю А попью – умираю.
Кто я?
Дети. Огонь.
Огонь. Я сегодня добрый, но добрым буду до тех пор, пока вы будите соблюдать правила обращения с огнём. Я открою вам свои секреты. Расскажу, как можно сделать меня безопасным. Но сначала скажите мне, по какой причине может возникнуть пожар? (Ответы детей).
Огонь. Молодцы, знаете, что игра со спичками, зажигалками, неосторожное обращение с газом, оставленные без присмотра включенные электроприборы, неисправная печка – всё это может стать причиной пожара. Сегодня вы будите учиться не допускать пожара, а при необходимости бороться со мною.
Воспитатель. Усаживайтесь, слушайте и запоминайте. Мы с вами живём в деревне. В каждом доме есть печка. Она очень часто служит причиной пожара.
Посмотрите на картинку и вспомните произведение С.Я.Маршака «Пожар»
«Только мать сошла с крылечка
Лена села перед печкой, в щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит
Приоткрыла дверку Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх полез по занавескам».
Правило №1.
Без взрослых не подходи к затопленной печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскалённые угли или искры и стать причиной пожара.
А второе правило очень простое, его нужно просто хорошенько запомнить.
Правило №2
Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Посмотрите на эту картинку и давайте попробуем сами сочинить правило. (На картинке включенный и оставленный без присмотра утюг). Правильно вы сказали, и правило у нас получилось вот такое.
Правило №3
Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюг. Уходя из дома, обязательно их выключи.
Правило №4
Не трогай газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спички и не включай свет.
Срочно проветри квартиру и позови взрослых.
Воспитатель. Подходят новогодние праздники, и знать это правило нам просто необходимо.
Правило №6
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни, свечи дома без взрослых.
Огонь. Какие хорошие правила, если дети всегда будут их соблюдать, то мне никогда не придётся быть злым и жестоким.
Воспитатель. А теперь я вам открою секреты, которые помогут вам избежать пожара.
Если из печки выпал крошечный уголёк, что вы можете сделать? Если огонёк небольшой, то нужно сразу затушить его - залить водой, засыпать песком.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. Нужно сразу позвонить в пожарную охрану по телефону «01» , а лучше попроси об этом соседей.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по номеру «01», сообщи пожарным свой адрес. А теперь зови на помощь из окна соседей и прохожих. Звони родственникам и знакомым. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение, но иногда и погасить огонь. Опасайся дыма, он бывает намного опаснее огня. Чаще всего люди не сгорают, а задыхаются в дыму.
Практическое занятие.
1.Запасаемся водою в свободные ёмкости.
2.Из имеющейся ткани делаем повязку.
3.Смачиваем водой, дышим через повязку.
4. Стараемся сидеть, как можно ниже, там дыма меньше.
Ни в коем случае нельзя прятаться в шкафы, под койки и другие труднодоступные места.
После прибытия пожарных слушайте их команду, они лучше знают, как тебя спасти.
Если пожар случился в детском саду, нужно слушать взрослых – они сделают всё, чтобы вас спасти.
Сейчас я прочитаю вам памятку, вспомним самые основные действия во время пожара.
Огонь. А я подарю вам такие памятки, чтобы вы всегда помнили эти правила. Помните, я всегда присутствую в вашей группе – в телевизоре, электрической лампочке, в электрической духовке, в компьютере. Если взрослые и дети не будут нарушать правила, я всегда буду только добрым.
ПАМЯТКА ДОШКОЛЬНИКУ
1Если вдруг рядом с тобой загорелся какой-то предмет, попробуй потушить огонь. Для этого нужно плеснуть на пламя водой или высыпать на него землю (например, из цветочного горшка).
2. Если огонь потушить не удалось, нужно закрыть форточки, взять мобильный телефон, быстро накинуть на плечи куртку и выбежать из помещения, где есть источник огня.
3. Если огонь разгорается очень быстро, нужно просто выскочить из помещения.
4. Если у тебя с собой мобильный телефон, выскочив из дома, срочно позвони родителям, а затем сообщи о пожаре в пожарную охрану — позвони по телефону 01 и сообщи адрес своего дома.
5. Затем нужно постучаться к соседям или сообщить о возгорании дежурному по подъезду.
6. Если знакомых взрослых рядом не оказалось, нужно обратиться за помощью к любому встреченному взрослому или в ближайший магазин.
Познавательное занятие « Чудо- дерево».
(Правила пожарной безопасности в лесу)
Цель: Познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу.
Вооружить детей знанием основных причин пожара в лесу.
Развивать логическое мышление, артистизм.
Воспитывать сочувствие чужому горю, желание помочь пострадавшим.
Ход занятия.
Воспитатель: Как у наших у ворот
Чудо – дерево растёт.
Ни листочка на нём,
Ни цветочка на нём.
Посмотрите на шары,
Необычные они.
Дерево: Раньше листики росли,
И цветочки цвели.
Ко мне дети раз пришли
С собой спички принесли.
Обгорела вся листва,
Не цвету уж больше я.
Лишь растут с тех пор шары,
Все с вопросами они,
Чтобы вы не проходили,
О моём горе не забыли.
Воспитатель: Оля к дереву пойдёт,
Шарик с дерева сорвёт.
Дети, мы будем срывать шарики, читать вопросы и выяснять, что же послужило причиной той беды, которая случилась с этим деревом. Какие правила нарушили дети? Как могли дети предотвратить пожар?
Шар 1. Какое правило нарушили дети, которые играли возле дерева?
Шар 2.Как могли дети самостоятельно погасить маленький огонь?
Шар 3.По какому номеру телефона нужно было позвонить и позвать на помощь?
Шар 4. Почему нельзя без надобности вызывать пожарную машину?
Шар 5.Дети, запомните, пожалуйста.
Из одного дерева можно сделать много – много спичек, а одной спичкой можно сжечь много – много деревьев. (Дети срывают шарики, обсуждают вопросы).
Воспитатель: При помощи волшебных шариков мы выяснили, что дети нарушили очень важное правило – играли со спичками. Они не попытались самостоятельно потушить ещё маленький огонёк и не позвонили по номеру 01, не сообщили взрослым. Дети не знали, что маленький огонь можно засыпать песком, землёй, залить водой, накрыть мокрой тряпкой и обязательно звать на помощь взрослых.
Дерево: Меня очень радует, что вы обучены правилам пожарной безопасности. Я, надеюсь, что по вине детей больше не будут погибать деревья.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл старик – лесовик. Обратите внимание, как он взволнован, ему не терпится рассказать нам очень грустную историю.
Старик – лесовик: Я человек лесной, часто брожу по лесу. Вижу разных гостей. В лес приходят охотники, туристы, ягодники и грибники. Не всегда они правильно себя ведут. Совсем недавно туристы разожгли костёр, ушли, а погасить забыли. Ничто не предвещало беды, но к утру раздулся ветер и костёр ожил. Беззащитные животные с ужасом смотрели на огонь, но ничего не смогли сделать. Горела трава, цветы, трещали деревья. Все лесные жители пережили страшную трагедию. Не всем животным удалось выбраться из огня. Со мною сегодня пришли мои соседи: белочка, зайчик, лисичка и ёжик. Они хотят познакомить вас с правилами поведения в лесу, чтобы больше не было такой беды.
Белочка: Пожар – самая большая опасность в лесу. Запоминайте следующее правило
«Никогда не разводи костёр без взрослых»
Зайчик: Не играй со спичками. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Запомните и это правило.
Лисичка: Если пожар всё – таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
Ёжик: Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
Воспитатель: С какими простыми и очень важными правилами познакомили нас гости. Давайте, постараемся их запомнить. Поиграем в игру «Можно – нельзя». Я буду предлагать вам что – то сделать и буду бросать мяч, если можно это делать – ловите мяч, нельзя – не ловите.
1.Пока мама собирает грибы, давай разведём костёр.
2.Мама, давай зальём костёр водой.
3.Кажется, там что – горит, пойдем, посмотрим.
4. Не говори никому, что загорелась трава.
5.В лесу очень сухо, папа, осторожнее пользуйся зажигалкою.
Старик – лесовик: Я в лесу самый главный, поэтому повторю для вас самое главное правило.
Если будите его соблюдать – никогда не навредите природе.
«Никогда нельзя играть спичками».
И тогда эти слова никогда не будут относиться к вам.
«Дети взяли в руки спички,
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
Не осталось даже пня.
Воспитатель: Спасибо, гости за полезные советы. Наши дети и взрослым расскажут о правилах безопасного поведения в лесу. Поют противопожарные частушки.
1.Не играем мы со спичкой
Знаем мы она хитра
Ведь от спички- невелички
Загораются леса.
2.Разжигать костры не будем,
Обойдёмся мы без них
Пусть в лесу живут спокойно
Белки, зайцы и ежи.
3. Не шути, дружок, с огнём
Не прощает шуток он
Кто с огнём неосторожен,
Тот с бедой столкнуться может.
4.Чтоб пожара избежать,
Будем правила соблюдать,
Будем с ними в дружбе жить,
Будем радость всем дарить.
.Конкурс стихотворений на тему: «Спички детям не игрушки».
Цель: Развивать творческие способности детей. На материале произведений формировать привычку не играть со спичками. Вызвать эмоциональный отклик на содержание стихотворений.
Предлагаем детям стихотворения, просим с родителями поискать дома, можно выучить вдвоём по ролям.
СПИЧКИ
Не имей такой дурной
Привычки -
В домик нос совать,
где дремлют
Спички!
Потому, что спички –
Не синички,
Может пламя вылететь
Из спички,
Так что пусть уж спят они
В кроватке,
Но не надо щекотать им
Пятки,
Потому, что из-за этих
Пяток
В доме может вспыхнуть
Беспорядок
И такое - ах! –
Столпотворенье,
Что сгорит мое
Стихотворенье! [О.Вациетис ]
НОВЫЙ ГОД
Возле елки в Новый год
Водят дети хоровод:
- Здравствуй, здравствуй, елочка, Колкая иголочка!
Нас порадуй, поспеши.
Почему-то не идет
Коля к детям в хоровод,
Почему-то он сердит
И в углу один сидит.
- Встань-ка в круг скорее, Коля!
Чем ты, Коля, недоволен?
Видишь, Коля, Дед Мороз
Елку из лесу принес.
Говорит друзьям Николка
И при этом хмурит взгляд:
- Почему на нашей елке
Свечи нынче не горят?
С ними праздник веселей.
Эй! Сергей! Зажги скорей!
Взял Сережа коробок,
Вспыхнул хитрый огонек.
Огонек на елку прыгнул,
Изловчился, спичку выгнул.
«Хлоп» - и вспыхнула хлопушка.
«Хлоп» - еще горит игрушка.
«Хлоп» - и нет уже Снегурки.
Шишки тлеют, как в печурке.
Вместо снега тлеет вата.
В страхе мечутся ребята.
Дым валит со всех сторон.
Стойте, где здесь телефон? [О.Вациетис ]
СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА
Кто, ребята, знает Вову?
Драчуна, лгунишку, реву?
Он при маме из дверей
-Спички в руки, руки в брюки
И на улицу скорей.
Вот он влез на сеновал,
Заглянул потом в подвал.
С крыши прямо на чердак –
Запустенье здесь и мрак...
И чего тут только нет:
Чей-то старый табурет,
Доски, ящики, кадушки,
Веники, щепа и стружки...
Он позвал своих друзей:
«Шурка! Витька! Поскорей!
Вот играть-то где, ребята!
Чур, девчонок звать не надо.
Может, нам костер разжечь...
Стружки нечего беречь.
Поиграем, а потом
Все затушим и пойдем».
Дал приказ он Шуре с Витей:
«К середине все гребите.
Соберите в кучу сор,
Мы зажжем сейчас костер».
Красной струйкой завелось,
Поскакало, понеслось.
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».
И ребята со всех ног
Наутек...
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя [Е. Харинская ]
СЕРЕЖА
И папа, и мама Сережу бранят,
Со спичками сыну шалить не велят.
Однажды он спичку стащил со стола,
Она загорелась, его обожгла.
Заплакал Сережа, а папа сказал:
- Вот видишь, огонь и тебя наказал,
Кусаются спички, их трогать не смей!
А тронешь еще раз - укусят больней!
Сережа тихонько на палец подул,
Сережа пытливо на папу взглянул:
- Я больше не буду, но ты объясни,
А вас почему не кусают они?
А папа сказал:
- Нас спички боятся,
Мы знаем, как надо с огнем обращаться.
И спички не трогает больше Сережа. [Е. Харинская ]
Беседа «В жизни всегда ест место подвигу».
Цель: рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других,
вытаскивают из огня и дыма. На материале заметок из газеты «Маяк труда» воспитывать
сострадание чужой беде, осуждение равнодушия.
На столе лежат газеты, в которых написано о героизме людей, проявленном на пожаре.
Дети, перед нами лежит наша местная газета «Маяк труда». В ней постоянно пишут о пожарах. На страницах газет люди говорят спасибо тем, кто пришёл к ним на помощь.
Очень трогательно то, что героические поступки совершают дети. Жители села Красный яр благодарят старшеклассников Красносельской школы за то, что они первыми увидели возгорание и поспешили на помощь. Эти отважные дети, рискуя жизнью, спасали своих земляков. Помощь пострадавшим оказали и соседи.
А вот восьмиклассница Валя Мерзаева из села Моховского совершила настоящий подвиг. Она спасла при пожаре жизнь своей бабушки и брата. О ней теперь знают не только в Алейском районе, но и во всём Алтайском крае. На линейке первого сентября ей по поручению губернатора Алтайского края Карлина А.Б. вручили медаль «За честь и мужество», а также наручные часы с символикой Алтайского края. Глава Алейского района С.Я.Агаркова вручила ценный подарок.
Этим летом в нашем селе случился пожар. Была сухая, ветреная и очень жаркая погода. Могло выгореть полсела, но люди и пожарные упорным трудом не дали огню распространиться. Спасённые жители благодарили учащихся 10 класса Классин Игоря и Зубова Ваню за самоотверженный труд по предотвращению распространения огня. В этом году пожары принесли много разрушений. Люди спасали пострадавших из огня, помогали восстанавливать крышу, помогали, чем могли и люди справились с бедой. Попросите своих родных, пусть они расскажут вам об известных им случаях героических поступков наших земляков на пожаре. А вы завтра расскажите нам.
Занятие по изодеятельности в старшей группе детского сада. Подготовка к театрализации.
Раскрашивание плоскостных масок героев сказки «Кошкин дом».
Программное содержание.
Продолжать совершенствовать умение в работе с цветом, подбирать цвета в зависимости от характера и облика героя.
Организовать использование ранее полученного опыта в рисовании (смешивание красок, работа кистью, работа с палитрой).
Развивать воображение, фантазию, глазомер, координацию, силу движений.
Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Оборудование и материалы.
Гуашь, кисти, палитра, салфетки, емкости для воды, иллюстрации с изображением героев сказки. Заранее приготовленные педагогом контурные изображения действующих героев сказки.
Предварительная работа.
Прочтение сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Просмотр мультипликационного фильма по мотивам сказки «Кошкин дом». Предварительные репетиции театрализованного действа. Обсуждение характера каждого персонажа сказки.
Обогащение словаря.
Маски, театр, фольклор, декорации.
Методы и приёмы.
Педагог предлагает детям самим оформить маски для будущей театральной постановки «Кошкин дом». Дети берут маски своих персонажей, которых они будут играть. Вместе с педагогом ребята обсуждают характер, образ, внешние особенности того или иного животного сказки. Дети начинают работать над образами масок, раскрашивая их гуашевыми красками, используя палитру для получения нужных оттенков того или иного цвета. Педагог следит, чтобы маска была нарисована аккуратно, чётко были прорисованы детали: глазки, носик, ушки и т. д., чтобы тот или иной герой был узнаваемым, хорошо виден зрителям. По окончании работы, готовым маскам дают просохнуть.
Итог занятия.
Окончательно просохшие маски педагог прикрепляет к бумажному ободку. Размер ободка подгоняют по головке маленьких артистов. Идёт примерка масок, в ходе которой педагог вместе с детьми обсуждает полученный результат, поправляет или добавляет детали созданного детьми образа.

«Огонь в картинках и загадках».
Цель: Показать значимость проблемы пожарной безопасности: тема огня находит отражение в живописи, литературе, устном народном творчестве.
Вызвать интерес к творчеству художника- иллюстратора Г.Сокольского.
1.Воспитатель загадывает загадки.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(Огонь.)
Все ест - не наедается,
А пьет - умирает
(Огонь.)
- Красная корова всю солому поела (огонь).
- Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай (огонь).
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички?
(Пожар.)
Это тесный, тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими... (спичками).
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
(Огонь.)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички все... (забрать)
2.»Слайды «Огонь в картинках и загадках»
Обращаем внимание, что загадки составлены В.Степановым, а картинки нарисованы художником – иллюстратором Г.Сокольским.
Приложение 11.
Литературная викторина по прочитанным произведениям.
Цель: Помочь преодолевать страх перед огнем. Расширять представления детей о людях с профессией пожарного.
Закрепить знания о вредных свойствах огня.
Развивать слуховую память, выразительность речи.
Вызвать интерес к художественной литературе.
Формировать чувство защищённости со стороны взрослых.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель. Дети, мы с вами прочитали много произведений, в которых описывается
пожар. Пожар случается от неумелого и неосторожного обращения с огнём. Огонь –
это страшная сила, нужно прилагать все усилия, чтобы не допустить пожара, но если
это произошло не нужно безумно бояться огня, надо обязательно спасать себя от огня
и дыма и обязательно звать на помощь взрослых. Взрослые сделают всё, чтобы вас
спасти. Вспомните произведения, которые мы с вами читали, в них всегда люди приходят на помощь попавшим в беду. Прохожие, пожарные и даже собаки спасают людям жизнь.
Давайте, посмотрим, кто лучше всех запомнил названия прочитанных произведений. (За правильный ответ ребёнку дают фишку).
2.Викторина
Из какого произведения эти строки:
1.«Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит
«Эй, пожарные, бегите
Помогите, помогите»».
[К.И.Чуковский «Путаница»].
2.«Что за дым над головою?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом»
[С.Михалков «Дядя Стёпа»].
3. «Только мать сошла с крылечка
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверку Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам».
[С.Я.Маршак «Пожар»].
4. «Один раз загорелся дом, и когда пожарные приехали, к ним выбежала женщина. Она
плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба»
[Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»].
5. «С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним
И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
[С.ЯМаршак «Кошкин дом»]
6 «Третий этаж, и четвёртый и пятый
Вот и последний пожаром объятый
Чёрного дыма висит пелена,
Рвётся наружу огонь из окна
Встал, задыхаясь в дыму, на карниз
Девочку взял и спускается вниз».
[С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»].
7.Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени, только родился у Воды и Огня сын – богатырь. Горяч, как тётушка Молния. Хорошее имя дали богатырю – Пар» [Е.Пермяк Сказка «Как Огонь Воду замуж взял»]
3.Подведение итогов.
«О чём поёт огонь» сл. Ю. Яковлева муз. Н.Сарапуловой
О чем поет огонь,
Гуляя по поленьям?
О том, что занят он
Не только отопленьем.
Что булки он печет
И варит суп с лапшою,
Что расположен к нам
Всей пламенной душою.
Поёт огонь весь день
В своём наряде алом,
А ночью спит в золе
Под чёрным одеялом.
А утром на заре
Его разбудят спички,
И снова он поет
И жжётся по привычке.
Без ругани и ссор
Живет огонь в квартире,
Лишь просит об одном,
Чтоб мы с ним не шутили.

Танец «Огня»

Театрализованное представление "Кошкин дом"
Программные задачи: в игровой форме, используя музыку и образный сказочный сюжет, творческие возможности детей, показать: - знания о предметах расположенных на пожарном щите и их назначение; формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём; воспитываем понимание того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь попавшим в беду. Оборудование: Предварительная работа: беседы рассматривание иллюстраций, плакатов чтение литературных произведений экскурсия в пожарную часть разучивание ролей изготовление костюмов и атрибутов рисование по теме. Драматизация
(Кошка сидит в кресле, стол накрыт, Котёнок играет у камина Т.П: А сейчас про чей-то дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила, Но беда пришла нежданно. Этот дом сгорел дотла. Что за сказка? дети«Кошкин дом» Е. В. : Должен был сгореть дотла, Но ребята нам расскажут. Как беду смогли отвесть. Поля С.: Про богатый кошкин дом Мы и сказку поведем. Посиди да погоди - Сказка будет впереди! Дети поют: Тили-бом, тили – бом На дворе - высокий дом. Ставенки резные, Окна расписные. А на лестнице ковер - Шитый золотом узор. По узорному ковру Сходит кошка поутру. У нее, у кошки, На ногах сапожки, На ногах сапожки, А в ушах сережки. На сапожках - Лак, лак. А сережки - Бряк-бряк. Про богатый кошкин дом Мы и сказку поведем. Посиди да погоди - Сказка будет впереди!
(Кошка встаёт и проходит вперёд ) Т. П.: Против дома у ворот Жил в сторожке старый кот. Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил, Подметал дорожки Перед домам Кошки (Кот метёт дорожку и ставит метлу в сторонку) Ваня Ч: К богатой кошке гость пришёл – Известный в городе Козёл. Саша Я: Петух явился боевой. Гарус М: За ним Наседка. Дарина: И в лёгкой шали пуховой Пришла Свинья – соседка. (Гости подходят по одному) Дарина: Сейчас пришли мы впятером Взглянуть на ваш чудесный дом! О нём весь город говорит! Янк. Маша: Мой дом для вас всегда открыт! Ваня Ч: Почтенная хозяйка! Ты покажи и расскажи, Что в доме есть твоём? Янк. Маша: Проходите и смотрите. И зал, и спальни, и печь – камин. (обращается к играющему у камина Котёнку) Ах ты милый мой ребёнок, непослушный мой котёнок! Печку, Котенька, не тронь! (грозит пальчиком ему) Жжётся, Котенька, огонь! (обращается к гостям) Будем мы вести беседу, Чай и торт мы будем есть. (Гости рассаживаются за накрытым столом, ведут беседы. А Котёнок играет с огнём) Е. В,: За беседою и чаем Про Котёнка все забыли. Сел Котёнок перед печкой В щелку красную глядит, А в печи огонь горит. Приоткрыл котёнок дверцу. Соскочил огонь с полена. Перед печкой выжег пол, (Котёнок уползает в уголок, за столом) Побежал по стульям с треском, Вверх залез по занавескам, Стены дымом заволок, (выбегают огоньки - огонь) Лижет пол и потолок. Меленгоф: Возникаю, как известно, Я от шалости людской. И на воле страшен я – Огнедышащий дракон. Возрастаю бесконечно , Заполняя всё кругом. Семёнрва, Гладких, Симачкрва: Тили – тили – тили – бом! Загорелся Кошкин дом, Загорелся Кошкин дом! Пожар! Пожар! Разбегайся, кто куда! (гости , Кошка и Котёнок выбегают из дома)
Гладких: Сам не справишься с пожаром! Не метайся , не кричи! Не теряя время даром, 01 скорей звони! Набирай умело, чтоб не всё сгорело! Симачкова: Бежит Курица с ведром Заливает Кошкин дом. Гарус: В мире есть она повсюду. Без неё так трудно людям! С огнём справится всегда! Друзья, что это? Дети: Вода! Т.П.:Да, главный враг огня – вода. Очень быстро,во весь дух За песком бежит Петух! Яруцк.Он и жёлтый и сыпучий Во дворе, насыпан кучей. Он с тобой готов играть В беде взрослым помогать. Что это? Дети: Песок! Т.П.:Люди используют для укрощенья огня и землю, и песок всегда. Меленгоф: Всем готова помогать И копать и засыпать. Как зовут меня, ребята, Догадались все? Дети: Лопата! . Кошка: Ой, спасибо гости Дом спасли от пламени. Только как же теперь быть, ьв доме невозможно жить. Е. В.:Сделаем ремонт мы, не переживайте! Завтра будет новоселье! На всю улицу веселье! Тили – тили – тили –бом! Приходите гости в дом! Часть изодеятельности. Т. П :А что необходимо сделать в первую очередь, когда начинается пожар? Дети: Звонить 01 Т. П: Молодцы.: Как хорошо, Что нашим героям Помогли знания и умения. Мы надеемся, что и вы, ребята, Запомните, то, о чём вам на прощание Скажут наши герои. Герои: Пусть знают мальчишки! Пусть знают девчушки! Часто бывают пожары на свете. С огнём очень часто играются дети. И потому скажем громко и внятно: С огнём не шутите!С огнём не шутите! Но если случится пожар – не теряйтесь! Срочно в пожарную часть обращайтесь!  |
| | | |
 | | | |


