«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — осознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А.Н.Толстой
Актуальность проекта
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает.
Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта:
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа,
знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки:
«Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Коллекции: полезных ископаемых, русская матрёшка.
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества», « Космическая фантазия».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой посёлок», «Моя семья», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Альбомы рисунков «Значение моего имени».
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Ямале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Мультимедийные презентации
Работа с родителями
II этап проекта (основной) Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь-ноябрь
1.Блок – Семья. Детский сад.
Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Я и мои права»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
«Мой посёлок»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени»,
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Выставка рисунков «Международный день матери»
Творческий конкурс «Осенние фантазии» (картины из природного материала)
Чтение художественной литературы:
Развлечение: «День знаний», тематический праздник «Теплота маминого сердца»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?» «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете», «Строим дом»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама», «Дом, в котором я живу»
Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели»
Экскурсии:
Экскурсия в библиотеку, экскурсия по экспозиции «Животный мир Ямала»
Работа с родителями:
Родительское собрание: «Предшкольная подготовка»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени
Декабрь
2. Блок Малая Родина. Что такое праздник
Беседы:
«Наш дом - Ямал»
«Символика округа Ямал»
«Народная культура и традиции народов России»
«Как праздники встречали на Руси? Как готовились к встрече народных праздников?»
«Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»
«Умей в гости звать – умей и угощать»
«Что такое устное народное творчество?»
НОД: «Кто сочиняет сказки?»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Ямал – мой край родной», Карта России,Символика Ямала», «Современная и старинная одежда», иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», «Зимняя тундра».
Художественное творчество:
Видео презентация «На Ямале я живу»
Новогодний утренник «Чудеса под Новый Год»
Творческий конкурс «Волшебная снежинка»
Районный конкурс «Хозяин зимнего двора»
Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений: И. Сурикова «Первый снег», Я. Купалы «Зима», И. Бурсова «Снежинки», Ю. Никоновой «Зимние гости». Знакомство с зимними поговорками и пословицами, зимними приметами. Чтение ненецкой сказки «Три сына», русской народной сказки «Снегурочка», «устное народное творчество - былины»
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Подбери признак»
Подвижные игры:
«Мороз – красный нос», «Метелица», «Не оставайся на земле»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Январь
3. Блок. Народное творчество
Беседы:
«Рождественские забавы»
«Хороводные игры на Руси»
«Русская матрёшка»
«Крещение»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: иллюстрации – «Игры детей зимой»,
Художественное творчество:
Рисование «Зимние забавы», «Русская матрешка».
Аппликация «Дымковская барышня»
Лепка «Матрешки».
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: загадки о снежинках, поговорки», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:«Гори - гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
4. Блок Защитники отечества. Масленица.
Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Золотые ворота», «Бояре»
Праздники: «На страже Родины», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Совместная организация выставки «Военная техника»
Презентация проекта: «Я часть России»
Март - апрель
5. Блок День космонавтики
Беседы:
«Путешествие в космос»
«Первый космонавт»
«Голубая планета Земля»
«Луна – спутник Земли»
«Семья планет»
«Солнце – источник жизни на Земле»
Художественное творчество:
- раскрашивание картинок о космосе
- лепка «Космонавт в скафандре»
- аппликация «Полет на Луну»
- рисование « Космическая фантазия».
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот»
НОД: «Хочу быть космонавтом»
Чтение художественной литературы:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов»,П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Н. Носов « Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе.
Дидактические игры:
«Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие»,
«Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты»
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром»,
«Невесомость», «Солнышко и дождик», «Солнце – чемпион».
Работа с родителями: Совместная организация выставки «Мой космолет»
Апрель - май
6. Блок День победы
Беседы:
«Поклонимся погибшим тем бойцам…»
«Солдат – победитель»
«Что такое героизм?»
«О городах героях»
«Москва – город герой»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Е. Благина «Шинель»;
чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» ,Л. Кассиль из книги «Твои защитники».Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
ННОД: Аппликация «Танк» выполненный в технике «оборванная аппликация».
Дидактические игры:
«Подбери картинку». «Воину солдату своё оружие».
«Колесо истории». «Чья форма».
«Что изменилось». «Военный транспорт».
Подвижные игры:
«Разведка. » «Встречные перебежки»
«Попади в цель» «Меткий стрелок»
Сюжетно-ролевые игры:
«На границе» «Мы военные»,
«Моряки», «Летчики».
Работа с родителями:
- Оформление стенда «Слава тебе победитель солдат»
- Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
- Оформление папки-передвижки «9 Мая».
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного посёлка, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей о Ямале, говорили о легендах Ямала. Ребята знакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучили карту России, определяли местоположение различных городов, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книги России ребята знакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, дымковскую роспись, расширили знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширяли предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.