МБОУДО «Центр детского творчества» г. Чебоксары
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников
« Святое дело – Родине служить!»
Васильева Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования,
рук. студии «Краски из сказки»,
Центр раннего развития «Всезнайка»
г. Чебоксары 2017
ВВЕДЕНИЕ.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Несомненно, важную роль в воспитании дошкольника и младшего школьника играет семья. Но родителям иногда нужно подсказать направление. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Проект «Святое дело – Родине служить!» был задуман именно для того, чтобы у ребенка и его родителей возникла потребность в обмене информацией и дальнейшее ее изучение. История каждой семьи неразрывно связана с историей страны. Но много ли наши дети знают о своих родителях, дедушках и бабушках!? К сожалению, не так много. Порой кажется, что история написана про кого-то… А для воспитания гражданина, патриота необходимо осознание того, что историю творим мы с Вами, что именно мы – важное звено происходящих событий.
Педагоги центра раннего развития «Всезнайка» работают в рамках данного проекта уже несколько лет. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а иногда вызывают лишь недоумение.
К нашей радости, мы нашли в родителях наших обучающихся единомышленников и сейчас многие согласны с нашим мнением, что не стоит упрощать такие праздники как День защитников Отечества и День Победы, превращая их в развлекательные мероприятия. И такие темы занятий как «История семьи – история страны», «Богатыри земли русской», «Мы читали стихи войне…», «Наша армия сильна» интересны не только детям, но и взрослым, которые становятся частыми гостями на занятиях.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Одним из направлений проекта является проведение открытого конкурса творческих работ «Наша армия сильна». В этом году он проводится четвертый раз. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников
«Святое дело – Родине служить»
(краткосрочный)
Длительность: 2 - 3 недели.
Проблема: отсутствие интереса к истории страны.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии, роли нашей страны и ее участии во второй мировой войне; Актуальность: одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории, истории своей семьи и уважение к людям старшего поколения начинается с детства.
Цель:
- формирование мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества;
- систематизировать знания детей по данной теме;
- привлечение родителей в образовательный процесс
-содействие формированию у детей чувства патриотизма и национального самосознания, гордости за свою семью, страну, её армию и героев
Задачи:
- формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;
- стимулирование потребности дошкольников и младших в постоянном поиске сведений о Российской армии.
- привлечение учащихся к активному участию в мероприятиях, связанных с празднованием Дня Защитника Отечества и Дня Победы. -выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области искусства;
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.
Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
Механизм реализации проекта:
I этап – Формулирование целей и задач проекта
Изучение литературы по теме проекта
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
Анализ предметной среды группы
Распределение направлений проекта между педагогами центра раннего развития
II этап – практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о российской армии, о родах войск.
Консультации для педагогов и родителей.
Встречи с интересными людьми
Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники.
III этап – итоговый – Подведения итогов творческого конкурса « НАША АРМИЯ СИЛЬНА» и цикла мероприятий посвященный дню защитников Отечества.
Развивающая среда: оформление в группе уголка посвящённого «Дню защитника Отечества» с использованием детских рисунков и иллюстраций из журналов. Внесение костюмов военной формы в сюжетно ролевые игры, совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм.
Решение поставленных задач с детьми:
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Первая неделя |
Музыкально-ритмическая деятельность | «Погремушки в руки взяли, дружно вместе зашагали» совместная деятельность младших дошкольников и родителей (группа «Курносики») Разучивание песен по тематике проекта |
Спортивная деятельность | Малые олимпийские игры (группа «Любознайки») Эстафеты, совместная деятельность старших дошкольников с родителями (группа «Подготовишки») |
Изобразительная деятелльность | Тематическое рисование: «Богатыри земли русской», «Военная техника» Интегрированное занятие по теме «История семьи – история страны», |
Вторая неделя |
Музыкально-ритмическая деятельность | «Погремушки в руки взяли, дружно вместе зашагали» совместная деятельность младших дошкольников и родителей (группа «Бусинки») Разучивание песен по тематике проекта |
Спортивная деятельность | Малые олимпийские игры (группа «Умники») Эстафеты, совместная деятельность старших дошкольников с родителями ( студия «Краски из сказки») |
Изобразительная деятелльность | Интегрированное занятие по теме «Мы читали стихи войне…» Беседа по теме «Исторический и батальный жанры» Тематическое рисование :«Наша армия сильна» |
Третья неделя – подведение итогов, заключительные занятия и церемония награждения участников конкурса творческих работ
Решение поставленных задач с детьми вне занятий:
Подготовка сообщения с родителями о том, как у папы или дедушки проходила служба в армии, в каких войсках он служил.
Слушание рассказов о солдатах, об армии;
Рассматривание картин с изображениями летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков;
Беседа «Памятники воинской славы»;
Выставка книг;
Разучивание песен и стихов.
Продуктивная деятельность вне занятий:
Подготовка к творческому конкурсу
Решение поставленных задач с педагогами:
Деловые игры;
Ролевые игры;
-Семинары - практикумы;
-Конкурс педагогических проектов
- Выступление на педагогическом совете.
Организация выставок:
«Военная техника» - выставка в центре детского творчества, февраль
«Папин портрет» - выставка в центре детского творчества, февраль
«Наша армия сильна» -выставки в ЦДТ и библиотеках города, февраль
«Портреты героев» , конец апреля - май
Результат:
Дети в конце проекта стали рассказывать о своих родных – участниках войны и тружениках тыла, чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках Отечества, с гордостью делились знаниями, которые они получили от родителей о службе в армии, со сверстниками и педагогами. Не остались без внимания и темы наших занятий по изобразительному искусству и художественному труду, на которых мы говорили о богатырях и читали стихи о войне. С большим интересом стали играть в настольно – печатные и дидактические игры. У обучающихся отмечены развитие познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей.
В третьем конкурсе творческих работ «Наша армия сильна» приняли участие более 300 дошкольников и младших школьников из 26 учебных учреждений. Более подробная информация о результатах конкурса представлена в приложении-презентации. Церемония награждения походила в Республиканской детско-юношеской библиотеке. Выставки творческих работ прошли в Республиканской детско-юношеской библиотеке, библиотеке им. Кассиля и им. Шумилова.
Данный проект рассчитан на короткий срок -2-3 недели, но стал из разового ежегодным и реализуется уже четвертый год. Каждый год вносит коррективы и проект расширяется. Одним из новшеств этого года станет интернет-конкурс современных и ретро фотографий «Загляните в семейный альбом», в данное время идет разработка положения о конкурсе. В мае 2017 года будет проходить конкурс семейных стенгазет, рисунков «История семьи – история страны».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.
Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем педагог или куратор вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится центр творчества , детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей. Необходимо помочь ребенку сделать его собственные маленькие открытия, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Положение
О четвертом открытом республиканском конкурсе
творческих работ «Наша армия сильна!»
1. Введение
Конкурс посвящается Дню Защитника Отечества и Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Учредителем Конкурса является муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
г. Чебоксары.
Цель: содействие формированию у детей чувства патриотизма и
национального самосознания, гордости за свою семью, страну, её армию и героев.
Задачи:
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области искусства;
- привлечение учащихся к активному участию в мероприятиях, связанных с
празднованием Дня Защитника Отечества и Дня Победы.
2. Общие положения
Общее руководство Конкурсом осуществляет МБОУ ДО «Центр детского творчества» ЦРР «Всезнайка», Республиканская детско-юношеская библиотека, Детская библиотека им.Кассиля (филиал №10), детская библиотека им.Шумилова.
Информационная поддержка осуществляется ЦРР «Всезнайка».
К участию в Конкурсе приглашаются воспитанники образовательных
учреждений всех видов и типов ( ДОУ и начальная школа, учреждений дополнительного образования детей) .
Конкурс проводится в трех возрастных группах:
- 3- 5 лет;
- 6-7 лет;
- 8-10 лет.
Информация о Конкурсе и порядке участия в нем, призерах и победителях,
формах проведения и т. д. является открытой и размещается на сайте ЦДТ:
www.kalinka.3dn.ru. и группе «В контакте» на страничке Центр раннего развития «Всезнайка» г.
Победители выдаются дипломы, всем участникам сертификаты, педагогам, подготовившие 5 и более участников или призеров – благодарность от организаторов конкурса. Уважаемые педагоги, обратите внимание, 1 участник- 1 педагог (не более)!
3. Порядок проведения Конкурса.
Конкурс проводится в рамках реализации проекта «Святое дело – Родине служить»
Конкурс проводится в 3 этапа.
Первый этап (отборочный) – с 25 января по 9 февраля 2017 года – прием творческих работ и заявок
Второй этап
Подведение итогов конкурса 10 февраля 2017 года. Третий этап (заключительный) –– с 13 по 28 февраля 2017 года – выставка творческих работ проводится в Детской библиотеке им. Л.Кассиля (филиал №10) по адресу: г.Чебоксары, ул. Кадыкова, 20/13 , в детской библиотеке им. Шумилова по адресу: пр. Тракторостроителей 73, в МБОУ ДО «Центр детского творчества»
Выдача сертификатов и дипломов будет производится с 25.02.2017 по 1.03.2017 по адресу: г.Чебоксары, ул.Баумана 1/68, Центр детского творчества, ЦРР «Всезнайка», кабинет 1
Конкурс проводится по следующим номинациям:
Требования к работам:
Формат работ – А-3, А-4;
Техника исполнения – живописные и графические материалы
Электронная почта: [email protected]
Все данные об участнике указываются на обороте работы (печатными буквами) ,заявка принимается в электронном виде. Убедительно просим правильно указывать имя и фамилию участника, перед отправкой заявки еще раз перепроверьте.
Образец заявки и оформления работы. Каждая работа должна быть подписана, данные указываются в правом нижнем углу работы. Распечатайте с заявки, данные должны полностью совпадать!
Так идет подготовка к творческому конкурсу «Наша армия сильна» в студии
«Краски из сказки» (ИЗО и художественный труд для дошколят)
Темы, посвященные военной технике, знакомству с историческим и батальным жанрами любимы дошкольниками и младшими школьниками.
Выставка 2016 в библиотеке им. Шумилова
Выставка 2016 в библиотеке им.Кассиля
В рамках проекта участники конкурса и обучающиеся центра раннего развития «Всезнайка» встречаются ветеранами и военными.
Церемония награждения победителей конкурса «Наша армия сильна»