роект по правовому просвещению участников образовательного процесса
« Я – юный гражданин России.
Мои права и обязанности.»
Подготовила
учитель начальных классов
Лымар А.Н.
«Мир, который мы оставим нашим детям,
в значительной мере зависит от детей,
которых мы оставим миру».
Федерико Майор
Актуальность
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей т.е. речь идет о формировании нравственного воспитательного идеала.
В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье.
Изучение в начальной школе вопросов по правовому образованию и воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции его в обществе, воспитание в нем качеств гражданина.
Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию правовой необходимо начинать с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. Обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в первом классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.
Основное содержание данного периода в правовом воспитании школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся начальной школы:
Основной интерес направлен на узнавание своего «Я»;
Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминируют нравственные регуляторы;
Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.
На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.
Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно для России, где еще многие не знают ни своих прав, ни прав своего ребенка.
Утверждение идеи прав ребенка, защита его прав зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.
Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.
Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса – учителя, воспитателя, преподавателя.
Поэтому я в своём проекте предлагаю проводить правовое просвещение в трех направлениях: педагог– родитель – ребенок.
Цели и задачи
Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание образовательных, информационных и иных условий для формирования правовой культуры учащихся, для социализации растущей личности, для вхождения в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нем.
Для реализации данной цели нужно решить задачи в трех направлениях:
Задачи для учителей | Задачи для родителей | Задачи для детей |
1) помогать учителям в усвоении основных правовых понятий; 2) предоставлять возможность повышать свой уровень по данной теме; 3) способствовать реализации творческих замыслов по данной теме. | 1) познакомить родителей с их правами, обязанностями в отношении ребенка; 2) помогать в решении затруднений правового характера. | 1) познакомить детей с основными нормами и правилами поведения человека; 2) сформировать представление учеников начальной школы об основных понятиях прав человека, отличительных особенностях прав ребенка; 3) развивать интерес к устройству общественной жизни; 4) корректировать поведения на основе соблюдения правил и норм общественной жизни. |
В основу программы положены принципы, которые позволяют решить поставленные задачи.
Принципы реализации программы
1.Добровольность участия в программе.
Предполагается, что педагоги, родители и учащиеся и на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших. Выполнение этого правила поможет соблюдать другие принципы.
2.Сотрудничество и доброжелательность.
Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.
3.Непрерывное совместное обучение.
Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей, педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.
4.Готовность к изменениям и практическому использованию права.
Освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума.
Задачи, поставленные в программе, решаются на протяжении всех трех этапов реализации программы
Сроки реализации
Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов и родителей школы.
Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, учащиеся, родители школы.
Программа рассчитана на четыре года.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговые праздники.
Формы, методы реализации программы
На курс воспитания правовой культуры отводится один час в месяц. В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.
Каждый ученик должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям. Эти правила сочетаются требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Проект составлен с учетом интересов трех категорий участников: педагогов – родителей – учеников и реализуется через следующие формы работы.
Проект реализуется через следующие формы работы
Педагоги | Родители | Учащиеся |
| Родительские собрания. Лекции. Создание клуба родителей. Встречи с представителями различных организаций. Индивидуальные консультации со школьными специалистами. | Наблюдения. Беседы. Экскурсии. Встречи с людьми различных профессий. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций. Ролевые игры. Дискуссии. Подготовка небольших сообщений по проблеме. Викторины. Формулировка собственных определений некоторых понятий. Морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. |
Тематическое содержание программы, которое реализуется с 1 по 4-е классы.
Тема | Понятия | Задачи: |
1. «С чего начинается Родина?» | Государство Власть Правительство Гражданин Государственные символы страны: флаг, герб, гимн, Основной закон страны – Конституция РФ | Познакомить учащихся с государственными символами страны: флаг, герб, гимн, основным законом страны – Конституция РФ. Познакомить с составляющими понятия «гражданин». Способствовать становлению чувства патриотизма. |
2. «Права человека» | Закон. Право как совокупность юридических норм. Законодательство. Источники права. Права человека и права гражданина. Конституция. | Формировать правовую культуру учащихся, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки. Включить в систему уже изученных понятий понятия «закон», «право», установить соотношения между правами человека, законами государства и обычаями |
3. «Мои права» | Ребенок. Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие. Благоприятные условия для развития. Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей. Устав школы, школьное самоуправление. Конвенция ООН о правах ребенка | Объяснить смысл выделения прав ребенка в особую группу прав. Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ, в Законе об образовании. Научить детей защищать свои права в школе, используя для этого Устав школы и органы школьного самоуправления Развивать понимание многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны. Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга. |
4. «Семья – маленькое государство» | Семейный кодекс РФ. Обязанности членов семьи | Познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи. Дать элементарные представления о бюджете семьи. |
Ожидаемые результаты
Результаты планируются в трех направлениях: педагог – родители – учащиеся.
Учителя | Родители | Учащиеся |
Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности. Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву. Повышение профессионального уровня | Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву. | 1 группа результатов: Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности. Формирование ценностных ориентиров: ответственность, свобода, толерантность. Овладение конкретными правилами поведения в школе, в обществе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права. Осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья. 2 группа результатов: Умение выполнять практические задания. Овладение монологической, диалогической и публичной речью. Умение взаимодействовать со сверстниками. |
Механизм реализации
Основными исполнителями мероприятий Проекта являются педагоги, воспитатели, классные руководители, учащиеся и их родители.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
В начальной школе проект реализуется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм, основными правами ребенка, формирование понимания важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни; приобретение первоначального опыта регулирования отношений; знание и использование конкретных правил и норм; получение первичного опыта разработки собственных правил.
Используемая литература
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ «Об образовании».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Краевая программа «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
Тубельский А.Н.Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие : М. – МИРОС. – 2002
12