СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание проектА

Добрый день. 6-А класс представляет Вашему вниманию проектную работу.        

Многие из нас  не раз слышали фразеологические обороты в речи взрослых, но сами используем их редко и часто не понимаем смысла услышанного фразеологизма. Но фразеологизм важная выразительная единица русского языка. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в речь  детей  и обогатить её. Русский человек должен уметь пользоваться этим средством выразительности. Исходя из этого, мы сформулировали тему проекта – «Фразеологизмы в нашей речи». Творческое название проекта: «Ох, уж эти фразеологизмы».    

Мы провели анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. Результаты вам сейчас покажем. Задавали такие вопросы….

Выводы анкетирования…..

Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

 Попробуйте угадать фразеологизмы по рисункам:

В ходе нашего проекта мы узнали, что источники возникновения фразеологизмов могут быть разные:

1)исконно русские

2) старославянские

3) латинские и греческие                  4) западноевропейские

Мы знаем, что Древняя Греция  дала начало развитию цивилизации. Посмотрите, какие фразеологизмы берут начало из древней мифологии…

Из Библии, Евангелия произошел, например, такой фразеологизм, как «манна небесная»…

Из Древней Руси берут своё начало следующие выражения….

          Одной из задач нашего проекта было: найти литературные, авторские фразеологизмы. Как оказалось, многие поэты и писатели сами придумывают новые интересные выражения, которые становятся крылатыми. Например, знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, мы нашли очень много интересных крылатых выражений.

Также много крылатых выражений у писателя- сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина…..

Я вижу, что вы устали. Предлагаю провести небольшую фразеологическую физминутку…

Продолжаем нашу работу. Обязательно нужно сказать, что такое явление, как фразеология или идиомы есть не только в русском языке. Например,

В английском языке есть такие фразеологизмы, которые соответствуют нашим…

работая над проектом, мы узнали, что у ФР. бывают синонимы, антонимы, омонимы….

А как вы думаете, какое любимое выражение у наших учителей?...    

-у учеников?......   у родителей?.....

Итак, работая над проектом, мы узнали около 100 фразеологизмов. Убедились, что нужно знать значения фразеологизмов, чтобы уместно использовать их в своей речи. Выяснили, происхождение некоторых выражений.  Узнали, что у них есть синонимы и антонимы. Мы учились работать с информацией (выбирать нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы). Приобрели навыки работы в группе.

Уверены, мы убедили вас, что фразеологизмы необходимо использовать в речи, т.к. они делают ее более яркой и выразительной. 

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку»

Проектная работа учеников  6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Лещенко О.В .

Проектная работа учеников 6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Лещенко О.В .

Как это понять???

Как это понять???

Ох, уж эти фразеологизмы !  И что же они затеяли ?

Ох, уж эти фразеологизмы !

И что же они затеяли ?

Задания нашего проекта: Познакомиться  Узнать с новыми фразеологизмами и их значениями историю возникновения фразеологизмов Провести опрос и сделать анализ результатов Найти  авторские фразеологизмы

Задания нашего проекта:

Познакомиться

Узнать

с новыми фразеологизмами и их значениями

историю возникновения фразеологизмов

Провести опрос и сделать анализ результатов

Найти

авторские фразеологизмы

Что такое фразеологизм?

Что такое фразеологизм?

Приведите примеры фразеологизмов

Приведите примеры фразеологизмов

Используете ли вы фразеологизмы  в своей речи?

Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи? Ответы учителей: Украшают нашу речь, делают ее более выразительной Заставляют думать, размышлять о значении сказанного Эмоционально обогащают нашу речь Ответы учеников: Украшают нашу речь Помогают точно выразить свою мысль

Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?

Ответы учителей:

  • Украшают нашу речь, делают ее более выразительной
  • Заставляют думать, размышлять о значении сказанного
  • Эмоционально обогащают нашу речь

Ответы учеников:

  • Украшают нашу речь
  • Помогают точно выразить свою мысль
Результаты исследования показали: Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников . Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм. Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи. Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи. Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что  фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.

Результаты исследования показали:

  • Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников . Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм.
  • Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи.
  • Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи.
  • Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что

фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Угадайте фразеологизмы

Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

  • Угадайте фразеологизмы

Водить за нос Лить крокодиловы слёзы

Водить за нос

Лить крокодиловы слёзы

Заткнуть за пояс Считать ворон

Заткнуть за пояс

Считать ворон

Источники фразеологизмов 1) исконно русские  (топорная работа, зелёная улица) ; 2) старославянские  (ищите и обрящете) ; 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); 4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)

Источники фразеологизмов

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)

Фразеологизмы, пришедшие из мифов Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Ахиллесова пята – уязвимое место. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность. Двуликий Янус - двуличный человек.

Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Ахиллесова пятауязвимое место.

Дамоклов мечнависшая, угрожающая опасность.

Двуликий Янус - двуличный человек.

Интересный факт Пуп земли по-другому называется Омфал. Это камень, обозначавший центр мира. По легенде, именно его проглотил бог Крон вместо малыша Зевса.

Интересный факт

  • Пуп земли по-другому называется Омфал. Это камень, обозначавший центр мира. По легенде, именно его проглотил бог Крон вместо малыша Зевса.
Манна небесная – что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое. Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».

Манна небесная –

что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.

Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».

 Русские фразеологизмы: «Без копейки» – совсем не имея денег. «Болтать языком» - говорить много и не по существу дела. «Типун тебе на язык» - Не надо так говорить ни в коем случае, чтобы эти слова не оказались пророческими. «Бросить на ветер» – попусту растратить. «Висеть на волоске» – быть под угрозой чего либо.

Русские фразеологизмы:

  • «Без копейки» – совсем не имея денег.
  • «Болтать языком» - говорить много и не по существу дела.
  • «Типун тебе на язык» - Не надо так говорить ни в коем случае, чтобы эти слова не оказались пророческими.
  • «Бросить на ветер» – попусту растратить.
  • «Висеть на волоске» – быть под угрозой чего либо.
Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе.   Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать  засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.

Спустя рукава –

относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой

В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе.  Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать  засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.

Фразеологизмы из басен Крылова «А Васька слушает ,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»). «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»). «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»). «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).

Фразеологизмы из басен Крылова

  • «А Васька слушает ,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»).
  • «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»).
  • «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»).
  • «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).
 Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Фразеологизм Лексическое значение фразеологизма держать камень за пазухой Название сказки таить злобу ни пяди не уступить «Дикий помещик» нисколько не отдать стоять на своём «Дикий помещик» добиваться выполнения своих требований моя изба с краю на бобах разводить нежелание принимать участие в каких-либо делах «Дикий помещик» «Вяленая вобла» гадать некуда носу высунуть «Вяленая вобла» некуда выйти ума палата «Премудрый пескарь» иметь много ума гляди в оба «Премудрый пескарь» будь бдителен «Премудрый пескарь»

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Фразеологизм

Лексическое значение фразеологизма

держать камень за пазухой

Название сказки

таить злобу

ни пяди не уступить

«Дикий помещик»

нисколько не отдать

стоять на своём

«Дикий помещик»

добиваться выполнения своих требований

моя изба с краю

на бобах разводить

нежелание принимать участие в каких-либо делах

«Дикий помещик»

«Вяленая вобла»

гадать

некуда носу высунуть

«Вяленая вобла»

некуда выйти

ума палата

«Премудрый пескарь»

иметь много ума

гляди в оба

«Премудрый пескарь»

будь бдителен

«Премудрый пескарь»

Отдохнём! Встанем, как аршин проглотили.  -- Проголосуем обеими руками.  -- Согнемся в три погибели.  -- Попрыгаем, как заяц.  -- Дадим задний ход.  -- Посмотрим друг другу в глаза.  -- Сделаем хорошую мину при плохой игре.  -- Побьём друг другу челом.  -- Разведем руками.  -- А теперь -- руки в брюки.  -- Подержим нос по ветру.  -- Намылим друг другу голову.  --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.

Отдохнём!

Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.

Фразеологизмы в других языках Английские фразеологизмы: «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев) «Hungry  as a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк) «   Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)

Фразеологизмы в других языках

  • Английские фразеологизмы:
  • «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев)
  • «Hungry as a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк)
  • «   Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)
Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха –поджечь что-то. Ума палата -семи пядей во лбу Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара – одного поля ягоды. Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны. Хоть пруд пруди - кот наплакал. Засучив рукава – спустя рукава. Заварить кашу – расхлёбывать кашу. Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы

Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха –поджечь что-то.

Ума палата -семи пядей во лбу

Голова на плечах - светлая голова.

Два сапога пара – одного поля ягоды.

Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Засучив рукава – спустя рукава.

Заварить кашу – расхлёбывать кашу.

Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

Любимый фразеологизм У учителей – ни свет ни заря. У учеников – как с гуся вода. У родителей – зарубить на носу.

Любимый фразеологизм

У учителей – ни свет ни заря.

У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.

Вывод: Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой

Вывод:

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!