Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Борский агропромышленный техникум»
ПРОЕКТ
тема
Организация воспитательной работы с «трудными» подростками в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ленинградской области «Борский агропромышленный техникум».
Работу выполнила:
Руководитель физ. воспитания - Жукова
Татьяна Владимировна
Бор, 2014г
Основным содержанием воспитательной работы с «трудными» подростками в техникуме является:
1. Диагностическая работа:
* Медико-психологический мониторинг при поступлении учащегося и на время его обучения.
* Выяснение социально – экономических условий воспитания подростка.
* Создание индивидуальных программ развития «трудных» подростков.
* Отслеживание промежуточных и конечных результатов.
2. Профилактическая и коррекционная работа:
* Формирование потребности в получении знаний, способствующих благоприятному развитию и сохранению здоровья.
* Активное воздействие на развитие личности и индивидуальности подростка, содействие стабилизации эмоционального уровня.
* Посещение семей, работа с семьями.
*Анализ результатов исследования с указанием конкретных мер и контроль за их выполнением.
3. Информационно- просветительская работа:
* Организация лекций специалистов, медиков.
* Встречи с инспектором ОДН.
* Дни здоровья, декады по пропаганде здорового образа жизни, выпуск бюллетеней, плакатов.
* Тематические родительские собрания, лектории.
4. Воспитательная работа:
* Включение в учебный план курса по правам ребенка
* Ориентирование классных руководителей, мастеров п/о, кураторов на мероприятия по этике общения , здоровьесохраняющие и нравственные уроки.
* Вовлечение «трудных» обучающихся в активную полезную деятельность: художественную самодеятельность, конкурсы профмастерства, самоуправление, занятия спортом, занятия в кружках.
Воспитательный процесс с «трудными» выстроен в систему педагогических мер для оказания помощи подростку. Необходимое условие –
в судьбе воспитанника играет роль, практически, каждый член инженерно – педагогического коллектива.
Продуманный и скоординированный план учебно – воспитательной работы с «трудными» во многом определяет успех общего дела. Имеются два аспекта планирования: мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» и индивидуальная работа с каждым из таких ребят.
Работа воспитательной службой и коллективом техникума ведётся по направлениям и на каждое направление возлагается определённая задача.
1. Направление: «Работа с семьёй»
Основная задача в работе с проблемными семьями – тесное сотрудничество и взаимопомощь. Редко встречаются равнодушные и беспомощные родители. Чаще всего ситуация выходит из – под контроля из – за слабых знаний возрастной психологии подростка, низкого уровня культуры общения в семье, а иногда и пьянства, что порождает у родителей затруднения в воспитании и обучении своих детей. В техникуме работа с семьями включает в себя целый комплекс мер профилактического и просветительского характера, цель которых оказание психолого – педагогической помощи.
Прежде, чем приступить к работе с семьёй, руководители группы, социальный педагог знакомятся с личными делами обучающихся, проводят анкетирование, беседуют с отдельными подростками. Далее составляется социальный паспорт группы (Приложение №2), заполняется социальная карта семьи обучающегося (Приложение №3). Регулярно ведётся журнал посещения семьи (Приложение №4). Иногда родители сами приходят за советом или со своей проблемой.
Это позволяет контролировать ситуацию в семьях, своевременно выявлять семьи, нуждающиеся в помощи и поддержке, а иногда и в наказании. Если своими силами не удаётся изменить ситуацию в семье в лучшую сторону, обращаемся за помощью в социальные или правовые органы по профилактике правонарушений и безнадзорности.
Вся проводимая с семьями работа позволяет своевременно выявлять учащихся с отклонениями в поведении, корректировать их отношение к учёбе, вовремя предупредить правонарушения и асоциальное поведение.
2. Направление: «Работа с руководителями группы, воспитателями».
Руководители учебных групп принимают активное участие в профилактической работе с «трудными» подростками. Основной метод – диагностика.
Первый этап диагностики предполагает наблюдение. Анализируются поведенческие отклонения обучающегося, его отношение к замечаниям, степень усвоения учебной программы, внешний вид и пр. Всё это отражается в карте наблюдений (Приложение №5). Карта позволяет выявить наиболее проблемные моменты, ознакомить родителей с наблюдениями, высказать рекомендации, наладить сотрудничество с семьёй по исправлению негативных проявлений у подростка.
Второй этап – посещение семей, обследование материально – бытовых условий. Выявляются семьи, где необходима либо материальная, либо психолого – педагогическая помощь. Далее эта помощь адресно оказывается семьям. При выявлении семей, находящихся в социально – опасном положении, данная семья берётся на учёт внутри техникума, а в отдельных случаях, составляется ходатайство о постановке семьи на учёт в соответствующие органы. Цель постановки семьи на учёт – оказание социально – педагогической помощи в воспитании и обучении подростков, создание благоприятных психологических условий в семье.
Кроме того, проводятся профилактические мероприятия: беседы, диспуты, деловые и развивающие игры, организуются лектории и выставки.
Такая работа направлена на своевременную коррекцию поведения обучающегося, устранение внешних и внутренних причин, вызывающих асоциальное поведение, на адекватную оценку личностных качеств и способностей, возможность гармоничного развития. Систематическое наблюдение за поведением и обучением подростка позволяет предупреждать правонарушения, избегать негативных проявлений личности обучающегося, контролировать его склонности и зависимости.
3. Направление: «Взаимодействие с субъектами профилактики».
Взаимодействие коллектива техникума с субъектами профилактики осуществляется в рамках районной комплексной операции подросток. Работа по реализации программы осуществляется в 6 этапов.
1 этап «Контингент», цель которого предупредить повторные правонарушения и преступления. Совместно с инспектором ОДН сверяются списки состоящих на учёте. Проводятся профилактические беседы инспектором ОДН, инспектором ГИБДД. Специалисты молодёжного центра предлагают обучающимся формы организации досуга.
2 этап «Семья», цель которой обеспечить социальную, правовую защиту подростков, проживающих в социально – неблагополучных семьях. Совместно со службой социальной защиты, инспектором ОДН, членами КДН и ЗП посещаются семьи, состоящие на учёте, оказывается материальная поддержка, помощь в оформлении документов, проводятся консультации.
3 этап «Тусовка». Цель – предупреждение групповой преступности. На этом этапе сотрудничаем с ОМВД, ОДН, КДН, отделом по делам молодёжи и социальной политике, досуговыми учреждениями. Проводятся рейды в места массовой концентрации молодёжи, устраиваются акции, досуговые мероприятия, конкурсы.
4 этап «Лето». Цель – оказание помощи в организации оздоровления, отдыха, занятости обучающихся, нуждающихся в помощи государства. Работа проводится в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, Центром занятости населения, КДН и ЗП, руководителями оздоровительных и спортивных лагерей, трудовых бригад, досуговых учреждений, трудовых организаций.
5 этап «Занятость», целью которого является вовлечение учащихся, состоящих на учёте в досуговую деятельность: кружки, секции, клубы. Помощь на этом этапе оказывает молодёжный центр, учреждения дополнительного образования.
6 этап «Допинг». Цель – осуществление мероприятий, обеспечивающих предупреждение, лечение, реабилитацию несовершеннолетних, склонных к употреблению алкоголя и других одурманивающих веществ. Наркологом проводятся беседы, демонстрируются тематические фильмы. Проводятся рейды сотрудниками комитета по наркоконтролю. Совместно с КДН и ЗП, инспектором ОДН проводятся рейды на дискотеки, в торговые точки, места концентрации подростков.
Кроме того с ОДН и КДН и ЗП составлены и утверждены планы совместной работы (Приложение №6).
4. Направление: «Защита прав подростков»
Это направление – одно из приоритетных направлений работы со всеми обучающимися, а особенно социально – незащищёнными, которые чаще, чем другие относятся к группе «риска» и категории «трудных». Сироты и оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под попечительством, учащиеся из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, дети – инвалиды – все эти категории нуждаются в поддержке и внимании. Проводится обследование семей и жилья, составляются акты ЖБУ (Приложение №7), оказывается материальная помощь, предоставляется льготное питание (Приложение №8), выплачивается социальная стипендия. Учащимся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оказывается помощь в процедуре оформления пенсий, получении жилья, в взыскании алиментов с родителей, в реализации прав на медицинское обслуживание, на льготы по коммунальным услугам (Приложение №9). В особо серьёзных ситуациях приходится ходатайствовать о лишении родителей родительских прав.
Коллектив делает всё возможное для максимального исключения кризисных и конфликтных ситуаций, создания комфортных условий для проживания и обучения, создания благоприятного и доброжелательного микроклимата в коллективе, что создаёт предпосылку более успешной социализации личности и её адаптации в обществе.
5. Направление: «Вовлечение в коллективную деятельность»
Низкая самооценка – одна из особенностей наших обучающихся, которая способствует возникновению отклоняющего поведения. Для повышения и выработки адекватной самооценки личности коллектив техникума старается привлечь таких подростков в различные виды деятельности, чтобы выявить их индивидуальные способности и интересы. Малейшие успехи каждого, а особенно «трудного» подростка, отмечаем как большое событие в его жизни: награждаем грамотами, пишем благодарственные письма родителям.
Имеет смысл включение подростков в общественно полезный и производительный труд, так как соответствует их возросшим возможностям, их стремлению утвердить себя, проявить в активной, непременно общественно значимой деятельности. Именно в такой деятельности создаются возможности для развития познавательной потребности, творческого отношения к своим обязанностям, для формирования чувства ответственности, долга и т. д.
Не случайно в традиции техникума – уборка картофеля в поле учащимися и студентами первого курса, дежурство в столовой, благоустройство территории. Уже в первые дни обучения подростки включаются в общественно значимый труд. В условиях правильно организованной трудовой деятельности «трудные» проявляют умение и желание трудиться, следовательно, организация такой деятельности является большим резервом воспитания и перевоспитания трудных подростков. Помимо того, что в труде выковываются лучшие черты характера: настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность, — труд помогает преодолеть негативные качества личности.
Возможность самореализации дают также конкурсы профессионального мастерства, творческие конкурсы различной направленности, спартакиады, акции, театрализованные представления, концерты. Мотивация к участию в различных видах положительной деятельности достигается не всегда легко. Приходится применять для достижения цели и методы бесед, убеждений, стимулирования, и просто доверия. Чем больше времени «трудный» подросток занят какой – либо полезной общественно – значимой деятельностью, тем меньше вероятность совершения им правонарушений и преступлений, проявлений отклоняющегося поведения, агрессии.
Благодаря участию в коллективной трудовой и творческой деятельности, преодолеваются отгороженность подростков от сверстников, нежелание общаться в больших группах, так как в ходе такой деятельности не только удовлетворяется потребность в активной позиции, но и создаются условия для преодоления изоляции в учебном коллективе, появляется возможность заслужить признание товарищей, укрепить дружеские связи с ними.
Свойственное стремление к лидерству направляется в русло организаторской деятельности в системе ученического Совета техникума. Сознание общественной ценности собственного участия в жизнедеятельности коллектива и общественно полезной деятельности способствует преодолению низкой социальной нормативности и социальному взрослению этих подростков.
Такая сопричастность воспитывает у подростков патриотические и гражданские чувства, способствует повышению их самоуважения, самооценки, придает уверенность в своих силах, формирует уважение к людям.
Таким образом, активное включение в общественные отношения и полезный производительный труд приобретает особую значимость в отношении подростков с отклонениями в поведении, создает большие возможности для преодоления нарушений в поведении подростков и будет способствовать правильному формированию их личности.
6. Направление: «Повышение социальной компетентности подростков»
Направление включает в себя: правовое воспитание, работу по социально – бытовому ориентированию, подготовку к семейной жизни, формирование навыков позитивной жизнедеятельности и здорового образа жизни.
По правовому воспитанию проводятся классные часы, беседы, Дни правовых знаний с привлечением различных субъектов профилактики, проводятся открытые уроки, лектории, круглые столы, проводятся встречи с инспектором ОДН, наркологом, инспектором ГИБДД. В библиотеке организуются тематические книжные экспозиции, учащиеся получают в личное пользование различные буклеты и «Путеводители по самостоятельной жизни». Регулярно обновляется Уголок правовых знаний.
Воспитатель формирует у учащихся, проживающих в общежитии, навыки самообслуживания. Для этого учим подростков гигиене, умению поддерживать чистоту и создавать уют в комнатах. Во время проведения совместных чаепитий учим готовить пищу и сервировать столы.
Правила семейной жизни постигаются учащимися не только из бесед и тестов, но и на уроках «Этика и психология семейной жизни».
Все учащиеся выпускных групп изучают предмет «Технология поиска работы», где получают всю необходимую информацию по оформлению документов при поступлении на работу, учатся правильно общаться, разговаривать по телефону, оформлять резюме и заключать трудовой договор.
Для повышения коммуникативных навыков, культуры поведения, формирования толерантного отношения проводятся тренинги, анкетирование, другие мероприятия.
7. Направление: «Педагогическое сопровождение выпускников»
Всем известно, что воспитательная работа, в большинстве случаев, – это работа с отсроченным результатом.
Для того, чтобы знать реальный результат, сделать свою работу более результативной, вовремя её скорректировать, коллектив техникума и после окончания курса обучения отслеживает жизненный путь своих выпускников.
Мы поддерживаем связь с воинскими частями, в которых наши выпускники проходят срочную службу, ведём переписку с командованием части (Приложение №10), ребятам посылаем посылки, часто звоним по телефону, общаемся с их родителями. Собираем информацию о выпускниках и у руководителей предприятий и организаций, где впоследствии трудятся ребята. Часто, выпускники сами приезжают в техникум в гости, чтобы поделиться своей радостью или спросить совет.
Но как бы ни были современны и действенны методы и приемы педагогического воздействия, они не будут эффективны, если не будут соблюдаться важные принципы воспитательной работы:
- открытость и доброжелательность
- уважение к личности подростка
- проявление гибкости в воспитательной тактике
- готовность к диалогу на равных
- вера в положительные изменения в его поведении
- безусловное принятие подростка.
Можно привести множество примеров из практики работы с «трудными», главное, все эти примеры объединяет одно любовь к своим воспитанникам и
желание помочь выбрать правильный честный жизненный путь.
Заключение.
Таким образом, ведущими условиями эффективного воспитания «трудных» подростков следует считать: хорошо организованный педагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников; включение личности в разнообразную социально – полезную деятельность, где она бы могла проявиться и развивать имеющиеся у нее необходимые положительные качества; нейтрализация, а затем устранение вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на педагогически запущенных детей; нормализация отношений личности с окружающим миром; повышение учебно-воспитательной работы в ОУ.
Цель этой огромной постоянной работы педагогов - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе, а цель определяет и сущность воспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее всесторонних потребностей.
В данной работе представлена система работы всего инженерно – педагогического коллектива БАПТ, включающая целый арсенал педагогических методов и приемов в деле воспитания « трудных» подростков.
Список литературы
Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000.
Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО, Ульяновск, 2000 год.
Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России:от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.
Белов В.И., Беляев Н.Д. «Организация профессионального воспитания в учреждении профессионального образования» - СПб., ЛОИРО 2003 г.
Белов В.И. «Формирующие аспекты системы профессионального воспитания. – СПб., ЛОИРО 1999 г.
Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.
Возрастная и педагогическая психология , Под ред.А.В.Петровского. М., 1999
Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ,2006.
Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997
Горхова В.А., «Комплексная диагностика в реабилитационном центре». Семья в России” №1–1997.
Журавлева Л.А. «Факторы и условия наркотизации молодежи». Социологические исследования-2000год № 5
Зверева Г. Л. Девиантная субкультура молодежи как предмет социологического анализа / Культура и образование как основы становления и развития молодежи: социологические аспекты / Вторые Уральские молодежные чтения: Всероссийская научная конференция. Сб. науч. статей. – Екатеринбург: УрАГС, 2007. С.18-23.
Приложение 1.
Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.
Основная задача педагога – помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно – смысловых образованиях содержатся нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им корректируются и организуются поведение и деятельность личности.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой – либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «другом», в контакте с «себе подобными». Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться.
Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Однако, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбора соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.
Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
В волевой сфере нужно формировать нравственно – волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений, это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе – это все особые качества личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, не подкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект (К.А. Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие.
Требование – совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Существует и требование – одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.
Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям.
Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно – практическую сферу предполагают развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения детей в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности.
Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Учащийся учится реализовывать себя в различных видах деятельности.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого отношения к людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков плодотворной ориентации.
Таким образом, уровень интеллектуального развития и развития других сфер определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.
Особой проблемой является выбор методов воспитания. Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников, степень их «социальной запущенности».
Общие методы, общие программы – лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сберегать свою индивидуальность, реализовывать собственное «Я».
Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и его ближайшем социальном окружении. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагога. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.
И, конечно, во многом методы определяются ожидаемыми последствиями их применения. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально – педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
Приемы воспитания трудных подростков – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
Первая группа приемов. Прием – просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием – оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием – обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием – доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием – обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием – стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Прием — рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по – иному?
Прием – мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием – сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием – ролевая маска. Учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.
Прием – непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием – самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Прием – импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.
Прием — инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием – распределение ролей. Четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием – коррекция позиций. Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос – подсказка и т. п.).
Прием – самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием – распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное – добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием – обмен ролями. Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием – мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные-моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
10