Тема проекта: «Приёмы быстрого счёта»
Актуальность:
В настоящее время школьникам приходится тратить много времени на выполнение домашнего задания. Чтобы сэкономить своё время, необходимо знать некоторые приёмы математического счёта. Они могут пригодиться в разных жизненных ситуациях.
Цель проекта: Изучить и научиться применять некоторые способы быстрого счета, для производства которых, достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
Задачи:
Изучить справочную литературу.
Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике.
Провести исследования среди школьников 5 – 10 классов.
Сделать выводы по результатам исследования.
План работы:
Собрать необходимую информацию о приёмах быстрого счёта.
Подготовить материал к презентации.
Создать печатную брошюру с приёмами быстрого счёта.
Гипотеза: Если раскрыть роль быстрого счета в математике, то это позволит повысить интерес школьников к предмету.
Ожидаемый результат: пополнить кругозор учащихся 5-6 классов новой и интересной информацией о приемах быстрого математического счета.
Конечный продукт: Печатная брошюра с приёмами быстрого счёта в математике
Содержание
Введение.
Теоретическая часть. Несколько легких математических трюков.
Практическая часть. Исследования среди школьников и учителей школы.
Правила для тренировки быстрого устного счета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног.
Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
Я остановлюсь на способах сложения, вычитания, умножения, деления, для производства которых, достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.
На многих людей математика может наводить ужас. Этот список, возможно, улучшит общие знания о математических приемах и ускорит выполнение математических вычислений в уме.
Немногие умеют считать быстро и правильно. Говорят, если хотите научиться плавать, вы должны войти в воду, а если хотите уметь решать задачи, то должны начать их решать. Научиться считать быстро, считать в уме можно только при большом желании и систематической тренировке в решении задач.
А ведь приёмы быстрого устного счёта известны давно. Великолепные способности к устному счёту таких блестящих математиков, как Гаусс, фон Нейман, Эйлер или Валлис, вызывают настоящий восторг. Об этом много написано. Я хочу рассказать и показать некоторые известные вычислительные секреты. И тогда перед вами откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме. (Автор Валентин Берестов)
Теоретическая часть.
Несколько лёгких математических трюков
1. Умножение на 9.
Это просто. Чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, посмотрите на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например, 9х3 – загните третий палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9х3 – это 2), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае это 7). Ответ: 27.
2. Умножение чисел от 10 до 20.
Можно очень просто умножать такие числа!
К одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, умножить на 10 и прибавить произведение единиц чисел.
Пример. 16∙18=(16+8) ∙ 10+6 ∙ 8=288
3. Умножение на 11.
Все мы знаем, что при умножении на 10 к числу добавляется 0, а знаете ли вы, что существует такой же простой способ умножения двузначного числа на 11? Вот он:
Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
Примеры: 72 ∙ 11 = 7 (7 + 2) 2 = 792; 35 ∙ 11 = 3 (3 + 5) 5 = 385.
Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
Пример. 94 ∙ 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034. Это срабатывает всегда.
4. Умножение на 22, 33,…,99.
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 ∙ 11; 55 = 5 ∙ 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
Пример . 24 ∙ 22 = 24 ∙ 2 ∙ 11 = 48 ∙ 11 = 528
4. Умножение на 25.
Чтобы умножить какое-нибудь число, нужно данное число разделить 4.
Ответ - полные сотни, остаток – неполные (1, 2, 3 или 25, 50, 75).
Пример. 135 ∙ 25=(135:4=100:4+35:4)=33 сотни, остаток 3 (или неполная (3/4)сотня – 75)=3375.
5. Умножение на 5, на 50, на 25, на 125.
При умножении на эти числа можно воспользоваться следующими выражениями:
a ∙ 5 = a ∙ 10:2 a ∙ 50 = a ∙ 100:2
a ∙ 25 = a ∙ 100:4 а ∙ 125 = а ∙ 1000:8
Пример: 43 ∙ 50=43 ∙ 100:2=4300:2=2150
6. Увеличение и уменьшение суммы в выражении.
Если от суммы двух чисел отнять разность тех же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число, то есть (a+b)-(a-b)=2b
Пример. (3+2)-(3-2)=2∙2=4
Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то получится удвоенное большее число, то есть
(a+b)+(a-b)=2a
Пример. (3+2)+(3-2)=3 ∙ 2=6
7.Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило (срабатывает всегда).
Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.
Пример. 28 ∙ 15 = (28 : 4) ∙ (15 ∙ 4) = 7 ∙ 60 = 420.
8.Вычитание из 1000.
(Представьте, что вы пришли в магазин с крупной купюрой)
Чтобы выполнить вычитание из 1000 и быстро рассчитать сдачу, можете пользоваться этим простым правилом:
Отнимите от 9 все цифры, кроме последней.
А последнюю цифру отнимите от 10!
Пример:1000-648
Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3
Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5
Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2
Ответ: 352
8.Способы быстрого сложения натуральных чисел.
Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а второе уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится.
Пример. 762+639=(762+8)+(639-8)=770 + 631=1401
9. Способы быстрого вычитания натуральных чисел.
Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.
Пример: 529-435=(529-5)-(435+5)=524-440=84
10. Быстрое возведение в квадрат.
Этот прием поможет быстро возвести в квадрат двузначное число, которое заканчивается на 5. Умножьте первую цифру саму на себя +1, а в конце допишите 25. Вот и все!
Пример: 252= (2 ∙ (2+1)) добавляем 25
2 ∙ 3 = 6. В ответе получаем 625
11. Прием перекрестного умножения (способом Ферроля).
при действии с двузначными числами
Этот прием невероятно прост. Древние греки и индусы в старину называли его «способом молнии» или «умножение крестиком».
Пример: 24 ∙ 32 = 768
Последовательно производим следующие действия:
1. 4 ∙ 2 = 8 – это последняя цифра результата.
2. 2 ∙ 2 = 4; 4 ∙ 3 = 12; 4 + 12 = 16.
6 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем.
3. 2 ∙ 3 = 6, 6 + 1 = 7 – это первая цифра в ответе.
Ответ: 768.
Практическая часть
Я попыталась провести исследование, в ходе которого я просила разных участников выполнить некоторые примеры, предлагала по 3 одинаковых задания каждому.
В ходе моего исследования участие принимали:
5-ые классы: Старов Иван, Романчук София, Борисов Кирилл, Киселёва Екатерина;
6-ые классы: Мокин Дмитрий, Ильинский Сергей;
7-ые классы: Копанцев Дмитрий, Кирейчев Сергей;
8-ой класс: Зудов Артём, Филатова Анастасия;
10-ый класс: Сеген Илья;
Учителя: Голятина Ирина Валентиновна, Машкова Раиса Евгеньевна, Суслова Марина Юрьевна, Игнатьева Надежда Борисовна.
Результаты исследования я привела в таблице
Фамилия, имя | Время выполнения расчётов | Качество выполнения | Способ выполнения |
Старов Иван | 82 секунды | Без ошибок, правильно всё. | Обычные расчеты |
Романчук София | 97 секунд | Допущена 1 ошибка | Обычные расчеты |
Борисов Кирилл | | | |
Довгомиля Виктория | | | |
Мокин Дмитрий | 71 секунда | Допустил 1 ошибку | Расчеты столбиком |
Ильинский Сергей | 74 секунды | Без ошибок | Частично использовал быстрый счет |
Копанцев Дмитрий | 72 секунды | Допустил 2 ошибки | Расчеты столбиком и в уме |
Кирейчев Сергей | 85 секунд | Допустил 2 ошибки | Расчеты столбиком |
Зудов Артём | 62 секунды | Допустил 1 ошибку | Расчеты столбиком |
Филатова Анастасия | 79 секунд | Без ошибок | Частично использовала быстрый счет |
Сеген Илья | 57 секунд | Допустил 1 ошибку | Расчеты столбиком |
Голятина Ирина Валентиновна | 50 секунд | Без ошибок, правильно всё. | С помощью быстрого вычисления |
Машкова Раиса Евгеньевна | | | |
Суслова Марина Юрьевна | | | |
Игнатьева Надежда Борисовна | | | |
Сравнив полученные результаты своего исследования, я пришла к таким выводам:
Знания математики нужны всем – и ученикам, и учителям.
Способ выполнения математических действий влияет на качество (наличие или отсутствие ошибок при вычислении).
Также способ выполнения влияет на время проведения расчетов: знание определенных трюков для быстрого вычисления, конечно же, сокращает время выполнения задания.
И в заключении, чтобы результаты подобных исследований были лучше, я хочу посоветовать вам, придерживаться следующих несложных правил:
Правила для тренировки быстрого устного счета
Возьмите себе за правило для начала 5-7 или даже менее вычислений в день, но старайтесь выполнять их с улыбкой и неукоснительно! Не увеличивайте нагрузку чаще раза в неделю. Попробуйте сделать эти вычисления фоном для других занятий. При спокойном и положительном эмоциональном фоне скорость и объем вычислений возрастут достаточно быстро сами собой.
Для лучшего и плавного привыкания к особенностям нагрузки при устном счете советуем сначала проделать это упражнение так: записываем на бумаге условия конкретного вычисления (скажем, 12×12), глядя на него, производим устный расчет, и записываем итог на бумагу (для возможности проверки). При таком подходе на начальном этапе легче набирать объем вычислений в расчете на день (неделю и т.п.).
Важный признак и критерий - завершайте ваши занятия, когда еще сохраняется "аппетит" на их продолжение. Это весьма способствует созданию здорового психологического настроя в работе. Если вы будете ему следовать, каждый миг занятий сможет стать для вас творчеством, познанием, увлекательной игрой, в которую хочется играть все больше и больше...
Эти приемы весьма активно использовал и пропагандировал в своей писательской деятельности Э. Хемингуэй.
Заключение
Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень … Я рассмотрела лишь немногие способы быстрого счета.
Все рассмотренные мной методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Только изучив историю возникновения счета можно понять всю суть математики. Благодаря математике в мире зародились новые науки и профессии. А математические знания и приемы быстрого счета помогают человеку в разных сферах его деятельности.
Список использованной литературы:
Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Москва. 1959
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика и ее история. – Москва. Просвещение, 1971.
Волина В.В. Мир математики. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Депман И.Я. Возникновение системы мер и способов измерения величин. – Москва. Учпедгиз, 1956. – 136 с.
Катлер Э.Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу
Перельман Я. И. Быстрый счёт. 30 приёмов устного счета
http://www.superidea.ru Развитие творческого мышления и интеллекта
http://www.all-fizika.com Техника быстрого счета. Быстрый счет в уме.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Макарьева
Макарьевского муниципального района Костромской области
Проект по математике на тему
«Приемы быстрого счета».
Выполнила: ученица 5 класса «Б»
Гладышева Елизавета
Руководитель: учитель математики
Громова Татьяна Владимировна
Город Макарьев
2016