7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
«Кубанский государственный университет» Филиал в г. Славянске-на-Кубани |
Центр среднего и дополнительного профессионального образования |
ПРОЕКТ на тему « Применение технологии развивающего обучения на уроке биологии по теме «Химический состав клетки» |
слушателя курсов повышения квалификации « Технология и методика преподавания биологии с учетом требований ФГОС ООО »
Васейкиной Елены Николаевны
Славянск-на-Кубани, 2015
Содержание
Теоретическая часть « Технология развивающего обучения на уроках биологии» …………………………………………………………………3
Конспект урока «Химический состав клетки» с использованием технологии развивающего обучения …………………………………….8
Контрольно-измерительные материалы…………………………………21
Список литературы ……………………………………………………….23
1. Теоретическая часть « Технология развивающего обучения на уроках биологии»
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения. Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Развивающее обучение:
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Цель: Развитие личности и ее способностей
Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Механизм: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Направленность технологии: Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.
Основными положениями развивающего обучения являются:
- развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением;
- активное участие обучаемых в процессе обучения;
- обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом;
- осознание обучаемым значимости изучаемого материала;
- ведущая роль отводится теоретическим знаниям;
- стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.
Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся:
Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач.
Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской
деятельности.
Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Выявлена группа основных подходов:
1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
2. Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Среди технологий развивающего обучения можно выделить пять направлений:
- технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов).
-технологии, опирающиеся на потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко).
- технологии, опирающиесяна индивидуальный опыт личности (технология И. С. Якиманской).
- технологии, опирающиеся на творческие потребности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер).
- технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И. П. Иванов).
Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Свойства методической системы
многогранность;
процессуальность познания;
разрешение коллизий;
вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Содержание образования
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства методической системы:
коллективно-распределительная деятельность
В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.
Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.
Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному мышлению и действию. У учащихся формируются:
предметная компетентность – способность позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры (позиционно – значит, рассматривать природные процессы с разных позиций: на разных уровнях , в разных условиях);
социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию и быть понятым;
развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально – ориентированных, личностных задач;
образовательная компетентность – учебная самостоятельность.
Все основные характеристики развивающего обучения - содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающиеся в нем коммуникации – взаимосвязаны и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения.
Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.
2.Конспект урока «Химический состав клетки» с использованием технологии развивающего обучения
Тема урока | Химический состав клетки. |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний. |
Технология | развивающее обучение |
Главная дидактическая цель урока | Главная дидактическая цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять неорганические и органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе Формировать УУД: Познавательные УУД Продолжить формирование умения работать с учебником. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 4.Оценивать собственный вклад в работу группы |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; Личностные: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу класса. |
Основные понятия | Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. |
Ресурсы | ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради. ЭОР (ЦОР): презентация Интеравтивный рисунок «Растительная клетка» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf Иллюстрация «Растительная и животная клетка» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000044d-1000-4ddd-7f2c-300046bc4311/021.jpg Иллюстрация «Вещества клетки» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fd-1000-4ddd-f72e-230046b3269f/040.jpg Задание интерактив «Белки. Жыры. Углеводы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000200-1000-4ddd-3b12-2f0046b3269f/051.swf |
Организация пространства | индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
Методы | частично-поисковый. |
Технологическая карта
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Р П К |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» | Выслушивает, комментирует, мотивирует | Высказывают свои суждения | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий
| Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели ,чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. Задание№1 Рисунок «Строение растительной клетки». Какие части растительной клетки указаны на рисунке? Подпиши Задание № 2 установить соответствие.между часть клетки и выполняемой функцией Проверка выполненны заданий Интеравтивный рисунок «Растительная клетка» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf 3.Сходны ли растительная и животная клетка? Иллюстрация «Растительная и животная клетка» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000044d-1000-4ddd-7f2c-300046bc4311/021.jpg Затруднение: А чем еще сходны клетки? Задание «Головоломка» Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга. Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав рассказ о том, что клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят в состав объектов неживой природы. Химические элементы, соединяясь между собой, образуют разные вещества. Затруднение Постановка проблемы: интересно, что это за вещества? Как можно узнать химический состав клетки? Возникло ли у вас затруднение? Где именно? -Почему не могли дать правильный ответ ? -Насколько нам необходимо знать химический состав и значение веществ в клетке? | Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний. Совместно с учениками выявляет причины затруднения. | Отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания ( по выбору). Осуществляют проверку Решают проблему в группах. Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать, новое от уже известного преобразовывать информацию из одной формы в другую (П). Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). |
3.Выявления места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | -Какова цель вашей работы на уроке? -Сформулируйте тему урока. -Составим план достижения поставленной цели -Проговорите план вашей работы. | Предлагает определить способы реализации учебной деятельности. | Учащиеся ставят цель проекта и формулируют шаги, необходимые для реализации проекта | К: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме Р: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: определение способов и средств для реализации учебной деятельности. | -Составим план достижения поставленной цели -Проговорите план вашей работы. План: используя учебник, провести анализ информации о химическом составе клетки и способах обнаружения веществ . Провести опыты по выявлению химического состава клетки Систематизировать полученные знания. | Предлагает определить способы реализации учебной деятельности | Называют цель работы, выяснить какие вещества; уточняют тему урока. Составляют план работы. | К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
5. Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания | Вещества клетки – органические и неорганические Самостоятельная работа с текстом и рис.20 и21 на странице 25 Работа в группах по плану: План работы: 1.Изучаем теоретический материал по учебнику 2. Заполняем инструктивную карточку 3.Доказываем экспериментально – практически ( группа учеников, заранее подготовлена) 1 группа Неорганическое вещество – вода, способы обнаружения и роль. 2 группа Неорганические вещества – минеральные соли, способы обнаружения и роль. 3 группа Органические вещества белки, способы обнаружения и их роль. 4 группа Органические вещества жиры, способы обнаружения и их роль. 5 группа Органические вещества углеводы, способы обнаружения и их роль | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Координирует работу учащихся. Предлагает выполнить эксперимент по инструктивной карточке | Выполняют задание, работая в группах, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. Проводят эксперимент и предъявляют результаты работы | П. извлечение из текстов необходимой информации использование знаково−символических средств; построение логической цепи рассуждений, доказательств К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе. Р: Уметь организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы |
6. Закрепление во внешней речи Цель: применение новых знаний в типовых заданиях | 1.Выполнение задания №2 в рабочей тетради Заполни схему «Химический состав клетки» Проверка иллюстрация «Вещества клетки» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fd-1000-4ddd-f72e-230046b3269f/040.jpg 2.Задание интерактив «Белки. Жыры. Углеводы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000200-1000-4ddd-3b12-2f0046b3269f/051.swf 3.Задание «Ищу ошибку» 4. Биологический диктант | Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи. выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует соотнесение работы с эталоном для самопроверки | Выполняют самостоятельно задание и производят самопроверку, анализируют свои ошибки и исправляют. | Р: уметь проговаривать последовательность своих действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: уметь извлекать из биологических текстах необходимую информацию |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результата. | -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? (Смайлики) | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями. | Анализируют и оценивают усвоение нового материала. | П. контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Л. самооценка на основе критерия успешности Р. контроль, коррекция, оценка |
Домашнее задание | Всем: Параграф §6, вопросы на странице 33, в рабочей тетради задание 3, 4, 5 на странице 12-13. На выбор: Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? | Учитель диктует домашнее задание, комментирует. | Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей | К. достижение договорённостей и согласование общего решения П. выполнение действий по алгоритму |
Приложение1
Инструктивная карта
Фамилия, имя, участников группы: ___________________________________________________________
Работа в группах по плану:
План работы:
1.Изучаем теоретический материал по учебнику. Прочитайте текст с.25-26. Обратите внимание на рисунки 20 и 21.
2. Заполняем инструктивную карту проведения эксперимента
Цель | Что брали? | Что делали? | Что наблюдали | Вывод |
доказать, что в растениях содержатся_______ | | | | В летках растения содержатся ______ |
3.Доказываем экспериментально наличие химического вещества в клетках растений
4. Отвечаем на вопрос. Какую роль играют исследуемые вещества в клетках живых организмов
Контрольно-измерительные материалы
Работа с рисунком

П.Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
Уметь оценивать правильность выполнения действия
Задание на соответствие
Часть клетки | значение |
1. Пластиды | а)содержит наследственную информацию |
2.Ядро | б) состоит из целлюлозы(клетчатки), служит каркасом растительной клетки |
3.Цитоплазма | в)полости, заполненные клеточным соком |
4.Клеточная стенка | г)образуют органические вещества, придают окраску органам растения |
5.Вакуоль | д)содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из неё другие |
6.Клеточная мембрана | е)обеспечивает передвижение веществ в клетке |
Ответы: 1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д
Умение сравнивать и выделять признаки
Уметь оценивать правильность выполнения действия
Биологический диктант
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)
4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)
11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)
Оценка, выделение и осознание, что уже усвоено и что предстоит усвоить
Задание «Ищу ошибку»
Ваш одноклассник уверен, что все приведенные в тексте утверждения правильные. Докажите, что это мнение ошибочно.
Выпишите утверждения, в которых допущены биологические ошибки, исправляя их.
1.Клетки живых организмов состоят из многих веществ. 2. В природе существуют неорганические вещества, например белки, жиры и углеводы, и органические вещества – поваренная соль, сода и вода. 3.С помощью опытов можно выяснить, какие вещества входят в состав живых организмов. 4.Если поместить на лист бумаги семена подсолнуха и раздавить их, то на бумаге образуется мокрое пятно. 5.Значит в состав семян входит вода. 6. Если капнуть йодом на кусочек картофеля, то он посинеет. 7. Значит в клубне картофеля присутствует белок – клейковина.
Уметь работать с текстом, воспроизводить характеристику объекта по памяти
Список литературы
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1996.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М: Педагогика, 1996.
3. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М: « Академия », 2001г.
4. Т. П. Сальникова «Педагогические технологии» М:, «Просвещение», 2005.г.
5. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, 1997.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: НО, 1998.
7. Т. С. Сухова Т. С. «Технологии развивающего обучения на уроке биологии» М:, «Вентана - граф», 2001 г.
8. Т. С. Сухова «Урок биологии. Библиотека учителя» М: «Вентана – Граф», 2001г
9. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М, Педагогика 1999
10. Учебник И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А. Корнилова «Биология 5 класс», М.: «Вентана – Граф», 2015 год.