СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме:"Применение технологии развивающего обучения на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соержит разработку урока "Химический состав клетки" 5 класс 

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме:"Применение технологии развивающего обучения на уроках биологии"»

7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Центр среднего и дополнительного профессионального образования










ПРОЕКТ

на тему « Применение технологии развивающего обучения на уроке биологии по теме «Химический состав клетки»


слушателя курсов повышения квалификации « Технология и методика преподавания биологии с учетом требований ФГОС ООО »

Васейкиной Елены Николаевны























Славянск-на-Кубани, 2015

Содержание

  1. Теоретическая часть « Технология развивающего обучения на уроках биологии» …………………………………………………………………3

  2. Конспект урока «Химический состав клетки» с использованием технологии развивающего обучения …………………………………….8

  3. Контрольно-измерительные материалы…………………………………21

  4. Список литературы ……………………………………………………….23

























1. Теоретическая часть « Технология развивающего обучения на уроках биологии»

В связи с интенсивной технологизацией  образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.   Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.

Развивающее обучение:

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Цель: Развитие личности и ее способностей

Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Механизм: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Направленность технологии: Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.

Основными положениями развивающего обучения являются:

- развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением;

- активное участие обучаемых в процессе обучения;

- обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом;

- осознание обучаемым значимости изучаемого материала;

- ведущая роль отводится теоретическим знаниям;

- стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся:

Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач.

Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской

деятельности.

Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Выявлена группа основных подходов:

1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.

2. Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.


Среди технологий развивающего обучения можно выделить пять направлений:

-   технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов).

-технологии, опирающиеся на потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко).

-   технологии, опирающиесяна индивидуальный опыт личности (технология И. С. Якиманской).

-   технологии, опирающиеся на творческие потребности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер).

- технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И. П. Иванов).

Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  • общее психическое развитие личности;

  • создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Содержание образования:

Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Свойства методической системы

  • многогранность;

  • процессуальность познания;

  • разрешение коллизий;

  • вариативность

  • Особенности организационных форм

  • Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  • формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);

  • обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.

Содержание образования

Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).

Свойства методической системы:

  • концепция целенаправленной учебной деятельности;

  • проблемное изложение знаний;

  • метод учебных задач;

коллективно-распределительная деятельность

В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.

Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.

Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному мышлению и действию. У учащихся формируются:

  • предметная компетентность – способность позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры (позиционно – значит, рассматривать природные процессы с разных позиций: на разных уровнях , в разных условиях);

  • социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;

  • коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию и быть понятым;

  • развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально – ориентированных, личностных задач;

  • образовательная компетентность – учебная самостоятельность.


Все основные характеристики развивающего обучения - содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающиеся в нем коммуникации – взаимосвязаны и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения.

Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.













2.Конспект урока «Химический состав клетки» с использованием технологии развивающего обучения

Тема урока

Химический состав клетки.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Технология

развивающее обучение

Главная дидактическая цель урока

Главная дидактическая цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять неорганические и органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе

Формировать УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.Оценивать собственный вклад в работу группы

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Основные понятия

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Ресурсы

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради.

ЭОР (ЦОР): презентация

Интеравтивный рисунок «Растительная клетка»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf

Иллюстрация «Растительная и животная клетка»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000044d-1000-4ddd-7f2c-300046bc4311/021.jpg

Иллюстрация «Вещества клетки»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fd-1000-4ddd-f72e-230046b3269f/040.jpg


Задание интерактив «Белки. Жыры. Углеводы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000200-1000-4ddd-3b12-2f0046b3269f/051.swf


Организация пространства

индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Методы

частично-поисковый.


Технологическая карта

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Р П К

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»




Выслушивает, комментирует, мотивирует




Высказывают свои суждения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий

















Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели ,чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.



Задание№1 Рисунок «Строение растительной клетки». Какие части растительной клетки указаны на рисунке? Подпиши

Задание № 2 установить соответствие.между часть клетки и выполняемой функцией


Проверка выполненны заданий Интеравтивный рисунок «Растительная клетка»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf

3.Сходны ли растительная и животная клетка?


Иллюстрация «Растительная и животная клетка»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000044d-1000-4ddd-7f2c-300046bc4311/021.jpg


Затруднение: А чем еще сходны клетки?


Задание «Головоломка»

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.


Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав

рассказ о том, что клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят в состав объектов неживой природы.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют разные вещества.


Затруднение

Постановка проблемы: интересно, что это за вещества? Как можно узнать химический состав клетки?


Возникло ли у вас затруднение? Где именно?

-Почему не могли дать правильный ответ ?

-Насколько нам необходимо знать химический состав и значение веществ в клетке?

Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний.




























Совместно с учениками выявляет

причины затруднения.



Отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания ( по выбору).

Осуществляют проверку


























Решают проблему в группах.




Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.


Уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать, новое от уже известного преобразовывать информацию из одной формы в другую (П).

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).



3.Выявления места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

-Какова цель вашей работы на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Составим план достижения поставленной цели

-Проговорите план вашей работы.



Предлагает определить способы реализации учебной деятельности.


Учащиеся ставят цель проекта и формулируют шаги, необходимые для реализации проекта


К: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме

Р: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение способов и средств для реализации учебной деятельности.

-Составим план достижения поставленной цели

-Проговорите план вашей работы.

План:

  1. используя учебник, провести анализ информации о химическом составе клетки и способах обнаружения веществ .

  2. Провести опыты по выявлению химического состава клетки

  3. Систематизировать полученные знания.


Предлагает определить способы реализации учебной деятельности

Называют цель работы, выяснить какие вещества; уточняют тему урока.

Составляют план работы.


К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


5. Реализация построенного проекта

Цель:

построение и фиксация нового знания

Вещества клетки – органические и неорганические

Самостоятельная работа с текстом и рис.20 и21 на странице 25

Работа в группах по плану: План работы:

1.Изучаем теоретический материал по учебнику

2. Заполняем инструктивную карточку

3.Доказываем экспериментально – практически ( группа учеников, заранее подготовлена)

1 группа

Неорганическое вещество – вода, способы обнаружения и роль.

2 группа

Неорганические вещества – минеральные соли, способы обнаружения и роль.

3 группа

Органические вещества белки, способы обнаружения и их роль.

4 группа

Органические вещества жиры, способы обнаружения и их роль.

5 группа

Органические вещества углеводы, способы обнаружения и их роль

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Координирует работу учащихся.

Предлагает выполнить эксперимент по инструктивной карточке


Выполняют задание, работая в группах, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Проводят эксперимент и предъявляют результаты работы

П. извлечение из текстов необходимой информации использование знаково−символических средств;

построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе.

Р: Уметь организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы


6. Закрепление во внешней речи

Цель: применение новых знаний в типовых заданиях

1.Выполнение задания №2 в рабочей тетради

Заполни схему «Химический состав клетки»

Проверка иллюстрация «Вещества клетки»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fd-1000-4ddd-f72e-230046b3269f/040.jpg


2.Задание интерактив «Белки. Жыры. Углеводы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000200-1000-4ddd-3b12-2f0046b3269f/051.swf

3.Задание «Ищу ошибку»

4. Биологический диктант


Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи.

выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует соотнесение работы с эталоном для самопроверки

Выполняют самостоятельно задание и производят самопроверку, анализируют свои ошибки и исправляют.


Р: уметь проговаривать последовательность своих действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: уметь извлекать из биологических текстах необходимую информацию

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результата.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока? (Смайлики)


Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями.


Анализируют и оценивают усвоение нового материала.


П. контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л. самооценка на основе критерия успешности

Р. контроль, коррекция, оценка

Домашнее задание

Всем: Параграф §6, вопросы на странице 33, в рабочей тетради задание 3, 4, 5 на странице 12-13.

На выбор:

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?

Учитель диктует домашнее задание, комментирует.

Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей

К. достижение договорённостей и согласование общего решения

П. выполнение действий по алгоритму


Приложение1

Инструктивная карта

Фамилия, имя, участников группы: ___________________________________________________________

Работа в группах по плану:

План работы:

1.Изучаем теоретический материал по учебнику. Прочитайте текст с.25-26. Обратите внимание на рисунки 20 и 21.

2. Заполняем инструктивную карту проведения эксперимента

Цель

Что брали?

Что делали?

Что наблюдали

Вывод

доказать, что в растениях содержатся_______




В летках растения содержатся ______








3.Доказываем экспериментально наличие химического вещества в клетках растений

4. Отвечаем на вопрос. Какую роль играют исследуемые вещества в клетках живых организмов



  1. Контрольно-измерительные материалы








Работа с рисунком



















П.Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

Уметь оценивать правильность выполнения действия

Задание на соответствие

Часть клетки

значение

1. Пластиды

а)содержит наследственную информацию

2.Ядро

б) состоит из целлюлозы(клетчатки), служит каркасом растительной клетки

3.Цитоплазма

в)полости, заполненные клеточным соком

4.Клеточная стенка

г)образуют органические вещества, придают окраску органам растения

5.Вакуоль

д)содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из неё другие

6.Клеточная мембрана

е)обеспечивает передвижение веществ в клетке


Ответы: 1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д



Умение сравнивать и выделять признаки

Уметь оценивать правильность выполнения действия

Биологический диктант



1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

Оценка, выделение и осознание, что уже усвоено и что предстоит усвоить

Задание «Ищу ошибку»

Ваш одноклассник уверен, что все приведенные в тексте утверждения правильные. Докажите, что это мнение ошибочно.

Выпишите утверждения, в которых допущены биологические ошибки, исправляя их.



1.Клетки живых организмов состоят из многих веществ. 2. В природе существуют неорганические вещества, например белки, жиры и углеводы, и органические вещества – поваренная соль, сода и вода. 3.С помощью опытов можно выяснить, какие вещества входят в состав живых организмов. 4.Если поместить на лист бумаги семена подсолнуха и раздавить их, то на бумаге образуется мокрое пятно. 5.Значит в состав семян входит вода. 6. Если капнуть йодом на кусочек картофеля, то он посинеет. 7. Значит в клубне картофеля присутствует белок – клейковина.



Уметь работать с текстом, воспроизводить характеристику объекта по памяти


  1. Список литературы


1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1996.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М: Педагогика, 1996.

3. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М: « Академия », 2001г.

4. Т. П. Сальникова «Педагогические технологии» М:, «Просвещение», 2005.г.
5. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, 1997.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: НО, 1998.

7. Т. С. Сухова Т. С. «Технологии развивающего обучения на уроке биологии» М:, «Вентана - граф», 2001 г.

8. Т. С. Сухова «Урок биологии. Библиотека учителя» М: «Вентана – Граф», 2001г

9. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М, Педагогика 1999

10. Учебник И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А. Корнилова «Биология 5 класс», М.: «Вентана – Граф», 2015 год.