МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАУ ДПО «АмИРО»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НИКОЛО-АЛЕКСАНДРОВКА»
ПРОЕКТ
ТЕМА:
«ПРОЦЕНТЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
АВТОРЫ:
Ученик 7 класса: Макаров Вячеслав,
Ученики 8 класса: Бородина Юлия, Галушко Дарья, Лешкова Валерия, Фодчук Эльвира, Яремовская Екатерина.
Куратор проекта: Галушко Светлана Евгеньевна, учитель физики и математики.
Начало работы: 4.03.16.
Завершение работы: 17.03.16
Благовещенск 2016 г
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Проценты в повседневной жизни»
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: математика
3. Вид проекта (по виду деятельности): учебно-исследовательский
4. Цель проекта: изучить использование знаний о процентах в повседневной жизни, расширить знания о процентных вычислениях.
5. Задачи:
а. Выяснить, актуальна ли тема: «Проценты» в повседневной жизни?
б. Выяснить основные виды задач на проценты, их применение учащимися на ГИА в 9 классе.
в. Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
6. Аннотация проекта.
Актуальность темы:
Проценты в мире появились из практической необходимости. Ещё в древности приходилось считать долги в процентах.
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты, необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы ежедневно встречаемся с ценами на товары и услуги, приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате налогов, страхования.
Поэтому необходимо показать учащимся значимость данной темы в жизни каждого человека и вооружить их знаниями по процентным исчислениям для использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Основополагающий вопрос:
Можно ли обойтись без знаний процентов в повседневной жизни?
Проблемные вопросы:
Нужны ли мне знания о процентах?
Решают ли задачи на проценты учащиеся на ГИА?
Где встречаются проценты в повседневной жизни?
7. Предполагаемые продукты проекта: буклет для учащихся школы, памятка для учителей, родителей.
8. Этапы работы над проектом.
Работа над проектом начинается с фронтальной беседы и стартовой презентации учителя. В ходе презентации выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте по заданным темам и распределяются по группам.
Этапы и сроки проведения проекта.
Подготовительный этап:
Постановка целей задач (1 урок) . Определяются темы для исследований, класс разбивается на группы, каждая из которых будет исследовать свою тему:
Группа: (1чел.) Изучение теоретических основ, истории возникновения процентов.
Группа: (1 чел.) Проведение и анализ социологического опроса учащихся школы.
Группа: (2 чел.) Работа с сайтом «Решу ГИА», как выяснение видов задач, применяемых на экзамене. Создание проектного продукта №1(буклет для учащихся школы 5 – 9 класс) и работа с ним.
Проведение повторного социологического опроса.
Группа: (2 чел.) Применение знаний о процентах в повседневной жизни людей. Расчеты по кредиту. Создание проектного продукта №2 (памятка по кредиту). Памятка предназначена для более взрослого населения. Будет представлена и предложена для использования на общешкольном родительском собрании учителям школы и родителям.
Основной этап:
Исследования учащихся (3 урока) В течение следующих уроков ученики, при поддержке учителя, пытаются ответить на вопросы своей темы. Отбирают задачи по теме. Ребята знакомятся с историческими сведениями, отбирают нужный материал, встречающиеся в повседневной жизни. По результатам своей работы учащиеся создают материалы, в которых отражается результат их деятельности. Делают выводы по теме. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы всех групп.
Заключительный этап:
Защита проекта (1 урок). Каждая группа выступает со своим докладом в общей отчётной презентации, демонстрируя проектные продукты. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы. Подводятся итоги.
9. Презентацию (представление) проекта.
10. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, мультимедиа.
Содержание
Введение…………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………..4-8
Заключение ………………………………………………………8
Список литературы………………………………………………9
Приложения………………………………………………….....10-12
Введение:
Актуальность темы:
Проценты в мире появились из практической необходимости. Ещё в древности приходилось считать долги в процентах.
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты, необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы ежедневно встречаемся с ценами на товары и услуги, приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате налогов, страхования.
Поэтому необходимо показать учащимся значимость данной темы в жизни каждого человека и вооружить их знаниями по процентным исчислениям для использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Основополагающий вопрос:
Можно ли обойтись без знаний процентов в повседневной жизни?
Проблемные вопросы:
Нужны ли мне знания о процентах?
Решают ли задачи на проценты учащиеся на ГИА?
Где встречаются проценты в повседневной жизни?
Наш информационно - исследовательский учебный проект называется «Проценты в повседневной жизни».
Нами была поставлена цель научной работы: изучить использование знаний о процентах в повседневной жизни, расширить знания о процентных вычислениях.
Для достижения поставленных целей нами были определены следующие задачи:
Выяснить, актуальна ли тема: «Проценты» в повседневной жизни?
Выяснить основные виды задач на проценты, их применение учащимися на ГИА в 9 классе.
Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
Работа над проектом включала следующие этапы:
Изучение теоретических основ, истории возникновения процентов.
Проведение и анализ социологического опроса учащихся школы.
Работа с сайтом «Решу ГИА», как выяснение видов задач, применяемых на экзамене. Создание проектного продукта №1(буклет для учащихся школы 5 – 9 класс) и работа с ним.
Проведение повторного социологического опроса.
Применение знаний о процентах в повседневной жизни людей. Расчеты по кредиту.
Создание проектного продукта №2 (памятка по кредиту). Памятка предназначена для более взрослого населения. Будет представлена и предложена для использования на общешкольном родительском собрании учителям школы и родителям.
3
Основная часть
I этап: Изучение теоритических основ.
История возникновения процентов.
Из источников теоретических знаний мы выяснили, что слово процент произошло от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей.
Есть мнение, что понятие «процент» ввел бельгийский ученый Симон Стевин в 1584 г.
Знак %, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки. Была опубликована книга, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
В России понятие процент впервые ввел Пётр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек. Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты стали встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке, технике.
Сегодня Проценты - это «международный язык»: в бизнесе, в банковской системе, на производстве, в сельском хозяйстве, в быту….
Без элементарных знаний по этой теме не сможешь ориентироваться в современной жизни.
Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах.
Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся.
II этап:
Проведение и анализ социологического опроса учащихся школы.
В последнее время экзамен по математике проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах присутствуют задачи на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой.
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи. Это влияет на успешность сдачи экзамена, успешность их в дальнейшей жизни.
Мы провели социологический опрос среди учащихся 6-9 классов нашей школы. Число опрошенных составило: 22 человека.
Основные вопросы:
1.Считаете ли Вы тему: «Проценты в жизни людей» актуальной. ( т.е значимой)?
2.Умеете ли Вы высчитывать проценты?
Результаты обработки анкет показали: (см. приложение №1)
Что процент учащихся, считающих тему актуальной в жизни людей, составил-86%
5% - опрошенных считают, что тема «Проценты» не актуальна.
9% - ответили, что не знают.
По второму вопросу получили следующее: (см. приложение №2)
Процент учащихся, умеющих решать задачи всего 48%, не умеющих- 52%.
Большая часть учеников не умеют решать важные задачи на вычисление процентов.
4
После сопоставления результатов опроса мы выяснили, что ученикам нашей школы нужна помощь. Необходимо систематизировать основной материал по теме и в доступной и интересной форме представить его ребятам. Это поможет им при решении разных задач.
III этап:
Работа с сайтом «Решу ГИА», как выяснение видов задач, применяемых на экзамене.
Поработав с сайтами для подготовки к ГИА в форме ОГЭ по математике 9 класс 2016 год, мы выяснили, что задачи на проценты имеются как в первой части, так и во второй части экзаменационной работы.
Пример (из 1 части): В городе 190 000 жителей, причем 29% – это пенсионеры. Сколько примерно человек составляет эта категория жителей? Ответ округлите до тысяч.
Проработав материал, мы определили основные виды задач, подобрали формулы для расчета процентов. Результаты своего исследования представили в специальном выпуске буклета «Проценты в жизни человека»- продукт №1 (см. приложение №3)
Буклет содержит справочный материал:
Понятие «процент».
Различные обозначения процента.
Основные сокращенные процентные соотношения.
Основные формулы расчета процентов.
Адреса сайтов для подготовки к ГИА.
Задачи на проценты из экзаменационной работы, связанные с жизнью.
Распространили буклет среди учащихся МОУ СОШ с. Николо - Александровка для быстрого и интересного освоения полезной информации.
Используя буклет, мы показали на примере, как решить данную задачу с применением формулы.
Пример (из 1 части): В городе 190 000 жителей, причем 29% – это пенсионеры. Сколько примерно человек составляет эта категория жителей? Ответ округлите до тысяч.
Решение: 1. Воспользуемся формулой нахождение процентов от числа: 
2. А- 29%
В- 190 000 человек
29:100* 190 000 = 55 100 человек
3. Округлим до целых- 55 000 человек
Ответ: 55 000 человек.
Затем предложили ребятам решить задачи из буклета. Учащиеся успешно справились. Учителям математики рекомендовали использовать на уроках данный справочный материал.
IV этап:
Проведение повторного социологического опроса.
Спустя 4 дня после выхода буклета, нами был проведён повторный социологический опрос. Результаты обработки анкет показали, что процент учащихся, умеющих решать задачи, повысился и составил – 75%, не умеющих- 25%.
(см. приложение №4)
V этап:
Применение знаний о процентах в повседневной жизни людей. Расчеты по кредиту.
Область применения процентов в жизни людей обширна. Рассмотреть абсолютно все задачи невозможно. Мы остановились на вопросе кредитования населения.
5
На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Из-за трудного финансового положения в стране у людей сокращаются заработные платы, денег не хватает на то, чтобы производить крупные покупки. И они вынуждены прибегать к помощи банков, берут кредиты.
Беда заключается в том, что большинство людей делают это, абсолютно не рассчитывая свои доходы и возможности, и сумма ежемесячных выплат часто составляет более 50% от суммы дохода.
Эйфория от обладания большими деньгами проходит, а вот долги остаются, причем со всеми процентами, страховками и другими банковскими прелестями.
В итоге банки богатеют, а люди при этом улетают в долговые ямы и становятся все беднее.
Мы провели социологический опрос среди взрослого населения нашей школы, выяснили, что большая часть опрошенных - 62% брали кредит (см. приложение №5).
Более надежным считают сбербанк России (см. приложение №6).
Рассмотрим особенности расчётов кредитных платежей, зная которые Вы сможете выбрать наиболее выгодный кредит, и сможете проверить график платежей, который вам выдадут в банке.
Разумеется, в каждом банке существует свой кредитный калькулятор, но иногда полезно знать эту технику расчётов и убедиться самому, что Вас не обманывают, и в сумму выплат по кредиту не попали какие-нибудь скрытые проценты и комиссии.
Допустим, эта сумма банком одобрена, и Вы хотите теперь узнать: сколько денег я переплачу банку за пользование кредитом? На языке финансовой математики эта величина называется «проценты по кредиту» или «процентные платежи». А также не плохо бы представлять ежемесячные платежи по кредиту, чтобы планировать свой семейный бюджет.
Например, банк дал Вам согласие на выдачу
кредита в размере – 100 000 рублей,
по ставке – 15,5% годовых,
сроком на 2 года,
порядок погашения – аннуитетные платежи.
Найдём ежемесячный платёж, а также рассчитаем переплату по кредиту.
Ежемесячный платёж состоит из двух частей:
- выплата части основного долга,
- выплата процентов по кредиту, которые набежали за период (в нашем примере, месяц) на не выплаченную часть долга.
В зависимости от соотношений этих двух частей платежи бывают:
- аннуитетные,
- дифференцированные.
Что значит аннуитетные платежи?
Аннуитетные платежи представляют собой равные ежемесячные выплаты в течение всего срока кредитования.
Значит, каждый месяц Вы будете платить банку одну и ту же сумму на протяжении всего срока (в нашем примере на протяжении двух лет).
Рассчитать ежемесячный платёж можно по формуле:
6

где,
Y – сумма ежемесячного платежа,
D – сумма кредита (основной долг),
i – процентная ставка, в коэффициентах (в нашем примере 0,155 = 15,5% / 100%),
m – число начислений процентов в течение года,
n – срок погашения в годах.
Сумма ежемесячного платежа по кредиту составит:

Таких платежей за два года Вы совершите 24 раза, следовательно, всего за два года будет выплачено:
В= Y*( m* n)
4 872,45 × 24 = 116 938,9 рублей.
Теперь можно рассчитать переплату по кредиту – из общей суммы платежей по кредиту вычесть сумму основного долга:
N=В-D
116 938,9 – 100 000 = 16 938,9 рублей
Вот такую сумму Вы заплатите банку за пользование кредитом при погашении аннуитетными платежами.
Примерный план погашения кредита представляют в виде таблицы. Похожую таблицу Вам выдадут с указанием точной даты платежа в банке. Из таблицы видно, что сумма ежемесячного погашенного взноса постоянна.
VI этап:
Создание проектного продукта №2 (см. приложение №7).
Продуктом №2 нашей работы стала «Памятка по кредиту». В памятке мы уделили особое внимание на то, какие типичные ошибки допускают чаще всего заемщики при взятии кредитов. И что необходимо делать, чтобы не попасть в долговую яму.
Важно помнить, что главная цель любого банка – это извлечение прибыли. Чем проще и быстрее вам одобряют кредит, тем больше вероятность, что проценты будут заоблачные. Следовательно, к выбору кредитора нужно подходить очень внимательно, и быть щепетильными при оформлении кредита.
Ряд типичных ошибок, допускаемых гражданами при получении и дальнейшей выплате кредитных денег:
Невнимательное отношение к условиям и тексту договора.
Оформление займа для другого человека.
Погашение прошлого кредита за счет взятия нового.
Игнорирование обязательного страхования.
Игра в прятки с кредиторами. 7
Как не попасть в долговую яму:
Во-первых, стоит несколько раз подумать, насколько вам важно брать кредит, а также обдумать все возможные варианты его выплаты.
Во-вторых, подумайте о сумме кредита, обратите внимание на ежемесячные комиссии, которые вы будете постоянно выплачивать. Перед оформлением кредита необходимо тщательно взвесить и рассчитать свою платежеспособность.
В-третьих, подумайте, подходит ли вам именно этот кредит? Кроме этого, вплотную займитесь вопросом о досрочном погашении всех долговых обязательств. Поскольку у всех банков своя политика, еще до взятие кредита очень важно обратить на это внимание.
В-четвертых, точно рассмотрите все варианты погашения ежемесячного кредита. Важно точно знать, где, как и когда следует платить и в каких суммах.
Будьте предельно внимательные при оформлении всех договорных и кредитных обязательств!
Вас никто не заставляет ничего подписывать, даже если банковские работники вас обхаживают.
Помните это! Не спешите брать на себя финансовую ответственность!
Заключение.
Выводы по проекту:
В своем исследовании мы увидели, что тема « Проценты» актуальна во все времена . Ещё с давних времён человеку были необходимы проценты и современный человек тесно связан с ними. Без элементарных знаний по этой теме не сможешь ориентироваться в современной жизни. Т.е. без знаний процентов в повседневной жизни просто не обойтись.
Систематизировали и расширили знания о процентных вычислениях, которые помогут нам и учащимся 5-9 классов при решении задач на уроках и экзамене. И нам удалось привлечь к этой проблеме учащихся нашей школы.
Мы помогли разобраться и взрослым в процентных вычислениях, необходимых для применения в практической деятельности, на примере расчета кредита.
Проведенная работа была интересна. Мы достигли поставленной цели.
8
Список литературы:
Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты. / Математика в школе. – 1998.- №4/.
Симонов А.С. Сложные проценты. / Математика в школе. – 1998. - №5/.
Симонов А.С. Экономика на уроках математики.– М.: Школа - Пресс, 1999.
Спивак В.А. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвешение, 2002
Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием. Математика в школе.-2002.- № 8.
http://oge.sdamgia.ru/
http://www.sberbank.ru/ru/person
http://creditovgrad.ru/main/credits/kak-vybratsja-iz-kreditnoj-jamy/
http://uztest.ru/abstracts/?idabstract=385332
http://www.credits.ru/article/annuitetnyy-ili-differencirovannyy-platezhi-chto-vygodnee-zaemschiku
9
Приложения.
Приложение №1.
![]()
Приложение №2.

Приложение №3.
10
![]()
Приложение №4
Приложение №5
![]()
Приложение №6
![]()
11
Приложение №7

12